В Русской Православной Церкви выразили недоумение попытками правозащитников обжаловать решение суда, который признал незаконным уголовное преследование группы молодых людей, прервавших в январе этого года выставку "Осторожно, религия!" в музее им. А. Сахарова, сообщает "NEWSru.com" со ссылкой на "Интерфакс".
"Для православных людей оскорбление святыни и веры не менее преступно, чем оскорбление человека, и наша правовая система должна, как мне кажется, уважать этот взгляд", - сказал 19 сентября агентству "Интерфакс" секретарь по взаимоотношениям Церкви и общества ОВЦС Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.
Накануне Людмила Алексеева, Елена Боннэр, Светлана Ганнушкина, Сергей Ковалев, Юрий Самодуров, Лев Пономарев и Глеб Якунин обратилась к Генпрокуратуру РФ с призывом повторно возбудить уголовное дело в отношении погромщиков выставки. Авторы обращения отмечают, что "насилие не может использоваться для решения религиозных споров", и сравнивают разгром выставки с уничтожением статуй Будды в Афганистане. Между тем отец Всеволод сравнил разрушение экспонатов этой выставки не с уничтожением статуй Будды в Афганистане, а с уничтожением плаката "Смерть жидам!" "Если человек уничтожает такой плакат, - сказал собеседник агентства, - если он замазывает ксенофобную надпись на стене или отнимает у кого-то и рвет фашистскую книгу, он поступает правильно, поскольку пресекает оскорбление людей. Но нужно помнить, что для многих из нас вера важнее земной жизни, поэтому оскорбление религиозных чувств и святынь ничуть не лучше оскорбления человека". "Наше правозащитное движение, - напомнил отец Всеволод, - много раз высказывалось в поддержку запрета националистических и других человеконенавистнических идеологий. В то же время оно почему-то ни разу не осудило трусов, которые издеваются над самым дорогим, что есть у верующих людей, боясь выступить против тех, кто может реально дать сдачу: лидеров криминального мира, политических радикалов, руководителей террористических организаций и так далее". "Проще простого, - сказал отец Всеволод, - оскорблять религиозные чувства верующих, которые, как правило, сдачи не дают, и даже в случае с этой выставкой ограничились тем, что поломали и разрисовали краской т.н. "экспонаты".
"Для наших правозащитников, - продолжил он, - наверное, покажется преступным, если кто-то устроит перформанс на могиле их матери, оскорбит их по признаку национальности, возраста или пола или подвергнет поруганию дорогие для этих людей имена или символы, в частности, памятники жертвам политических репрессий". Сказав, что "за символы своих убеждений и за то, что им дорого, правозащитники России борются очень сурово", протоиерей Всеволод Чаплин выразил недоумение, тем, что "убеждения верующих людей для правозащитников оказываются как бы убеждениями второго сорта". "Положим, завтра, - сказал он, - напротив музея им. А. Сахарова какие-нибудь художники выставят его портрет, разрисованный свастиками, и повесят плакат "Жертвы ГУЛАГа - враги народа", а милиция сутками не будет этого замечать. Как отреагируют сотрудники музея?" Отец Всеволод выразил надежду, что "в них еще живы нормальные человеческие чувства, а значит, они пойдут и выбросят эти "экспонаты" в речку Яузу".