Москва, 18 октября 2011 г.
Цикл фильмов повествует о духовных поисках советской интеллигенции и неофициальной религиозной жизни в 1960-х - 1980-х годах ХХ века. Это рассказ о тайной жизни Русской Православной церкви того времени, её священниках-подвижниках и мирянах, подспудно творивших работу духа; о людях, для которых вера была не абстрактной идеей, а настоящей силой, способной изменить жизнь, и единственной формой сопротивления режиму. Среди героев фильма - знаменитый русский филолог и историк культуры Сергей Аверинцев, профессор-геолог Глеб Каледа, ставший тайным священником, протоиерей Александр Мень, митрополит Антоний Сурожский, пианистка Мария Юдина, экуменист Сандр Рига. Речь пойдет и об их окружении, о тех людях, которые через них приходили к вере.
Своеобразным лейтмотивом фильма стала песня «Город
золотой» в исполнении художника и поэта Алексея
Хвостенко. Ею открывается и завершается фильм: мелодия
советского лютниста и гитариста Владимира Вавилова,
изданная в 1970 году на пластинке лютневой музыки под
именем итальянского композитора эпохи ренессанса Франческо
да Милано, и спустя годы благодаря стихотворению поэта
Анри Волохонского превратившаяся в знаменитый хит
Гребенщикова, звучит как метафора той напряженной истории
духовных поисков и открытий.
"Во всех религиозных традициях вера связывается с образом горения, огонь свечи противостоит огню сжигающему, адскому", - рассказывает Александр Архангельский. - "Летом 1972 года метафора как будто перенеслась в реальность: все погрузилось в сизое марево, в окружающем пейзаже было нечто инфернальное, апокалиптическое. Плановое осушение болот, начатое при Сталине и продолженное при Хрущеве и Брежневе, обернулось катастрофой и бессмыслицей. Надежда на то, что селяне будут отапливать деревни торфом, и на торфе будут работать ГРЭС, не оправдалась. Мазут и уголь оказались эффективнее и дешевле. Сверхрациональная уверенность большевиков, что природа подчинилась человеку и он может делать с ней все, что пожелает, привела к трагедии. Заброшенный торф полыхнул. Было в этом что-то библейское. Самодвижный огонь. Содом и Гоморра. Бессилие разума, ставшее прямым следствием рациональной веры в человека как самовольного вершителя всех дел вселенной".