Дейр-эз-Зор, 4 февраля 2015 г.
Сирийский город Дейр-эз-Зор, служивший на протяжении многих веков пристанищем для христиан северо-востока страны, отныне теряет свое христианское название – теперь населенный пункт именуется его оккупантами-исламистами «Вилаят-уль-Хайр», - передает информационный портал Calam1.
Таким образом исламисты-члены террористической организации «Исламское Государство» решили упразднить само название города, издревле (с VIII в.) содержащее слово «Дейр» (араб. «монастырь») и отсылающее к христианству и христианскому наследию Сирии.
Новый же топоним – «Вилаят-уль-Хайр» (араб. «Вилаят добра») – призван напоминать жителям о новом порядке проживания религиозных меньшинств на захваченной ИГ территории.
Как сообщают очевидцы, в начале 2012-го года многие жители Дейр-эз-Зора восстали против сирийского правящего режима, что позволило боевикам «Сирийской свободной армии» занять определенные позиции в городе. Однако уже в 2013-м – 2014-м гг., после укрепления «Джебхат ан-Нусра» и ИГ на политической и военной аренах, некоторые христиане города решили покинуть свои дома.
Один из них, сорокапятилетний оппозиционер Илья, в своем интервью журналистам так объяснил свое решение: «Я знал, что после установления режимом блокады Дейр-эз-Зора положение наше будет ужасным; но когда появились исламисты, якобы воюющие за нас, я понял – все будет еще ужаснее. Тогда нам пришлось бежать».
Страхи Ильи и его единомышленников были вполне оправданными – в июле 2014-го года боевики ИГ вошли в город. С этого момента «Халифат» Ирака стал пространством, объединенным с завоеваниями исламистов на севере Сирии. Для христиан Ракки и Дейр-эз-Зора это означало одно – установление законов, дискриминирующих религиозные меньшинства. Помимо дресс-кода, иудеи и христиане «Вилаята» обязаны соблюдать и другие правила исламистов: в частности, запрещается уклоняться от выплаты налога на веру (джизьи), равно как и поддерживать состояние церквей и монастырей. Нарушение нового «закона» карается «Государством» смертью.
Согласно свидетельству доктора Джурджуса, христианина, недавно сбежавшего от меча боевиков Ракки, все города, контролируемые такфиристами, пребывают в одном и том же печальном состоянии.
«Я помню лица окружающих людей – они и вправду тосковали по прошлому, осознавая его ценность и свободу. В моем городе царит террор и насилие, разруха и смерть – он никогда уже не будет «жемчужиной Евфрата»… Власть террористов является печатью позора, лежащей на всем оппозиционном движении; именно из-за нее многие патриоты покинули свою страну, возможно, навсегда», - заключил Джурджус.