Что мешает нам быть святыми?

Из опыта равноапостольного Николая Японского

Если и в наше время возможна святая жизнь на земле,
то именно преосвященный Николай вел такую жизнь.
Да, он был святой, по крайней мере, для нас – японцев.
​Кониси Д. «Воспоминания японца об архиепископе Николае»

О Просветителе Японии написано достаточно много. Сложно переоценить масштаб личности этого святого и величину его благовестнических трудов. Вместе с тем невозможно постигнуть глубину подвига равноапостольного Николая, если не упомянуть о тех чертах его личности, которые были свойственны ему как человеку и которые, может быть, притягивают к этому святому с куда большей силой, чем самые значительные чудеса…

Представим себе Санкт-Петербургскую духовную академию конца 1850-х – начала 1860-х гг., когда в ней обучался будущий апостол Японии Иван Дмитриевич Касаткин (мирское имя владыки). Какой могла бы быть встреча с ним? Скорее всего, для большинства верующих людей она представляется овеянной тишиной и глубокой духовной сосредоточенностью будущего подвижника. Однако в реальной жизни обстоятельства вряд ли складывались бы таким образом. На самом деле, подобная встреча со студентом старших курсов столичной духовной академии Иваном Касаткиным в коридорах его Alma mater в то время грозила любому зеваке, по меньшей мере, опасностью оказаться на полу! Да, именно – на полу! Об этом сам владыка вспоминал следующим образом: «Ходил я, как и теперь, как и все я вообще делаю, быстро, а тогда-то я это проделывал еще быстрее. Полы у нас натирали воском, и поэтому я для быстроты не ходил, а обыкновенно катался на подошвах по полу от номера до номера; иногда налетишь на кого-либо таким-то образом, сядешь ему на плечи, повалишь на пол, поваленный бранится, а ты себе летишь дальше. Только один студент был сильнее меня, и поэтому, когда так-то налечу на него, то обыкновенно роли переменялись: он схватывал меня и валил на пол»[1].

После этого неудивительно, что однокурсники будущего святителя с большим сарказмом и насмешками встретили его идею в один миг покончить с беззаботностью студенческой жизни и монахом поехать на проповедь Слова Божия. А ведь и это решение Иван Касаткин принял в обстоятельствах, которые внешне были весьма далеки от привычного образа жизни будущего святого.

«Снаряжали меня, а я смеялся: вот сегодня на свадьбу, а завтра в монахи»

Вот как равноапостольный Николай описывал тот самый вечер, когда он вдруг наткнулся на лист с предложением ехать в Японию в русское консульство священником или монахом и «бесповоротно решил туда ехать, если пошлют, и ехать непременно монахом». «В тот вечер я сам по себе принадлежал уже Японии, – вспоминал владыка. – На другой день мне нужно было быть на свадьбе своего двоюродного брата (впоследствии соборного протоиерея Касаткина, ныне умершего). Вечером я в своем номере собирался на бал. Я ведь танцевал прежде, и сильно, хотя и не умел ничего, кроме так называемых тяжелых танцев. Товарищи меня и собирали; конечно, фрак и многое прочее парадное было взято напрокат. Снаряжали меня, а я смеялся: вот сегодня на свадьбу, а завтра в монахи. – «Ты разве пойдешь! – толкуют они. – Куда тебе в монахи!». А я утверждал свое. Так и не поверили и с шутками проводили на пир. Там я по-прежнему танцевал, но, кажется, не весело, а в некоторой задумчивости: помню, даже платья у дам пообрывал. Конечно, в академию пришел я утром, но так как в 7 часов у нас все бывали обыкновенно уже на ногах, то спать было некогда, и поэтому я помылся, освежился после бессонной ночи и потом пошел к ректору, преосвященному Нектарию, и сказал ему, что желаю ехать в Японию монахом»[2].

Господь не ждет от нас подражания застывшим в истории образам

Именно так начиналось служение одного из выдающихся миссионеров Русской Православной Церкви – равноапостольного Николая Японского. И в этой истории нет ничего удивительного. В живой человеческой личности будущего святителя нет ни тени противоречия Евангелию! Такое яркое сопоставление реальной жизни святого – без елейных фантазий и мертвящей законности стиля – с его подвигом, запечатленным праведной кончиной, позволяет нам, прежде всего, осознать близость и доступность святости каждому христианину. Господь не ждет от нас подражания застывшим в истории образам. Он хочет войти в нашу жизнь и освятить ее Своим присутствием, ибо воля Божия есть освящение ваше (1 Фес. 4, 3)!

Что отделяло бойкого и беззаботного студента Ивана Касаткина от прославленного и опытного подвижника – равноапостольного Николая Японского? Это была черта длиною всего лишь в один миг – «бесповоротное решение» отдать себя на служение Богу, всего, без задних мыслей и перестраховок! Вот что отделяет нас от святости – наше нежелание быть Божьими, нежелание предаться в водительство Создателя и быть Ему верными, насколько хватит сил. Об этом в свое время говорил святитель Иоанн Златоуст: «Не будем же, возлюбленные, обманывать себя и говорить, что никому невозможно быть подобным [апостолу] Павлу. Другого Павла по благодати и чудесам, конечно, уже не будет никогда, но по строгой жизни может быть таким каждый желающий; а если нет таких, то единственно потому, что не хотят»[3].

Последовать Богу может каждый и в любой момент своей жизни

Что мешает нам быть святыми, если Господь нелицеприятен и всем желает спасения? Единственно – отсутствие самоотверженного желания следовать призыву Создателя! Пример равноапостольного Николая убеждает нас в том, что последовать Богу может каждый и в любой момент своей жизни. И здесь нет раз и навсегда определенных форм: Господь принимает человека таким, каков он есть – со своими особенностями характера, типом мышления, отношением к внешним обстоятельствам жизни, восприятием прошлого и будущего. Каждый может стать Божьим, если пожелает дать Богу место в своем мире, ввести Его во внутренние комнаты своей души! Спасение доступно всем: и тихим, спокойным, и шумным, веселым; и ласковым, нежным – и строгим, угрюмым. У каждого человека своя натура, свой тип поведения – и каждый находит свой путь к Богу: кто-то через слезы, а кто-то через радость. Главное – не терять живой связи со Спасителем!

Описанный выше пример юношеской бойкости будущего святителя говорит и о другом важном моменте. Ведь на самом деле нет внешних критериев святости, нет мерки, приложив которую к человеку, мы можем узнать, насколько он близок к Богу! А значит, мы действительно не имеем никаких оснований для осуждения тех, кого видим вокруг: ни шумного соседа, который любит проводить время в веселой компании друзей; ни знакомого по храму, который часто срывается на своих родных; ни коллегу по работе, который в постные дни любит перекусить сочным бутербродом с колбасой… Мы не знаем, как и когда Господь призывает тех, кто готов открыть Ему свое сердце, а поэтому лучше будем видеть в окружающих нас людях потенциальных святых, чем пропащих грешников.

Священник Роман Савчук

14 февраля 2017 г.

[1] Воспоминания преосвященного Николая, миссионера Японского (из дневника архимандрита Андроника) // Православный собеседник. Октябрь, 1900. С. 430.

[2] Там же. С. 431.

[3] Иоанн Златоуст, святитель. О сокрушении. Слово первое. К Димитрию монаху. П. 9. // Святитель Иоанн Златоуст, собрание сочинений. Том первый. Книга первая.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
О том, как миссионерская сила в немощи совершается О том, как миссионерская сила в немощи совершается
Из истории японской миссии
О том, как миссионерская сила в немощи совершается О том, как миссионерская сила в немощи совершается
Из истории японской миссии
Роман Савчук
Истории реальных людей – японских христиан, учеников равноапостольного Николая Японского, – убеждают: сила Божия не оставляет тех, кто смиренно переносит внешние тяготы и немощь собственного естества.
"Святость - это долг и обязанность всех нас"
Игумен Антипа
"Святость - это долг и обязанность всех нас"
Игумен Антипа
На вопросы о душевных травмах, гневе, правильном причащении, посте и послушании духовнику отвечает игумен Антипа, настоятель кельи св. прав. Анны (Святая Гора Афон).
Духовная жизнь начинается со слез Духовная жизнь начинается со слез
Митр. Афанасий Лимассольский
Духовная жизнь начинается со слез Духовная жизнь начинается со слез
Митрополит Лимассольский Афанасий
Через слезы действует молитва в человеке. Пока ты не плачешь, ты будешь страдать. Если же научишься плакать, начнешь отдыхать душой.
Комментарии
Наталья17 февраля 2017, 20:29
Спаси Господь за такую чудесную статью! Каждый человек призван к святости. Как бы это вложить себе в сердце, чтобы уже никогда не забывать...
Наталия СПб17 февраля 2017, 17:42
Александр Давыденко:"Невозможно быть святым в наше время, имея семью, детей, работая в окружении, чья уже сама речь выдает в них далекость от Христа!"
А как же святитель Лука (Войно-Ясенецкий)- с семьёй, детьми?
Всей жизнью ради Бога явил святость свою!!!
р.Б. Тамара17 февраля 2017, 14:29
Статья понравилась. К сожалению не всем дано так легко, после танца жизни, вступить на спасительный путь Божий. В современном мире это мало вероятно, т.к. ослабла, и сильно, вера в промысел Божий. Да простит нас Господь, нерадивых и бессильных, жалких и немощных....
Александр Давыденко17 февраля 2017, 00:47
Возникает вопрос, а что такое святость, что значит быть святым? Для большинства людей святой человек - это прежде всего монах, отшельник завернутый в мешковину, мученик Христа ради в конце-концов. Невозможно быть святым в наше время, имея семью, детей, работая в окружении, чья уже сама речь выдает в них далекость от Христа! Поэтому, простите автор, но Ваша статья не оставила отклика в моей душе.
Лариса Ром16 февраля 2017, 19:43
Когда выстрадаешься, выплачешь казалось бы все слезы, изредка ища кого-то взглядом в небесах, в проплывающих облаках, тогда поймешь, что надо стучаться в Боговы врата. Жалею только о том, что не стучалась раньше, хотя бы 20 лет назад.
Елена16 февраля 2017, 15:45
Спасибо. Точное слово оказалось нужным в момент уныния и смятения.
р.Б.Иулия16 февраля 2017, 15:13
СпасиБог!
"...отделяет нас от святости – наше нежелание быть Божьими, нежелание предаться в водительство Создателя и быть Ему верными, насколько хватит сил....Каждый может стать Божьим, если пожелает дать Богу место в своем мире, ввести Его во внутренние комнаты своей души!.."
Полина16 февраля 2017, 15:09
Спасибо огромное! Надо запомнить и держать в сознании эту фразу: единственно потому, что не хотят. Как контраргумент саможалению.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×