Обычное дело — принимать исповедь. Если прикинуться немым, всё может пройти очень быстро.
«Делом, словом, мшелоимством» — если человек «воцерковлённый», ну, то есть, всё у него хорошо. Уплачена десятина с мяты, вечерние молитвы прочитаны батюшкой на канале «Спас», воскресные службы и причастие раз в месяц. Ну, ещё во время службы отвлекался и временами осуждал всяких экуменистов и прочих обнагленцев.
«Да ничем особо не согрешил» – если человек последний раз был в храме, когда его крестили, а тут внезапно заболел, лёг в больницу, и завтра операция. А чтоб операция прошла успешно, надо исповедоваться и причаститься. Все это знают! «Ну, разве что в юности был грех — яблоки воровал в соседнем саду».
Я спрашиваю на исповеди:
— Вы Библию читаете?
Ответы бывают самые разные...
Нет, конечно, бывают и нормальные исповеди, вдумчивые, не формальности для. И всякий раз, выслушав человека или прочитав его записку, я задаю первый вопрос:
— Вы Библию читаете?
Ответы бывают самые разные. Например:
— Молюсь, да, у меня есть молитвенник.
Или:
— Это Евангелие, что ли?
Чаще бывает:
— Нет, я там ничего не понимаю.
Но самый распространённый всё же ответ — это:
— Да, читаю.
Но я уточняю:
— Ветхий и Новый Заветы?
И вот тут, как правило, наступает загвоздка. В подавляющем большинстве случаев православные не читают Ветхий Завет. Да и апостольские послания — не особо. Это если уточнить, какие из книг Нового Завета читает пришедший на исповедь человек.
— А что же не так с Ветхим Заветом? Почему не читаете?
И тогда выясняется, что Завет Ветхий — для ветхих же людей, вроде меня, а вокруг сплошь люди новые, которым уже не приличествует питаться материнским молоком, когда уже и зубы мудрости давно удалили. Впрочем, всяко бывает, и вполне возможно, что исповедник действительно вырос из Пятикнижия, овладел премудростью Соломона и даже Иисуса, сына Сирахова. А детоводитель ко Христу, как его называет апостол Павел, уже не нужен, ибо человек, выйдя из купели Крещения, сразу оказался в Галилее, на склоне горы, среди апостолов. Золотое правило наверняка уже вписано в самое сердце человека. К чему тогда частности и комментарии?
Превысил меру мести, значит, ты не новый человек. И даже не ветхий, а допотопный
Однако червь недоверия грызёт мою ветхую душу, и я, исполненный всяческих сомнений, спрашиваю, а не случалось ли кающемуся превысить меру мести? Ну, к примеру, коллега на работе подставил, а ты его за это постарался выжить из коллектива. Или, допустим, кто-то тебе сказал, что ты дурак, а ты ему в ответ не сказал всего лишь: «Сам дурак», но и ещё пару ласковых добавил. Действовал ли ты, исходя из принципа «Око за око» или «Я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне»? Превысил меру мести, значит, ты не новый человек. И даже не ветхий, а допотопный, живущий по закону Ламеха. Тебе еще только предстоит познать закон Моисеев, иначе слова Нагорной проповеди пройдут мимо сердца. И мне хочется воскликнуть, что даже Ярослав Гашек знал Ветхий Завет, ибо, описывая пуговицы попавшего в армию редактора, сказал о них, что они были рыжие, как Исав. Ну почему же верующие во Христа не желают знать то, что знал чешский атеист?
— Как же вы поймёте, что такое интегралы и логарифмы, не изучив арифметику? — спрашиваю я, вредный и докучливый ветхозаветный поп. — Берите пример с апостола Павла, он Ветхий Завет как минимум близко к тексту знал, неужели среди нас есть те, кто превзошёл апостола в духовной зрелости?
И очень радуюсь, когда исповедник обещает пересмотреть свои взгляды на Священное Писание и начать читать его целиком. Тогда мы договариваемся, что всякий раз, когда человек встретит в библейском тексте нечто неудобовразумительное, то обязательно пометит и придёт за разъяснением ко мне или к любым другим священникам (да простят они меня!).
Но случается и такое, что мои ветхозаветные призывы остаются безответными. Ведь достаточно читать Евангелие и святых отцов, а ещё лучше время от времени ездить к старцу в монастырь (и монастырь этот непременно должен быть в другой епархии, там старцы духоноснее), а уж он-то и так сообщит, в чём Божья воля заключается. В такие моменты лучше и не уточнять, о чтении каких святых отцов идёт речь, ведь это никогда не бывают Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. И уж точно не Симеон Новый Богослов. Всякий раз неуспех в пропаганде чтения всей Библии я отношу к своему косноязычию и греховности. Будь я праведен, вокруг спасались бы сотнями.
На это я однажды пожаловался нашей певчей, сидя в трапезной после службы. Певчая задумалась и предположила возможность изучения сперва Евангелия, а уж потом, когда человек созреет, приступать к чтению всей Библии. Я угрюмо посмотрел на неё и спросил:
— То есть о том, что вначале Бог сотворил небо и землю, можно сообщить человеку напоследок?
— Ну да, вы правы, как-то не очень получается,— ответила она.
Но самый ошеломляющий ответ на исповеди звучит так:
— Мне батюшка не благословил читать Ветхий Завет.
Некий батюшка не благословил читать Ветхий Завет — и тут моё буйное воображение рисует живописную картину...
Всё! Умолкните, певчие и псаломщики, отец диакон, разоблачайся, бабушки, гасите свечи, расходимся все! Некий батюшка не благословил православному читать Ветхий Завет.
Моё буйное воображение махом рисует живописную картину — вот Господь в субботний день говорит иудеям:
— Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.
Иудеи слушают, косясь время от времени то на исцелённого у Овчей купели, что нарушил святость покоя тем, что носил свою постель, то на Виновника его исцеления. И тут, растолкав всех — фарисеев и мытарей, первосвященников и блудниц, волхвов и апостолов, — вперёд выходит простой русский поп и, держась двумя руками за наперсный крест, возвышает свой глас:
— А я говорю вам: не исследуйте Писаний!
И на этом все расходятся, оставив Храм пустовать. Опускаются руки и у меня, и я забываю, о чём ещё хотел спросить у желающего причаститься богомольца, прежде чем возложить на него епитрахиль.
Большое спасибо, батюшка, за умную и остроумно написанную статью! Наверное, есть только пара мест, которые могут вызвать дискуссию: это апелляция к Св.Апостолу Павлу: конечно, он просто обязан был знать Ветхий Завет, это предполагало образование и деятельность его до обращения ко Христу. И потом, он проповедовал тогда, когда собственно Евангелия еще не были написаны. То есть другого Писания еще не существовало. И нельзя не согласиться с другими комментаторами: многое из Ветхого Завета (даже тексты, перешедшие в наши православные Богослужения) совершенно не соответствуют духу учения Христа. Потому и Ветхий. "Да приидет же смерть на ны и да снидут во ад живы.." например.
Мне кажется было бы не плохо если например после Литургии читался текст из Ветхого завета и пояснялся .
Читайте церковнославянский вариант, он сделан с Септуагинты и сильно отличается по смыслу.
И обязательно толкования святых Отцов.
Вот Вам и иллюстрация притчи про бревно в своём глазу -- прежде чем рассуждать о чужом богохульстве, разберитесь со своими предубеждениями.
А предложение поверять всю "остальную" (как уничижительно) духовную литературу на соответствие Ветхому завету просто нелепо. Труды Святых Отцов -- Священное Предание церкви, и не нужно проверять их работы как учитель проверяет домашние задания троечников, они УЖЕ проверены и одобрены Церковью. Им можно и нужно доверять -- их, а не Вашему, толкованию Писания. Их можно и нужно изучать.
Моё мнение, что неправильно всех считать одинаковыми и проявлять ко всем одинаковый подход.
Сначала надо научить человека жить по новой Заповеди (От Иоанна 13:34-35). А уж потом, тем у кого вопросы останутся, то и разбирать совместно Ветхий Завет.
В статье, по-моему, смешиваются разные понятия. Сознательное неприятие, отрицание богодухновенности Ветхого Завета, разумеется, неправильно. В то же время нельзя отрицать то, что ВЗ - трудное чтение. По сравнению с Новым Заветом - значительно сложнее. Поэтому я не вижу ничего удивительного в том, что кого-то священник (с другого прихода, ближнего или дальнего монастыря - не важно) не благословил читать ВЗ. Приравнивать это к "не исследуйте писаний" - большая натяжка. ВЗ был детоводителем ко Христу для иудеев, но остается ли таковым сейчас? Можно и нужно и читать и изучать ВЗ, но, думаю- с разумением. Т.е.,не всё и не сразу. Так же, как читать Симеона Нового Богослова.
Она про меня. Ветхий Завет полностью читала только в пересказе для детей и теперь, при чтении Канона Андрея Критского испытываю затруднения, чувствую себя невеждой.
Ранее были попытки чтения Ветхого Завета, но столкнулась с трудностями понимания. Особенно трудно понять сцены, описывающие жестокости, всех этих "300 жен и наложниц" и т.п. Обратилась с советом к священнику, и он мне посоветовал не изучать Ветхий Завет самостоятельно, только под руководством наставника. Но так и не получилось у меня ходить на беседы в храме. Хотя я читала немного пророков, притчи Соломоновы, Бытие, но и только. Попрошу благословение и все-таки попробую осилить Ветхий Завет.
Что касается паремий, то отдельные цитаты из ВЗ никто не отменял -- речь в статье идёт о том (и Вы об этом прекрасно понимаете, судя по агрессивному тону) , чтобы сместить акцент изучения Писания у православных с Нового Завета и Священного Предания к Ветхому Завету, и таким образом приблизить их мировоззрение к сектантскому.
И я ему за это очень благодарна. Я тогда готовилась к крещению, очень много было сомнений и колебаний,
и если я прочитала бы все эти кровавые сцены, то была бы ужасная каша в голове, и я бы наверное, до сих пор еще не крестилась.
А вот познать Ветхий завет, взяв попросту учебник для семьи "Закон Божий", сверяясь с ссылкам
прихожанам,что надо читать Писание,трудится в его изучении.
Читать или не читать Ветхий Завет? Открываем любой церковный календарь, например , день сегодняшний 28 февраля. И что же написано в чтениях на этот день? На 6-м часе: книга пророка Исаии гл.1 ст.19- гл." ст. 3; на вечери: Бытие гл.1 ст.14-23, Притчи гл. 1 ст.20-33. И так весь Пост: Исаия, Бытие, Притчи. Наверное, не зря Церковь установила именно эти чтения в Великий пост? А Псалтирь - не одна ли из книг Ветхого завета? А как можно понять зачем надо было воплощаться Христу, распинаться на Кресте, если не знать мессианские пророчества, разбросанные по всему Ветхому завету.А если что и не понятно в Ветхом завете, так и Христос и апостолы говорили: "Исследуйте Писание", понимаете, ИССЛЕДУЙТЕ, а не просто читайте.Слава Богу, сейчас для этого столько возможностей: можно слушать, можно читать, толкования, беседы, те же просветительские курсы на этом сайте (1год обучение), было бы желание.
Свт.Афанасий Великий предписывает читать не весь ВЗ перед Крещением, а УЧИТЕЛЬНЫЕ КНИГИ (Соломоновы книги, Премудрость Сирахову, Псалтирь, Иова) - в них первоначальная житейская мудрость, детоводственная к Христовой.
*ВЗ часто распространялся в виде цитатников ПРОРОЧЕСТВ о ХРИСТЕ
**некоторым действительно вредно читать весь ВЗ
***Под угрозой анафемы Писание можно читать только с толкованием свв.ОТЦОВ!
Автор и слова Христа привел в статье о необходимости исследовать Св.Писание (это о Ветхом завете говорилось), и мнение Апостола. А вам все нипочем, вы все лучше, чем Христос, апостолы и священники знаете.
И спрашивает ли автор статьи своих прихожан, читали ли они Брянчанинова или игуменью Арсению Себрякову ?
Батюшка мне посоветовал сначала читать Закон Божий. Так и сделала. Затем Новый Завет. И только после - Ветхий. Ничего необычного в этом нет. Именно так у людей невоцерковленных и складывается постепенно полный образ Библии и её понимание.
Хотя дело даже не в этом... Тут и мера чтения значение имеет; и его качество - седцем в чувстве Бога или ... просто почитать...
* Но и это - половина проблемы, простите... Кому как, но если даже на ежедневную искреннюю, внимательную, ОДНОСЛОВНУЮ молитву душой в области сердца в ощущении присутствия Божиего... и ежедневное сердечное чтение 2-3 гл. Евангелия не способен - стоит ли замахиваться на большее? Не уверен...