Известный греческий протопсалтис, профессор Института церковной музыки при митрополии Керкирской, Паксийской и Диапонтийских островов, глава общества «Очаг культуры», автор ряда пособий по теории и практике византийского распева Георгиос Ладоврехис дал эксклюзивное интервью порталу «Православие.ру».
Мы беседовали о византийском распеве, его истории и сегодняшнем дне, о том, где и как учат церковному пению, какими качествами должен обладать певчий, как соединяются канон и свобода творчества, о важности сохранения традиций.
– Господин Ладоврехис, что вдохновило вас связать свою жизнь с византийским распевом?
– Мое детство прошло в церковной среде, многое было перенято от верующих родителей. Однако, начиная с 15-летнего возраста, я прошел через путь сомнений и размышлений о роли Церкви, предназначении человека, о Боге. Уже находясь в браке и ожидая появления на свет дочери, по воле случая был приглашен в церковный хор, так как обладал хорошими вокальными данными. Чтобы стать достойным примером для своего ребенка, я принял предложение и начал постоянно участвовать в богослужениях в качестве певчего. Моей душе как будто заново открылись красота и величие церковной жизни. Принялся за усердное изучение византийского распева, что потребовало многих лет занятий и практики.
– Как вы считаете, необходимо ли получить академическое музыкальное образование, прежде чем приступать к занятиям византийским распевом?
– Классическое музыкальное образование полезно, причем главным образом на первом году обучения византийскому распеву. Но так как он основан на микрохроматике и системе четвертей тонов, в дальнейшем учащемуся необходимо изменить свое музыкальное мышление и перестать ориентироваться на выработанную в европейской музыке систему тон/полутон.
– Какой состав учащихся в Институте церковной музыки, где вы уже много лет преподаете? Каковы их возраст, профессиональная принадлежность, цели обучения?
– Среди слушателей института можно встретить людей самых разных возрастов и профессий: это музыканты, инженеры, врачи, журналисты и т.д. Причем цели, которые они ставят в связи с обучением, также отличны друг от друга. Некоторые из них приходят для расширения своего церковного кругозора; иные учащиеся могут не иметь опыта церковной жизни, но желают обогатить свое музыкальное и общее образование. Также есть люди, целенаправленно получающие данное образование для дальнейшего профессионального трудоустройства.
– Как в целом происходит процесс обучения в Институте церковной музыки? Из чего состоит учебная программа, и какими знаниями овладевают студенты на каждом этапе?
– В программу обучения входят следующие предметы: византийская семиография, практика исполнения церковных песнопений, литургика, устав, гимнология, история византийской музыки, теория европейской музыки, хоровой класс. Основное обучение длится 5 лет. В первый год изучается семиография, на втором и третьем курсе – песнопения Октоиха и Ирмология. На два последних года приходится освоение более сложных песнопений, в том числе Литургии святителя Иоанна Златоуста всех восьми гласов, Литургии святителя Василия Великого, Литургии Преждеосвященных Даров, песнопений Страстной седмицы и проч.
По окончании этого пятилетнего курса слушатели сдают экзамены для получения диплома. Однако желающим освоить более сложные грани византийского распева предоставляется возможность еще в течение двух лет продолжать обучение, по результатам которого можно получить также право преподавания византийского распева. Поэтому можно сказать, что формально для становления профессиональным певчим необходимо пройти семилетнее обучение, однако совершенствование в искусстве не прекращается никогда.
– Существуют ли различные стили и школы исполнения византийского распева? Расскажите, пожалуйста, об основных вехах развития традиции церковного пения в Греции.
– Если обратиться к истории византийского распева, можно выделить следующие наиболее значимые периоды в его развитии: IV–V века – зарождение распева, во многом основанного на древнегреческой мелодике; VIII век стал знаменательным в связи с гимнографией преподобного Иоанна Дамаскина, созданием Октоиха и упорядочением церковных песнопений, разделением их на восемь гласов, а с музыкальной точки зрения – палестино-сирийским влиянием на звучание византийского распева. Даже после падения Константинополя в 1453 году развитие и обогащение распева продолжалось, причем при его записи и воспроизведении использовалась весьма сложная невменная нотация. Судьба ее активно обсуждалась в 1814 году, после чего была проведена ее реформа, а также некоторое упрощение самой музыкальной канвы церковных песнопений.
В последние 30–40 лет некоторые музыковеды и непосредственно исполнители византийского распева стали призывать к отказу от произведенных в XIX веке упрощений. Несмотря на то, что современные противники реформы 1814 года составляют явное меньшинство, в церковной среде продолжаются дискуссии. Это и дает основание для ряда стилистических расхождений в исполнении византийского распева.
– Чем лично для вас является церковная музыка? Откуда вы каждый раз черпаете вдохновение?
Когда я пою за богослужением, покидает ощущение времени: всё происходит словно в первый раз
– Это дело моей жизни, и я уже отдал ему 25 лет. Меня поддерживает ощущение того, что в этом мое предназначение. Когда я прихожу в храм и пою за богослужением, покидает ощущение времени: всё происходит словно в первый раз. Это потрясающий духовный опыт.
– Как человек, занимающийся церковным искусством, в том числе пением, может творчески проявить себя, несмотря на наличие строго определенных канонов?
– Отвечая на данный вопрос, можно указать как техническую, так и эмоциональную сторону вопроса. Прежде всего скажу, что у исполнителя византийского распева есть определенная свобода трактования письменных обозначений. Но также степень проникновения в глубину текста песнопения каждый раз зависит от духовного и жизненного опыта, проживаемого в данный момент, от внутреннего отклика молящихся в храме. Свой вклад в это вносят также служащий священник и члены церковного хора.
– Какими внутренними качествами должен обладать певчий?
– Главными, помимо хорошего музыкального слуха и вокальных данных, являются способность к концентрации внимания, культура взаимодействия в коллективе, любовь к Церкви и непрестанная работа над собой.
– Расскажите о ваших повседневных занятиях.
– Помимо преподавания в Институте церковной музыки при Керкирской митрополии и служения в храме Всех святых на Корфу в качестве руководителя церковного хора, веду еженедельные передачи о византийском распеве и греческой народной музыке на радиоканале митрополии. По этим же дисциплинам провожу занятия в Культурном центре «Εναλλακτικό Πολιτιστικό Εργαστήρι», которые осуществляются на безвозмездной основе. В настоящее время готовлю курс, посвященный национальной греческой музыке, для находящихся в тюремном заключении. Регулярно провожу репетиции хоровых коллективов Института церковной музыки при митрополии и упомянутого Культурного центра, готовящихся к участию в различных публичных концертных мероприятиях и празднованиях. Также почти ежедневно я занят в школе для детей с ограниченными возможностями. Готовлю к публикации новые учебные пособия. Свет уже увидели «Теория и практика византийской музыки» в двух частях, «Типикон, история византийской музыки, гимнология, литургика», три сборника народных греческих песен и рождественских калядок. В настоящее время много сил отдаю созданному обществу «Очаг культуры» («Εστία Πολιτισμού»).
– Интересно узнать подробнее о деятельности данного общества и его целях.
– В обществе «Очаг культуры» («Εστία Πολιτισμού») на данный момент насчитывается порядка 35 членов. В основном это слушатели Института церковной музыки при Керкирской митрополии и Культурного центра «Εναλλακτικό Πολιτιστικό Εργαστήρι». Главные цели общества – сохранение греческой культурной традиции (в данной связи древнегреческую культуру представляет театр, средневековье – византийский распев, а период от туркократии до сегодняшнего дня – народная музыка); поддержка самоидентификации греков в современном мире; налаживание связей с греками зарубежья, вынужденными покинуть Грецию в силу экономических причин, но испытывающими ностальгию по родине; вклад в будущее страны, которую все мы хотим видеть сильной и процветающей.
Фото из личного архива г-на Георгиоса Ладоврехиса