Церковь говорит людям правду

Накануне Пасхи Архиепископ Афинский и Всея Эллады дал интервью греческой газете ΘΕΜΑ (Тема). Беседа, как всегда, коснулась стремительных перемен, которые происходят в греческом обществе. Новые законы, новые явления общественной жизни существенно меняют положение Православной Церкви в Греции, ее роль и место в общественной жизни страны. Наиболее острыми становятся вопросы новостей в законодательстве, налогообложения Церкви, преподавания основ вероучения в школе, а также проблема мигрантов и пресловутых однополых браков. В словах Афинского архиепископа звучит тревога и боль за происходящее в Элладе.

    

— Сейчас, в условиях мультикультурного общества, в мире, испытывающем огромные разносторонние проблемы, совершается попытка дезориентировать людей и направить их в противоположную сторону от христианства и греческой идентичности, — замечает архиепископ.

— И отдельной личности, и обществу в целом свойственно стремление к тому, чтобы приблизить воскресение, — говорит он. — Но для этого должны быть соответствующие предпосылки: действительно ли мы хотим воскресения или нет? Может, оно нам не выгодно?

Если говорить о воскресении общества, воскресении государства и воскресении нашего народа — мне кажется, что есть те, кто не желают, чтобы они воскресли.

— Обнародованы первые проекты поправок к Конституции. По крайней мере две из них касаются Церкви: отделение Церкви от государства и отмена религиозной клятвы. Эти изменения являются casus belli для Церкви?

— Эти опасения преувеличены. Обратимся к истории. На литургии часто можно слышать слова «ныне и присно». Так вот, Церковь существует уже более двадцати веков. Церковь жила и без уставного документа, жила и без государственного регулирования, жила в катакомбах, переживала мученичество, византийский расцвет (когда у нее было больше возможностей), пережила войны и 400 лет турецкого рабства и живет после образования независимого государства.

Единственное, что хотелось бы подчеркнуть, — после образования современной независимой Греции все испытания в отношениях между Церковью и государством были связаны с влиянием и воздействием Запада.

— А разделение Церкви и государства?

— О так называемом отделении Церкви от государства много сказано и написано. Что касается Церкви, то, думаю, она ясно дала понять: кто хочет быть с нами — пусть будет. Кто не хочет — может идти другой дорогой. Каждый волен выбирать. Следовательно, сама Церковь ни от кого не отделяется.

Теперь о так называемом разграничении функций. Мы не против разграничения функций Церкви и государства. Но мы за ясное разграничение полномочий. Мы против подхода, когда где-то полномочия разграничиваются, а где государству это выгодно, остаются смешанными.

Если у нас разграничены полномочия, почему у Церкви отнимают имущество, когда властям заблагорассудится? Почему в жизнь Церкви вмешивается правительство, заявляющее о своих коммунистических «левых» идеалах и подчеркивающее, что не имеет с Церковью ничего общего?

Почему государство готовит священнослужителей? Пусть нам дадут свободу заниматься духовным образованием. Возьмем в качестве примера школьный предмет «религиоведение». Разве имеют право министры превышать свои полномочия и действовать вопреки Конституции и Уставу Элладской Церкви?

Вы можете себе представить министра, который придет к греческим мусульманам и скажет им: «Коран не следует так изучать, будете его преподавать так, как я вам скажу»? Или укажет католикам, что им не следует изучать Священное Писание так, как им предписывает Ватикан? Или будет выдавать предписания иудеям?

Только от нас, православных греков, требуют молчания. А те, кто составляет религиозные меньшинства, обладают правом говорить все что угодно, и государство прислушивается к любым их пожеланиям. Мы испытываем такое давление, против нас ведется такая война, что мы чувствуем, что нас хотят уничтожить.

Значит, о таковых «разграничениях полномочий» идет речь? О таком «нейтральном» государстве?

— Как вы думаете, кто стоит за такими заявлениями, создавая соответствующие информационные поводы?

— Те, кто не хотят воскресения. Не знаю, возможно, нашему государству и следовало бы когда-нибудь снять гриф секретности и позволить специальным службам сообщить народу, кто нас действительно любит, а кто наш враг. Кто движим антигреческими убеждениями и стремится к тому, чтобы народ не пробудился ото сна.

— Третья статья Конституции гласит: «Господствующая религия в Греции — религия Восточной Православной Церкви Христовой». Как думаете, статья может быть отменена?

— Мне кажется, что они не осмелятся на такой шаг. Вы знаете, что я общаюсь с политиками всего политического спектра. Ни для кого не делаю исключений.

Я должен подчеркнуть, что многие темы затрагиваются поверхностно и не обсуждаются глубоко, вызывая тем самым лишь большой переполох. Возьмем в качестве примера вопрос о церковном имуществе. Каково оно на самом деле? Три письма я направил политикам, призывая их совместно обсудить, что составляет имущество Церкви и как его можно использовать на благо общества и граждан…

— Кто-нибудь откликнулся на ваш призыв?

— Никто. Всё только на словах и ради того, чтобы произвести впечатление.

— Что скажете о налогообложении Церкви?

— Нас уничтожают налогами. Нашим монастырям просто нечем платить. Церковь пытается с помощью займов обеспечить свое функционирование, но не знаю, сколько еще сможет выдержать.

Мы поставлены на грань выживания, как и все греки. Вчера ко мне пришло несколько человек и показали платежки за свет: «700 евро»! Люди просили помочь, так как у них просто нет таких денег. Как выживут семьи? Неужели они не понимают, что так нельзя?

— Но у Церкви есть недвижимое имущество…

— Есть некоторое имущество, но разве мы не должны обеспечить свое функционирование? У нас есть сотрудники, благотворительные учреждения. Семьсот благотворительных учреждений.

Если они из-за нехватки средств закроются, куда пойдут старики, куда пойдут душевнобольные, куда пойдут люди с болезнью Альцгеймера? На улицу?

— Я слежу за вашими благотворительными инициативами…

— Этим занимаюсь не я лично, а вся Церковь. Тысячи людей ежедневно бесплатно питаются в епархиях и на приходах. Печально, что многие предпочитают этого не замечать или просто не знают об этом, все время повторяя сказку о несметном церковном богатстве и недвижимости.

— Другая острая проблема: преподавание религиоведения в школах.

— Мы настроены на сотрудничество. Решения принимает государство, но мы надеемся, что к нам прислушаются.

Почему к представителям других религий относятся с уважением и даже выполняют любые их пожелания? А мы, православные христиане, составляющие большинство греческого народа, не должны быть услышаны, не имеем права на участие в дискуссии? Мы — только для того, чтобы нас постоянно обвинять? Любые наши высказывания превратно истолковываются людьми, которые не знают, что такое Церковь, и не любят ее.

— Церковь не занимается политикой, в чем ее часто обвиняют?

— Не занимается. Но, если под политикой имеют в виду то, что Церковь говорит людям правду, то мы имеем дело с искажением смыслов.

— Вы сдержанно комментировали возможность строительства мечети в Афинах. Вы по-прежнему так настроены? Почему?

— В последнее время еще более сдержанно. Я считаю, что мы должны быть осторожными. Зачем спешить? Мы делаем, что можем, но я очень сдержанно настроен по отношению к идее строительства. Эти люди [иммигранты] должны чувствовать нашу любовь и гостеприимство, но здесь не их отечество, они должны понимать, что их конечный пункт назначения — их собственная родина.

— Вопрос кремации умерших всегда на повестке дня. Почему Церковь против?

— Каждый волен поступать так, как ему заблагорассудится. Но человек не может быть немного свободным и немного обязанным. Православия — «чего изволите» не бывает. Мы не против создания крематориев муниципалитетами, но не на территории христианских кладбищ.

— Церковь критикуют за жесткое отношение к однополым бракам…

— Я выскажу собственное мнение. Эти явления были, существуют и будут существовать. Нет ни одного повода «сакрализировать» их, «десакрализировав» тем самым остальное.

Нет повода придавать им статус закона, нет повода обсуждать в Парламенте. Жизнь это показала. Во всяком случае, это не брак, а отклонение. Мы говорим о правах человека, но разве у самих детей нет прав? Я говорю об усыновлении. Всегда должны быть папа и мама, а не два папы и не две мамы…

Архиепископ Афинский Иероним II
Перевел с греческого Афанасий Зоитакис

18 апреля 2017 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Это черный день в истории Греции, дальше будет хуже» «Это черный день в истории Греции, дальше будет хуже»
Афанасий Зоитакис
«Это черный день в истории Греции, дальше будет хуже» «Это черный день в истории Греции, но дальше будет еще хуже»
Зам. главного редактора Издательского дома «Святая Гора» Афанасий Зоитакис о просодомитском законе и его последствиях
Это свойство нашего времени, когда мнение народа не учитывается. Большинство народа против легализации содомии, но она происходит.
«Греция фактически теряет национальный суверенитет» «Греция фактически теряет национальный суверенитет»
Афанасий Зоитакис
«Греция фактически теряет национальный суверенитет» «Греция фактически теряет национальный суверенитет»
Беседа с Афанасием Зоитакисом, заместителем главного редактора издательства «Святая Гора»
Хотят силой сломить волю народа. Хотят разложить Грецию путем изменения этнического характера государства и притока иммигрантов-мусульман. Заставить греков эмигрировать. Но греческий народ не сломлен.
«Наши политики – наши зеркала» «Наши политики – наши зеркала»
Митрополит Павел Сисанионский
«Наши политики – наши зеркала» «Наши политики – наши зеркала»
Интервью митрополита Павла Сисанионского и Сиатистского
Церковь должна быть свидетелем истины во всех ситуациях. Богословским словом Церковь трактует события в период кризиса. Она должна говорить по-пророчески, то есть бескомпромиссно, чтобы поддержать тех, кто страдает.
Комментарии
22 апреля 2017, 16:10
присутствовала на одной из конференций в одном из ведущих вузов Москвы, Юго-Запад, на секции психологии узнала, что психологи сталкиваются с тем, что приходят на консультации подростки, не знающие (?), как им идентифицировать свой пол, вот, уже попали в голову чужие мысли...
тамара18 апреля 2017, 23:48
Владыка,Божией Вам помощи в служении..
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×