Собрать сведения о священномученике Павле Малиновском, служившем в селе Усть-Вымь, было непросто. Немного о святом смог рассказать его внук, Евгений Павлович Малиновский, преподаватель истории одной из школ Сыктывкара, объяснив это тем, что: «Мама не рассказывала мне, кем был мой дед». Каково же было мое удивление, когда, побывав на месте трудов батюшки – в старинном селе Усть-Вымь (Республика Коми), мы только в одном из залов сельского историко-этнографического музея обнаружили краткую биографию священномученика Павла Малиновского да несколько семейных фото.
Факты биографии
Мы узнали, что родился будущий священник 15 января 1874 года в селе Шелота Вельского уезда Вологодской губернии в семье диакона Троицкой церкви Василия Петровича. В 1894 году Павел Малиновский окончил Вологодскую духовную семинарию со званием студента. 13 декабря 1894 года был назначен на должность надзирателя Усть-Сысольского духовного училища, на которой состоял до 31 декабря 1897 года. Резолюцией Преосвященного Алексия, епископа Вологодского и Тотемского, определен на должность священника к Благовещенской церкви села Усть-Вымь Яренского уезда Вологодской губернии.
Усть-Вымь
Небольшое село Усть-Вымь располагается в 72 километрах от Сыктывкара на слиянии двух рек – Выми и Вычегды. Населенный пункт представляет собой уникальный музей под открытым небом. Здесь, на усть-вымских холмах, звучала проповедь святого Стефана, и было разрушено им языческое капище – «прокудливая береза», которой поклонялись местные жители. Здесь же состоялся духовный поединок Стефана с верховным жрецом Памом. В Усть-Выми в 1383 году была создана первая Пермская епархия, а Стефан стал ее епископом, получив титул Стефана Пермского. На месте древнего капища был основан Михайло-Архангельский мужской монастырь, отметивший в этом году 20-летие своего возрождения. До наших дней в Усть-Выми сохранился храмовый ансамбль XVIII века, но Благовещенский храм, где служил священномученик Павел Малиновский, был взорван в годы гонений на Церковь.
Благовещенская церковь
Сегодня в историко-этнографическом музее села Усть-Вымь хранится фрагмент кладки цокольной части придела Всех святых Благовещенского храма и плитка, которой был обложен пол церкви.
– Все находки обнаружили в 1995 году в ходе раскопок студенты Сыктывкарского госуниверситета, – рассказала заведующая музеем Татьяна Беляева.
В моем архиве хранится воспоминание сельской учительницы, рассказавшей о том, как не спеша батюшка Павел поднимался на высокий холм, где стоял храм. Но только побывав в Усть-Выми, я увидела, насколько это было сложно. Дом священномученика Павла, стоящий у основания возвышенности, с холма казался маленьким игрушечным строением. Поэтому, чтобы разглядеть его поближе, просим Татьяну Беляеву проводить нас к дому святого.
Дом святого
Подойти близко к дому священномученика Павла не удалось – перед нами расстилалось глубокое снежное море, преграждающее путь к ветхой избе с заколоченными окнами.
– В доме отца Павла располагался сельсовет, потом здание использовалось под общежитие. Хотя строение и продано частному лицу, но в настоящее время, как видите, пустует. Душа болит, конечно, ведь можно было бы отремонтировать дом святого Павла Малиновского и открыть его для посещения паломников и туристов, приезжающих в старинное село Коми со всей России, – наболевшим с нами поделилась Татьяна Сергеевна.
Семья
Глядя на пустующий дом священномученика, с трудом верилось, что некогда здесь проживала огромная семья
Глядя на пустующий дом священномученика, с трудом верилось, что некогда здесь проживала огромная семья. Ведь у отца Павла и его супруги, матушки Афанасии, было 13 детей. Как мне рассказывал внук священномученика Павла Малиновского, Евгений Малиновский, отец Павел был строг, требователен, но к дочерям относился мягче, строже к сыновьям. Хотел видеть их самостоятельными, порядочными, образованными.
Впоследствии все обязанности по воспитанию детей и ведению хозяйства легли на плечи отца Павла: после рождения 13 ребенка матушка Афанасия умерла. Постоянно болея в своей земной жизни, супруга отца Павла часто ездила по монастырям, подкрепляя себя молитвой у святынь...
Сохранился и дом матушки Афанасии. Сегодня это полуразрушенная коми керка (дом на коми языке – прим. Н.П.), от дома Павла Малиновского которую отделяет лишь тропочка. Я невольно подумала о том, что два ветхих строения являются безмолвными памятниками супругам Малиновским…
Дом матушки Афанасии войдет еще в историю села Усть-Вымь как здание первой церковно-приходской школы, открывшейся здесь в 1861 году.
Законоучитель
– А отец Павел Малиновский тоже здесь преподавал? – интересуюсь у Татьяны Сергеевны, памятуя о том, что батюшка Павел состоял законоучителями Усть-Вымской двухклассной мужской церковно-приходской школы, а также являлся заведующим Усть-Вымской женской церковно-приходской школы.
– Нет, отец Павел Малиновский преподавал в церковно-приходской школе, построенной в 1903 году. Здание это до наших дней не сохранилось, поэтому увидеть его можно только на фото в нашем музее.
Как выяснилось, после закрытия в 1917 году церковно-приходской школы здесь располагался Народный дом, но в 60-е годы здание сгорело.
После всего увиденного – дом священномученика Павла, фрагменты храма, где служил святой, церковно-приходская школа, где преподавал отец Павел, – справедливо возник вопрос, почему же так мало сведений сохранилось о священномученике Павле Малиновском?
Страх, переживший десятилетия
Один из ответов нахожу в исследовании, посвященном священномученику Павлу Малиновскому, которое провела бывшая жительница Усть-Выми, выпускница Санкт-Петербургского университета МВД России Надежда Мацакова. Заинтересовавшись судьбой батюшки, Надя еще в годы учебы в усть-вымской школе стала записывать воспоминания о нем старожилов: «Сначала рассказывали с опаской, неоднократно напоминая, чтобы я где-то случайно не написала в своей работе ту или иную фамилию. Люди боялись даже в наши дни. В некоторых домах все еще висели портреты Ленина и Сталина в деревянных рамках…»[1]
Другое объяснение дает заведующая сельским музеем Татьяна Беляева: «Все дети Малиновских, которые могли бы подробно рассказать о произошедших в их семье событиях, до начала репрессий были уже взрослыми и проживали в разных городах России».
Однако попытку что-либо узнать об исчезнувшем в 1937 году отце предпринимала дочь священномученика Павла Малиновского, Нина. Об этом мне рассказал внук святого, Евгений Малиновский. Нина побывала в Усть-Выми. По дороге с ней произошло событие, которое навсегда осталось в памяти дочери священника. В ожидании парохода девушка прогуливалась по пристани. Вдруг незнакомый сильно подвыпивший мужчина стал оскорблять девушку, кричать на всю пристань, что вот, дочь врага народа. Нина сжалась вся, видя, что внимание толпы приковано к ней. Никто не заметил, как подошел пароход, и пьяный, стоявший на краю пристани, осекшись на последнем слове, не удержался и упал в мутные воды северной холодной реки, не издав ни звука и больше не выплыв. Состояние оцепенения охватило всех присутствующих, никто не проронил ни слова, а девушка благополучно добралась до места назначения, но приехала она в пустой дом...[2]
По воспоминаниям старожилов
Восстановить подробности жизни священномученика Павла, оставшиеся неизвестными для его родных, удается благодаря исследовательской работе Надежды Мацаковой.
В 1933 году Благовещенскую церковь в Усть-Выми закрывают, и батюшка Павел служит в Свято-Казанской церкви села Ыб, расположенного в семи километрах от Усть-Выми.
– Мне очень повезло, что, когда я начала работу по сбору сведений о священномученике Павле Малиновском, еще были живы люди, которые помнили те времена, – рассказала Надежда во время нашего общения по cкайпу, так как в настоящее время моя собеседница проживает в Австрии.
Нередко обыскивали дома и за обнаружение иконы или крестика виновных наказывали
Так, из беседы со старожилом села Ыб Алексеем Ардальоновичем Кызьюровым Надежде Мацаковой удалось выяснить, что отец Павел служил в Свято-Казанской церкви только два года, потом власти закрыли и ее. Переживала вся деревня, но с властями бороться было бесполезно. Люди боялись всего и всех. Не знали, что их ожидает в будущем. Даже в глубинке очень серьезно велась антицерковная политика. Нередко обыскивали дома и за обнаружение иконы или крестика виновных наказывали. Однако люди шли к священнику, и он никому не отказывал.[3]
После закрытия в июне 1935 года Ыбской Свято-Казанской церкви отец Павел занимался крестьянским хозяйством.
Дело № 6058
Несколько раз батюшка привлекался к ответственности: в 1921 году за то, что не сдавал церковные ценности. В 1936 году – по статье 192 УК РСФСР, но был оправдан по суду.
Арестован был 6 августа 1937 года и содержался в Сыктывкарской тюрьме.[4]
Жизнь отца Павла после ареста оборвалась очень быстро. 25 августа 1937 года священника расстреляли. Как проходили эти последние дни жизни отца Павла Малиновского? Между 6 и 25 августа только сухая хроника допросов, ознакомиться с копиями которых я смогла в Сыктывкарской и Коми-Зырянской епархии: «Виновным себя в том, что я вел контрреволюционную агитацию не признаю, о перемене власти я никому ничего не говорил, также о срыве хоз-политмероприятий. В Николин день 1937 г. в д. Тыдоре Оквадского с/с в доме Одинцова Алексея Ильича я встречался с Подоровым Тихоном, он показывал мне книгу, но какую – не знаю, говорил пророчество, но я уже не помню о чем. О перемене власти, выборах в советы – я не припоминаю такого разговора. В этом я его не поддерживал. Я не говорил, что скоро советский порядок изменится и не призывал женщин выгнать милиционера в 1930-х гг. О том, что я говорил в 1926-27 гг. в церкви, что в школах детей развращают, делают безбожниками, не надо записывать в пионеры и т.д., призывал не слушать коммунистов и бороться с ними, припомнить не могу», – читаю материалы дела № 6058.[5]
То, что следователям удалось добиться от священномученика Павла Малиновского признания своей вины, исследовательницу Надежду Мацакову не удивляет: «Следователи УНКВД выбивали признание из любого арестованного. А здесь перед ними оказался 63-летний инвалид II группы отец Павел Малиновский».
Другое объяснение пытаюсь найти, отправившись к зданию бывшей внутренней тюрьмы ОГПУ в Сыктывкаре, где допрашивали священномученика Павла. Оно до сих пор навевает ужас, а тогда, в 1937-38 годах, считалось самой страшной тюрьмой Сыктывкара. Печальная история связана и с внутренним двориком тюрьмы. Его расположение – ниже уровня земли – делало неслышными звучащие здесь иногда выстрелы, обрывавшие жизни узников.
Постановили: «Расстрелять!»
Малиновский П.В. систематически вел контрреволюционную деятельность за открытие церкви
Обвинительное заключение по делу отца Павла Малиновского, написанное рукой следователя, запечатлело для нас последние мгновения земной жизни батюшки и стало свидетельством его подвига: «Следствием установлено, что Малиновский П.В., бывший протоиерей, ярый тихоновец, систематически вел контрреволюционную деятельность за открытие церкви в д. Казанский Иб, писал единолично заявления об этом. В июле месяце в доме Выборова Герасима Васильевича вел агитацию о предполагаемом перевороте, приближении войны. В 1933 г. в с. Оквад вел агитацию о развале колхозов. В 1927 г. в церкви с. Усть-Вымь вел агитацию, в проповедях призывал верующих не слушать коммунистов, бороться против них, не пускать детей в школу и записываться в пионеры, говоря, что скоро власть переменится… Хранил у себя документы контрреволюционного характера о голоде в стране. Имел связь с активным сектантом Подоровым Тихоном и священником Потеминским, вели разговоры о выборах попов в Советы…».[6]
В конце аккуратно была подшита выписка из протокола заседания Тройки УНКВД Коми АССР с постановлением: «Расстрелять!» Расстрелян был отец Павел Малиновский, по предположению Надежды Мацаковой, в местечке Верхний Чов.
Верхний Чов
Вместе с настоятелем храма Рождества Христова поселка Нижний Чов Александром Никитенко и протоиереем Борисом Прокофьевым мы отправляемся в глубь верхнечовского леса, на место предполагаемого расстрела священномученика Павла Малиновского. По словам отца Александра, место казней христианских мучеников располагается в двух километрах от поклонного креста, установленного в «Долине смерти». Чтобы добраться туда, пришлось взять напрокат охотничьи лыжи. Если бы не понимание того, что за место мы собираемся посетить, то можно было подумать, что это просто зимняя прогулка: мимо нас то и дело проносились лыжники, слышался звонкий детский смех. Но вдруг однообразный пейзаж северной природы изменился, вековые сосны и ели словно расступились, и мы увидели «остров», поросший мелким лесом.
– Вот это и есть то самое место, – указывает отец Александр на «остров», где во время строительства дороги Сыктывкар-Эжва и были обнаружены человеческие останки. Летом здесь еще можно будет увидеть безымянные кресты, столбики и глубокие ямы – это дорожные строители брали лесной песок для отсыпания новой дороги и обнаружили место захоронений убиенных в годы репрессий.
Кроме этого, сохранилось свидетельство супруги расстрелянного в лесу Верхнего Чова священника Александра Тюрнина, которая стала невольным свидетелем расправы над мужем, после чего матушка поселилась рядом с верхнечовским лесом. Десять лет назад священник Александр Никитенко установил здесь крест. Молча стоим у святыни, с молитвой обращаясь к упокоенным здесь христианским мученикам. В завершение нашего «крестного хода» делаю подробный фотоотчет для музея села Усть-Вымь, чтобы знали, чтобы священномученика Павла Малиновского помнили!
Для Людмилы и Галины - с фотографиями к данной статье вы можете ознакомиться в моем блоге "АЖУРКОМИ" (агентство журналистских расследований Коми):
http://azurkomi.blogspot.ru/
помоги Господи Вам и впредь в Вашей работе! Святые мученики, молите Господа о нас, помогите нам грешным претерпеть все до конца, дабы спастись!