За 13 лет своего существования православная Варницкая гимназия приобрела репутацию уникального, по словам патриарха Кирилла, учебного заведения, где дается образование, которое предоставляет возможность выпускникам сразу поступать в семинарию.
О программе гимназии, о том, как сочетаются в ней богословские и общеобразовательные предметы, о духовной жизни, учебе и досуге гимназистов, хоре и музыкальном фестивале, о том, как поступить в гимназию, – наша беседа с ее директором священником Димитрием Диденко.
– Отец Димитрий, скажите несколько слов об истории гимназии, которую вы возглавили в 2015 году.
– Гимназия имени преподобного Сергия Радонежского при Троице-Сергиевом Варницком монастыре находится на родине преподобного Сергия в Ростове Великом. Варницкий монастырь приписан к Троице-Сергиевой Лавре, поэтому и гимназия находится в ведении наместника Лавры архиепископа Феогноста.
В этом году гимназии исполнится 13 лет, ее основателем был епископ Лысковский и Лукояновский Силуан, бывший в то время игуменом Троице-Сергиева Варницкого монастыря. Сейчас Варницкая гимназия обычно ассоциируется у всех с гимназией-пансионом для юношей, однако начиналось все со школы для местных ростовских детей (младшей гимназии). Затем, осенью 2004 года, на территории монастыря при поддержке нашего ктитора Виталия Ивановича Даниленко, обеспечивающего гимназию до сих пор, в специально возведенных и оборудованных зданиях была открыта гимназия-пансион (старшая гимназия) для юношей, состоящая из 10-го и 11-го классов. Я был в числе первых абитуриентов и окончил эту гимназию в 2006 году.
Думаю, что многочисленным читателям сайта «Pravoslavie.ru» будет интереснее узнать о старшей гимназии, так как младшая гимназия (для нас не менее важная, чем старшая) принимает только ростовчан. Так вот, перед старшей гимназией изначально стояла задача подготовки будущих священнослужителей – учащихся семинарий и Свято-Тихоновского университета. Обучение и проживание всегда было и, надеюсь, будет бесплатным, и это делает гимназию доступной для всех желающих из самых разных регионов. В старшей гимназии состоялось 11 выпусков, ее окончили более 300 человек, 36 из которых уже стали священниками, а 18 – диаконами.
Святейший Патриарх Кирилл, посетивший гимназию в 2014 году, сказал такие слова: «Варницкая гимназия занимает особое место в ряду учебных заведений Русской Православной Церкви, потому что чуть ли не сто процентов выпускников гимназии поступают на обучение в наши семинарии. Сейчас, в связи с тем, что переход на новую систему богословского образования требует прохождения очень насыщенной программы за четыре года в рамках бакалавриата, важно, что здесь дается такое образование, которое предоставляет возможность выпускникам сразу поступать в семинарию без подготовительного класса. Большинство выпускников школ сейчас не могут сразу поступить в семинарии на первый курс бакалавриата, потому что необходимы специальные знания, которых в школе они не получают. В этом отношении Варницкая гимназия с ее программой подготовки молодежи к поступлению в семинарию – уникальное явление».
В этом году мы получили благословение владыки Феогноста на открытие пансиона для юношей с 8-го класса, поэтому сейчас мы принимаем заявки на поступление в 8-й и 10-й классы.
– Разговор об образовательных учреждениях обычно начинают с учебного процесса, но ваша гимназия православная, и мне хотелось бы прежде всего поговорить о духовной жизни. Что кроме названия делает Варницкую гимназию православной?
– Это действительно важный и сложный вопрос, который я часто задаю себе и ученикам. Этот вопрос задает нам Господь: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5: 20).
Мы можем ограничиться формальными признаками: реализация православного компонента образования, наличие духовника и регулярное участие в богослужениях. Но очевидно, что за этим должен стоять реальный опыт богообщения и духовной жизни, а это всегда очень индивидуально и не поддается формализации. Тем не менее мы пытаемся идти этим путем: регулярно участвуем в Евхаристии (разумеется, без всякой «обязаловки»), причем стараемся делать это вместе, а не каждый по одиночке, когда вздумается. Это, конечно, главный объединяющий фактор как на этапе подготовки к Причастию, так и у Самой Чаши. Зная, что в конце недели предстоит встреча с Господом, все стараются примириться друг с другом.
Очень способствует объединению совместное чтение Священного Писания: самому бывает, к сожалению, сложно и лень уделить часть дня чтению Слова Божиего, но, когда есть определенное время, это дисциплинирует. На всех общих трапезах мы читаем книги и стараемся подбирать разную литературу: творения святых отцов, современных авторов, книги Ветхого Завета, которые мало кто читает сам. Сейчас, например, мы читаем книгу Иова.
Отдельно нужно сказать о духовнике. С ним нам очень повезло, потому что нашим духовником является архимандрит Захария (Шкурихин), и.о. духовника Троице-Сергиевой Лавры. Совмещая несколько послушаний, отец Захария, конечно, не может постоянно присутствовать в гимназии, но он регулярно к нам приезжает, проводит исповедь и беседует с ребятами. Его живые, простые и в то же время глубокие слова всегда находят отклик у гимназистов, а многолетний опыт служения в священном сане делает его советы ясными и полезными. В отсутствие духовника гимназисты могут общаться не только со мной, но также и с настоятелем Варницкого монастыря игуменом Пименом и с лаврскими иеромонахами, приезжающими в монастырь, чтобы помогать в совершении ежедневных богослужений.
Для нас очень важна духовная связь с обителью преподобного Сергия и с самим Авой
Для нас очень важна духовная связь с обителью преподобного Сергия и с самим Аввой. Все выпускники могут засвидетельствовать, что, попав в Варницах под покров Преподобного, мы остаемся под ним на всю жизнь.
– Как построен учебный процесс в гимназии? И что изменилось в последнее время?
– Гимназия имеет государственную лицензию и аккредитацию, поэтому общеобразовательный процесс не отличается от того, что идет в большинстве российских школ. Мы так же сдаем ЕГЭ, пишем итоговое сочинение, выпускники получают аттестат государственного образца. В старшей гимназии профильными предметами являются русский язык и история. Со следующего 2017/2018 учебного года мы вводим предмет «Естествознание», который заменит физику, химию и биологию. Такая возможность дана школам государственным стандартом. Мы надеемся, что это позволит снизить нагрузку и позволит ученикам уделять больше внимания профильным гуманитарным предметам.
Компонент, формируемый образовательным учреждением, мы заполняем богословскими дисциплинами и древними языками. В 10-м классе мы изучаем Ветхий Завет, историю древней Церкви и Церковный Устав, в 11-м – Новый Завет, историю Русской Православной Церкви и литургику. Мы увеличили количество часов на изучение древнегреческого и латинского языков: теперь они параллельно изучаются в течение двух лет. Кроме того, все учащиеся изучают церковно-певческий обиход и проходят богослужебную практику.
Общеобразовательные дисциплины у нас преподают учителя из Ростова, у всех за плечами большой педагогический стаж, большинство имеет высшую и первую категорию. Преподавание ведется на достаточно высоком уровне, что подтверждается результатами ЕГЭ. Богословские дисциплины преподают выпускники ПСТГУ и МДА, я сам преподаю древние языки.
– Ваш рассказ создает впечатление, что в гимназии очень сложно учиться: к и без того нелегкой школьной программе добавляются предметы, которые не назовешь простыми. Не приводит ли такая нагрузка к обратному результату, когда вместо приобретения широкого круга знаний ученик, что называется, «хватает все по верхам»?
– Учиться в нашей гимназии действительно сложно, как сложно бывает учиться вообще всякому гуманитарию в современной российской школе. В нынешней школьной программе совершенно очевиден перегруз естественнонаучных дисциплин и математики. В 10-м и 11-м классах, когда большинство учащихся уже определились с выбором высшего учебного заведения и могли бы к поступлению туда активно готовиться, они, например, вынуждены вне зависимости от выбора посещать математику пять (!) раз в неделю, а русский язык – только дважды. Как я говорил выше, со следующего года мы вводим естествознание, чтобы снизить нагрузку учащихся, а гуманитарный профиль позволяет нам увеличить количество часов по русскому языку.
Однако у нас сложно учиться не только поэтому. Как вы справедливо отметили, богословские дисциплины требуют такого же, как общеобразовательные, если не большего усердия, ведь они закладывают основу будущего церковного образования. И тем не менее не только мы (ведь мы заинтересованные лица), но и родители и сами учащиеся отмечают, что, несмотря на колоссальную нагрузку, они все в гимназии повышают уровень знаний и, следовательно, успеваемости. Достигается это не в последней степени благодаря пансиону. Ученик, возвратившись из школы домой, вынужден либо сразу отправляться на дополнительные занятия (музыкальная школа и проч.), порой в другой конец города, либо остается наедине со своим «царством гаджетов», которые отнимают массу времени, и лишь немногие способны этому противостоять. У нас эти препятствия устраняются: пользование гаджетами строго ограничено, а все дополнительные занятия проводятся у нас же. Кроме того, у нас есть конкурс, и мы принимаем наиболее трудолюбивых. В целом можно сказать, что трудность обучения и усилия, затраченные на него, не проходят даром.
Главным предметом в школе должна быть литература: она учит думать и формулировать собственное мнение
– В таком случае скажите, что из всего спектра дисциплин, изучаемых в гимназии, является главным, на ваш взгляд.
– Главным предметом в школе, по-моему, является литература. Причем независимо от того, гуманитарный профиль в школе или нет. Еще недавно на всех факультетах МГУ абитуриенты писали вступительное сочинение по литературе, и могло быть так, что человек, блестяще знающий химию, не поступал, потому что не знал Толстого. Литература – предмет, учащий думать, анализировать и формулировать собственное мнение, потому что в литературе есть вопросы, на которые не может быть единственно правильного ответа, который нужно было бы просто заучить: часто ценится именно самостоятельность суждений. Для нас очень показательным является вступительный экзамен по литературе, потому что тот, кто за все школьные годы не удосужился прочесть основные произведения программы, вряд ли это сделает в оставшиеся два года и вряд ли будет усердным учеником. Этот экзамен у нас проходит в устной форме, я всегда на нем присутствую. Литература формирует грамотную устную и письменную речь, умение формулировать и аргументировать свою позицию. Не стоит объяснять, почему это принципиально важно для любого священника.
Мне могут возразить, что в православной школе главное – Закон Божий. Это правда, но ведь русская классическая литература выросла на христианстве, она пропитана им, даже когда вступает с ним в полемику. О богословских дисциплинах, думаю, нужно поговорить отдельно.
Мы пытаемся дать ученикам классическое гуманитарное образование, которое, как известно, невозможно без древних языков, поэтому они также играют важнейшую роль в нашем образовании. Латынь и древнегреческий, как я уже говорил, мы изучаем все два года. Мы не ставим амбициозных целей, но и не хотим ограничиваться простым поверхностным знакомством с этими языками. Мы изучаем греческий язык Нового Завета по достаточно простому и лаконичному одноименному учебнику, что позволяет в 11-м классе перейти к чтению оригинальных текстов. Латынь мы учим по оксфордскому учебнику, который отходит от привычного и многим наскучившего способа изучения мертвых языков при помощи грамматических таблиц: материал подается через чтение текстов.
– Давайте теперь поговорим о церковных предметах.
– При изучении богословских дисциплин мы не ставим задачи повторить семинарскую программу, но в то же время и не ограничиваемся Законом Божиим. Церковные предметы у нас – это пропедевтика семинарского курса. К примеру, при изучении Нового Завета мы делаем упор на знание текста, на умение ориентироваться в материале четырех евангелистов. Углубленное изучение и толкование будет в семинарии, но будет гораздо легче это усвоить, если к тому времени будет твердое знание текста. Так же бывает и с общеобразовательными предметами: основа усваивается в школе, а в университете на этой основе строится научное исследование.
Для будущих священников отношение к богословским дисциплинам является первым из многих серьезных вопросов на пути к принятию сана. Можно согласиться с тем, что в священники не должны идти только отличники, но если будущему семинаристу скучно на уроках Священного Писания или церковной истории, если он плохо знает слово Божие – это повод еще раз задуматься над призванием. Условием получения рекомендации в духовные учебные заведения у нас в гимназии является успешная сдача экзаменов по богословским предметам.
– Жизнь «в четырех стенах» с большой учебной нагрузкой наверняка дается тяжело, особенно подросткам. Расскажите, чем ребята занимаются помимо учебы и бывает ли у них свободное время.
– Внеклассная жизнь у нас включает в себя посещение богослужений, о чем мы говорили выше, занятия спортом, пение в хоре, дискуссионный и кино- клубы и просто свободное время. Если бы вы спросили кого-нибудь из нынешних гимназистов о том, есть ли у них свободное время, то почти все сказали бы, что нет. Хотя свободное время действительно есть, с этим отчасти можно согласиться, но только если под свободным временем понимать пустое времяпровождение. Всем известно, что лучший отдых – смена деятельности, поэтому свободное время по большей части у гимназистов бывает занято деятельностью, отличной от учебы.
У нас есть футбольная команда, которая регулярно тренируется и участвует в соревнованиях. В прошлом году она выиграла первенство района, а в 2015 году завоевала «Кубок Дружбы» в Москве. Для тех, кто не играет в футбол, есть прекрасно оборудованный тренажерный зал, стол для пинг-понга, секция рукопашного боя.
Отдохнуть от интеллектуальной деятельности можно на занятиях столярного кружка: здесь ребята приобретают навыки, необходимые каждому мужчине.
Еженедельно у нас бывают беседы на разные темы, касающиеся нашей христианской жизни. Их провожу я, воспитатели, а также приглашенные священники и просто интересные люди. Обыкновенно это бывает так: сначала тот, кто выступает, произносит речь на выбранную им тему перед всеми учениками, затем задаются вопросы, и после этого желающие остаются на дискуссионный клуб. Мы ставим стулья в круг и стараемся в непринужденной обстановке обсудить услышанное: не всегда бывают споры, а скорее – более глубокое осмысление темы. Это бывает полезно всем.
Мы регулярно ездим в паломнические и туристические поездки, в хорошую погоду можем устроить пикник на природе или отправиться играть в пейнтбол.
Ну и наконец, last but not least, наш гимназический хор. Во время вступительных экзаменов у нас проходит прослушивание, в результате которого формируются богослужебный и концертный хоры. Богослужебный хор, поющий на всех службах, за которыми молятся гимназисты, меньше концертного: туда попадают лучшие. Концертный хор, состоящий примерно из 30 человек, представляет гимназию на всевозможных мероприятиях и фестивалях и является нашей «визитной карточкой». Пение в хоре и спевочный процесс отнимают много времени и сил, но это стоит того: ребята достигают больших успехов. Кроме того, очень важно, что хор – приобщение к богатейшей русской церковной и светской музыкальной культуре.
Наш фестиваль – возможность для нас прославить имя преподобного Сергия перед ценителями хоровой музыки
– Вы проводите в Ростове Сергиевский хоровой фестиваль. Расскажите, пожалуйста, о нем.
– Идея фестиваля возникла у моего друга и руководителя нашего концертного хора Матвея Владимировича Переверзева. Когда мы, не имея ничего, кроме идеи, пришли в отдел культуры районной администрации, мы там встретили понимание и поддержку. Благодаря этому первый фестиваль состоялся в ноябре 2015 года, и в нем приняли участие 13 коллективов – более 400 человек. В Ростове есть замечательная гимназия, построенная 100 лет назад на средства А.Л. Кекина, в которой есть прекрасный зал, где и проходит фестиваль. В 2016 году на фестиваль приехало более 600 человек – 22 коллектива, а сам он длился три дня. Наш хор, разумеется, тоже участвует и на первом фестивале даже получил гран-при. Этот фестиваль для нас в первую очередь возможность прославить имя преподобного Сергия перед ценителями хоровой музыки, ее исполнителями и просто зрителями. Кроме того, это площадка для обмена опытом между коллективами и руководителями и наша «дань» Ростову и его жителям.
Пользуясь случаем, приглашаю на следующий фестиваль, который пройдет в конце ноября 2017 года, хоры общеобразовательных школ, гимназий, воскресных школ, студенческие, любительские и профессиональные коллективы. Подробности можно узнать на странице фестиваля http://pravgym.ru/serg-festival/.
– Поговорим о поступлении в гимназию. Как проходят вступительные экзамены, и какие требования предъявляются к абитуриенту?
– Желающий поступить к нам заполняет анкету на сайте гимназии, анкеты мы принимаем в течение всего года. Все абитуриенты делятся на три потока, каждому потоку назначается для приезда в гимназию одна неделя. Вступительные испытания проходят в июле. Ребята заселяются в гимназию на неделю и в это время сдают экзамены и проходят собеседования с директором и воспитателями. После третьего потока собирается приемная комиссия, где обсуждаются результаты вступительных экзаменов, собеседований и наблюдений воспитателей за поведением каждого абитуриента. Решение о зачислении принимается простым большинством голосов членов приемной комиссии. Результаты публикуются на сайте гимназии в заранее объявленный день.
Я подчеркиваю, что поступить к нам может каждый: мы не учитываем социальное происхождение, имущественное положение, наличие связей.
Многих беспокоит то, что у нас есть конкурс. Это действительно так: примерно два человека на место. Но я могу с уверенностью сказать, что к нам может поступить и троечник, как может провалиться и отличник. Все зависит от экзаменов и собеседования. Мы не обращаем особого внимания на аттестат: часто бывает, что ученик долго ленился, но, решив поступать к нам, собрался, подготовился к экзаменам и сдал их хорошо.
Среди самих экзаменов есть более и менее важные. Как я уже говорил, важнейшим экзаменом является литература, также для нас важен экзамен по истории, так как по этому предмету сдают ЕГЭ все, кто идет в семинарию. Экзамен по русскому языку, разумеется, не просто формальность, так как грамотность – важное умение для будущего пастыря. А вот экзамен по математике призван ответить только на один вопрос: можно ли подготовить ученика за два года к сдаче обязательного ЕГЭ. Экзамен по английскому чаще всего не влияет на поступление: его мы проводим, чтобы разделить потом учеников на начинающую и продолжающую группу, хотя знание языка, безусловно, будет большим плюсом. Вместо экзамена по Закону Божиему я провожу собеседование с каждым поступающим, чтобы выявить степень его воцерковленности и готовности к жизни в пансионе. Для меня важно не только услышать ответы на вопросы (хотя элементарные знания должны быть у всех), но и понять, является ли желание послужить Церкви обдуманным или все сводится к «у меня папа священник», «а почему бы и нет» или просто «ничего другого не умею, а кадилом махать не сложно».
– Обучение действительно бесплатное, или есть «подводные камни»?
– Обучение и проживание у нас благодаря нашему благодетелю действительно полностью бесплатные. Однако мы не отказываемся от посильной помощи, которую нам могут оказать родители, но ни в коем случае ее не требуем.
– Мы много говорили о подготовке к учебе в семинарии, а можно ли после гимназии пойти по другому пути?
– Большинство выпускников действительно поступают в семинарии, однако всегда есть несколько человек, которые поступают в светские вузы или в Свято-Тихоновский университет на светские специальности. Некоторые, например, выбирают военную службу, в этом смысле опыт жизни в пансионе бывает весьма полезен; поступают на исторические, филологические и другие факультеты различных университетов, в том числе и МГУ. Мы не ставим обязательного условия, чтобы выпускник шел в семинарию: послужить Богу и людям можно на любом поприще. Все дело в том, что у нас гуманитарный профиль, поэтому легче, конечно, подготовиться к учебе в гуманитарной сфере, хотя есть случаи поступления и на технические специальности (у нас есть возможность и такой подготовки в индивидуальном порядке).
– Есть ли у вас планы по развитию гимназии?
– Как я уже говорил, со следующего учебного года мы с Божией помощью и по благословению владыки Феогноста собираемся открыть пансион с 8-го класса. Таким образом, время обучения в гимназии увеличится до 4 лет. Это позволит ту насыщенную и интенсивную программу, которая сейчас изучается за два года, изучать вдумчиво и в более спокойном темпе в течение четырех лет. Но двухлетнюю программу мы закрывать не будем: возможность поступать в 10-й класс останется.
В связи с этим, пользуясь случаем, сообщаю, что нам требуются на постоянную работу воспитатели – мужчины, желательно с опытом педагогической деятельности. Пишите нам на почту или звоните – контакты есть на сайте гимназии: http://pravgym.ru/.
– Напоследок скажите несколько слов о себе.
– Я родился в Костроме, в 2006 году окончил Варницкую гимназию и поступил на богословский факультет Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. В 2012 году я окончил магистратуру этого факультета и стал преподавать древние языки в Московской духовной академии. В 2011 году наместник Троице-Сергиевой Лавры владыка Феогност рукоположил меня в диакона, а в 2013 году Святейший Патриарх совершил надо мной иерейскую хиротонию. До 2015 года я служил на подворье Троице-Сергиевой Лавры в городе Пересвет Сергиево-Посадского района, а в апреле 2015 года владыка Феогност назначил меня директором Варницкой гимназии. Для меня, не имеющего никакого административного опыта, это назначение было неожиданностью, и первое время я сомневался, что справлюсь. Но Варницкая гимназия для меня – не ступенька карьерной лестницы, а родной дом, где я, как и многие другие, получил «билет в жизнь», поэтому при помощи и реальном переживаемом руководстве преподобного Сергия я стараюсь быть ей полезен.
– Что бы вы хотели пожелать тем, кто захочет к вам поступить?
– Если вы действительно хотите у нас учиться, садитесь и готовьтесь, не переживая и не думая о том, получится или нет. Это будет решать Преподобный. Помните слова святителя Иоанна Златоуста: «Бог и намерение целует». Это значит, что то, что у вас не получится не из-за лени, а по объективным причинам, даст вам Господь. Такие примеры есть перед нашими глазами всегда. С Богом!
Комментарий Татьяны поддерживаю: если все хорошие ребята уйдут в монастыри, какие же останутся в миру?
Все здоровые, крепкие, молодые ребята в монастыри не уйдут. Потому, что монахи-,это своего рода духовный спецназ.
А остальные, в том числе и мы, миряне(хотелось бы верить),-духовная армия,состоящая из разного рода войск.
А вся армия не может состоять только из одного спецназа. Так, что бояться того, что " все уйдут в монастыри" не стоит.
А вот то, что для оставшихся в миру, в том числе и для представителей здоровой нации с крепкими рабочими руками (и светлыми умами), то малое число,подвизающихся в монастырях будут ярким примером духовной жизни, на это надеюсь.
По крайней мере, я так понял этот материал.