Скачать
(MP3 файл. Продолжительность
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Изгнание Адамово: что это было тогда, в те времена, о которых мы даже помыслить не можем? А ведь это повлияло на жизнь всего человечества, и как повлияло! Естественно, мы задаем себе этот вопрос. Адам и Ева жили в удивительном месте, специально созданном Господом для счастья и благоденствия людей, для их бесконечного совершенствования и развития. Что же произошло? Чего им, говоря нашим языком, пусть даже немного вульгарным, не хватало? Что же такое там случилось?
Быть может, исторические примеры, гораздо более близкие нам по времени, подскажут многое в этой страшной тайне. Сегодня один из дней, когда 100 лет назад в Петрограде уже заваривалась, кипела та страшная революция, а точнее – переворот, который произошел в Российской империи. 23 февраля по старому стилю, а по новому стилю – 8 марта, в Женский день, начались беспорядки в Петрограде, которые стали одной из причин страшной трагедии, происшедшей в нашей стране. Эта трагедия затронула без исключения всех жителей России, да и нас всех. Всё бы было совершенно по-другому, в том числе, может быть, и нас с вами бы не было, если бы не было этой трагедии. Все встречи, все отношения людей – всё изменилось. Мы знаем, к каким трагическим последствиям привели эти события.
Конечно, царская Россия далеко не была раем, об этом даже и несерьезно говорить, но в то же время это была процветающая страна, и сейчас, оборачиваясь назад в историю, удивляешься: а что же нужно было людям, ради чего они пошли на эти страшные изменения? Российская империя не была раем, но в советское уже время, в конце 1930-х годов, когда великая русская актриса А. Яблочкина – актриса Малого театра, ей было почти 100 лет, она в очень-очень преклонном возрасте оставила сцену – так вот, когда эта актриса встретилась с пионерами и пионеры задали ей вопрос: «Товарищ Яблочкина, а как будет при коммунизме?» (как раз тогда грезили этим коммунизмом) – она сказала: «Детки, ну как будет… наверное, так же, как при царе».
Действительно, жизнь в Российской империи была не самой худшей в мире. Мы были четвертой-пятой экономикой в мире, по темпам роста промышленного производства мы были на первом месте. Шла война, гибли люди, это было так, но единственной страной, в которой не было карточек, была Российская империя. Германия голодала, Франция голодала, в Англии были огромные проблемы, даже в Соединенных Штатах Америки, которые не были тогда вовлечены в войну, тоже были карточки на некоторые продукты. А в России – не было.
Но в обществе появилось совершенно нестерпимое желание всё изменить. Началась критика: «Всё ужасно, всё плохо, надо всё менять, и вот мы сможем это сделать, мы знаем, как лучше, мы знаем, где истинное добро и где истинное зло». И люди, которые восхитили себе намерение изменить всё, возобладали.
В конце концов все те, кто решал судьбу страны, – а это и власть, и элиты, и интеллигенция, как всегда, – склонились к тому, что всё надо изменить так, как они считают правильным: они знают, где добро, а где зло. И эти заговорщики – генералы, думские деятели, промышленники – были наделены от народа духовными полномочиями и властью всё изменить так, как они хотят, так, как чает весь этот активный слой.
Они искренне хотели добра. Нет сомнений, что они желали блага России, что они любили Россию искренне. Но со всей своей любовью, они, взяв власть, разрушили страну в несколько месяцев: оказалось, что это очень сложно – управлять Россией. Страна рухнула, и они передали власть человеку, который сказал: «А мне, господа хорошие, на Россию наплевать» – Владимиру Ильичу Ленину. Эти люди, бесконечно любящие Россию и желающие самого-самого благого всем, совершили именно вот это – передали власть диаволу.
Разные есть мнения по поводу того, каковы были основные причины Февральского переворота. У нас недавно прошла очень интересная конференция, собрались люди, которые придерживались в том числе и весьма традиционной идеи, что «это была революционная ситуация, нечего тут не поделаешь». Но когда мы рассказали еще и еще раз на фактах обо всем, что происходило, и задали вопрос этим ученым: а, собственно говоря, чего хотели деятели переворота? – они сказали: только одно – порулить. Эти люди хотели власти, хотели порулить страной сами. Они хотели утвердить свои представления о том, что добро, а что зло. Это нестерпимое желание овладело, как тогда говорили, лучшими людьми России – и Россию они благополучно разрушили.
По наущению диавола люди усомнились в правильности того, как Бог мыслит о добре и зле
Когда мы говорим о том, что первые люди Адам и Ева вкусили от древа познания добра и зла, мы понимаем это именно как то, что они решили утвердить свое понимание добра и зла. По наущению диавола они усомнились в правильности того, как Бог мыслит о добре и зле. И решили добро и зло определять сами, нашими человеческими слабыми, несовершенными способностями. Есть истинное добро и истинное зло, а есть представление об этом страстных, слабых, немощных и недалеких людей – нас.
Сколько раз мы сами ловились на том же искушении, когда говорили: «Вот мы знаем, где правильно и где неправильно, мы знаем, где добро и где зло». И становились антагонистами наших родителей, людей, которые любят нас, становились врагами даже Церкви иногда, утверждая свое представление о добре и зле. И получали те же плоды, которые всегда получаются, когда мы отходим от истинного добра и истинного зла. Это ведомо только Богу. Человек должен был постичь это, но только тогда, когда он укрепился бы в Боге. Это древо было создано тоже для человека, Бог в нем не нуждался, но послушанием и утверждением в истине и в вечности человек должен был подготовиться к тому, чтобы познавать и утверждать, что есть добро и что есть зло, вместе с Богом.
А что произошло после грехопадения? Человек стал утверждать, что есть добро и что есть зло, вместе с диаволом.
Человечество борется на протяжении всей своей истории, то склоняясь к пониманию добра и зла, как это мыслится Богом, то склоняясь ко лжи об этих важнейших понятиях, как внушают нам диавол и наши страсти. Бог не творил зла – мы знаем об этом. Но свободные существа ангелы стали злыми, потому что придумали это, захотели этого и стали утверждать добро и зло по-своему. Божие добро они называют злом, а свое собственное зло называют добром. И мы их верные ученики.
Восхитить эту власть самому распоряжаться, самому определять, что есть добро и зло, – это та самая генетическая болезнь людей, которая есть у каждого из нас. И идет эта духовная генетическая болезнь как раз от Адама и Евы. Мы все чувствовали в себе эти проявления, кто бы мы ни были. Особенно когда становишься начальником, хоть маленьким, уже думаешь: «Ну, я-то лучше знаю, что правильно и неправильно. Я-то лучше знаю и имею теперь власть утвердить, что в этом маленьком мире, который подчинен мне, есть добро и что есть зло». Необычайно опасное состояние человека.
А что последствует принятию именно такого духа, таких помыслов, такой воли? Отлучение от Бога. Бог не будет подстраиваться под наши представления об искаженном нами истинном добре и о зле, которое мы считаем благом и добром. Мы стремительно удаляемся от Него, мы отлучаемся от Бога – вот вся человеческая история. И это страшно.
Но почему так происходит? Разве должны мы отвечать за Адама и Еву? Разве должны мы отвечать за дела наших предков 100 лет назад? Но мы отвечаем. И страшными поражениями, и раскулачиванием, и гражданской войной, и ГУЛАГом, и кровью, и репрессиями, и потерянными годами, и потерянными многими и многими народившимися людьми, и изменившимся сознанием множества людей. Почему? Потому что «мир устроен так, что все возможно в нем, но после ничего исправить нельзя». Есть такая песенка, вроде бы легкомысленная, а на самом деле нет. Мир устроен так, что все возможно в нем, но после ничего исправить нельзя, – это закон.
Отлучение от Бога – это самое страшное, что только может быть
Что такое отлучение от Бога? Наша страна сполна испытала это за последние 100 лет. Человечество сполна испытало отлучение от Бога за всю свою историю. Но есть и вечное отлучение от Бога – и это самое страшное, что может быть. Мы даже представить себе не можем, что это такое.
Расскажу историю, которую недавно поведал мне один из наших насельников. Этот монах подошел ко мне недели две назад совершенно обескураженный и говорит: «Владыка, я, конечно, понимаю, что снам нельзя верить, но…» О том, чтобы снам верить, и речи нет, естественно. Но к сонным видениям иногда надо относиться со вниманием. Так вот, он рассказал, что к нему во сне пришел наш отец Анастасий, схиархимандрит, который скончался 12 лет назад. Очень добрый, очень хороший батюшка. Он в священнической одежде, в алтаре. Наш монах подходит к нему и спрашивает: «Батюшка, как вы там?» Он понимает, что отец Анастасий не здесь уже, что он умерший. И отец Анастасий отвечает: «Весь год я со Христом, кроме трех дней. За мои грехи три дня в году я отлучен от Христа». Наш насельник говорит: «Ну, три дня – это не страшно». А отец Анастасий вдруг как зарыдает: «Нет, это так страшно! Ты даже представить себе не можешь, что такое эти три дня».
Конечно, этому нельзя безусловно верить, но бывают нам такие вразумления от Бога, о которых стоит задуматься. Тем более, как говорят святые отцы, к этому стоит отнестись достаточно серьезно, если такого рода личные откровения – а это было личное откровение человеку – приводят нас к смирению, к осознанию своих грехов и к покаянию. Вот даже три дня отлучения от Бога – это настолько страшно, что наш собрат рыдал.
Изгнание из рая, отлучение от Бога – сегодняшнее воскресение посвящено именно этой теме. Нам предстоит поприще Великого поста, поприще и духовных размышлений, и новых и новых попыток стать лучше, стать ближе к Богу. Новых и новых попыток стать настоящими христианами настолько, насколько мы это сможем сделать, исполнить.
Дай Господь, чтобы этот Великий пост прошел напряженно, тяжело, с искушениями, совершенно необходимыми, и хотя бы с малыми победами в нашем смирении. И чтобы Господь весь этот пост всегда был с нами, так же как и всю оставшуюся жизнь, а мы бы сами не отлучались от Него ни на три дня, ни на один, ни на одно мгновение. Аминь.