Сами себе и друг друга

    

В малой ектении, в той самой, которая «паки и паки», которую даже Пуговкин знает в фильме про Ивана Васильевича, есть слова: «сами себе, и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». Слова эти в службах повторяются чаще многих других. Что слышно в них?

Слышен очень радикальный призыв, частота повторения которого говорит о высшей степени важности. Слушать бы службу сердцем… Эх, научиться бы слушать службу сердцем! Вся жизнь получила бы возможность вскиснуть от евангельской закваски. И ум, и душа, и тело. Все три меры муки. В противном случае привычные слова скользят по замыленному слуху, ничего особенного не принося ни уму, ни сердцу. Как в кино. Паки и паки… Ваше Сиятельство… Иже херувимы… Зело на самолет опаздываем…

Итак. Первое и третье – «сами себе» и «весь живот наш» – это ни больше ни меньше как апология мученичества. Мученики и есть те, кто отдал Богу себя всего и ничего для себя самого в своей жизни не оставил. Это – гвардия Небесного Царя. Царь Себя за рабов истощил – рабы себя за Царя на всякую муку полностью отдали. В этой взаимоотдаче они нераздельны. Отдали имущество, таланты, силы, земную славу и покой. Готовность на всякое терпение и страдание показали. И была в них какая-то такая чудотворная окрыленность и устремленность в будущую жизнь, что невидимое и грядущее было для них реальнее всего очевидного. Это – мученичество. «Сами себе» и «весь живот наш» – это внутреннее содержание мученичества. Остановимся теперь на серединке.

«Сами себе» и «весь живот наш» – это внутреннее содержание мученичества

«Друг друга» тоже нужно «предать» (передать) Господу. Каким образом и что это значит? Это апология чего? Себя самого толком далеко не каждый начал отдавать Христу Богу. А нужно еще как-то ближнего Христу Богу препоручить. А это, братья, апология общинной жизни. Не слышите ли вы в этом возгласе голос молящейся общины? То есть духовной семьи, где все всех знают, где нет случайных и никому не знакомых людей, где чужие нужды всем известны и об этих нуждах переживают. Я думаю, что этот голос древней литургической и общинной практики чудесно сохранился в нашем богослужении и слышен именно в этой фразе.

Ведь практически, фактически, бытийно и реально (скажи как хочешь) люди сегодня приходят в храм «для себя» и ради себя. Ничего мы часто предавать, дарить и жертвовать Богу не собираемся. Мы, напротив, собираемся брать что-то у Него. Здоровья, семейного мира, новой и лучшей работы, решения проблем. Всего этого мы «у Господа просим». «Подай Господи» – гораздо более понятное прошение, нежели слова «Тебе Господи». А тут, оказывается, еще нужно предавать Господу не только себя, но и друг друга. Для этого нужно элементарно хотя бы знать тех, кто стоит на молитве рядом. Пусть не всех, но часть из них, лучше – большинство. И нужно знать их нужды, чтобы молиться не только о себе да о своем, но и о том парне, чей локоть ты чувствуешь, чей голос глушит твои уши во время «Верую».

Люди сегодня приходят в храм «для себя» и ради себя

Я так понимаю, что голос богослужения – это голос Предания, гораздо более глубокий, чем даже история отдельной поместной Церкви. Это голос Вселенского и Апостольского предания. Какая радость и какое чудо, что мы не выдумываем и не изобретаем богослужение, на что, скажем, обречены милейшие и наивнейшие протестанты. Не лютеране и не англикане. У тех своя многовековая культура, чаще всего квазикатолическая, с органами, витражами, облачениями и богословской наукой. Речь о «наших» учениках американских харизматов. Эти просто обязаны выдавливать из себя радость и изображать восторг под звуки синтезатора. Они хвалят раскачиваясь, просят выкрикивая и благодарят с закрытыми глазами. Они, наморщив лоб, со сцены произносят импровизированные молитвы. И если тебе придется присутствовать при этом, то неизбежно почувствуешь стыд и жалость. Потому что это хоть и искренно, но очень наивно, а по отношению к истории Христовой Церкви еще и невежественно.

В богослужении апостольское учение выражено не менее ярко и убедительно, чем в апостольских писаниях

Но это не повод нам самим гордиться. Наше православное, просеянное сквозь сито столетий богослужение, первыми звеньями своими прикрепленное к апостольским служениям, а в конце цепи дошедшее до нас самих, должно быть нами прочувствовано и понято. Иначе мы произносим великие слова без должного к ним отношения, без воплощения их в реальность. В нем, богослужении, апостольское учение выражено не менее ярко и убедительно, чем в апостольских писаниях. Дело за «малым»: слушать, как выше сказано, службу сердцем, отдавая себе отчет в том, к чему зовет служба и что видно на самом деле. Разница ведь серьезна. Хранение апостольских формул – вероисповедных и молитвенных – требует возгревания апостольского духа, без которого сами формулы выветрятся и обессилеют.

Итак, третье прошение малой ектении властным образом напоминает нам ежедневно и многократно о том, что Церковь – это более семья, нежели место уединенных молений отдельного человека. Да, и в семье должно быть свое пространство у каждого ее члена. Но общие потребности семьи, ее нужды, необходимая взаимопомощь одни только способны оправдать имя «семьи». Точно так же должно быть и в Церкви.

Вы ходите в храм. Прекрасно. Знаете ли вы кого-то из тех, кто ходит молиться сюда же? Известны ли вам нужды тех, кто вам знаком? Знаете ли вы, о чем они воздыхают, просят или плачут? Подставляете ли вы хоть по временам свое слабое плечо под крест, несомый ближними? Пробовали ли хоть раз? Это не докучливые вопросы человека, лезущего к вам в душу. Это попытка донести до наших с вами умов и сердец лишь часть смысла малой ектении. Третьего ее прошения. Скорее – призыва. И таким же образом, надо полагать, стоит пройти по всему тексту наших основных служб, которые составлены не для дьяконских только вокальных упражнений, но главным образом для внесения нового смысла в повседневную жизнь нашу. Нового смысла и силы Духа Святого, несомненно дышащего в православном богослужении.

Протоиерей Андрей Ткачев

8 февраля 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Наталия Н 1 марта 2017, 13:17
Спаси,Бог за живое полезное слово!
Александр19 февраля 2017, 12:07
Спаси Господь. Стать актуальна для большинства прихожан,приходов, если и и знаем то не чуствуем, не видим, не слышим. А сама информация опять же как и ектения призывает нас быть внимательными со знанием и пониманием.
Дима( Каменец-Подольская епархия УПЦ)12 февраля 2017, 18:54
Такие общины возможны в маленьких городках и сёлах.Например в г.Дунаевцы недалеко Каменец-Подольска.У нас примерно 300 постоянных прихожан и наш батюшка Леонтий знает духовные нужды почти всех.Дай ему Бог здоровья ещё на многие-многие годы!Не гоняйтесь за посещением больших и многолюдных храмов и известных священников если Вам дорог дух церковной общины.Спаси Господи!
Ольга10 февраля 2017, 00:38
Отец Андрей,спасибо Вам за статью! Согласна с предложением пройтись с обьяснениями,по-службе. Всем это надо. Действительно, как в том кино " слух,ум и сердце замылылились". А такие беседы смогут оживить чувства и просветить ум! Помоги нам Господи!
Сергей 9 февраля 2017, 23:42
О.Андрей совершенно правильно говорит: «Какая радость и какое чудо, что мы не выдумываем и не изобретаем богослужение…». Точно так же мы не выдумываем и не изобретаем христианскую общину, ибо она существует уже более полутора тысяч лет – это монашество. Думается не стоит подменять духовное – душевным.
Ирина 9 февраля 2017, 15:52
В наше время такая община о которой говорит о.Андрей встречается очень редко.Наверно дело тут в людях,мы сейчас совсем другие,очень немощные во всех отношениях люди.Вот и не даются нам такие общины.Говорю это из собственного опыта.Не знаю как было раньше,но лично мне уже не хочется никакой общины.На службах больше высматриваешь своих,кто есть,кого нет.Много думаешь о совместных мероприятиях,много обсуждения,а отсюда и осуждения и т.д. и т. п.Когда наша община распалась на душе был ужас,мир рушится.А сейчас понимаю-всё не случайно,воцерковились люди и хватит,достаточно.Наверно это нужно было как определённый этап.Друзья верующие остались,но это уже не община.
Иулиания 8 февраля 2017, 22:41
Благодарю о.Андрей! Как всегда глубокая тема подана с юмором. И статья-то не большая, но раз 5 она меня заставила улыбнуться))) Ну, и задуматься, конечно.
И в ответ Виктории: А почему прихожан батюшка должен объединять? Конечно, замечательно, когда батюшка предлагает по службы остаться или в какой-то день придти пообщаться в неформальной обстановке, за чашкой чая. Но не у всех на это реально хватает времени - Литургия, Крещение, Венчание, Отпевание, болящие на дому ждут утешения и пр. и пр. Например, перед каким-нибудь большим праздником придите, помогите прибрать и украсить храм - вот и познакомитесь с костяком храма.
Наталья 8 февраля 2017, 22:15
Спасибо, о.Андрей!За разъяснения и вразумления!
Было бы здорово сделать цикл бесед на тему "пройти по всему тексту наших основных служб". Помоги нам, Гоcподи!
д. Михаил 8 февраля 2017, 20:03
Спаси Господи о. Андрей!
Тамара Бахтина 8 февраля 2017, 19:10
Отец Андрей, спасибо Вам сердечное! Затронули струнки нашего "эго", даже по комментариям видно, что мы всё о себе, да о себе (своей семье), а уж к священникам какие у нас требования... Господи, помилуй наш грешных! Помогай Вам Господь!
Елена 8 февраля 2017, 18:53
А у нас сорокоуст 800 !
natalja 8 февраля 2017, 16:38
Согласна с Викторией, которая написала об бъединении прихожан. Очень грустно и печально, когда священнику всеравно молятся или не молятся(ваше дело), и что вообще происходит в Храме, вот сколько свечек продали, да записок подали заботятся больше!
Михаил 8 февраля 2017, 16:06
"Весь живот" - всю свою жизнь, дух свой, посвятить близким своим, конечно только так, а как же иначе? -
Нина 8 февраля 2017, 16:00
Спасибо за статью! Но разве обязательно знать того, кто рядом с тобой стоит на службе? Можно просто за него помолиться, пожелать ему добра, подумать о нем или обо всех прихожанах, а Господь сам знает их нужды и прошения... Ведь даже не зная друг друга, мы являемся членами тела Церкви Христовой. Я всегда это так воспринимала. Хотя конечно, на душе должно быть лучше и уютнее, когда есть именно община.
Светлана 8 февраля 2017, 12:38
В нашем храме действует воскресная школа и для детей, и для взрослых. Прихожан очень много. Единственный минус - очень высокие цены. Я понимаю, что даже коммунальные платежи обходятся не в копеечку, не говоря уж про оплату труда всех работников церкви. Но сорокоуст за 600 руб... А вы говорите про "нужды тех, кто вам знаком". Какие уж тут нужды.
а.с. 8 февраля 2017, 10:47
Вообще-то провозглашения молитв диаконом Иоанн Златоуст называл "молитвой за народ". Это из толкований на Послание к евреям, из того места, где толкуются слова о том, что мы не знаем о чем молиться и Дух молится за нас и проч. «сами себе, и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим» - для меня это слова о моей семье ("живот мой"), муже, детях, невестках, внуках и проч., и о том, что я их спасение вверяю Богу и верю, что Он его осуществит. А если не так, то где в ектеньях говорится о моей (конкретно) семье?
Виктория 8 февраля 2017, 08:00
А, многие ли батюшки пробовали объединить прихожан? Ведь белые священники отслужили и летят мимо, не дай Бог кто подойдёт ))) Не предашь два года и не заметят ))))
Наталья 8 февраля 2017, 07:08
Уважаемый о.Андрей. Спасибо за беседу. Отдельное и большое спасибо за замечательное предложение "пройти по всему тексту наших основных служб". Если сделать цикл бесед на эту тему, то такие беседы легче будет собрать и сохранить - и перечитать в случае необходимости.
Храни Вас и помогай Вам Господь!

С благодарностью,
Наталья
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×