Для чего понимать богослужение?

    

Казалось бы, вопрос, поставленный в заголовке статьи, является тривиальным, наподобие утверждения «переходите улицу на зеленый свет» или булгаковского — «Арбуз не нужно печь на мыле». Однако, увы, это далеко не так. К сожалению, некоторые наши единоверцы считают, что богослужение понимать незачем. Ведь в богослужении является Сам Бог. А если ты это понимаешь, то ты этим владеешь. А как можно владеть Владыкой всего? «То, что ты понимаешь, — не есть Бог», — сказал один из богословов. Ведь Бог непостижим. Соответственно, непостижимым должно быть и богослужение. Поэтому некоторые и не стремятся к пониманию, а упиваются пафосом неизреченности и непостижимости. Вспоминается старушка из рассказа Чехова, которая умилялась слову «дондеже», не понимая его значения. Для некоторых прихожан (и не только) понимание равно профанации. Но так ли это?

В такой постановке проблемы чувствуется путаница между путем и его целью. Да, Бог непостижим, но путь к Нему должен быть понятным и определенным, если мы не хотим свалиться в яму ереси или прелести. Богослужение же еще не есть Сам Бог, иначе мы рискуем из символа сотворить идола. И самое главное: Бог непостижим только в Своей недоступной природе, но Он всецело явлен в Своих нетварных энергиях. Парадокс постижимости — непостижимости лежит в основе бытия Божия и, соответственно, нашего богопознания.

Человек создан по образу Божию и сотворен разумным. Разум, по учению отцов Церкви, — одна из характеристик образа Божия. Поэтому всякая деятельность его призвана быть осмысленной, тем паче — высочайшая разновидность человеческой активности, именуемая богослужением. Высочайшей мы по праву ее именуем, поскольку распространяется она на только на этот, но и на грядущий век. И не случайно наша служба именуется «словесной», то есть разумной (λογική — по гречески). Ведь в основе ее лежит Логос, Слово Божие.

Земное православное богослужение составлено по образцу небесного, ангельского

Там, в вечном Царстве Божием, многие земные вещи, такие, как знание или время, упразднятся (ср. 1 Кор. 13, 8; Откр. 10, 6). Богослужение же останется. Нынешнее, земное православное богослужение составлено по образцу небесного, ангельского, описание которого содержится, например, в Откровении Иоанна Богослова. Поэтому вникать в его смысл — значит вникать в жизнь будущего века. Соответственно, и пренебрежение его смыслом есть пренебрежение собственным будущим.

Верхом легкомыслия было бы ожидать, что вникать в жизнь будущего века — простая задача. Поэтому ко всякому богослужению нужно относиться как к величайшему и напряженнейшему труду, который, однако же, просвещает разум и душу, обогащая последнюю терпением, рассуждением, верой, надеждой, любовью — одним словом, всеми добродетелями.

Если мы тяготимся службой по причине собственной косности, лени, рассеянности, то следует все-таки перебарывать совокупность неприязненных чувств, подстраивать себя под богослужение, поднимаясь духом до его вышеестественного уровня, а не уродовать службу в своем извращенном восприятии, пытаясь вместить ее в прокрустово ложе собственной греховности и скудоумия.

Теперь возникает следующий вопрос: как сделать так, чтобы наше понимание было подлинным, не плоским, не профанирующим? Это, конечно, трудно. Один мой знакомый петербургский дьякон как-то заметил: «На церковнославянском служить — непонятно. А на русском — противно». Часто мы, гонясь за легкостью понимания, уничтожаем духовное содержание службы.

Из Белоруссии приходят сведения о соблазне, которому подвергаются там православные через прозелитизм папистов. Те предлагают своего рода экспресс-богослужение, по внешности вроде бы православное, но во много крат сокращенное, выхолощенное от благодати Божией, да к тому же требующее поклонения папе как непогрешимому в вопросах вероучения существу. Таким образом, предлагается только форма, притом изуродованная, а самое главное — лишенная содержания.

В самой России, этой цитадели Православия, нет-нет, да и появляются разного рода модернисты, коверкающие богослужебный строй Церкви ради того, чтобы снискать себе популярность в определенных кругах.

Когда утрачивается понимание богослужения, из него уходит жизнь

Когда утрачивается понимание богослужения, из него уходит жизнь. Уходит она также из священнослужителей, которые постепенно превращаются из совершителей Божественных тайн в актеров, занятых не столько постоянной актуализацией живой связи с Вечностью, сколько заботой о впечатлении, какое они производят на людей. Из ангелов, вестников Божественных тайн, они превращаются в пресмыкающихся, что упражняются лишь в потакании людским страстишкам, силясь придать им благообразную наружность.

Такое кривляние несет богослужению гибель. Служитель-артист не разум свой исправляет перед Богом, не совесть свою испытывает, а слишком часто глядится в зеркало, слишком много любуется собой, слишком хочется ему выделиться из ряда иных служителей, как человеку выдающемуся. Здесь мы имеем полную панораму грехопадения, состоящую, по Иоанну Богослову, из похоти плоти, похоти очей и гордости житейской (1 Ин. 2, 16).

Таковой служитель внимание народа Божия переключает с Творца на собственную персону, доходя в своем часто бессознательном богоборчестве до постоянного хищения божественной славы. Он желает, чтобы миряне и подчиненные клирики не столько Христа-Жизнодавца прославляли, сколько его греховное ничтожество.

Не ко Христу таковые людей ведут, но к себе, устраивая на их пути тупик или пропасть, которые будут препятствовать духовному восхождению и способствовать погибели.

Будучи облечены в овечьи одежды, они говорят ласково, покуда им не перечат. Стоит же сказать что-либо вопреки, тотчас воспламеняются гневом. Потому и служение их исполнено гнева и неприятно Богу. Первоначальный смысл его все более утрачивается, заменяясь лицедейством.

Потому крайне важно как для служителей, так и для мирян понуждать себя к величайшей степени внимания при богослужении, к глубокому благоговению, к желанию приближаться непрестанно к постижению тайн, скрытых в службе.

Невозможно сказать о богослужении лучше, чем это сделано праведным отцом Иоанном Кронштадтским: «Где я стою? На небеси, ибо вижу пред собой престол Божий. Где я стою? Не на Голгофе ли? ибо вижу пред собой распятого за грехи мира Сына Божия воплотившегося, пострадавшего и умершего ради крайней благости. Где я стою? Не в Сионской ли горнице с апостолами Спасителя моего? ибо вижу пред собой совершающуюся Тайную вечерю, слышу таинственные, проникнутые безмерною любовью к погибающему миру, слова — (ибо в лице апостолов они сказаны всему миру): — приимите, ядите, сие есть Тело Мое; и: пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета, и прочее (Мф. 26, 26–28). Где я стою? Не при Кресте ли умирающего за грехи мира Господа моего, ибо вижу книгу Завета или последнего завещания Его верующим; сия заповедаю вам, да любите друг друга, яко же возлюбих вы, да и вы любите себе (Ин. 13, 34)».

И далее этот же святой говорит: «Церковь есть воистину небо, особенно алтарь, и священник должен в алтаре оставить всякое земное пожелание, которое убивает в нем жизнь духа и отрывает от Христа, от благодати Его, от дела Его спасения, от всего домостроительства Его, от любви к Нему и к спасаемому Им человечеству».

Восприятие каждого богослужения неповторимо. Пусть в службах много повторяющегося, но душа христианина всякий раз иная, и всякий раз одни и те же слова ложатся в нее по-новому. Если почитать справедливым, что нельзя в одну бездушную реку войти дважды, тем паче будет истиной, когда речь идет о богослужении, об этой полноводной реке божественной благодати.

Источник понимания богослужения — страх Божий. Можно нахватать и даже наизусть запомнить массу теоретических знаний о службе. При этом они останутся достоянием лишь рассудка, не проникая в глубину души, не преображая последней. С другой стороны, можно проникнуться страхом Божиим, ясным осознанием того, что, вырвавшись из современного, до глубин своих пронизанного грехом, мира, мы недостойны и в храм-то Божий войти. Если развернуть перед совестью каждого те строгие прещения, что запечатлены в Правилах святых апостолов, в постановлениях Вселенских и поместных соборов минувших веков, мало найдется тех, что скажут: кажется, я могу здесь стоять.

Не имея добродетелей, что были присущи христианам иных эпох, мы должны прорываться к заоблачным высотам богообщения не мудрствованиями своими, а лишь непрестанным покаянием и смирением, по слову преподобного Силуана Афонсокого: держать ум свой во аде и не отчаиваться.

Только тогда ужас от присутствия нашего окаянства пред очами всесильного, всеведущего, пронзающего наш мрак Своей высочайшей и непостижимой любовью Бога может нас возвести на некую ступень понимания божественной службы.

Так для чего же все-таки, несмотря на тяжесть задачи, христианину необходимо понимать богослужение? Для попаления грехов своих в самом их зародыше, для просвещения ума и сердца, что делает нашу жизнь осмысленной, радостной и вдохновенной. Для живого общения с Богом и святыми, для непрестанного стяжания Духа Святого Божия.

Иерей Сергий Карамышев

19 января 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Богослужебные слова Богослужебные слова
Прот. Андрей Ткачев
Богослужебные слова Богослужебные слова
Протоиерей Андрей Ткачев
Надо быть внимательней. Надо вместить сердце в краткие, но великие слова. Пусть ты лично сегодня не чувствуешь ни скорбей, ни нужд, ни гнева. Но ты понимать обязан, что в нуждах и скорбях тонет всё человечество и молнии справедливого гнева блестят над ним.
Общее монастырское богослужение – залог духовного преуспеяния братии Общее монастырское богослужение – залог духовного преуспеяния братии
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Общее монастырское богослужение – залог духовного преуспеяния братии Общее монастырское богослужение – залог духовного преуспеяния братии
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)
Доклад настоятеля Петропавловского подворья монастыря Введенская Оптина пустынь архимандрита Мелхиседека (Артюхина) на конференции «Преподобный Сергий Радонежский – возродитель традиции общежительного монашества на Руси». Эта встреча прошла 8-9 октября 2014 года в рамках празднования 700-летия преподобного и стала первым представительным форумом наместников, игуменов и игумений за прошедшие четверть века.
«Наибольшей причиной непонимания богослужения является рассеянность ума» «Наибольшей причиной непонимания богослужения является рассеянность ума»
Прот. Леонид Ролдугин
«Наибольшей причиной непонимания богослужения является рассеянность ума» «Наибольшей причиной непонимания богослужения является рассеянность ума»
Беседа с протоиереем Леонидом Ролдугиным
Сейчас многих волнует вопрос о возможных изменениях в богослужении. Мы попросили высказаться на эти темы протоиерея Леонида Ролдугина.
Комментарии
Алевтина31 января 2017, 09:02
Простите благославите,как точно сказано о батюшках артистах-страшно,но ето так....Слава Богу за все!
Людмила30 января 2017, 02:31
Когда в 98-м году я первый раз присутствовала на литургии, связно и осмысленно восприняла только две фразы: Слава Тебе, Господи, и Господи, помилуй.Если стараться вслушиваться в возгласы священника (диакона),чтение чтецов и пение хора, то со временем все слова будут различимы и смысл их тоже прояснится. Но главный смысл Богослужения я, пожалуй, услышала уже на первой службе. Приходите в Храм с благоговением слушать и внимать, и все сложится к Вашей пользе.
Youri Goncharov26 января 2017, 12:17
Во Франции служба ведётся по французски, в Америке на английском, в Румынии- самой православной стране Европы на румынском. А в России не на русском, а на церковнославянском.
Пора бы вам уже сделать службу доступной для понимания русскоговорящих людей!
Сергей, Минск21 января 2017, 15:04
Хорошая статья.
Но вот по поводу Беларуси хотелось бы услышать конкретные источники информации (имена, пароли, явки). Не слышал, да и митр. Павел следит за ситуацией.
Александр Б21 января 2017, 14:59
...да не беспокойтесь вы так родные. Человек, которого коснулась Благодать Божия (часто это происходит вне стен храмов) сердце которого оказалось почвой не при пути, и не тернием и не пустыней, тот непременно станет прихожанином и мало-помалу, а то и скоро станет понимать красоту величие и насущную необходимость богослужений!
И тем более их строй.
С любовию.
Галина21 января 2017, 04:39
Доброе время дня! Понимание происходящего во время службы необходимое условие. Тогда только в ней и участвуешь. Хочется сказать по поводу " понять бы что там воют". Дорогой наш, все очень просто. При желании, если оно действительно есть, можно найти множество книг с подробным описанием и переводом служб. Также в интернете,в том числе и на данном сайте, есть описание служб на каждый день. Открываете книжку или ресурс прямо на службе и следите. Надо прикладывать усилия, а не оправдывать свое бездействие.
20 января 2017, 20:31
Очень много людей не понимают текста и смысла, согласитесь, на данном сайте все равно боле менее все в теме, но если идти в народ в Храмы в спальных районах и в регионах, мало кто вообще что понимает, от этого и стоять тяжело людям и долго и для них отстоять 2 часа подвиг
natalja20 января 2017, 17:51
Как сказать священнику о том , что у нас в храме есть люди ходящие в храм ни один год, а уж лет так десять и рассуждают: Библия сто раз переписанная неправильная, отцы Святые все придумали, а священники говорят, то что им говорят те ,которые по чину выше , что нам надо говорить


















Как сказать священнику о том, что в храме есть люди годами ходящие в церковь говорят: Библия сто раз переписанная, Святые Отцы придуманы, священники говорят то, что им говорят выше стоящии чины церковные и все неправда(цитирую как услышала). После таких перлов я не могла долго опомниться. Скажеш об это священнику и попадеш в немилость. Какое там понимание Богослужения об этом нет и речи!






Shtit Oo20 января 2017, 14:45
надо текст службы раздавать с переводом...у нас хоть Евангелие дня распечатывают..
Валерий Ивкин20 января 2017, 11:08
А как понимать богослужение пастве, если с ней не работают? Дайте понятный понятийный алгоритм богослужения мирянам, разрушьте средостение между клиром и ими!
Александр Романов20 января 2017, 07:27
Истинно так! Задумался...
Иван Агафонов19 января 2017, 22:36
Мне кажется, что понимают службы очень малое количество паствы, а это очень печально и получается наверное, как в
книге "Не святые-святые", где автор описывает случай, когда родители молились за свою дочурку,при том мама была в
церкви, а отец дома, только вот дочка их ошарашила,сказав,что все было наоборот. Так наверное и у нас в жизни так
бывает, были в церкви молились, а Бог нас там не увидел.
Алексей19 января 2017, 20:22
Очень понятно! Спасибо!
Н.19 января 2017, 19:50
Богослужение - это хорошо. еще бы понимать, что на этом богослужении завывают
Александр Б.19 января 2017, 15:50
Великолепно. Лучше не скажешь. Спаси Господи.
Люблю очень богослужения. Печалюсь тоской когда не могу попасть... хочется плакать.
Братья мои и сёстры любимые, прошу вас не разговаривайте на службах, это боль.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×