Киев, 10 ноября 2003 г.
7-8 ноября в Киеве проходил Учредительный съезд Всеукраинского православного педагогического общества, сообщает пресс-служба Украинской Проавославной Церкви. В субботу, 8 ноября, в рамках работы съезда в Киево-Печерской лавре состоялись научно-практическая конференция «Актуальные проблемы преподавания основ православного вероучения в светских учебных заведениях и в воскресных школах» и круглый стол на тему «Программы и учебники по Основам православной культуры и этики».
На съезде были выбраны управляющие органы общества, утверждена его структура и принят его устав.
Работа конференции проходила по секциям «Теория и практика преподавания православных учебных дисциплин в средней и высшей школах: критерии, принципы и стандарты программ» и «Актуальные проблемы воскресной школы: как воскресная школа может стать школой церковной жизни». Делегаты-педагоги из всех регионов Украины, а также гости из России делились своим опытом преподавания религиозных предметов в государственных и негосударственных школах.
Участники конференции высказали разные мнения о преподавании православных предметов. Нашлись сторонники их преподавания с вероучительных и с культурологических позиций. Нередко форум перерастал в дискуссии, что лишний раз свидетельствовало о его рабочем, не формальном, характере: ведь здесь собрались вместе практики, имеющие большой опыт работы в православной педагогике.
Заместитель главы Всеукраинского православного педагогического общества протоиерей Владислав Софийчук сказал: «Сегодня состоялось событие, которое мы сможем осмыслить только со временем – в Украине создано общество православных педагогов. Мы попытались создать такую структуру Общества, чтобы дойти до педагога каждого села, каждой области, каждого района. Отныне, с принятием Устава у нас будет возможность зарегистрироваться в Минюсте и работать с педагогами, общественностью, родителями и детьми по всей Украине. Те предложения, которые прозвучали на конференции и круглом столе, мы систематизируем, и в ближайшее время соберемся уже более узким кругом для того, чтобы обработать их и решить, как лучше воплощать их в жизнь. Теперь, после съезда, православные педагоги будут работать не поодиночке, а все вместе будут вырабатывать общую позицию, общие перспективы и направления. Теперь у нас есть организация».
Исполнительный секретарь Всеукраинского православного педагогического общества священник Богдан Огульчанский отметил, что «среди православных очень много творчески одаренных людей, которые являются подвижниками своего дела. Здесь, на этом мероприятии, мы увидели таких людей, и мы очень радуемся, что встретили единомышленников, которые приехали со всей Украины. Они имеют достаточно энтузиазма и конкретные планы работы. Поэтому наибольшей радостью этого форума для меня лично было увидеть и пообщаться с такими людьми».
Председатель Государственного комитета по делам религий Виктор Бондаренко назвал учредительный съезд Всеукраинского православного педагогического общества очень важным событием «с точки зрения обустройства нашего общества». «По сути, – сказал он, – это стремление найти формы соединения работы школы и Церкви – двух общественных институций, которые охватывают огромные массы людей. Церковь по своей природе воспитательница. Сегодняшний разрыв между школой и Церковью – ненормальная ситуация, и ее нужно исправлять».
Делегат из Москвы, декан педагогического факультета Свято-Тихоновского богословского института иеромонах Киприан (Ященко) рассказал удивительный случай.
«В Самаре в 54-й школе несколько лет назад ввели предмет «Основы православной культуры». Рядом с этой школой, буквально через забор, стоит другая, в которой этот предмет не читается. Так в ней еженедельно бывает несколько приводов в милицию за разбой, хулиганство и т.д. А в школе № 54 уже несколько лет такого не случается, милиция просто разводит руками: ни одного случая. С точки зрения милиции это феномен. Однако согласно социологическим исследованиям, проведенным Санкт-Петербургским Институтом конкретных социологических исследований, в результате обучения православной культуре у учащихся изменяется мировоззрение, и даже в тех классах, где всего год прослушали этот предмет – совершенно по-другому «поворачиваются мозги», люди обращаются к христианским добродетелям, у них возникает стремление к целомудрию, трудолюбию и воздержанию. Изменяется отношение к родителям, возникает ориентация на семью – на ее создание, а не растление».
Подобный пример, как ничто другое, убедительно свидетельствует об эффективности, а тем более необходимости быстрейшего внедрения этого предмета в систему образования и в нашей стране.