Грозный, 6 апреля 2004 г.
5 апреля президент Чеченской Республики Ахмат-хаджи Кадыров обратился к православным верующим Чечни в связи с предстоящим праздником Пасхи. В его обращении говорится: "Мы разделяем с нашими гражданами, исповедующими христианство, радость этого праздника. Несмотря на годы перенесенного всеми ужаса военных потерь и трагедий, мы все же не потеряли веры в завтрашний день, который должен принести торжество мира, добра и справедливости", сообщает пресс-служба Ставропольской епархии.
Президент Кадыров заверил, что руководство республики приложит все усилия, чтобы православные христиане "чувствовали себя равноправными гражданами Чеченской Республики, а личная безопасность вновь стала бы нормой жизни". "Со своей стороны обещаю всячески содействовать восстановлению порушенных храмов и святынь православного народа", – подчеркнул он. "Мы сохраним прочный межнациональный и межрелигиозный мир в нашей республике", – говорится в обращении глава Чечни.
Справка.
До исламизации чеченцы находились под влиянием соседней православной Грузии. Оттуда начиная с VIII в. к ним проникает христианство. Христианство наиболее укрепилось в Аргунском ущелье (здесь сохранились развалины храмов, найдены остатки предметов православного культа).
В Ассиновском ущелье находятся три древнейших христианских храма - Тхаба-Ерда, Алби-Ерда и Таргимский. Согласно преданиям, схожие храмы были и в других местах горной части Чечни. Самым большой храм - Тхаба-Ерда (его площадь превышает 100 квадратных метров). В храме обнаружены богатые христианские захоронения. Специалисты датируют этот памятник X веком. Грузино-чеченские связи периода христианизации подтверждены находками на территории Чечено-Ингушетии рукописных псалтырей, в которых использовался грузинский алфавит. Один из них, хранившийся в храме Тхаба-Ерда, был обнаружен в конце XIX в. Другой - был найден в начале XX в. в святилище Маго-Ерда в горной Ингушетии.
Татаро-монгольское нашествие пагубно сказалось на религиозной жизни чеченцев - христианские храмы были брошены на произвол судьбы, а народ в массе своей вернулся к дохристианским верованиям.
В XIX – начале XX века территория Чечни входила в состав области Терского казачьего войска. В этот период здесь были возведены многочисленных православные храмы в городе Грозном и казачьих станицах. В послевоенные годы на территории Чечено-Ингушской АССР действовали практически только два из них – в Грозном (Михаило-Архангельский храм) и в станице Орджоникидзевской (Сунженской, Покровская церковь). В конце 80-х – начале 90-х годов началось возрождение церковной жизни в Чечне, однако этот процесс остановился с приходом к власти генерала Дудаева и началом выдавливания русского населения.