Православный календарьПравославный календарь
Давид Гиоргобиани о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)
Отец Гавриил показывал нам иной мир, показывал Христа – живого и действующего.
Старец Клеопа (Илие)
К 25-летию со дня кончины старца
Когда будущего старца Клеопу постригли в монахи, ему было всего 25 лет, а скитские отцы уже смотрели на него как на маститого наставника.
Хрестоматийная история
Ин. Наталья (Каверзнева)
Он стремительно пробегает всё расстояние от ворот до храма, взлетает по лестницам, хватает ручку двери, дергает ее… а она не открывается.
В атмосфере чуда
О помощи Божией, сопровождающей восстановление храма
После погружения в историю поселка и прихода было уже невозможно не приступить к возрождению храма.
Торопец. 18 сентября 2024 года. Будни взаимопомощи
Уже через час появились первые объявления: «Старая Торопа. Приму людей»; «Андреаполь. Размещу семью. Тел. …»; «Нелидово. Микроавтобус. Готов вывезти 8 человек»...
Расстриги на службе глобалистам
Прот. Владислав Цыпин
Единственным мотивом неповиновения Священноначалию остается мечта о победе не России, но над Россией.
Учение старца Филофея и современность
Прот. Владислав Цыпин
Все ли благополучно с приверженностью традиционным религиозным и нравственным ценностям, на страже которых призван стоять Третий Рим, в современной России?
Три выдающиеся епархиалки
Мария Тоболова
Три подруги всегда вспоминали годы, проведенные в стенах епархиального училища, как самые счастливые, лучшие годы их жизни.
«Открытая школа в зоне военного конфликта – это символ нормальной жизни для детей»
О русской православной школе в Вифании
Когда ты чувствуешь себя уязвимым и незащищенным, окруженным злом, единственный путь, по которому может прийти помощь, – Господь.
Образы Божией Матери в каноне Субботы Акафиста
Мон. Софроний (Вишняк)
Этот канон в высшей степени торжественен, прекрасен и может быть по праву назван поэтическим шедевром.

Россияне воссоздают христианские святыни в Египте

Москва, 11 февраля 2004 г.

"Христос
Христос и аббат Минас Бавит VI-VII века
Впервые после более чем 80-летнего перерыва россияне вновь участвуют в открытии, изучении и воссоздании памятников христианского Востока на территории Египта, сообщает РИА "Новости".

Об этом шла речь на "круглом столе", который организовали Всероссийский художественный научный реставрационный центр им. И.Э.Грабаря и Центр восточнохристианской культуры. Встреча ученых, реставраторов и студентов МГУ состоялась накануне вечером в музее "Дом Бурганова".

Рассказ специалистов, которые по просьбе Института коптских исследований Египта возрождают древние памятники на Ниле, иллюстрировался снимками еще не опубликованных находок восточнохристианской культуры, сделанных в 1997-2001 годах.

Российские реставраторы приглашены раскрыть и воссоздать вновь найденные и уже известные памятники раннехристианской (коптской) живописи  благодаря  своему мастерству и опыту в работе с иконописью византийской школы.

В международный опыт реставрации они привносят уникальные отечественные методики и новации. С 1999 года специалисты отдела темперной живописи Центра им. Грабаря Александр Громатюк, Елена Толмачева и Виктор Занозин работают с коптскими иконами V-XVII веков.

По словам Александра Громатюка, опыт российских специалистов мог бы пригодиться и в возрождении монументальной живописи. Наблюдая процесс и результаты работы представителей других стран, россияне с болью замечают, как "неделикатное" и "безграмотное" обновление фресок, выдаваемое за научную реставрацию, фактически губит открытые недавно шедевры, уничтожая бесценные (как для исследований, так и с точки зрения эстетики) фрагменты и детали.

Центр Грабаря сотрудничает с Институтом египтологии РАН, ведущим археологические раскопки на территории Египта, и Американским исследовательским центром. Проект подразумевает реставрацию храмового комплекса VII-XIII веков (икон, стенописи, резьбы по дереву, флорентийской мозаики) в Каире, где в старом городе возрождают храм аль-Маалака, и в монастырях, расположенных в городах Ахмим, Муаррак, Наклун, Хусейя.

Кроме того, россияне участвуют в изучении найденной недавно близ Луксора "Виноградной гробницы" и монастыря Дейр ас-Суриа, где на великолепных фресках IX-X веков обнаружена редчайшая иконография целого ряда евангельских событий. В частности, здесь, по версии ученых, открыты самый ранний вариант "Неопалимой купины" и древнейшее из всех известных изображение Спаса Нерукотворного.

 "Для нас немаловажно увидеть и ранние, и даже поздние коптские иконы, так как через эти памятники может быть найден ключ к разгадке многих сюжетов, до сих пор не полностью ясных для исследователей и значимых для всего христианского мира", - отметил Горматюк.

Директор Центра восточнохристианской культуры Алексей Лидов сказал, что в Москве планируется провести ряд подобных встреч. Они познакомят научную и культурную общественность столицы с последними открытиями в христианском искусстве Египта, с замечательными по качеству иконами и уникальными фресками (пока лишь в репродукциях).

"Вместе с тем, мы хотим осветить ту роль, которую играют в современной египтологии наши реставраторы и исследователи, благодаря чему впервые за много лет в России вновь появились публикации, посвященные памятникам древнего Египта", - сказал ученый.

Лидов обратил внимание на историческую преемственность: археологи, историки, искусствоведы приняли эстафету от русских востоковедов, стоявших у истоков исследования христианской цивилизации Египта.

Среди них - великие египтологи академик Коростовцев, Борис Тураев, выдающиеся коллекционеры Голенищев-Кутузов и фон Бок, чьи собрания ныне украшают соответственно Пушкинский музей в Москве и петербургский Эрмитаж, а также ученые-путешественники Александр Норов, Андрей Муравьев и один из первых исследователей Востока Порфирий Успенский.

В XIX веке они открыли и впервые описали немало древностей Египта, в том числе литургию и археологию раннехристианских монастырей.

По словам Лидова, возродить давнюю и, к сожалению, прерванную русскую традицию изучения Египта чрезвычайно важно еще и потому, что именно в этой стране возникла вся монастырская культура, составляющая важную часть православной и вообще христианской культуры.

"Там до наших дней дошли, не прекращая своей жизни, первые монастыри, которые зародились в египетской пустыне и в дальнейшем стали образцом для Запада и Востока: это монастыри св. Антония, св. Павла Сирийского и св. Пахомия", - пояснил ученый.

По его мнению, возвращение российских ученых и реставраторов в Египет поможет россиянам "осознать важность этого огромного мира, который в силу разных причин оказался на обочине нашего культурного опыта, мира, игравшего огромную роль для всей христианской традиции".

11 февраля 2004 г.

Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×