Автор статьи — Арэти Димосфэнус, профессор
факультета турецких исследований Кипрского Университета
(Никозия) Впервые статья была опубликована в кипрском
издании «Прасини аспида» в ноябре 2002
года.
Смешанные браки между христианами и иноверцами стали
разрешаться на Кипре после санкционирования брака,
регистрируемого в государственных инстанциях, для которого
в отличие от брака церковного, разное исповедание супругов
не служит препятствием. Смешанные браки оформляются на
основании специального документа Martimonial Causes Act,
принятого в 1950 году.
После его вступления в действие на Кипре государство
зажгло «зеленый свет» для беспрепятственного
заключения смешанных браков. Это важное событие для такой
страны, где происходит встреча разных наций и религий и
где включение этого «зеленого света» может
повлечь за собой многочисленные беды для
женщин-христианок. В большинстве случаев они вступают в
брак с мусульманами абсолютно не осведомленные об
особенностях исламской религиозной традиции и семейном
укладе жизни. Часто все заканчивается тем, что
супруг-мусульманин требует от жены принятия ислама или,
более того, переезда вместе с ним на его историческую
родину.
Я не упоминаю об «опасностях, таящихся в исламском
браке для мужчины–христианина» потому, что
мусульманское законодательство запрещает женщине,
исповедующей ислам, вступать в брак с иноверцем. Подобные
ограничение в мусульманском законодательстве,
сформулированные уже в священном Коране, объясняются
второстепенным положением женщины по отношению к мужчине в
исламе и необходимы для того, чтобы предотвратить
опасность их перехода в иную веру. Напротив, сильному
полу, мужчинам-мусульманам разрешается брак с женщиной
Kitabiya, будь то христианка или иудейка, потому что,
во-первых, не существует угроза давления на них со стороны
жены с целью изменения религии, а во-вторых, дети будут в
любом случае воспитаны в исламе. Немаловажно и то, что в
исламе активно развивается идея о том, что мужчина обязан
постоянно воздействовать на свою жену с тем, чтобы она
приняла ислам.
На Кипре в последнее время смешанные браки между
мусульманскими мужчинами и женщинами – христианками
перестали быть редкостью. По статистическим исследованиям,
выполненным Министерством финансов Кипра, число подобных
браков растет с каждым годом. Естественно, что подобные
браки, запрещавшиеся церковным правом с древних времен
(канон №14, IV Вселенский Собор), не признаются и сегодня
Кипрской Церковью (статья Устава №220b). Смешанный брак
допускается, по церковным канонам, только после принятия
мусульманином крещения в православного.
Чтобы понять проблему смешанных браков между христианами и
мусульманами на Кипре, необходимо не только знать
статистику, но и иметь четкие представления о том, что
такое мусульманский брак и каким образом он расторгается.
Я вкратце расскажу о тех сторонах мусульманского брака,
которые необходимо иметь в виду женщине-христианке прежде,
чем выйти замуж за мужчину мусульманского вероисповедания.
Брак в исламе является официально оформленным соглашением
взаимного обмена, при котором муж обязуется обеспечить
приданое и полное содержание для жены в обмен на право
пользования супружескими связями, которые запрещены вне
брака. Речь не идет о религиозном соглашении, как в
иудаизме, или христианском таинстве.
Несмотря на то, что разрешение Аллаха на брак молодожены
получают во время религиозной церемонии при чтении
отрывков из Корана, в последние годы наблюдается
склонность к регламентированию брачного соглашения
законами государственного частного права. В Тунисе, к
примеру, только оформленный государством брак считается
действительным.
Надо учитывать, что в отличие от женщины
мужчина-мусульманин может иметь одновременно четырех
законных жен. Многоженство запрещено законом только в
Турции, Тунисе и на побережье Слонового Рога. В Ираке,
Иране, Марокко, Пакистане и Сирии для вступления в брак
более, чем с одной женой, требуется получение специального
разрешения. Подобное разрешение выдается в том случае,
если муж имеет материальные возможности содержать большее
количество жен. Однако злоупотребления этим безобразным
институтом многоженства в исламе не являются редкостью.
Мусульманские источники красочно свидетельствуют
благоверных мусульманах и их гаремах.
Развод в исламе происходит обычно в форме
«отстранения». «Отстранением»
называется изгнание мужем жены из дома и расторжение брака
с ней. Супруг не обязан давать какие-либо объяснения жене
по этому поводу, а она должна покинуть дом в течение трех
месяцев после «отстранения». Супруг может
известить супругу об «отстранении» устно,
письменно, а также через посредников.
Расторжения брака через «отстранение»
свойственно обществу, следующего строгому патриархальному
уставу. Этот его пережиток представляет опасность не
только женщине-мусульманке, но и любой женщине, вступающей
в брак с мусульманином. Совершенно неслучайно, что именно
мусульманское право командует огромной частью земного
шара. В нашей стране сейчас появляются новые молодежные
течения, усматривающие в исламе наиболее современную и
многостороннюю философскую систему осознания мироздания.
Их приверженцы склоняются к принятию ислама и следованию
мусульманским законам. В тех же мусульманских странах, где
законы ислама не вписаны в гражданский кодекс, они все
равно живы в сердцах мусульман, в их традициях и обычаях,
в повседневной жизни.
Турция принадлежит к тем немногим странам, которые
секуляризовали свое право. Между тем, и здесь в последние
годы наблюдаются тенденции оживления религиозной жизни и
создания атмосферы жесткой непримиримости во многих
областях повседневной жизни, потому что по своей сути
народ продолжает оставаться мусульманским, применяя и в
сфере устроения семьи традиционными религиозными законами.
Конфликты, происходящие из-за противоречий между
гражданским и религиозным законодательством, а также
необходимость регистрации детей, рожденных в незаконном с
точки зрения государства, религиозном браке, вынуждают
правительство издавать специальные законы. Значительное
число граждан предпочитает в процедуре заключения брака
следовать предписаниям ислама.
На Кипре, равно как и в других европейских странах,
мусульмане, приезжающие на заработки, оформляют
государственный брак с женщинами- христианками и после
нескольких лет жизни в стране жены стремятся перевезти
семью к себе, на свою историческую родину.
А что будет, если жена христианка не последует за своим
мужем на его мусульманскую родину? С какими проблемами она
может столкнуться в исламской культуре? В какой вере будут
воспитаны ее дети? Есть ли уверенность в том, что она не
столкнется с проблемой многоженства?
Эти и многие подобные вопросы стоит изучить каждой
христианке прежде, чем вступать в брак с иноверцем, и
просто задуматься об особенностях общественного уклада
жизни в мусульманской культуре.
***
Женщина обязана внимать своему супругу и оказывать ему
полное послушание, за исключением тех случаев, когда он
требует запрещенное исламом. Женщина приходит в семью
мужа. Без его разрешения она не может отлучаться из дома,
а также заниматься профессиональной деятельностью. Это
запрещение сформулировано в современном законодательстве,
к примеру, Египта, Сирии, Ирана и Ирака.
Супруга имеет право посещать своих родителей и близких
родственников, хотя муж может ей запретить встречаться с
ее детьми от прошлого брака. В некоторых мусульманских
странах муж может сократить встречи жены с родителями до
одной в неделю. Жена имеет право отказаться от супружеских
отношений с мужем только в том случае, если он не внес
обговоренной в брачном договоре доли приданого или в
период поста. Необоснованный отказ жены приведет к ее
«отстранению». Этим же закончится для нее и
использование противозачаточных средств.
Священная книга мусульман, Коран, призывает мужей
наказывать жен в случае их неповиновения, несогласия или
просто в целях улучшения характера. В Коране сказано, что
«Бог возвысил мужчин по их существу над женщинами, а
кроме того мужья выплачивают брачное приданое…
Браните их, запугивайте, когда не слушаются… бейте
их. Если же жены послушны, то будьте к ним
снисходительны».
Великий мусульманский богослов аль-Гхазали называет брак
«разновидностью рабства для женщины. Ее жизнь
становится полным послушанием мужу во всем, если он не
преступает законы ислама». Воспитание детей –
исключительное право мужа. Даже в том случае, если жена
принадлежит к одной из «религий откровения»,
то есть если она иудейка или христианка. Воспитание детей
в иноверии запрещено мусульманским правом. Современное
законодательство не предусматривает никаких поправок по
этому вопросу. В гражданском кодексе Египта, в статье
№124, определено: «дети, рожденные в браке от
иудейки или христианки, принимают религию отца». В
Ливане, в статье 12 (от 18.11.1938), говорится о том, что
«дети воспитываются в религии отца», то есть в
исламе. В Турции, согласно статье №266, «брачный
договор, который разрешает свободное религиозное
воспитание детей, должен быть расторгнут».
Абсолютное притязание прав отца на воспитания детей в
исламе станет понятным только в том случае, если мы будем
иметь в виду, что повседневная жизнь мусульманина гораздо
в большей мере, чем европейца пропитана религией, которая
объемлет все сферы его жизни, от семейной до общественной.
12:05
20:10
так и должно быть,женщина есть женщина и никогда она с мужчиной не сравняется,как бы она этого ни хотела!миссия женщины на земле-рожать детей,воспитывать их в религиозном духе,заниматься домом,т.е.быть хорошей хозяйкой,хорошей женой и хорошей мамой!
20:26
Не правильно это христианке православной, выходить замуж за иноверца