Одна из притч Спасителя начинается с таких слов: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он (Мк. 4, 26–27). К кому относится выражение не знает он? Если фраза человек бросит семя в землю указывает на Христа, бросающего евангельское семя в сердце человеческое, то словосочетание не знает он не может прилагаться к Нему же, ибо Он Бог Всеведущий и знает все. Возможно, в этом месте Писание сообщает нам такую мысль: после принятия семени Евангелия в человеческой душе начинается процесс постепенного созревания Царствия Божьего, что есть великая тайна, не поддающаяся рациональному анализу.
И в самом деле, таинство духовной жизни похоже на развитие семени в земле. Так же медленно и незаметно прорастает в сердце новая жизнь во Христе и со временем приносит духовные плоды. Как земля до появления первых зеленых побегов скрывает в себе порядок роста семени и этого не видит никто, так и в человеке религиозная жизнь познается только по ее плодам. А история развития в душе евангельского семени – слова Божьего – всегда остается непонятной даже и самому христианину. Произнеся впервые «верую», мы вступаем в непостижимую для нас духовную реальность, где ломаются привычные логические схемы и рушатся все рассудочные теории.
Правда, Священное Писание немного приоткрывает нам, как рождается и вырастает вера. Как правило, ее появление связано с услышанной проповедью. Как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? (1 Кор.10,14), – говорит апостол Павел. Слово Божие, опустившись в глубину сердца, начинает свою таинственную работу, подобно закваске в тесте. Об этом и говорит Спаситель в притче о человеке, бросающем семя в землю. Согласно другой, во многом похожей притче о Сеятеле (см. Мф.13, 3–23), развитие семени зависит от состояния земли. Возделана ли она, глубока ли, нет ли в ней камней, не растет ли на ней терние?
По толкованию Самого Христа земля символизирует человеческое сердце. Увы, у современного человека земля сердца изрядно затоптана и завалена мусором. Трудно семени слова Божьего взойти в подобной почве. Гордость невежества, твердость самолюбия, жадность потребительского сознания, культ эгоизма, отношение к миру как к ресурсу обслуживания наших страстей или взгляд на него как на сцену для самовыражения – вот камни, мешающие росту семени; вот терния, заглушающие его. Тяжко современному человеку приклонить непокорную выю под благословенное иго заповедей Господних.
Пришедшие в Церковь в зрелом возрасте знают, как приходится ломать себя первое время. Спина в поклоне не гнется, какой-то внутренний стыд не дает перекреститься; кажется, что в храме все на тебя смотрят с насмешкой; на исповеди язык присыхает к гортани. Очень быстро устаешь от богослужения, в воскресенье на службу подняться тяжело. Вроде тянет зайти в храм, и в то же время что-то отталкивает. Евангелие как будто нравится и в то же время вызывает какой-то внутренний протест. По этим и другим причинам миллионы наших соотечественников годами проходят мимо храма и не могут преступить грань между смертью и жизнью, гибелью и спасением, пустотой и смыслом.
Необходимо утвердиться в Евангелии, то есть приложить свой труд для возращения драгоценного семени
Допустим, человек все же принял семя проповеди. Что дальше? Необходимо утвердиться в Евангелии, то есть приложить свой труд для возращения драгоценного семени. Так пишет апостол Павел: Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь (1 Кор. 15, 1–2). Первоверховный апостол предлагает свой вариант осмысления таинства веры: слышание благовестия, принятие его и утверждение в нем (личный труд над усвоением полученного дара).
Конечно же, Божии подарки требуют ответного усилия с нашей стороны. Евангелие в этом смысле можно сравнить с новой компьютерной программой, которая сама по себе, без участия человека, работать не будет. Ее нужно инсталлировать, запустить, научиться работать с ней, беречь ее от разных вирусов. Утвердиться в Евангелии значит запустить эту программу спасения в своей жизни; начать процесс актуализации евангельских смыслов в повседневности, в быту.
Утвердившись в вере, мы вступаем на путь спасения (которым и спасаетесь). Принятое в сердце слово Божие, если оно попало на добрую почву души честной и зрелой, постепенно прорастает, меняя человека до неузнаваемости. Однако услышанное и принятое все время нуждается в напоминании. Апостол Павел говорит в отмеченном нами месте: Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам. Христиане Коринфа уже слышали его проповедь, но апостол считает нужным повторить сказанное.
Действительно, нам свойственно забывать важнейшие вещи. Например, мы все время забываем, что умрем. Если бы мы помнили это всегда, то совсем по-другому жили бы. Также из нашей памяти постоянно уплывает осознание того, что Бог видит все наши дела и даже мысли. Помни мы об этом, количество наших грехов значительно сократилось бы.
Поэтому даже такие великие истины, как воскресение Христово, или грядущий Страшный суд, или несомненный факт нашей собственной смерти нуждаются в некотором обновлении для чувств и ума. Для этого и нужны проповеди на каждой службе, душеполезные беседы, чтение Писания и духовной литературы. Огонь веры необходимо поддерживать, известное вспоминать, неизвестное узнавать, любовь возгревать. Иначе легко потухнуть, выгореть, ослабеть.
Итак, всякому слышащему евангельскую проповедь предстоит принять слово Божие, утвердиться в Евангелии и жить согласно услышанному, ежедневно напоминая себе об истинах домостроительства нашего спасения. Принять, утвердиться, спасаться, напоминать. Таков приблизительный порядок взаимодействия человеческой души с семенем слова Божьего, попавшим в сердце. Но в целом тайна сия велика (Еф. 5, 32), и каждый человек в данном отношении представляет собой уникальный случай. Тут все бывает по-разному у каждого из нас. Как и по каким законам развивается в каждом из нас евангельское семя, ведает один Господь. О человеке сказано лишь: не знает он. Мы только можем делать какие-то наведения согласно Писанию и опыту Церкви, но исчерпывающее познание тайн Божиих нам невозможно. «Великим секретом закрыл Господь зарождение и спеяние жизни от Духа», – писал святитель Феофан (Затворник)[1].
Наверное, это и хорошо. Пусть совершается благословенное таинство созревания семени Евангелия в нашем сердце под руководством и попечительством Самого Господа. Вера в то, что Он сделает все правильно, постоянное напоминание себе об истинах Евангелия и осуществление их в жизни – это то, что нужно от нас. Все остальное исполнит Христос, бросивший в нас семя новой жизни через святых апостолов и других проповедников. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а [все] Бог возращающий (1 Кор. 3, 6–7), – писал апостол Павел коринфянам. Будем верить, что Господь, действующий в христианах первого века, сотворит и с нами чудо нашего спасения, возращая и укрепляя зачатки нашей веры в Него – как бы ни были малы эти семена.