Православие.Ru
ПРЕССА
ПРАВОСЛАВИЕ.RU  
 Rambler's Top100  

ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ
ВСТРЕЧА
С ПРАВОСЛАВИЕМ
ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ
НОВОСТИ
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ
ПРЕССА
ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ
ГОСТЬ САЙТА
ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ
ПОЛЕМИКА
ENGLISH EDITION
 
CРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
 
тематические подборки

новые поступления

карта сайта

авторы

анкета

поиск


Rambler's Top100

ГАЛЕРЕЯ С ТОПОРОМ

Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 3-10 февраля. - Фальшивые юристы. - Апология кощунства. - Свобода движения кулака. - Бранный вызов закону. - Постмодернистский тоталитаризм. - Один день из жизни священника. - Корень раскола. - Имамы-бюджетники. - Принцип жертвенной любви. - Собор Новомучеников и Исповедников Российских.



На прошлой неделе свое развитие получила история с учебником "Основы православной культуры", войну которому объявили "правозащитники" Лев Пономарев и Евгений Илхов. Во-первых, как выяснилось, их громкое называние себя "правозащитниками" оказалось притянутым за уши. Об этом свидетельствуют два документа, опубликованные сайтом "Государство и религия". Первый - "Заключение юриста О.А. Гревцовой от 3.02.2003 г. по содержанию высказываний Е.В.Ихлова".

Юрист анализирует выступление вышеупомянутого Ихлова, аналитика Общероссйского движения "За права человека", на пресс-конференции, транслировавшейся в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" 18 ноября прошлого года. "Е. В. Ихлов ... неоднократно в уничижительной форме отзывался об учебнике А. В. Бородиной "Основы православной культуры" (М., Центр "Покров", 2002): называл его "пособием для скинхедов", "черносотенным учебником", "сокровищницей национал-социалистической мысли", "погромным учебником". Г-н Ихлов возмущался вопросом о том, почему "евреи распяли Христа", указывая, что это оскорбляет чувства евреев. "То есть, не ясно, где Е. В. Ихлов усмотрел возможность возбуждения национальной, религиозной розни в 2002 году от Рождества Христова в связи с изучением в принципе общеизвестных вот уже почти 2000 лет фактов. Возможно, учебник стал откровением для самого Ихлова", - отмечает юрист. Далее Гревцова указывает на фактические ошибки и противоречия в речи Ихлова, делая вывод, что "сравнение учебника, в который включены евангельские тексты и прочие сведения о Православной Церкви, с учебником, по которому готовятся погромы членами черной сотни или ведется подготовка деятельности национал-социалистов, скинхедов указывает на то, что данное сравнение Е. В. Ихловым сделано нарочно, при осознании им ложности распространяемых относительно учебника сведений... Представляется, что в действиях Е. В. Ихлова содержатся признаки составов преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 129 (Клевета, содержащаяся в средствах массовой информации) и статьей 282 (Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды) Уголовного кодекса Российской Федерации".

Второй документ - "Заключение государственного советника юстиции 3 класса В.Н. Жбанкова от 03.02.2003 на заявление Л.А.Пономарева от 18.06.2002 г. №284-2002 Генеральному прокурору Российской Федерации "О попытке незаконного внедрения сугубо церковного и пронизанного нетерпимостью учебника в государственные учебные заведения (с приложениями)". Анализ заявления "правозащитника", по мнению советника юстиции, свидетельствует о "правовой безграмотности" и характеризуется "полным отсутствием каких-либо правовых доводов, показывает практически полную некомпетентность Л.А. Пономарева в вопросах правового регулирования запрещения и пресечения проявлений возбуждения религиозной и национальной вражды... Особенно безграмотными с правовой точки зрения являются суждения Л.А. Пономарева относительно правового содержания светскости государства и образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях". Заявление Л.А. Пономарева переполнено неправовой терминологией и жаргонными словами, которые "не могут быть признаны в качестве правовой аргументации наличия противоправности в действиях А.В. Бородиной. Однако факт использования таких выражений в отношении книги А.В. Бородиной может послужить основанием для обвинения Л.А. Пономарева в клевете". По мнению Жбанкова, "за счет этих бессодержательных с правовой точки зрения выражений Л.А. Пономарев тщетно пытается компенсировать свою правовую безграмотность и недостатки своей общей культуры. Заявление все равно получилось путаным, безграмотным и явно тенденциозным".

По мнению юриста, "ситуация с нагнетаемой Л.А. Пономаревым истерией вокруг книги А.В. Бородиной "Основы православной культуры" несет в себе гораздо более глубокий смысл, чем просто претензии Л.А. Пономарева к отдельным фрагментам текста определенной книги. Связано это с тем, что основные претензии Л.А. Пономарева адресованы, по существу, не столько книге А.В. Бородиной, сколько некоторым отраженным в ней положениям христианского вероучения". При этом, упоминается "ревностная и искренняя защита Л.А. Пономаревым сатанистских религиозных сект". В заключение |советник юстиции Жбанков отмечает, что "заявление Л.А. Пономарева можно рассматривать как попытку возбуждения религиозной вражды между православными гражданами и гражданами, исповедующими другие религии".

Закономерным оказалось то, что "правозащитникам вновь отказали в возбуждении уголовного дела по факту распространения учебника "Основы православной культуры". Об этом сообщает агентство "Русская линия". "...На этот раз истцам отказал другой прокурор Останкинской прокуратуры, но его постановление почти полностью повторяет текст первого отказа". Однако "правозащитники" не остановились: они направили 29 января в тот же Мещанский суд "повторную жалобу", в которой настаивают на рассмотрении дела в Генеральной прокуратуре РФ.

Между тем, ненависть к Православию и православной культуре становится обыденным явлением. Только недавно закрылась кощунственная выставка в Сахаровском центре, как один из главных ее персонажей - Авдей Тер-Оганьян вновь "выставляется". На этот раз - в галерее Марата Гельмана и под его патронажем. Заместитель гендиректора ОРТ, отвечающий за политику телеканала, по совместительству директор галереи Гельман написал статью, с апологией кощунств А. Тер-Оганьяна, назвав ее коротко и ясно: "Галерея М. Гельмана против мракобесов". Подобную же статью он опубликовал в "Коммерсанте". Оказывается, "Авдей Тер-Оганьян, ведущий российский художник девяностых годов", гонимый и непонятый русской общественностью, в акции "Арт-Манеж-98" "выступал в роли "персонажа", кощунственного безбожника с топором", то есть всего-навсего играл. И теперь про бедного "художника" незаслуженно плохо пишут в СМИ: "Возможно ли считать нормальной для демократического общества такую ситуацию, когда на художника наложен запрет?".

По мнению Гельмана, "Авдей Тер-Оганьян и в самом деле оказался провокатором. Он спровоцировал проявление на поверхности нашей общественной жизни мракобесия". Далее дается и определение понятия: "Мракобес - это тот, для кого человек, думающий иначе, - враг". Затем следуют избитые, любимые либералами, аргументы о том, что де, если не нравится, то и не смотрите. Но тут же М. Гельман сам одергивает себя, заявляя, что для диких "мракобесов" столь универсальный и высокодуховный способ жизни - недостижим: "Впрочем, сознание мракобеса верно находит в современном искусстве своего лютого врага. Оно разрушительно для дикарского, нерефлексивного мышления". Остается только порадоваться, что в столь "дикарской" мракобесной стране нашлись хотя бы два защитника современного искусства, истинных ценителя и культурных человека. Один из них - "безбожник" Тер-Оганьян, а другой - замдиректора ОРТ Марат Гельман.

В связи со статьей М. Гельмана, хочется процитировать небольшой фрагмент из статьи диакона А. Кураева, написанной еще тогда, в декабре 98 года по поводу выставки "Арт-Манеж". Статья называется "На иконы снова плюют" и в ней есть следующие слова: "Сегодня пресса очень остро реагирует на любые оскорбительные замечания в адрес иудаизма. Однако, религиозные чувства и святыни есть не только у евреев, но и у людей, входящих в иные религиозные традиции, в том числе - в православную. Заходит речь об оскорблении национально-религиозных чувств евреев - и все выражают свое возмущение хулиганами. Но когда речь идет об оскорблении чувств православных - тут начинаются оправдания: "свобода самовыражения, свобода высказывания, авторское право...". Но неужели не понятно, что свобода движения моего кулака кончается там, где начинается чужое лицо? И здесь совсем не важно, какой национальности и какой веры это униженное и оскорбленное лицо".

Надо сказать, что о новой выставке написала газета "Время": "В известные, даже знаменитые шедевры Пикассо, Лициского, Лихтенстайна и прочих (в вольном живописном изложении Тер-Оганьяна) вписаны слова из тех, что известны всякому говорящему по-русски... Растиражированные, выхолощенные формы модернизма и слова, которые обычно на заборах пишут, -- скорее прикол, чем провокация. Изготовлено для людей без комплексов, а не для музеев и общественных мест... Занимательное искусствознание Тер-Оганьяна -- своеобразная популяризация искусства, модернизм для владеющих русским в рамках матерного", - пишет восхищенный автор "без комплексов" Фаина Балаховская.

В свете последних решений Государственной Думы РФ, принявшей закон о "Государственном языке РФ", который запрещает "употребление просторечных, пренебрежительных, бранных слов и выражений", "игриво-матерная" выставка выглядит сегодня не просто "шуткой" и "эпатажем", а и вызывающим нарушением законодательства. И участие в этой акции одного из главных руководителей "Первого канала" оказывается еще более странным.

Обозреватель "Радонежа" Владимир Семенко в своей статье "Основы православной культуры - последний рубеж обороны. Постмодернистский беспредел" рассматривает связь двух явлений - нападок на учебник "Основы православной культуры" и выставку "Осторожно, религия!" в Сахаровском центре. По мнению автора, два этих события объединяет "особое пространство постмодернизма". "Постмодернизм - квинтэссенция современной либеральной идеологии, главный принцип которой - относительность всех ценностей. Либералы рассуждают примерно следующим образом. Любая истина и ценность, возводимая в ранг абсолюта, есть тоталитаризм и насилие над личностью, агрессивное навязывание личности неких внешних и подавляющих ее свободу принципов и, стало быть, "поругание" краеугольного камня современного либерального мира". Далее автор утверждает, что "постмодернизм системно и сознательно, холодно-расчетливо разрушает любую иерархию ценностей, ломает религиозную и культурную норму". Естественно, что есть те, кто заинтересован в том, чтобы разъять целостность России и разрушить сознание большинства россиян: "Все помнят, как подростки, нанятые "художником"-постмодернистом Тер-Оганьяном, в Манеже рубили иконы... Это была запланированная акция в рамках одного из проектов, спонсируемых фондом Сороса. И цели проекта были отнюдь не творческими, но политическими, о чем свидетельствовало даже его название (естественно, не сообщавшееся широкой публике): изучение реакций радикально настроенных социальных групп". Именно поэтому учебник "Основы православной культуры" вызвал активизацию разного рода правозащитников - он противостоит планомерному разрушению общественных норм и стандартов, он может стать той основой, которую либералы стремятся уничтожить.

Как торжество либеральной идеологии выглядит сообщение сайта "Newsru.com" о новом европейском законодательстве, согласно которому "церковные приходы Британии вынуждены будут брать на работу сатанистов и "голубых". "Директива о равном отношении", которая должна вступить в действие на территории Великобритании и является частью европейского законодательства, запрещает дискриминацию работников по принципам религии и сексуальной ориентации", - говорится в сообщении. "Директива о равном отношении" ставит современное понятие равенства выше понятия религиозной свободы", - заявил профессор Даремского университета, юрист-правозащитник Иэн Ли.

"Новая газета" публикует статью "Пальцами веером не перекрестишься. Отец Александр Кокушкин - тюремный священник", в которой по человечески и просто рассказывается об одном дне из жизни столь ненавидимых Маратом Гельманом "мракобесов". Например, о визите в колонию рассказывается так: "При въезде в колонию на КПП рассмешил дежурный. Он позвонил начальству, начал докладывать: "Зашли... - и задумался. - Зашли... эти... как их?.. Попы какие-то!". Повели в отряд. Казарма, в два ряда койки и рядом то, что раньше называли "Ленинской комнатой". Туда заключенных и собрали. В первую минуту почувствовал, что на меня нападает какое-то оцепенение, мысли ворочаются тяжелее. Может, от недостатка кислорода: скученность, узкие коридоры, плохая вентиляция. Может, из-за духа, который там гуляет. Начал рассказывать - гробовая тишина. Не поймешь реакции. Вдруг один вскочил и потребовал перечислить ангельские чины. Перечислил. "А кем вы были раньше?" - "Много кем был: был и кинокрутом, и почтальоном, и начальником звуковещательной станции". - "Кинокрутом? Ну-ну...". И снова тишина. И снова совершенно непроницаемые лица. Что это за люди? Не угадаешь. ...Говорю о Боге, о сути Бога, о спасении. У преступников - своеобразное представление о Боге. Какое-то замутненное. Есть вера, а есть суеверия, и они одно с другим крепко путают. Бог для них вроде крутого авторитета, с которым лучше не ссориться. Но пальцами веером не перекрестишься".

Нападки на Православную Церковь ведутся не только на территории России, но и на Украине. "Украинскую Православную Церковь постоянно обвиняют в том, что она выступает против перевода богослужебных текстов на украинский язык, ставший государственным в независимой Украине. Однако, по словам Управляющего делами Украинской Православной Церкви епископа Переяслав-Хмельницкого Митрофана, эта проблема не является столь актуальной, как это сегодня хотят представить", - сообщает "Радонеж". "По его мнению, желание искусственно придать этому вопросу актуальность продиктовано прежде всего политическими мотивами, которые не имеют ничего общего с духовностью". Управляющий делами Украинской Православной Церкви заметил: "Если человек действительно хочет молиться и быть в Церкви, язык не является препятствием для спасения. Просто нужно немного поучиться, чтобы понимать то, что читается и поется в храмах. А для этого сегодня есть все необходимое. Просто тот, кто говорит об украинизации, как правило, не только не стремится понять содержание богослужебных текстов, но и не бывает в храме. Это люди, которые далеко отстоят от Церкви и оправдывают свою собственную пассивность".

Кроме претензий к богослужебному языку, "депутаты Тернопольщины снова создают препятствия на пути к возвращению Свято-Успенской Почаевской Лавры законному владельцу - Украинской Православной Церкви".

Понятно, что все эти "недовольства" растут из одного корня - раскола в Православной Церкви на Украине. По этому поводу высказался на прошлой неделе Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Ириней. "Вопрос урегулирования украинского церковного конфликта находится в прямой компетенции Московского Патриархата, частью которого, хотя и отколовшейся, являются раскольники так называемого "киевского патриархата". По мнению Блаженнейшего Патриарха Иринея, решение данного вопроса - "внутреннее дело Московского Патриархата".

В то время как нападки на православие приобретают все более патологический характер, зарплату тюменским имамам будут платить из бюджета области. Об этом сообщило агентство "Русская линия". "Устное соглашение о финансировании достигнуто в ходе встречи с вице-губернатором Тюменской области Владимиром Якушевым, причем инициатором встречи выступил сам вице-губернатор. Напомним, что в состав ДУМ Тюменской области входит 41 община юга Тюменской области. Кроме этого Духовного управления, на юге области зарегистрированы еще две централизованные мусульманские структуры: Казыятское управления мусульман Тюменской области Духовного управления мусульман Азиатской части России (34 общины и 19 мечетей) и Тюменское отделение Центрального Духовного управления мусульман России (ЦДУМ), объединяющее 2 общины без мечетей". Это сообщение прошло незамеченным в СМИ. Но можно себе представить, сколько бы шума поднялось, если бы какой-нибудь губернатор или даже мэр, пожелал финансировать православных священников из бюджета области или города. И это - еще одно доказательство существования двойных стандартов в нашем обществе.

Далекий от современных культурологических препирательств вопрос о "рождении" мира поднимается на сайте "Правда.Ru". Сайт размещает материал Олега Петренко - кандидата физико-математических наук, специалиста в области физики твердого тела, лауреат диплома I степени конкурса молодых ученых МГУ, названный "О "рождении" мира из ничего, или "Традиционный научный метод себя исчерпал. Размышления физика о тайне творения вселенной". Автор отмечает, что "сегодня в самых высоких научных кругах считается, что традиционный научный метод исчерпал себя, и для того, чтобы продвинуться вперед в познании природы, необходимо привлечь иные "каналы" поступления информации, понятия о которых заимствуются из восточной оккультной мистики", рациональная логика "заменяется теософией с ее мутной иррациональностью и болезненными фантазиями". Дело в том, что наука без оккультных примесей приводит исследователя к утверждению о Божественном происхождении вселенной и человека, а это должно вести и к изменению образа жизни, мировоззрения. Далее автор рассуждает о "чудесном "рождении" Вселенной и ее удивительной природе": "Вселенная не существовала вечно, но имела начало во времени. Само время, как и пространство, появилось одновременно с первичной материей, ибо неотделимо от нее. Процесс "рождения" мира описывается научной теорией "Большого взрыва". Следует сказать, что этот термин чрезвычайно неудачен, неверно передает смысл явления, поскольку наблюдаемый процесс увеличения объема ...чем дальше галактики находятся друг от друга, тем выше скорость их взаимного удаления. Это, действительно, довольно странное свойство для обычного взрыва". Автор сравнивает рождение вселенной не со взрывом, а со свитком Пятикнижия Моисея: "Развертывание свитка подобно расширению Вселенной, а свертывание - ее сжатию... Человечеству потребовалось затратить колоссальные интеллектуальные усилия, чтобы прийти к непостижимому, удивительнейшему выводу о "рождении" мира из ничего. Однако он не является новостью для христиан".

Не менее удивителен и человеческий организм: "Рассмотрим, например, количество информации, которую может содержать человеческий мозг. Оно оценивается числом между 1010 и 1015 бит. При этом нижняя цифра предполагает, что 1 бит информации в среднем содержится в каждой из 1010 "ячеек" человеческой памяти. Скорость же вычислений человеческого мозга оценивается величиной от 10 до 1000 гигафлопов... Для сравнения, такой один из самых мощных компьютеров на сегодняшний день, как Cray-2, имеет скорость всего лишь 1 гигафлоп и объем памяти в 2*1010 бит, что от 10 до 1000 раз меньше, чем у человека".

Как утверждает Олег Петренко, ученым, работающим на переднем крае теоретической физики, становится совершенно очевидно, что "мир построен по законам красоты": "Именно идея красоты, которая на математическом языке выражается законами симметрии, "питает" все древо". Совершенно невозможно представить себе, чтобы все это реализовалось случайным образом: "Мир не только сотворен, но и содержится Словом Божиим, поэтому печать Божественной красоты неотъемлема от него. Особым образом она касается человека". И в этом мире, построенном на принципах красоты и совершенства, в основу положен "принцип жертвенной любви": "само мироздание несет на себе печать этой жертвенности. Весь неорганический мир, истощая свое плодородие, как бы жертвует собой ради возможности существования мира растительного. Растительный мир, в свою очередь, жертвует собой ради мира животного, доставаясь ему в пищу. Все же в совокупности жертвенно служит человеку, как чадолюбивая мать, носящая во чреве и жертвующая всеми своими силами ради своего ребенка". Именно поэтому и сам человек не должен жить, игнорируя этот основной принцип: "Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего" (Рим., 12:1), отвечает на этот вопрос Священное Писание... Таким образом, весь мир существует на принципах жертвенного служения и любви. Поэтому до тех пор, пока люди стремятся исполнять заповеди любви к Богу и своему ближнему, оправдано их существование, и человеческая жизнь имеет свою цель и смысл".

Примером такой жертвенности служат жизнь, служение и мученическая смерть Новомучеников и Исповедников Российских, день памяти которых был 9 февраля. Об этом дне говорит архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий: "Мы совершаем его в воспоминание тех угодников Божиих, которые выстояли перед всеми трудностями и испытаниями, воздвигнутыми на них в годы лихолетия от безбожной власти. Совершены были великие преступления, великие поругания наших святынь - разрушались храмы и монастыри, уничтожались священнослужители и миряне, которые стойко исповедовали Православную Веру. Но Новомученики и Исповедники Российские выстояли и удостоились мученических венцов. ... И плодами их трудов и страданий мы пользуемся ныне: по их молитвам мы имеем храмы, мы имеем Церковь, мы имеем Веру Православную, которая более тысячи лет существует в нашем Отечестве". Но архиепископ Викентий призывает задуматься, почему такое стало возможно: "Мы знаем, что это случилось за богоотступление, за то, что наши предки в начале прошлого века больше полюбили грех, чем благочестие, чем доброделание. Грех преобладал над добротой! И если мы не хотим, чтобы вновь бушевало зло на земле нашей, чтобы совершались бесчинства над святыми людьми, нам надо прочно укрепиться в добре и вере Православной, в жизни по заповедям Божиим. Чем больше нашими трудами доброта будет царствовать в нашем обществе, тем больше мы принесем себе пользу, радость и утешение. ...Зло действует в нашем обществе. Нам надо, дорогие отцы, братья и сестры, воспитывать добрые качества души в себе, в детях, в ближних своих. Это можно и необходимо делать и в семье, и в школе, и на работе. Только так мы сможем добиться, чтобы человек возвышался над злом мира, над злобой, чтобы доброта всегда была среди нас".


Смотри также:

Пресса:
Неделя Рождественских чтений. Обзор 27 января - 3 февраля.

Эволюция правозащитной идеи. Обзор 20-27 января.

Святочное затишье. Обзор 7-19 января.

Вопросы жизни и смерти. Обзор 23-30 декабря.

Время подумать. Обзор 16 - 23 декабря.

Справедливость и покаяние. Обзор 9 - 16 декабря.

Запрет на культуру. Обзор 2 - 9 декабря.

Дорога к Рождеству Христову. Обзор 25 ноября - 2 декабря.

Мыльная опера во время чумы. Обзор прессы 18 - 25 ноября.

Консервативная программа великой ектеньи. Обзор прессы 11 - 18 ноября.

Диалог во время войны. Обзор прессы 4 - 11 ноября.

Религия в информационную эру. Обзор прессы 28 октября - 3 ноября.

Неделя страха и надежды. Обзор прессы 21 - 28 октября.

Религия - плохой товар. Обзор прессы 14 - 21 октября.

Теологические и другие споры. Обзор прессы 7 - 14 октября.

Закваска новоиспеченного хлеба. Обзор прессы 30 сентября - 6 октября.

Коллективная бессознательность. Обзор прессы 23 - 30 сентября.

Страхи и слухи. Обзор прессы 16 - 21 сентября.

Разведка информационным боем. Обзор прессы 9 - 16 сентября.

Хоровое пение в инкубаторе. Обзор прессы 2 - 9 сентября.

Перепись, рирайт, полемика, интерпретация. Обзор прессы 26 августа - 2 сентября.

Cкандалы мертвого сезона. Обзор прессы 19 - 26 августа.

Прививка от национальной идеи. Обзор прессы 12 - 19 августа.

О Земле и Небесах. Обзор прессы 5 - 12 августа.

Свобода совести для иностранцев. Обзор прессы 1 - 7 июля.

Толерантность "для белых". Обзор прессы 24 - 30 июня.

На зависть Чичикову. Обзор прессы 17 - 24 июня.

Приторные вздохи о нестяжателях. Обзор прессы 10 - 17 июня.

В ожидании свистка рака. Обзор прессы 1 - 8 июня.


Образ Церкви в светской печати (май 2000г.)

Клевета как норма. Попрание профессиональной этики стало нормой современной журналистики (январь 2000г.)




editor@pravoslavie.ru © ПРАВОСЛАВИЕ.RU