Музей или храм?

К вопросу о передаче Исаакиевского собора Русской Православной Церкви

    

В последнее время вновь разгораются страсти по поводу передачи Исаакиевского собора Русской Православной Церкви, хотя, казалось бы, недавнее интервью губернатора Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко, в котором он выразил намерение передать храм, поставило точку в этом споре. Однако нет: то здесь, то там проповедуют ополчение против передачи собора Церкви, собираются устраивать всенародный референдум по этому поводу. Чего стоят такие газетные заголовки: «В 2017 году город потеряет Исаакиевский собор!» Как это представляет себе автор? Верующие вынесут на своих плечах гранитные колонны, обдерут позолоту с куполов и растащат по камешку все остальное? Позвольте не поверить, особенно если посмотреть на Казанский или Троицкий Измайловский соборы: они не только стоят на месте, но даже и весьма благоукрасились после их передачи Церкви. Петербург в недавнем прошлом терял храмы по совершенно иной причине. Или православные христиане уже не являются жителями Санкт-Петербурга и лишены своих гражданских прав?

На наш взгляд спорить здесь не о чем. И тем более – нагнетать страсти.

Возьмем правовой аспект вопроса. Существует Федеральный закон РФ № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», определяющий «порядок безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности», принятый Государственной Думой 19 ноября 2010 года, одобренный Советом Федерации 24 ноября 2010 года, подписанный президентом РФ Д. А. Медведевым 30 ноября 2010 года. Буква этого закона недвусмысленна: следует передавать «недвижимое имущество… построенное для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного проживания паломников, а также движимое имущество религиозного назначения». Исаакиевский собор целиком и полностью подпадает под это определение, и в законе нет списка объектов, не подлежащих передаче Русской Православной Церкви в силу их особенного культурного значения. Так что по букве закона Исаакиевский собор должен быть передан Санкт-Петербургской митрополии Русской Православной Церкви.

Противники передачи Исаакия Церкви подают пример правового нигилизма, апеллируя не к закону, а к предрассудкам толпы

Странно, что с этим законом борются правдолюбивые законники, которые пытаются явить себя блюстителями законностями и борцами за правовое государство и гражданское общество. К сожалению, они сражаются за законность очень избирательно, а в случае с передачей Исаакиевского собора подают дурной пример правового нигилизма, апеллируя не к закону, а к предрассудкам и инстинктам толпы, не к основанной на праве демократии, а к произволу и охлократии. «Dura lex, sed lex» – «Закон суров, но это закон»; «Pacta sunt servanda» – «Соглашения (или законы) надлежит исполнять» – говорят римские пословицы. Почему же законы надо исполнять только по отношению к неверующим, а по отношению к верующим можно придерживаться беззакония, как в памятные коммунистические времена? Они предлагают референдум по поводу передачи собора, хотя есть недвусмысленный текст закона и существуют определенные правила гражданского общества. Может быть, пойдем далее и будем устраивать референдумы по поводу того, ходить ли нам на работу или можно ли переходить улицу на красный свет? В истории России ровно 100 лет назад уже был один год, когда страна жила не законами, а референдумами. Например, солдаты на фронте решали, идти ли им в наступление или нет и вообще находиться на передовой или нет. К чему это привело – понятно: «И Ленин такой молодой, и юный Октябрь впереди». Не хочется думать, что противники передачи Исаакиевского собора добиваются этого, прежде всего – на свою же голову.

Ни император Николай I, ни Огюст Монферран не мыслили Исаакиевский собор как музей

К сожалению, встречаются спекуляции по поводу того, что Исаакиевский собор до революции был-де государственной собственностью и не принадлежал религиозной организации под названием Русская Православная Церковь. Во-первых, для данного закона это безразлично: он рассматривает не характер собственности, а характер изначального назначения. А для Исаакиевского собора изначальное религиозное назначение очевидно: ни император Николай I, ни Огюст Монферран не мыслили его как музей. Они в гробу бы перевернулись от подобного предназначения.

Во-вторых, до революции у нас Греко-Российская Церковь Православного исповедания вся была государственной и император считался главным и верховным защитником Церкви, и если исходить из такой кривой логики, то из захваченных после революции храмов, в изрядном числе превращенных в склады и овощехранилища, нельзя передавать ни один. Государственная собственность ведь. Любители таких демагогических рассуждений не хотят принимать во внимание, что государство было православным и строители Исаакиевского собора были верующими православными христианами. Как гласит принцип римского права, «воля завещателей должна уважаться». Исаакиевский собор завещан нам нашими верующими предками. И их волю мы должны уважать, признавая и восстанавливая изначальное религиозное назначение собора.

Однако противники передачи Исаакиевского собора апеллируют к аргументу доступности культурных ценностей, утверждая, что будто бы собор тогда будет доступен только православным верующим и в него не будут пускать иноверцев и атеистов. Вот уже 25 лет, как Казанский собор из музея стал храмом и с Невского проспекта в него может зайти любой желающий, не платя, кстати, за вход ни копейки. Приходят и католики, и протестанты, и мусульмане, и любопытствующие неверующие – насколько помню, ни одного посетителя не то что не экзаменовали на знание Символа веры, но и о вере не спрашивали: пожалуйста, приходите, смотрите, приобщайтесь. То же справедливо и для других храмов Санкт-Петербурга. Мне неизвестен ни один случай, когда человека не пустили в какую-либо церковь из-за его веры.

А теперь рассмотрим проблему доступности культурных ценностей с другой стороны. Как известно, в православные храмы вход бесплатный: ни в одном из них не продаются билеты за право входа. Ознакомимся с прейскурантом прежнего Музея Четырех соборов. Цена полного билета в Исаакиевский собор – 250 рублей. В храм Спаса на Крови – столько же. В Смольный собор до его передачи стоимость билета составляла 150 рублей, а там, собственно говоря, и смотреть было почти нечего, поскольку все внутреннее убранство, включая уникальную хрустальную балюстраду, было разграблено и уничтожено после 1922 года. Теперь прикинем наиболее распространенные зарплаты по России и по Санкт-Петербургу. Так кто же обеспечивает подлинный доступ к культурным ценностям – государство или Церковь?

В связи с этой проблемой вспоминается Толгская икона Божией Матери, которую практически не видели посетители Русского музея, поскольку она хранилась в запасниках и была недоступна для народа, но которой поклонилось более 30 000 человек после ее передачи Церкви в 2011 году.

    

Другая проблема – сохранность культурных ценностей. Противники передачи собора пугают нас, что Церковь не сохранит отданные ей культурные ценности в силу отсутствия специалистов, невежества и небрежения к ним клириков. Однако «чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» Общая ревизия по стране показала пропажу 83 000 музейных экспонатов. Так что защитникам музейных ценностей лучше начать с себя. Тем более что, несмотря на большую восстановительную работу, целый ряд храмов Санкт-Петербурга и особенно Ленинградской области до сих пор несет на себе следы трогательной заботы государства и музейных работников об их сохранении. Как, например, храм XVIII века святителя Николая Чудотворца в Русско-Высоцком, который закрыли, разграбили, а потом и предоставили ярости стихий, сняв купола в 1980 году перед Олимпиадой, чтобы не светился храм чрезмерно перед иностранными туристами. В результате сейчас вместо храма – живописные руины, в которых уже успело приютиться кладбище.

А другие уже и не несут следы заботы, как, например, церковь Спаса на Сенной, взорванная в 1962 году, храм Спаса на Водах, взорванный в 1938 году, Знаменская церковь, разрушенная в 1940-м, греческая церковь – храм Димитрия Солунского на Лиговском проспекте (уничтожена в 1962 г.) и т.д. Перечислять можно сотнями. Оставшиеся храмы по большей части были разграблены и лишены своих убранств, полностью или частично. Как Смольный собор, например. Или Казанский собор, лишившийся своего уникального серебряного иконостаса – памятника войны 1812 года, поскольку он был создан из серебра, отбитого казаками у французов.

Убранство собора было расхищено: в 1922 году – во время кампании по изъятию церковных ценностей, в 1929-м – после его закрытия

И Исаакиевский собор – не исключение. Значительная часть его убранства была расхищена в 1922 году – во время кампании по изъятию церковных ценностей – и в 1929 году, после закрытия. Моя покойная бабушка Тамара Васильевна Баканова в молодости, проходя в 1928 году мимо Исаакиевского собора, видела страшную картину: из собора выбрасывали иконы, книги, полотенца, облачения и складывали в кучи. Она потянулась было к одной из них, чтобы взять икону и полотенце, и получила прикладом по рукам. А потом все это подожгли…

Представляю, как возмутились бы свободолюбивая пресса и общественность, если бы священники и верующие вломились, например, в Академию Наук или в Законодательное Собрание, повыбрасывали бы оттуда книги, папки с делами и столы и поставили аналои и иконы. Но почему можно поступать наоборот – прийти в Божий храм, повыкидывать оттуда иконы, поставить маятник Фуко и устроить музей – вначале антирелигиозный, а потом архитектурный? И почему некоторых любителей свободы и права вовсе не коробит подобное ненормальное, абсурдное и беззаконное положение вещей, и более того – они стремятся сей абсурд увековечить?

На одном из фронтонов Исаакиевского собора написано: «Дом Мой дом молитвы наречется». Эта цитата из Евангелия от Матфея (21: 13) значит для нас, прежде всего, следующее: храм должен быть именно храмом, не музеем, не местом для развлечений. Для нас это путь к очевидности, к исцелению от подмен и заблуждений прошлого.

Вспоминаются строки Анны Андреевны Ахматовой, написанные в страшные годы ежовщины:

И вот наперекор тому,
Что смерть глядит в глаза,
Опять по слову твоему
Я голосую за.
За то, чтоб стала дверью дверь,
Замок опять замком,
Чтоб сердцем стал угрюмый зверь…

Если мы хотим обезопасить себя от репрессий и беззаконий прошлого, то необходимо восстановить историческую справедливость – вернуть Церкви то, что некогда было беззаконно у нее похищено и отторгнуто, – и прежде всего храмы.

И добавим. Евангельская цитата на фронтоне Исаакиевского собора восходит к пророчеству Исаии, в котором говорится: «Дом Мой дом молитвы наречется для всех народов» (Ис. 56: 7). Исаакиевский собор действительно принадлежит всему человечеству, но это всечеловеческое призвание он может осуществлять только в христианском, только в православном контексте, в котором он и был построен, ибо он создан в конечном счете для Богочеловека и Всечеловека – Христа. При недолжном использовании он становится, по скорбному выражению Евангелия, «вертепом разбойников», каковым он в особенности был в 1930-е годы в качестве антирелигиозного музея.

Исаакиевский собор не только архитектурная доминанта, это еще – и прежде всего – доминанта духовная

Храм должен исполнять свою сакральную функцию – быть местом молитвы, примирения Бога с человеком и человека с человеком, местом собирания народа Божия и народов России, и шире – всего человечества. Исаакиевский собор не только архитектурная доминанта, это еще и доминанта духовная, определявшая некогда и отчасти определяющая и ныне духовное измерение государства Российского, а может быть, и судьбы мира. По выражению замечательного русского писателя Серафима Ильича Четверухина, без молитвы, без богослужения храм – труп. Набальзамированный, но бездыханный. Душа храма – молитва. На наших глазах погибало немало храмов даже не от злобы, а от равнодушия, оттого, что в них не молились и за ними не присматривали. Если мы хотим, чтобы Исаакий зажил полной жизнью, то его необходимо передать Церкви.

И последнее. Некоторые из тех, кто ратует за музейный статус Исаакиевского собора, и не скрывают, что их цель – не сбережение культурных ценностей, а борьба с христианством и с Русской Православной Церковью. Этих геростратов можно только пожалеть, потому что ничего, кроме борьбы, пафоса дискредитации и уничтожения, у них за душой нет. Был бы кому-нибудь известен Губельман-Ярославский, если бы он не был главой Союза воинствующих безбожников? Кстати, он умер с горя после роспуска Союза: жизнь потеряла для него смысл. Этим людям нужны великие потрясения. А нам нужна Великая Россия. С величественным ХРАМОМ – Исаакиевским собором.

Диакон Владимир Василик

11 января 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Пожелтевшие тетрадки Пожелтевшие тетрадки
Владимир Щербинин
Пожелтевшие тетрадки Пожелтевшие тетрадки
Отрывок из повести
Владимир Щербинин
В то время, когда всякая духовная литература была в запрете, обычные питерские бабушки в своих коммунальных клетушках переписывали по ночам многотомные собрания сочинений, а потом передавали затертые от многочтения тетрадки тем, кто жаждал слова живого.
Императорские храмы Санкт-Петербурга Императорские храмы Санкт-Петербурга
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Императорские храмы Санкт-Петербурга Императорские храмы Санкт-Петербурга и окрестностей
ФОТОГАЛЕРЕЯ к 400-летию Дома Романовых
Анатолий Горяинов
14 марта 1613 года Михаил Романов был призван на царство – 400-летие этого исторического события падает на 27 марта 2013 года по новому стилю. Представляем вниманию читателей фотографии «царских» храмов города Санкт-Петербурга и его окрестностей.
Град и Город Град и Город
К 400-летию Дома Романовых
Град и Город Град и Город
К 400-летию Дома Романовых
Михаил Филиппов
«Современные дома, в которых большинство из нас живет, – это и есть сетка из “черных квадратов”, взятых в каком-то количестве и поставленных друг на друга», – считает известный архитектор Михаил Филиппов. Мастер убежден: в царственную эпоху создается одухотворенная красота.
Комментарии
ольга23 февраля 2017, 09:50
Конечно это Дом молитвы.Возрождается православная Россия. Слава Богу!
Ольга30 января 2017, 20:39
Я полностью разделяю мнение автора статьи как по правовым,так и историко-культурным аспектам. Более того, активно проработав гидом-переводчиком более 20 лет, я до глубины познала всю "кухню" современного российского музейного бизнеса. Да, именно бизнеса, часто крайне нечистоплотного и имеющего своей целью исключи прибыль и наживу. Передергивание фактов, агрессивная интерпретация истории и исторического права, пафос, сменяющийся истерией и т.д.: все технологии черного пиара давно на вооружении чиновников вертикали культурно-музейной власти. Знаю лично, имею опыт общения и борьбы. Если кому-то интересна точка зрения профессионала туризма, см в ФБ https://www.facebook.com/olga.orleanskaya
Наталия С.24 января 2017, 10:32
Адам и Ева - вот наши предки, от них и идет вся история, а то как будто до большевиков ничего не было.
Арина22 января 2017, 16:57
Когда читаешь комменты про большевиков, невольно вспоминается: жена сказала, виноват змей; Адам сказал, виновата жена, которую ему дали. А у Бога был совсем другой взгляд на эту историю...
Наталия С.20 января 2017, 20:36
Татьяна, большевики – это партия, а партия это по определению далеко не все общество, а только его часть. 70 лет она была правящей партией страны, не переставая быть партией по определению. Сейчас у нее есть партия-преемница в многопартийной политической системе. Вот для ее членов она является предком.
Наталия С.20 января 2017, 20:24
Все-таки хорошо, что кроме лозунгов в стране существует еще и закон. И Церковь учит отказываться только от греха. И Собор возвращен полностью на законных основаниях. Слава Богу!

Татьяна19 января 2017, 21:08
(Наталия С.18 января 2017, 16:00 Господь сказал, что дух творит себе формы.) ну значит, было что-то такое в духе дореволюционной России, что всё вылилось в форму-революцию. Случайностей не бывает. Что сеет человек, то и жнет. Значит угасала истинная вера у народа.
А мы сейчас так любим рассуждать безбожное время, большевики нам не предки. Как так можно? Ваши деды, прадеды вам не предки?! Типа они безбожники, а мы сейчас такие хорошие, такие православные.
Сергий18 января 2017, 18:41
Товарищи! Какую вы ерунду пишете и не о том думаете! Церковь платит и всегда платила налоги ! А то с чего же служащие всю жизнь в Церкви пенсии и детские получали! Но это вас всех не волнует по большей части! Когда были в Исаакиевском, то именно щемящее чувство было ходьбы беспородной экскурсоводов и становление,, задами" к Алтарю, да вообще, к тем, кто смеет писать о дедах...Храм-то строили наши предки и никто и в голову себе не мог взять, что строят будующий музей!! Замолчите вы все,, считалки" церковных денег. Когда строили Храм Христа Спасителя, тоже,, завывальщиков" хватало, ну что вы можете ещё сделать для блага России?!
Иоанна_18 января 2017, 16:50
Татьяна, прочтите послание Святейшего Патриарха Тихона (с анафемой безбожникам) от 19 января 1918 года, если вы до сих пор ещё питаете к большевикам тёплые родственные чувства. А отождествлять с большевиками всех тех, кто жил в Советском Союзе, - это клевета на наш русский народ и другие народы, входившие в состав СССР.
Наталия С.18 января 2017, 16:49
Татьяна, (17 января 2017, 23:00), Господь сказал, что дух творит себе формы. Поэтому и в истории предков приходится определять, чей дух нам ближе (языческого божества, марксизма-атеизма или же дух Христов), и, соответственно, и дело каких предков нам дороже: дело последователей жрецов Перуна, дело апостола Андрея Первозванного и св. князя Владимира или же дело революционеров 1917-го года. А в связи с обсуждаемой темой следует честно ответить на вопрос: какова была цель строительства собора и какова была цель последующего превращения его в музей.
Татьяна17 января 2017, 23:30
Ионна, простите, но очень резануло про предков большевиков. Вообще то наши предки были когда то и язычниками.затем жили и в Киевской Руси, и в Российской империи, и в СССР. Это всё наша история.
Иоанна_17 января 2017, 09:45
Тем, кто считает, что Православная Церковь - это какие-то оккупанты, хапуги, которые пришли с одной целью: отобрать всё, что нажито непосильным трудом, для кого наши предки - это большевики, а история нашей страны начинается с 1917 года, - им всё равно ничего не объяснишь. Ни сейчас, ни через 10 лет, ни через 20. И то, что 1000 лет наши предки строили храмы ДЛЯ МОЛИТВЫ и для того, чтобы СЛАВИТЬ БОГА, и по-другому себя не мыслили,- ТОЛЬКО: русский значит православный, - этого им не понять, увы. Мне нравится аналогия владыки Тихона, который сравнил возвращение Крыма с возвращением храмов. Да, кто-то пострадает. Но ЕСТЬ историческая и Божественная справедливость: НЕ ВАШЕ? Не ваше. Всё. Отдайте.
Elena Karpos17 января 2017, 04:49
ХРАМ МОЙ ХРАМ МОЛИТВЫ НАРЕЧЕТСЯ -читаем мы на фронтоне Собора.Не Храм Музея.И не Храм Восьмого Чуда Света или что-то в этом роде.Следовательно настала пора вернуть его молитвенникам.Целиком и полностью.
Анатолий Васильевич17 января 2017, 00:40
уважаемые скажу про мой город у нас тоже половину кремля отдали РПЦ) и скоро весь отдадут когда здание музея достроится) ниче государство все равно реставрирует это раз) подсветку ток отключили лет на 5 сейчас власти опять ее включили))) Государство обязано заботится о памятниках) и если спонсорство пойдет и с двух источников так это замечательно))) знаю музейную кухню) ремонт у нас честно сказать не очень делают и очень редко и частями
Наталия16 января 2017, 22:43
«Ищите прежде Царствия Божия и правды его, а все остальное приложится вам». Петр Великий построил и освятил в честь своего небесного покровителя храм Божий, а не музей. И затем собор строили для Богослужений, а не для чего-то иного.
НН16 января 2017, 20:28
Алексей16 января 2017, 14:00 /Храм Христа Спасителя - он тоже и культурный и религиозный памятник. И находится в так.наз. двойном подчинении... Проблемы малые там есть - конечно.../ - Очень хороший пример. Проблемы МАЛЫЕ потому, что ХХС город содержит. А практически во всех крупных монастырях назначены Попечительские советы для добывания средств на рестоврацион. и ремонт. работы. Хорошо, что РПЦ действует по ЗАКОНУ, да как бы закон нам МИЛОСТЬ и ЛЮБОВЬ не заслонил. Всё больше становится "воскресных прихожан" и "немного неверующих" в "популярной церкви"(слова из фильма). Как-то тревожно. Совсем не обязательно для спасения душ верующих отнимать хлеб у других, да ещё и в спешном порядке!
ТАТИАНА 1716 января 2017, 19:49
Думаю,что Огюст Рикар де Монферран очень бы удивился,если бы узнал что он,оказывается,строил музей...)) Храм построен для ВОЗНЕСЕНИЯ МОЛИТВЫ! И если бы не 1917 год, там бы Литургия и не прерывалась. Было время разбрасывать камни,а подошло такое,что пора собирать...
Михаил Ковалев16 января 2017, 15:20
"Кесарю - кесарево, Богу - богово"

Пускай храм исполняет свое предназначение, для которого и строился!
Darina16 января 2017, 15:14
НН (16.01.2017; 10:00): "Аналогия с МИРОМ и Иудой не верна!" / Абсолютно верна! "К чему сия трата", - говорил незабвенный Искариотский. Так дорационализируемся до того, что будем уверены, что никакая жертва не нужна. Это во-первых. А во-вторых, прикрываясь заботой о нищих, вор надеялся, что что-то прилипнет и к его ладошкам, как к казначею, носящему ящик.
Darina16 января 2017, 14:57
Алексей (15.01.2017, 23:00): "Туда меньше 40 человек приходит ... кому центральный алтарь открывать?Эху?" / В житии Марии Египетской есть эпизод, описывающий, как монахи на время Великого поста уходили в пустыню. Уходили все, за исключением только одного брата, чтобы храм не оставался без богослужения. / Алексей, храм функционирует (в данном контексте слово отвратительное!) не по законам клуба!
Алексей16 января 2017, 14:27
Согласен с возврашением храма верующим. Которых представляет РПЦ. Не надо говорить о "передаче". Все ли награбленное революционерами надо вернуть? Да. Не надо бояться справедливоести. В который раз посещаю Храм Христа Спасителя - он тоже и культурный и религиозный памятник. И находится в так.наз. двойном подчинении: у Церкви (верующих) и у светской власти. Разве кто-то жалуется? Наоборот, наши либеральные оппоненты жалуются на взаимодействие Церкви и государства. Проблемы малые там есть - конечно, но они решаемы. Совместно. Вот и все, что стоит за "передачей" а на самом деле - возвращением храма всем людям. Мало слышал, что неверующих обидели в храме.
Алексей16 января 2017, 14:02
АлександрГ. Между передачей Исаакия Церкви и числом верующих в лоне Церкви нет зависимости.
Ольга Церковь не трудоустроит 400 человек нынешнего коллектива музея.В Казанском платные безналоговые экскурсии проводят соответствующе подготовленные экскурсоводы рпц.А музеи такие места,где нет много вакансий,нет большой текучки,поэтому многие нынешние музейщики не смогут найти работу где-то в других местах,а бросать людей на произвол судьбы безответственно и не по-христиански.И ультимативно предлагать им работу в РПЦ - в религиозной организации,на религиозную организацию - тоже не верно,даже если они все православные.
Не говорите за всех верующих,об их мотивах,Вы хотя бы не Патриарх.Я сам верующий.
Алексей16 января 2017, 13:43
Алла Меня интересует прежде всего судьба собора и людей,а она зависит и от денег.Надеяться на благотворителей - безответственно.Должны быть юридические обязательства,за храм нужно нести ответственность.РПЦ сама не потянет,т.к. надеятся на господдержку.А забросить содержание наследия ЮНЕСКО ни у церкви,ни у государства просто нет права,поэтому храм должен передаваться только в 100% финансово надёжные руки.Казанский в разы меньше и дешевле по материалам,но на реставрацию его фасада почему-то денег не хватает,она отчасти приостановлена,и были проблемы с некачественными работами.Он дотационный.Не надо превращать Исаакий в ещё одну дотационную точку.
Ольга16 января 2017, 10:55
Таня15 января 2017, 23:00: «..очень много людей которые, находятся в смятении/сомнении, которые может и сделали бы шаг навстречу РПЦ, православию, но такая история их опять оттолкнет от церкви». Откуда Вы знаете Божий Промысел?! Если ТАКАЯ ситуация их оттолкнет, значит, эти люди еще духовно не доросли до веры. Всему свое время. Не исключено, что именно Божьим Промыслом в их жизни будет другая ситуация, которая «перевесит» эту и приведет их к вере.
Ольга16 января 2017, 10:54
Алексей:«Храм на службы посещают в среднем менее 40 верующих в день,это меньше 1% от всего потока посетителей Исаакия..».Вы говорите о нынешней ситуации.Верующие хотят молиться в храме, а не в музее. Им больно смотреть,когда в доме Божием разгуливают толпы зевак в майках и шортах, фотографирующиеся на фоне святынь,-вот поэтому они сейчас и предпочитают Исаак.собору другие храмы. Когда начнется полноценная жизнь Собора,число 40 легко превратится в 400. Алексей:"Также церковь не держит экскурсоводов,является некоммерческой организацией.." А как же паломнические службы при монастырях? Они успешно работают, принося доход.Что касается реставрации Собора, найдутся и состоятельные благотворители.
НН16 января 2017, 10:28
Не понимаю.Кому помешает, если ещё КАКОЕ-ТО время собор будет и тем, и другим.А в это время напр, митроп. Варсанофий или/и кто другой поговорит с директором и сотрудниками музея, расскажет им перспективы, да так что коллектив САМ запросится под крыло Церкви. И приход напишет прошение о передаче собора в ведение РПЦ, так как есть множество факторов, мешающих вести в храме-музее нормальную приходскую жизнь(а службы и сейчас идут).К чему этот кавалерийский наскок? Почему этот процесс начали за спиной директора(как он уверяет). ЗАЧЕМ надо было ставить под удар Патриарха, заявляя, что он попросил(а губернатор согласился)?ЧТО народ должен думать?Вот он и думает. Аналогия с МИРОМ и Иудой не верна!
Иоанна_16 января 2017, 08:54
Дорогая Таня! У вас неверное представление о том, какие задачи у Церкви. Церковь существует вовсе не для того, чтобы "затащить" в Православие как можно больше людей и не для того, чтобы всеми силами понравиться светскому обществу. Церковь - это, конечно, и земная организация, но прежде всего - Тело Христово и Корабль Спасения для тех, кто ищет этого самого СПАСЕНИЯ. Если в Церкви есть люди злые или стяжательные (а кто из нас не зол и не стяжателен? Поднимите руку!), это всё равно не мешает спасению каждого из членов Церкви. Духовные проблемы есть, но решать их можно только духовными средствами. А сокрушаться о духовных проблемах и при этом находиться ВНЕ Церкви - дело пустое и бессмысленное.
Алла16 января 2017, 04:12
Алексей, по-моему, вас вообще ничего, кроме денежного вопроса, не интересует. Деньги на содержание Казанского собора находятся, отчего на Исаакий-то не хватит? В центре ходят толпы людей, которые будут заходить в храм и что-то покупать, жертвовать и т.д. Как всегда происходит в Казанском. Собор построен не для того, чтобы быть музеем, и просто вернется в своё естественное состояние во славу Божью!
АлександрГ. 16 января 2017, 02:23
Алексей: "Вот именно,зачем РПЦ будет пользоваться храмом,в то время как государство-собственник будет лишён источника дохода от этой собственности? Это ненормально."……… Это асболютно нормально. Ибо, если Церковь даст государству, хотя бы миллион граждан, и в голове этих людей будет "сидеть", "услышанная" ими с амвона заповедь "не укради", это сторицей вернет государству столько, что доходы Исакия покажутся крохами. К слову сказать Церковь и так дает государству таких граждан не один, а десятки миллионов. Причем, не самых худших граждан.
Алексей15 января 2017, 23:49
Мне кажется, некоторые слабо представляют вопрос о реставрациях. В Исаакиевском соборе они буквально круглый год идут, одна часть вслед за другой и так по кругу, день за днём. И это стоит того, чтобы собор оставался во всём своём великолепии на века, во славу Божию.
Слова Ирины "потребуется материальная помощь на реставрацию" - неверны. Огромные деньги всегда требуются и будут требоваться и завтра, и через месяц, и через год, бесконечно.
Увы, в печальном состоянии находится другой, более древний памятник - епархиальный Покрова в Филях в Москве, хотя он гораздо проще и меньше. Это пример для того, чтобы не передавать сгоряча Исаакий тем, кто может не потянуть.
Алексей15 января 2017, 23:30
Ольга Туда меньше 40 человек приходит на ежедневные службы,других храмов в центре полно,кому центральный алтарь открывать?Эху?
Также церковь не держит экскурсоводов,является некоммерческой организацией и не может содержать штат научных сотрудников.РПЦ и не заявляла,что намерена это сделать.
АлександрГ. Вот именно,зачем РПЦ будет пользоваться храмом,в то время как государство-собственник будет лишён источника дохода от этой собственности? Это ненормально. А доход нужен на содержание этой собственности,и церковь сама не справится,слова Патриарха это подтверждают.И не надо сравнивать с другими храмами,Исаакий в разы дороже по материалам,больше по размерам и требует более тонких и дорогих работ.
Таня15 января 2017, 23:06
(Иоанна_15 января 2017, 19:00
Таня, заброшенные храмы ТОЖЕ восстанавливаются!) Понятно, что восстанавливаются. Моя мысль о том, что очень много людей которые, находятся в смятении/сомнении, которые может и сделали бы шаг навстречу РПЦ, православию, но такая история их опять оттолкнет от церкви. И в данной ситуации, я считаю, что это не какой то принципиальный вопрос, требующий такого решения. Много духовных проблем, а не только чисто внешнее проблемы решать. РПЦ надо думать как людей к Богу привести, заниматься просвещением и т.д. и самим показывать пример. А люди в этой ситуации просто увидят корысть и всё.
Ирина15 января 2017, 20:24
"Храм должен исполнять свою сакральную функцию – быть местом молитвы.." - точка. Все остальные разговоры после молитвы Богу. Потребуется материальная помощь на реставрацию - РПЦ будет решать этот вопрос, если потребуется помощь государства - упадем в ноги нашему небедному государству. Собор- для молитвы, музей -для сохранения земных ценностей, функции разные: в соборе - небесное, в музее - земное и смешению не подлежит. И еще: уже устали от разговоров о " денежных доходах", неоценимую ценность получит этот старинный город от возобновления церковных служб в Исаакиевском Соборе - это Великая благодать Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Слава в Вышних Богу.
Ольга15 января 2017, 20:19
Даже не понимаю о чем спор?! Можно ли в храме проводить экскурсии - можно! Можно ли устраивать светский музей в храме - нельзя! Почему храм придет в запустение? вы храм Христа Спасителя в Москве видели? и что там запустение? Там и экскурсии проводят. Но храм принадлежит церкви, хотя восстанавливало его государство. Так и Исаакий должен полностью принадлежать церкви! и служить надо в главном пределе!!, а не в левом боковом. Одолжение сделали, служить сбоку разрешили! Есть закон вернуть все храмы РПЦ, значит надо вернуть! И, в юридической плоскости, это однозначно и безальтернативно!А экскурсоводов с радостью оставят в Исаакии и экскурсии они проводить будут! С Рождеством Христовым !Всех нас!
Иоанна_15 января 2017, 19:59
Таня, заброшенные храмы ТОЖЕ восстанавливаются! И не только в Москве и Питере! Мы с мужем уже почти 20 лет в этом участвуем, так что поверьте: так оно и есть! Пусть ваша знакомая поинтересуется и составит своё собственное мнение вместо того, чтобы повторять чужие глупости. А ещё лучше - пусть сама поможет. Когда узнает ситуацию изнутри, увидит абсолютных бессребренников-батюшек, монахов, игумений, её мнение о Русской Православной Церкви в корне изменится.
АлександрГ.15 января 2017, 19:00
Алексею. "В Российской империи храмом заведовало государство с самого начала,при этом он был для верующих." …… О том и речь, что ХРАМ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ БЫЛ ХРАМОМ, А НЕ МУЗЕЕМ. И в настоящее время, насколько мне известно собственником Храма остается государство. В юриспруденции право собственности основывается на трех китах: праве пользования, праве владения и праве распоряжения. В настоящий момент, речь не идет о переходе права собственности на Храм от государства к РПЦ. Речь идет, всего лишь о передаче права пользования Храмом. И тем не менее, из-за этого возникает такой ажиотаж. На деле весь этот шум происходит из-за денег. Кто-то просто не хочет лишиться источника доходов.
Алексей15 января 2017, 18:35
механик Я впервые в начале 00-х был в Исаакии, там под куполом голубь был и висит сейчас. Маятник Фуко ничем не противоречит христианству, но всё-таки это научный, а не религиозный предмет, установленный в советское время, и с 1990го маятник Фуко демонтирован по сей день.
Алексей15 января 2017, 18:21
Иоанна_ Кстати, доступ к престолу только духовенству, как и в любом храме. У сотрудников музея есть на этот счёт регламент (то есть они там не расхаживают повсюду и не бесчинствуют). Но конечно, как и в любом другом храме, для проведения ремонтных или реставрационных работ привлекаются специалисты, даже если они не духовенство, имеющие распоряжение на вход и работу в этой зоне, обычно закрытой для мирян.
Алексей15 января 2017, 18:15
Иоанна_ Вот именно,Исаакий функционирует и как храм без ущемления прав верующих,и как музей для туристов.
Поэтому "Богу Богово" ни при чём,т.к. вопрос о передаче храма не Богу, а РПЦ, которая является некоммерческой религиозной организацией. А верующим для общения с Богом доступ в храм уже давно открыт.
Храм на службы посещают в среднем менее 40 верующих в день, это меньше 1% от всего потока посетителей Исаакия.
Нынешняя ситуация оптимальная: Исаакий финансово себя окупает,туристы несут деньги в бюджет,а православные в нём молятся.
Патриарх выразил надежду на фин. поддержку после передачи.Зачем тогда передавать,если сами не смогут справиться?
Православных не ущемляют,музейщиков тоже не надо.
механик15 января 2017, 18:00
Говорят, там раньше маятник Фуко висел. Надеюсь, его срезали?
Алексей15 января 2017, 05:39
Алла Так приходите в Исаакий! Повторяю: хоть каждый день ходите,и утренние,и вечерние,всё как положено,и вход свободный,если не на экскурсию,а помолиться,и даже свечки и пр можно приобрести (при этом не у музея,а у как раз РПЦ).
Вы обманываете,говоря,что верующие ущемлены.
А права других Вы готовы ущемить.
Также, передача ещё не в силе.
В Российской империи храмом заведовало государство с самого начала,при этом он был для верующих. Сейчас права верующих уже восстановлены. А деньгами и собственностью пусть заведует государство, т.к. это эффективнее.
И Алла,РПЦ храм получит,а вы нового не получите,как и другие миряне,ибо и так Исаакий для вас открыт. Так что подумайте о других людях прежде.
Елена Левчук15 января 2017, 03:18
Позвольте, воспоминание из жизни туристического Питера. Как то после экскурсии в собор гость из Украины спросил: "А почему у вас Исаак Киевский,а не Исаак Питерский"? А как вам фотосессии на фоне алтаря "на вечную память"?!
Уверенна,что экскурсоводы обязательно найдут работу,интеллектуальной собственность не пропадет,эта профессия всегда востребована в городе.
Прочитала, что вход в Лавру платный. Не пугайтесь, бесплатно для всех. Платно проводятся очень интересные экскурсии по Лавре. А вот "Музей городской скульптуры" - кладбище,по билетам. Православные, подумайте Ф.М. Достоевский покоится в музеи! Помолимся, что бы и это кощунство когда- нибудь прекратилось. Перечитаем еще раз "Бесы".
Darina15 января 2017, 01:52
таня (14.01.2017, 01:00): "По аналогии, зачем строить храмы, если прихожан в нем не будет." / Вы очень заблуждаетесь. Храмы строились во Славу Божию. Например, множество храмов было построено купцами Замоскворечья один рядом с другим. Прочитайте про сорок сороков по адресу http://www.pravoslavie.ru/33084.html. В Исаакии, как и во всех храмах, должно Славиться Великолепное Имя Его. И ничего другого там происходить не должно.
Иоанна_14 января 2017, 23:42
Алексей, не была. Но если всё так хорошо, в алтаре престол и доступ в него только духовенству, нет никаких препятствий для богослужений - тогда о чём разговор? Однако, судя по статье отца дьякона, который как раз проживает в городе на Неве, далеко не всё так безоблачно. Просто отдайте "Богу Богово" (Матф.22:21)! И это, между прочим (как говорит владыка Тихон, "на минуточку") - слова Самого Господа Иисуса Христа. А с тем, что любой храм, - и кафедральный собор, и поросшие берёзками развалины, - БОГОВО - я думаю, никто из православных спорить не станет.
Людмила14 января 2017, 21:08
Хочу уточнить свой комментарий. Когда я была на экскурсии (25 лет назад), экскурсовод назвала архитектуру Исаакиевского собора не экуменистической, а эклектичной.
любовь14 января 2017, 19:19
Всем доброго времени суток! Прочитала статью и очень удивилась. О чем идет спор? Подняла фото собора и спросила у своих детей:" Это что Храм или музей?" "Конечно же это храм!" Так что тут спорить? Собор должен быть переданным в РПЦ. Прихожане столько храмов восстановили! Неужели собор разрушится, если его отдадут РПЦ? Конечно же нет, приобретет и восстановится.
Алла14 января 2017, 17:49
Алексей: "Исторической справедливости в принципе не существует" Очень даже существует, и сейчас она очевидна. Храм построили для нас, для верующих, и нам его возвращают. Все прекрасно и справедливо. "Православные молятся в храме - да, с финансами хорошо - да, профессионалы реставрируют - да. Не переживайте." А чего мне переживать, я как раз очень рада. Давно ждала, чтобы Иссакий вернули Церкви.
Алексей14 января 2017, 17:13
Иоанна_, а вы сами были в Исаакии? Там на месте все алтари, нет кабинетов в зале для богослужений и службы давно уже проводятся ежедневно. Музей - не означает, что там обязательно всё завалено чуждыми предметами (есть музеи-храмы, музеи-квартиры, музеи-заповедники и пр.). Сначала сходите в Исаакий или найдите современные фото интерьера, прежде чем делать пустые заявления.
НН14 января 2017, 16:02
/ А теперь есть и православные, которые против возвращения храмов Церкви?? Это какой-то фильм абсурда./ - Иоанна, а меня больше удивляет, когда верующие, которым ВЛАСТЬ РАЗРЕШИЛА ВЕРИТЬ, начинают поучать тех верующих, которым никогда НИКАКАЯ власть помехой не была. На мой взгляд, опасная тенденция... Помимо того, чтоб писать ПРАВИЛЬНЫЕ вещи, надо ещё и предвидеть последствия. Иногда лучше проиграть одно сражение (м.б. и не вступать в него), чем проиграть всю войну из-за неверной стратегии. ИНИЦИАТИВА ДОЛЖНА ИСХОДИТЬ СНИЗУ!
НН14 января 2017, 14:50
Иоанна_14 января 2017, 11:00, простите, но Вы опять лукавите! Этот храм УЖЕ принадлежал РПЦ, к сожалению, общине оГ.Кочеткова. Всё, что творилось вокруг этого храма, происходило между православными христианами РПЦ. Да-да, кочетковцы - равноправные члены РПЦ!Как бы кому-то это не нравилось! Если что, я была целиком на стороне о.Тихона. Я точно знаю, как передавались несколько монастырей, десятки храмов в Москве, как принимались решения и проходили слушания по поводу строительства новых храмов.Только в последнем случае было оказано 2-3 сопротивления из 200! Несколько храмов, занятые мастерскими Грабаря, только просили предоставить им помещения. А как всем союзом восстанавливали Данилов мон-рь!
Татьяна 14 января 2017, 13:26
Весь ужас в том, что спор идёт не о вере, а о собственности и деньгах. Именно это рождает такую реакцию у неверующий людей, даже у верующих православных.
Иоанна_14 января 2017, 12:36
Алексей, не переживать православный человек не может, если на месте алтаря - научные кабинеты или полки с экспонатами. Об исторической справедливости речи не может быть, вы правы. Потому как государство разрушило тысячи храмов, а оставшиеся почти все были осквернены и разграблены. Верните хотя бы те крохи, что уцелели! И если государство потратилось на реставрацию - и слава Богу! Напомню вам, что абсолютное большинство храмов, в том числе представляющих архитектурную и историческую ценность, восстанавливаются исключительно на средства прихожан и частных жертвователей.
НН14 января 2017, 12:07
Александр Владимирович, согласна с Вами. У меня горькое чувство, что некоторые церковные деятели, не говоря о новоиспеченных прихожанах, не в первый раз роют себе яму, в которую нас могут свалить... Не видеть, что СССР 70-80х годов СОВЕРШЕННО другая страна чем 20-ых - это, строго говоря, преступление против не только наших отцов, но и потомков и против России. Постоянно вбивать своим детям и внукам что народ наш русский - рабы, вожди - изверги рода человеческого, - на руку тем, кто считает, что Россия не имеет право не только на обладание такой территорией, природными ресурсами, но и вообще на существование. Не понимать этого, по меньшей мере, глупо, а по большому счету - преступление.
Иоанна_14 января 2017, 11:48
НН:/абсолютное большинство в Москве, например, было ЗА// Вы смеётесь? Хоть один храм отдали просто так? Мы в своём храме начинали служить на улице, в снегу, так же, как и (тогда ещё) отец Тихон. И сотрудники расположившейся в храме конторы на полном серьёзе считали, что храм, которому 500 лет, принадлежит ИМ. А теперь есть и православные, которые против возвращения храмов Церкви?? Это какой-то фильм абсурда. Даже если храм до революции юридически и принадлежал государству, то всё равно он предназначался ТОЛЬКО для богослужений.
Людмила14 января 2017, 10:14
Если сами экскурсоводы называют архитектуру храма ЭКУМЕНИСТИЧЕСКОЙ, то может и не стоит приближаться к экуменизму. Тем более архитектор - католик.
таня14 января 2017, 01:09
Эта история оттолкнет ещё больше людей от веры, от церкви. Думается, что цель РПЦ должна заключаться в том, чтобы как можно больше людей узнали православную веру, жили по-христиански. По аналогии, зачем строить храмы, если прихожан в нем не будет. У меня есть знакомая, которая в принципе признает Бога, но ее ужасно раздражает РПЦ. Ну не может человек понять все эти скандальные истории, которые всплывают в сми вокруг церкви. Она возмущена какое кол-во заброшенных храмов и вместо их восстановления, забирают себе такие вот соборы-музеи. Нужно же смотреть на настроения людей, чтобы не оттолкнуть их. Это не какой то принципиальный вопрос! Нужно подходить с рассуждением.
Darina14 января 2017, 00:53
Мне кажется, кветкин андрей комментарием (13.01.2017, 12:00) о воре Иуде ответил сразу на все тревоги и заботы о всех категориях потерпевших, которые станут потерпевшими после передачи Исаакия РПЦ. Надеюсь, все читатели помнят, что Иуда "заботился" о нищих. Браво, андрей!
Алексей14 января 2017, 00:15
АлександрГ. Отвечая на 1е - вы верно рассуждаете, но Исаакиевский собор как раз не дотационный, даже за вычетом налогов у него хватает средств на всё необходимое самообеспечение (плановые реставрации прежде всего).
Отвечая на 2е - во-1х, в храме проводятся ежедневные службы + крупные праздничные,т.е. он и как храм функционирует, можете прийти на службу в любой день http://www.cathedral.ru/raspisanie_bogoslugenii, во-2х, деньги не зло, с их помощью можно творить добро, и финансовых вопросов никто не может избежать (ни паломник, ни религиозная организация, ни государство), на деньги многое не купишь - но с их помощью можно делать свою или чью-то жизнь лучше или просто функционировать.
Алексей13 января 2017, 23:31
Алла, а я и сказал "прикажет" не в буквальном смысле. Знаете, есть например выражение "Ну и что прикажете теперь делать?"
Также у вас крайне специфические представления об исторической справедливости. Исторической справедливости в принципе не существует, а когда люди о ней много говорят, больше, чем о насущном - происходят вооружённые конфликты и гибнут люди, а к власти приходят популисты, потому что у каждого своя правда.
Поэтому решать такие сложные вопросы необходимо комплексно, с учётом пользы для людей и всех нюансов, а не восстанавливать якобы что-то там, принадлежащее кому-то. Православные молятся в храме - да, с финансами хорошо - да, профессионалы реставрируют - да. Не переживайте.
Инна 13 января 2017, 22:46
Я против передачи, хотя я являюсь действующим членом церкви уже 40 лет. Я живу в Петербурге и прекрасно понимаю, как нужен городу этот музей! Сколько людей там работает, какая важная научная работа там проводится ежедневно. На доход от продажи экскурсий живут огромное количество маленьких музеев и людей, в них работающих. Церковь проводит там службы ежедневно и зайти туда -нет проблем. На все основные праздники служится Литургия в центре храма. Сколько людей пострадает, останется без работы, и все скажут, что во всем виновата корысть, ибо другой причины люди не видят. Сейчас даже на территорию Лавры не зайти группе без билетов. А вы говорите бесплатно... Живете в какой-то сказке..
Лариса13 января 2017, 22:26
На этом митинге безбожников я увидела их плакат с надписью : "Церковь, знай свое место!". Так вот как раз этот собор и есть ее, церкви, место. И еще один плакат: "Не укради". И здесь все верно! Обокрали и разрушили - теперь возвращать надо! А вообще-то я в шоке: и не подозревала, что сейчас Питер так духовно провонял, и что такому количеству людей мерзость запустения - в радость.
Арина13 января 2017, 21:28
"На одном из фронтонов Исаакиевского собора написано: «Дом Мой дом молитвы наречется». Эта цитата из Евангелия от Матфея (21: 13) значит для нас, прежде всего, следующее...": молитесь за врагов и противников. А то по части сведения счетов в интернет-пространстве некоторые православные дадут фору атеистам, а потом возмущаются их агрессией.
Елена Левчук13 января 2017, 20:32
Где то читала, что до "окаянных" лет крестные ходы в пасхальную ночь начинались с колокольного звона Исаакия , затем только вступали колокола других храмов. Представьте только, вспыхивали светильники, что держат ангелы, установленные на кровле собора. Акустика в храме уникальная! Храм создан лучшими для Литургии. Исаакиевский собор - главный кафедральный собор Российской империи. Почему не спорят англичане о соборе Святого Павла, католики о соборе Святого Петра? Никто не требует сделать из них музеи. Почему самые активные споры идут о каждом храме в Санкт Петербурге? Может это страх, что сила и мощь России возрождается? Слава Богу!
Алексей13 января 2017, 18:39
Бог благодатью очень частых БОГОСЛУЖЕНИЙ(особенно коленопреклоненных), по вере и доверию Ему, ВРАЗУМИТ и поставит все и всех на свои места. Аминь.
Алла13 января 2017, 16:50
Юлия, в Казанском в любое время дня больше народу, чем в любом храме в спальном районе, хотя там вокруг малоэтажная застройка. А всё потому, что это центр! Туда едут с других районов, и там толпы туристов. Тоже самое будет с Исаакием. Вопрос "зачем", не имеет смысл. Он имел бы смысл, если бы Церковь решила вытеснить музей со здания, специально для музея построенного. Но Церковь просто возвращает себе своё. Это восстановление исторической справедливости.
Алексей13 января 2017, 16:28
Не вводите в заблуждение про аборты. Они бесплатные только при угрозе жизни матери (при этом вероятно, без процедуры оба не выживут) или после изнасилования (с доказательствами). Конечно,даже в этих случаях аборт может быть этически сомнителен,но решать всё равно только женщине с Божьей помощью,которая могла попасть в такую трудную ситуацию. Иных причин для бесплатного аборта нет.
Так что при передаче Исаакия РПЦ придётся отрезать финансирование у чего-то социального. Или отменить отделку Зенит-арены (увы, маловероятно).
Про сребролюбие - пусть каятся,кто именем Христа обогащается.
Христос жизнь отдал и Отца молил не о защите,а о прощении врагов,а один пастырь в бронированной машине ездит.
кветкин андрей13 января 2017, 16:07
Преподобный Иустин (Попович) в очерке " Правда о Сербской Православной Церкви в СФРЮ" 60 лет назад в частности писал: " Пусть это будет ясно всем: для православных ..святые дома молитвы,святые места,где проливаются наши слезы,святые сокровищницы молитв,и воздыханий,и воплей,и радостных восклицаний наших через века. Когда же безбожная диктатура превращает эти святые дома молитвы в музеи,то тем самым она делает их вертепами разбойников. Ибо дом молитвы,лишенный молитвы,становится,по слову Всеистинного Бога (Мф.21,13), вертепом разбойников.".Как актуально это и сейчас. В храм Божий входить нужно со страхом Божиим,а не с билетом,гамбургером и фотоаппаратом.
Алексей13 января 2017, 15:58
Повторюсь, права христиан не ущемляются, в храме уже ведутся богослужения, а православные не в дефиците приходов в целом. А просто выдворить на улицу с рабочего места сотни человек-сотрудников музея нельзя.
Часть православных (далеко не все, а я сам являюсь верующим христианином) и РПЦ - лишь одни из заинтересованных сторон. Как уже было сказано выше, если собор не будет передан РПЦ - права верующих не будут ущемлены. Но будут последствия для многих других, и я не думаю, что РПЦ стоит вести себя эгоистично.
Мы говорим об интересах, поэтому нормально, что обсуждаются все стороны вопроса, в т.ч. финансовые. Деньги тоже творят добро. Их нужно расходовать с умом, а не отдавать уже богатым (РПЦ).
НН13 января 2017, 14:13
/НИ ОДИН храм не удалось бы вернуть и ни один новый построить./ - Иоанна, это не так, не надо передёргивать. Когда НАЧАЛОСЬ возвращение храмов РПЦ и строительство новых, абсолютное большинство в Москве, например, было ЗА. "Исаакий" не рядовой храм, повторюсь: он НИКОГДА не принадлежал РПЦ. Чем больше мы будем ВЫПЯЧИВАТЬ ТАКУЮ свою православность, - тем больше отталкивать людей от православия и храмов тоже. Это моё мнение, основанное на личном наблюдении. Про содержание, коммунальные платежи и реставрацию знаю не по наслышке. Увы, деньги никто не отменял. ИНИЦИАТИВА должна исходить СНИЗУ, от прихожан и настоятеля. Тогда и реакция могла бы быть другой. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ НАДО ГОТОВИТЬ!
АлександрГ. 13 января 2017, 13:43
И еще, Алексей, кроме денег есть масса вещей, которые делать нельзя. "НЕЛЬЗЯ ЖАТЬ, ГДЕ НЕ СЕЯЛ". Нельзя в заповеднике строить супермаркет, какие бы это доходы не приносило. Нельзя пытаться сделать из центра затрат, центр прибыли. Это я о платном образовании, платной медицине и частном ЖКХ. Нельзя строить магазины в Кремле. В общем, есть масса вещей, которые делать НЕЛЬЗЯ. Тот есть, конечно попытаться-то вопреки здравому смыслу можно, но результат будет противоположным ожидаемому. Либо будет иметь такие сопутствующие последствия, что и деньгам рад не будешь. И Храм тоже нельзя мерять деньгами. Ибо это Храм, а не кассовый аппарат. И предназначен он для совершенно другого.
АлександрГ. 13 января 2017, 13:14
Алексей, если уж Вы заговорили о деньгах, то деньги так не считают. Любой музей приносит доходы в бюджет и получает из бюджета деньги на свои нужды. В том числе и на реставрационные работы. Разница между доходом музея и величиной полученных бюджетом денег и образует фактические расходы, либо доходы. В той ситуации, если эта разница для бюджета отрицательная, а практически все музеи дают таковую и Исакий не исключение, музей считается для бюджета дотационным. Так, что на деле нужно сравнивать сумму, запрашиваемую РПЦ из бюджета с величиной дотаций бюджета музею в предыдущие периоды. И вот только после сравнения цифр можно начинать говорить о школах, детдомах и коммунальной инфраструктуре.
Иоанна_13 января 2017, 13:09
Содержание мавзолея - столь же сомнительное расходование средств налогоплательщиков (и немалых средств!), как и аборты. Боремся против "Войковской", а ведь Войков, в сущности, был только исполнителем. // НН, если ставить себе целью щадить нежные чувства безбожников, тогда НИ ОДИН храм не удалось бы вернуть и ни один новый построить.
Алина13 января 2017, 12:47
Слава Богу за все! Будем надеяться, что и на этот раз Он все управит к нашему же благу. И будем помнить Его обетование, что врата адовы никогда не одолеют Его Церковь.
кветкин андрей13 января 2017, 12:04
Вспоминается печальная история с Иудой Искариотом,который очень возмущался тем,что одна женщина драгоценное миро вылила на Иисуса Христа.Вор он -,так пояснил этот поступок Иоанн Богослов. Плохо закончил жизнь свою Иуда-сребролюбец,очень плохо.Любителям считать и делить чужие деньги стоит не забывать об этом. Божие-Богу, кесарево - кесарю.
Ирина13 января 2017, 12:00
Всегда думала, что Христианство – религия разумного делания и примирения, а не эмоций и удовлетворения страстей. К этой мысли меня привели рассказы о Святых людях. Первая, о ком я прочитала, была Ксения Петербургская, а желание читать и узнавать больше, как ни странно, дали мне экскурсоводы, а не учителя литературы. Большое им СПАСИБО! Из экскурсии в Храме «Спас на крови» особо запомнились слова «Не в силе Бог, а в правде». Мы люди должны помнить - кому много дано, с того много спросится. Возможно, я не права.
Ирина Продина13 января 2017, 11:59
Алексей, Церковь скорее всего попросит сократить расходы государства на аборты, а вырученные от этого деньги пустит на ремонт Исаакиевского собора, да еще на сотню других соборов денег хватит!
Читательница (Подмосковье)13 января 2017, 11:39
Юлия:«Кто туда будет ходить каждый день, наполнять его молитвой?Там же рядом никто не живет почти». Рядом со Сретенским мон.тоже мало жилых домов, но на службы едут не только со всех концов Москвы, но и из Подмосковья - ближнего и не очень, приезжают из др. городов и стран (об этом пишут в комм.). Все зависит от настоятеля: сможет ли он сделать так, чтобы люди ехали на службу в Исаакиевский собор-несмотря на то,что рядом с их домом есть др. храмы,несмотря на непогоду, на создающую определенные неудобства сверхзаполненность Собора – думаю, именно так и будет.Я уверена, когда Собор передадут Церкви, будет очень много паломнических групп, а паломники всегда стремятся попасть и на богослужения.
Владимир13 января 2017, 11:29
Все имущество, все храмы РПЦ конфискованные большевикам должны быть должны быть возвращены законным владельцам. Все это было создано и построено нашими с Вами прородителями. У людей был страх Божий, любовь и милоседие. Строили градские больницы, богодельни, музеи и прочее. А теперь идеология потребления делает свое черное дело и нечего удивляться. Призываю все молиться ко Господу о вразумлении всех тех, кто против передачи храмов. Хочу напомнить о румынском опыте. Диктатор Чаушеску платит священникам зарплату, а храмы были открыты для всех, в том числе и для туристов, а в качестве экскурсоводов выступали служители храмов. Было бы желание все можно решить.
Юлия13 января 2017, 11:11
Алла, простите, я рядом с Исаакием 10 лет отработала и знакома с ситуацией. Там преимущественно общественные здания, жилье - либо дорогое и малонаселенное, либо - трущобы, населенные во многом представителями другой религии. В соборе много народу было только на миссионерских Литургиях либо на торжественных службах, когда все духовенство собирается. Храмы рядом есть. Я не то что противник передачи, (хотя это и не совсем передача, т.к. не в собственность РПЦ)- мне не понятно, зачем надо рушить сложившуюся годами, прекрасно работающую и не враждебную церкви структуру, возглавляемую высоко профессиональным и верующим человеком. Кому это выгодно?
Алла13 января 2017, 10:41
Алексей, у вас паранойя. Церковь никому не может сейчас "приказать" урезать финансирование чего-либо. //Православным всегда есть куда сходить помолиться и их права никак не нарушаются тем, что храм-музей принадлежит государству.// Таких монстров, как "храм-музей", и не должно быть, церковь строилась не для этого! Сейчас просто восстанавливается историческая справедливость. Потому что нынешний статус стал результатом бесчинства большевиков.
Алла13 января 2017, 05:08
Юлия, возле Исаакия никто не живет?! Вы давно были в Питере? Это же самый центр, там всегда масса народу! Не сомневаюсь, что денег от пожертвований и покупок прихожан и туристов более чем хватит на содержание собора, будут всегда там огромные толпы, как в Казанском. И вообще, не пристало христианами все сводить к деньгам. Это храм Божий, и должен быть храмом Божьим, а не музеем! Музей там тоже есть, совсем рядом - Эрмитаж. Туда и милости просим всех любителей чистого искусства.
Алексей13 января 2017, 04:56
РПЦ не платит налогов, и не будет платить даже с проведённых служителями экскурсий, по закону. К тому же, уже просит финансовую помощь в содержании храма после передачи. А храм как музей мало того, что окупается, несмотря на очень дорогие реставрационные работы, но и сотни миллионов приносит в бюджет Петербурга.
Вопрос следующий: кому РПЦ, отобрав храм (и, таким образом, увеличив расход и уменьшив доход регионального бюджета), прикажет урезать финансирование? Школам? Детдомам? Или посоветует сэкономить на ремонтных работах отопления, чтобы следующей зимой ещё больше домов оставалось без тепла на несколько дней (как недавно при аварии на ул. Васенко)?
Алексей13 января 2017, 04:50
"Или православные христиане уже не являются жителями Санкт-Петербурга и лишены своих гражданских прав?" - а чем нарушаются права православных, если храм не передаётся РПЦ? Неужели церкви не хватает приходов? К тому же, службы ежедневно уже проводятся в храме у одного из приделов. Православным всегда есть куда сходить помолиться и их права никак не нарушаются тем, что храм-музей принадлежит государству.
А вот если храм будет передан церкви - то несколько сотен сотрудников музея останутся без рабочих мест. И их права не стоит нарушать и лишать их места работы, а кого-то - и дела всей своей жизни.
Юрий Чухманов13 января 2017, 00:26
И правда,из за чего сыр_бор. По большому_все в выигрыше. Значит_это просто происки врага рода человеческого,хочет нарушить мир среди нас. Молиться нужно.
Илона Галкина13 января 2017, 00:16

Слава Богу!
Анна13 января 2017, 00:03
Весной были в Переславле-Залесском. Посетили 2 действующих монастыря и 1 недействующий (который музей). Разница между радостной жизнью действующих монастырей и печальным запустением музея - впечатляет.
Darina12 января 2017, 23:45
Дорогой о.Владимир! Совершенно с Вами согласна. А после прочтения некоторых комментариев пришла просто в уныние - неужели в самом деле это пишут те, кто в комментариях на другие темы так благочестивы? Если уж сливки таковы, то каково же молоко?.../ Архитектура - искусство. Всякий образец высокого искусства имеет идею, как правило, сакральную. Стыдно это нам должно быть, когда туристы видят в Исаакии только виртуозность зодчих. / И российский бюджет, и средства ЮНЕСКО сделают свое дело. Для тех налогоплательщиков (я оч. рада, что они против абортов), которые в настоящее время поддерживают Исаакий как пам. архитектуры, количественно ничего не изменится. Но как же грустна ревизия "кружек"!
Максим12 января 2017, 23:32
Мира всем. Вот здесь(и не только, здесь) в вопросе передачи Храма Церкви все очень много внимания уделяют деньгам, чьему то там обогащению или наоборот. Вопрос, а сколько стоит в очах Божих покаявшийся грешник( душа спасённая), о котором на небесах радуются Ангелы небесные, назовите цену, и кто захочет из тех кто сейчас противится, потом на Суде ответить ещё и за это. Простите, читаешь коменты про делёж денег и терпения не хватает.
Любовь12 января 2017, 23:07
Храм должен быть храмом, а не музеем. Когда я увидела иконы в Историческом музее - душа заболела, что стоят они не там, и никто их не почитает, и не молится, а только рассматривают с интересом. А посмотреть интерьеры и убранство храма можно любому - храм открыт целый день.
Юлия12 января 2017, 22:58
Какая-то это странная история. Содержание и реставрация (а она на таких памятниках является непрерывным процессом) потребуют огромного напряжения сил от Митрополии. Полтавченко сначала не хотел его передавать. Похоже, это кому-то выгодно на самом верху. Или РПЦ как бы немного в самообольщении. У нас не православная империя, в которой был построен и успешно содержался этот супер-объект. И зачем? Кто туда будет ходить каждый день, наполнять его молитвой? Там же рядом никто не живет почти. В городе столько храмов, ждущих реставрации, а в новостройках в основном маленькие храмы, а народу много. Решение благочестивое, но не очень трезвое. Или действительно за этим стоят неведомые нам интересы.
Читательница (Подмосковье)12 января 2017, 22:46
НН (12 января 2017, 10:00): «На мой взгляд, не надо торопиться…Непонятна цель передачи». Торопиться и не получится. Ожидается огромных масштабов бюрократическая работа, связанная, в первую очередь, с заключением договоров о передаче в пользование Церкви не только самого здания Исаакиевского собора, но и всех объектов музейных фондов. Будут заключаться договоры о сохранности их новым пользователем – Церковью - в соответствии с установленными требованиями. Что касается цели передачи, то владыка Тихон на сегодняшней пресс-конференции в Санкт-Петербурге дал четкий ответ на этот вопрос: главная цель передачи – ПОЛНОЦЕННАЯ жизнь Исаакиевского собора. Храм должен использоваться по назначению.
Елена Левчук12 января 2017, 19:35
"Верной твердынею православия врезан Исаакий в вышине",- писал Н.С.Гумилев, это ответ на все дебаты из серебренного века русской культуры.
Ирина12 января 2017, 18:38
Пока у православного народа не хватает Духа на захоронение Ленина, то может и Исаакиевский собор не время трогать?
12 января 2017, 18:17
Старая питерская поговорка-"Мариинка танцует,Сенная торгует,в Исаакие-Бога славят,а Романовы правят!"Очень мне по душе!С Рождеством,православные! С нами Бог! ТАТИАНА
Елена12 января 2017, 18:05
Я как православный человек очень рада, что Исаакиевский собор передается Русской Православной Церкви. В Храме должны проходить службы, иначе это уже не Храм, а просто здание, хоть и историческое.
НН12 января 2017, 16:22
Мы, православные, здесь У СЕБЯ ДОМА, даже если кому-то это не нравится. - Согласна, но и те , НЕправославные, тоже у себя дома и их ГОРАЗДО больше. Общественное мнение ГОТОВИТЬ надо! "Исакий" никогда не принадлежал РПЦ. Почему-то мой муж захотел вернуть доходный дом в центре Москвы, принадл. его предкам, а я захочу мельницы и лавки, принадл. моим предкам... А вдруг потомки Романовых тоже захотят что-то...
Алексей12 января 2017, 16:08
А на чьи налоги сейчас содержится отнятый у народа Храм! И кому идут прибыли от его посещений?
Александр Владимирович12 января 2017, 15:15
(продолжение) Насколько я понял, беспокойство есть по поводу возможны ли там будут те же программные экскурсии, и будет ли возможность содержать Храм на том же уровне, как это делало государство? Так это вопросы, ответы на которые не требуют пушек для стрельбы по... "большевикам".
Вполне обсуждаемые вещи. Не требующие ритуальной ругани большевиков. Отец диакон, время ж собирать камни, а не "пинать"... своих же дедов и прадедов.
А Храму - быть!
Иулиания12 января 2017, 15:03
В Ярославской области есть Николо-Сольбинский женский монастырь (восстанавливается с 1999 года), в нём каждый храм - уникален. Между службами сёстры обители проводят экскурсии по монастырю, знакомят с его историей и чудесами. Почему нельзя сделать что-то подобное и с Иссакиевским собором?!
Александр Владимирович12 января 2017, 15:02
(продолжение) Вспомните, что в 70-80-е сколько исторических памятников (соборов, монастырей) реставрировалось на очень высоком уровне. В т.ч. и Исаакий и Казанский. Что ж помнить только 20-е годы?.. Я, простите, детей учу, что это самый низкий уровень разговора: чтоб утвердить свое, надо обругать "чужое". А тут - диакон... По-видимому, получивший блестящее образование при этих самых "большевиках"...
Иоанна_12 января 2017, 14:58
/Не надо ПРОВОЦИРОВАТЬ противостояние. Непонятна цель передачи.// Тогда давайте и колокольный звон запретим, и крестные ходы тоже. Потому как всегда найдётся кто-то, кому это не понравится. Мы, православные, здесь У СЕБЯ ДОМА, даже если кому-то это не нравится.
Yekaterina Kartasheva12 января 2017, 14:53
Да вроде бы уже сообщили, что собор останется в собственности города, но будет передан Церкви в безвозмездное пользование. По-мойму это вариант, в котором нет проигравших.
Михаил Кононович12 января 2017, 14:52
ПО поводу ущемления прав посетителей музея... Любой действующий Храм не закрывается ни для кого в дневное время. Любой может зайти к нам в Храм и осмотреть то, что ему интересно (кроме алтарной части и служебных помещений). А экскурсоводы из верующих только увеличат качество экскурсионного обслуживания (как это происходит в других храмах-музеях), т.к. будут рассказывать то, что для них самое важное. Это будет живой рассказ с интересными и познавательными подробностями. И там не будут говорить глупости про маятник Фуко, который, якобы, является неотъемлемой частью Иссакия и доказывает отсутствие Бога.
Александр Владимирович12 января 2017, 14:46
Конечно храм нужен для служения. Все верно.
Но сколько же можно жить прежними - столетней давности - бедами и соответственно страхами!?
Сколько же можно жить с Гражданской войной в голове! У "белых и пушистых" храмы просто так не отбираются и не рушатся...
Наталия12 января 2017, 14:11
То, что передадут церкви-абсолютно правильно. Это Дом Божий.То, что доступа не православным не будет, вообще полный бред! Двери наших храмов открыты для всех, мы никому не запрещаем и никого не гнушаемся.Единственное, что бы не топтались люди там, где Святой Престол.
Ольга12 января 2017, 14:04
Жду этого счастливого дня, когда Исаакиевский собор будет передан Церкви! Слава Богу, не за горами!!!
Анна Рябикова12 января 2017, 13:37
С одной стороны, храм должен быть храмом. Богослужения должны стать во главу угла, а экускурсии отойти на второй план. С другой стороны, очень печалит, что передача храма непременно сопровождается скандалом. Очередным скандалом, связанным с именем Русской Церкви.
Агент Смит12 января 2017, 13:22
Дело не в передаче собора РПЦ, а в том, что РПЦ будет им пользоваться, а содержать его будут за счёт налогов. И тут такой момент, выводим аборты из ОМС, т.к. верующие не хотят косвенно участвовать в аборте - справедливо, но я обязан содержать РПЦ. Как-то это неправильно, не находите?
Татьяна Рачинская12 января 2017, 13:19
мир всем.В храм приходим,что бы научиться стяжать Духа святого.Суть службы это научиться смирению,покаянию и Любви ,чтобы врагов своих мы научились благословлять!!!А лепота в Храмах нас не спасет.Храм внутри нас и он либо есть либо его нет. Не всякий глаголя Господи, Господи спасется. Загляните в Души
Наталия12 января 2017, 11:43
Что касается платных музейных экскурсий: они проводятся и в действующих Александро-Невской Лавре, Казанском и Успенском соборах - везде, где это может быть кому-то интересно! Особенно иностранцам! Поэтому интересы этих групп людей тоже будут учтены!
Наталия12 января 2017, 11:28
Ещё по теме: в Спб очень много недовольных этим событием, потому что трактуют его как "обогащение РПЦ". О том, что теперь они смогут бесплатно бывать в соборе, вход в который сейчас стоит рублей 400, никто не думает - им это не важно, они там не бывают - важно не дать именно "обогатиться РПЦ"!:((
Наталия12 января 2017, 11:01
Я живу в Петербурге (правд,не очень давно:)), в Исаакиевском была пару раз, специально приезжала на службы, которы проводятся в левом приделе. Главный алтарь - уже территория музея, службы там не проводились, а бывать там могут любые сотрудники музея.
Екатерина 12 января 2017, 10:52
Статья хорошая. Но православное сообщество и так мыслит в едином ключе. Размещать такие статьи как раз нужно не на pravoslavie.ru. А там где печатаются музейные работники, искусствоведы и критики, а так же и явные противники передачи церкви Церкви
Алла12 января 2017, 10:30
Исаакиевский собор - это храм, и строился он для того, чтобы в нем возносилась молитва. Строили такую красоту люди, верующие в Бога. Очень радостно, что Исаакиевский собор вернули Церкви!
Екатерина12 января 2017, 10:13
Очень рада такому благому решению!Конечно, для музея правильно было бы находиться в другом помещении, не в храме. Несколько лет назад в Рязани работники музея тоже яростно сопротивлялись передаче Кремля церкви, ведь никто не хочет терять такой доход. А заходить в храм по билетам неправильно.
НН12 января 2017, 10:13
На мой взгляд, не надо торопиться, в передаче РПЦ нет ОСТРОЙ необходимости, службы идут. Собор изначально юрид. принадлежал МПС, потом МВД (совр. название). Не надо ПРОВОЦИРОВАТЬ противостояние. Непонятна цель передачи. РПЦ вряд ли сможет его содержать (как и ХХС в Москве). Коммуналка всё съест.
игорь12 января 2017, 09:45
Когда-то и в Иерусалимском храме тоже торговлю устроили и всякое непотребство! Храм-это Дом Божий! Он во Славу Божью создается,а не для гешефта! О каком уважение к Святой Русской Православной Церкви Московского Патриархата со стороны полу-Полтавченко-полу-Губельманов-Ярославских можно говорить?!
раба Божия Ирина12 января 2017, 09:09
Если в храме музей или на кладбище парк с игровой площадкой для детей, мам и собачек, то ничего хорошего из этого не будет. Это доказано жизнью поколений, выросших в безбожное время. Мы сколь угодно может противится этому, но выше и больше Бога ничего и никого нет. Господи вразуми нас и помилуй!
Георгий12 января 2017, 06:38
Спаси Вас Господи, отец Владимир!
ЛЮБОЕ изменение кого-то не устраивает.
Только музейному персоналу и богоборцам надо понимать, что НЕ ВАШЕ это, а Церкви, верующих.
И НЕ ПЕРЕДАЧА это, а ВОЗВРАЩЕНИЕ! Отобранного, украденного.
Может быть я слишком резко? Тогда прошу простить.
диакон Владимир Василик12 января 2017, 01:26
Андрею Первому (не императору). Вы, очевидно, не в курсе. Закон подразумевает ИЗНАЧАЛЬНОЕ использование храма и никто не собирается отдавать церкви буддистам, а дацаны православным. Насчет кружек - не считайте денег в чужих карманах. А насчет винегрета в Ваших комментариях - no comment.
Дима( Каменец-Подольская епархия УПЦ)12 января 2017, 01:06
Правильное решение!Для безбожников полно злачных мест и развлекательных заведений.А храмы -для верующих.Если мы будем слушать "ходящих во тьме" то как бы и нас не объяла тьма.
Галина12 января 2017, 00:58
Несколько лет назад была в гостях в Санкт-Петербурге, решила зайти в храм Спаса-на-Крови. Неприятно поразила цена билета. А когда попала внутрь храма, вообще пожалела, что потратила деньги. Храм мертв внутри, так мне показалось. Какие музеи в Божьем доме? Россия, народ живы, когда живы наши храмы
АлександрГ. 12 января 2017, 00:54
Нет, по закону мусульманам возвращается то, что было построено ими и для них. Аналогично католикам и буддистам. Исакиевский собор был построен православными для православных, так что по закону он наш. Что касается "кружечки", так смею предположить, что к огорчению многих эта синекура будет закрыта.
АлександрГ. 12 января 2017, 00:45
Можно дать небольшой совет? При приеме храма, обязательно нужно составить подробную опись принимаемого имущества, с фотографиями, если нужно с назначением искусствоведческих экспертиз. И обязательной подписью третьей стороны. С тем, чтобы ни через год, ни через десять лет, никто бы не мог обвинить Ц
Татьяна11 января 2017, 23:53
Проездом в Питере у меня было 10 мин., чтобы в Храме помолиться. Я и не знала, что вход платный, только потом вспомнила, что очередь сбоку стояла. Охраннику: где вход-помолиться? Зашла совершенно бесплатно. Ещё и благословение успела на дорогу взять у Батюшки. От красоты и благодати обомлела там.
Максим11 января 2017, 22:54
Мира всем. Сам я из Кронштадта, в нашем городе милостью Божьей 3 года назад открыли после реставрации Никольский Морской Собор. Что в нём творилось когда он использовался как музей, кинотеатр и клуб знают все Кронштадтцы, "мерзость запустения", точнее не скажешь. В Храме должна возноситься молитва.
Татьяна Рачинская11 января 2017, 22:45
Дорогие братья и сестры,неужели в Питере не хватает Храмов____Исаакий должен остаться Памятником историческим.Разве мало пропадает из церквей имущества,где оно практически не учитывается.А в музеи созданы каталоги и архивы.Не надо прикрываться Господом нашим,что бы лишить остальных таких же братьев
Екатерина11 января 2017, 22:12
Храм должен быть местом молитвы. И Исаакиевский собор таким местом является, оставаясь музеем! Службы проходят регулярно, верующих на них пускают бесплатно. Действующий придел никто не заставляет закрывать на время экскурсий. Какой ожидается численность прихода сразу после передачи собора РПЦ?
АлександрГ. 11 января 2017, 21:55
Храм должен быть Храмом. А Храмом он является только тогда, когда в нем проводятся службы. Исакиевский собор строился, как Храм, а ни как музей, ни как конюшня и ни как смотровая площадка. Так, что Слава Богу, что Исакий возвращается в лоно Церкви.
Виктор11 января 2017, 21:44
Когда 25 лет назад всю собственность всего народа "отняли и поделилии" меж собой 0.001% избранных воров-олигархов /по их закону!/, - все было справедливо... А стоит сейчас Царкви сказать - верни уворованное - так олигархически-холуйские СМИ сразу такой хай поднимают! Знает кошка, чье мясо сьела...
Лариса11 января 2017, 21:39
Уважаемый Димитрий! Вы чуть лукавите. Вход в Успенский собор во Владимире платный в определенное время дня, когда там нет церковных служб! Во время же утренних и вечерних богослужений прихожане (да и захожане) заходят в храм совершенно БЕСПЛАТНО. Так что молитесь на здоровье!
вячеславs11 января 2017, 21:17
Все верно и юридически точно. Храм для молитвы, тем более такой Храм.Статья аргументированная наверное надо что бы ее опубликовали и на светский сайтах и в прессе
Галина11 января 2017, 20:58
Это будет счастливый и радостный день для С-Питербурга,когда Исаакиевский Собор начнет оживать,возвращаться к жизни!Ведь мы знаем, что святое место-это там ,где совершается Божественная Литургия!А сейчас он мертвый.Полностью поддерживаю статью отца Владимира и думаю, многие верующие встанут на защиту Исаакиевского Собора,чтобы он был передан РПЦ для его дальнейшего процветания.Музеи нас не спасают,а храм всем нужен:и в горе,и в радости.Помоги,Господи,понять это тем,для кого музей дороже Дома Бога Живаго.
Наталья Домнина11 января 2017, 20:40
Еще в советское время, видя закрытые ворота Данилова монастыря,всегда подсознательно хотелось чтобы храмы вновь обрели свою прежнюю жизнь. Я тогда и не знала, что это Данилов монастырь. И как я радовалась когда это произошло. То же с Марфо-Мариинской обителью, была счастлива. Давно пора вернуть РПЦ.
Андрей11 января 2017, 20:32
Браво, отец Владимир, как всегда - взвешенно и аргументированно!
Михаил Кононович11 января 2017, 19:52
Сейчас на РБК прочел "Оппозиция объединилась против передачи Исаакиевского собора РПЦ". Значит, вот единственно, что может объединить "оппозицию". Жаль... А давайте им на митинг ответим всероссийским молебном о передачи Иссакия. Я смиренно прошу Патриарха Киррила рассмотреть этот вопрос.
гость города11 января 2017, 19:38
А экскурсию по собору кто проводить будет? Штатный священник или штатный экскурсовод? А восстановить например собор 18 века в Руссо-Высоцком не лучше было бы? Именно Исакий- без него совсем совсем никак
Ольга11 января 2017, 19:25
Мой неверующий знакомый съездил в Суздаль, после посещения соборов-музеев долго негодовал "Почему все ходят глазеют, Церковь должна быть Церковвью, дико как-то". А в Спаса-Ефимьевском вход 400!!!! рублей. (для бедных невозможно). И при этом все очень неухоженно
Андрей (первый)11 января 2017, 19:02
С Рождеством! С Новым годом! Это все эмоции у отца диакона =)). Согласно закону Собор можно отдать и муслимам и католикосам и буддистам. Временной винегрет с потерей памятников. А времена были разные.А около церковный народ интересует - куда денежки пойдут из кружек и все такое?
Николай Григорьев11 января 2017, 18:45
3.Тема очень острая и всегда надо выслушать аргументы заинтересованных сторон, а не навязывать свое догматическое мнение как аксиому.
Из СМИ: Справка: Исаакиевский собор — один из самых популярных музеев Петербурга. За 2016 год его посетили 3,9 млн туристов. Заработок более 800млн.руб.на реставрацию
Николай Григорьев11 января 2017, 18:41
2.Для церкви важно чтобы храм выполнял свое предназначение, а не то, в каком управлении он находился бы как памятник. Вот если есть по этому поводу предложение от церкви, то его надо и обсуждать и говорить об этом прозрачно, а не кулуарно и тем самым вызывать негатив к церкви и священнослужителям.
Николай Григорьев11 января 2017, 18:39
1.Не согласен с мнением диакона Владимира Василика. Тема о сегодняшней ситуации вокруг Исаакиевского собора, а не о том, что было после 1917 года. Как говорят, не надо все в кучу. Аналогов архитектурного строительства этого храма в России нет, история его уникальна.
КолВизин11 января 2017, 18:10
Согласен с Тамарой Храмов не хватает! Но за Исаакий душа не болит, с ним Слава Богу всё в порядке. Душа болит за тысячи разрушенных храмов по всей России, которые "вот как" нужны православным. (мы сами в таком молимся) Но, к сожалению, не нужны РПЦ. (.)_(.)
Лариса РОм11 января 2017, 17:04
Достаточно одного зачинщика для сопротивления. Я бывала в известных западных храмах, все они выполняют двойную функцию.Турист может посмотреть и заодно помолиться, поставить свечку, опустить монету в коробочку для пожертвований.Всё тихо-мирно и уважительно к верующим.
Дмитрий11 января 2017, 16:49
г. Владимир.
В центре стоит Успенский собор (действующим храм)
Хотели с семьей помолиться.
На входе нас встретил страж в платочке и сказал, что вход только по билетам!
150 руб. с человека
И давно Православные теперь за вход в храм должны платить?
о. Владимир, так, "Музей или храм?".
А может Бизнес?
тамара11 января 2017, 16:24
Слава Богу за всё..Бог поругаем не бывает...Всё становится на своё место...Это храм,Дом молитвы,и им должен быть!!!! хотите музей??? так сами и стройте!!! зачем ХРАМ превращать в музей???? немедленно надо передать,беспрекословно....Музеев и так хватает...ХРАМОВ нет!!! С Богом!!!какое сопротивление??
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×