Протоиерея Александра Ильина часто называют духовным преемником святого Иоанна Кронштадтского. Таких пастырей, умеющих светом любви покрывать недостатки и ошибки других, было немного. Большинство из них причислено к лику святых. Сам отец Александр воспитал не одно поколение достойных учеников, в их числе – известнейший сегодня духовник протоиерей Иоанн Миронов. Путь пастыря, скромного светильника и опытного духовного врача Александра Ильина нам, возможно, еще предстоит заново открыть и дополнить новыми свидетельствами и воспоминаниями.
Жизненный путь
В 1910 году Александр поступает в Петербургскую духовную семинарию, сразу во второй класс. Как одного из лучших учеников, в 1915 году его приняли в Петербургскую духовную академию без сдачи экзамена. Однако проучиться здесь он успел лишь один год: в связи с войной его призвали в армию, вначале в царскую, а затем – с 1919 по 1922 год – в Красную. В перерыве между этими событиями Александр побывал в родной деревне, где по совету своей матери женился на учительнице Александре Васильевне, дочери священника Василия Пономарева, которая жила по соседству.
Во время службы в Петрограде в 1921 году Александр Ильин был рукоположен во диакона владыкой Алексием (Симанским), тогда епископом Ямбургским, впоследствии ставшим Святейшим Патриархом. После армии, уже на родине, 18 сентября 1922 года он принял сан священника с назначением в Пятницкую церковь города Торжка, где прослужил 14 лет.
В 1936 году начался период скорбных и суровых испытаний для священника Александра Ильина и его семьи. 27 августа его арестовали и приговорили к пяти годам лагерей. Матушка с тремя детьми – Евгением, Николаем и Варварой – вынуждена была переселиться к своему отцу, тоже священнику. В 1937 году арестовали и его. Александра Васильевна с детьми переехала жить к своей матери. Репрессии против духовенства коснулись и матушки отца Александра: вначале ей запретили преподавать в школе, а затем отобрали и дом. Она вынуждена была жить с детьми у знакомых в старой бане, в нестерпимых условиях. Чтобы как-то выжить, устроилась работать в аптеку кассиром, помогала батюшке.
Пройдя три лагеря – Карагандинский, Томск-Асинский, Севжелдорлаг в Коми, – отец Александр был освобожден, хотя и остался в последнем для работы по найму. К нему в Ухту приехала матушка с дочерью, чтобы разделить все выпавшие испытания. По состоянию здоровья в 1944 году протоирею Александру разрешено было переехать в город Аркадак Саратовской области.
Поначалу семье священника приходилось очень тяжело, было время, когда приходилось даже есть траву. Матушке довелось сильно переболеть брюшным тифом, чудом она осталась жива. Поскольку не было свободной должности в местных храмах, отец Александр устроился работать экономистом в Госторг. В 1947 году в Аркадаке открылся новый Вознесенский храм, и он поступил туда служить.
В 1949 году отца Александра перевели в город Лугу Ленинградской епархии, где он был назначен настоятелем храма и благочинным. В январе 1954 года ему с матушкой предстоял новый переезд, теперь уже в Новгород. Здесь он был поставлен настоятелем одного из самых старинных русских храмов – Никольского собора, а также выполнял обязанности благочинного, был членом епархиального совета. Его проповеди приходили послушать даже священники.
В 1957 году случилась самая большая трагедия, по словам самого отца Александра, в его жизни. У его матушки врачи обнаружили рак, операцию делать было уже поздно. Батюшка очень скорбел, что не мог взять ее боль на себя. 29 июня 1958 года Александра Васильевна после Святого Причастия и Соборования со словами: «Пора идти домой» тихо преставилась на руках у батюшки. Скорбь от этой разлуки с любимой супругой, которая 40 лет была его верным другом, духовной дочерью и сотаинницей, отец Александр не мог преодолеть до самого конца своей жизни.
По благословения владыки Елевферия, который хотел видеть протоиерея Александра архиереем, для батюшки уже готовился постриг, однако по каким-то причинам таинство было отложено. Во времена хрущевской «оттепели» вновь стали закрываться храмы, в 1962 году был закрыт и Никольский собор в Дворищах, где служил отец Александр. Он перешел служить в храм в честь святого апостола Филиппа – единственный незакрытый в городе. Также продолжал исполнять обязанности благочинного, был секретарем епархиального управления Новгорода.
В 1966 году протоиерей Александр Ильин выходит за штат и переезжает жить к своей дочери и зятю-священнику в поселок Сиверская Ленинградской области. Здесь он провел последние годы своей жизни, принимая ежедневно своих духовных чад. В это время отцу Александру пришлось перенести тяжелую болезнь. Знавшие его в тот период говорят, что батюшка сам просил себе болезнь, чтобы пострадать здесь и перейти ко Господу очищенным. Мучения его действительно были очень страшными.
14 января 1971 года, в праздник Обрезания Господня, а также день памяти особо близкого святого – святителя Василия Великого, отец Александр преставился. Перед смертью его последними словами были: «Знаю, знаю», будто он говорил это кому-то знакомому, но невидимому. По завещанию, похоронили протоиерея Александра Ильина в Новгороде на Рождественском кладбище, рядом с матушкой.
Портрет отца Александра
Из немногих воспоминаний духовных чад, людей, живших рядом с батюшкой, можно составить некоторое представление о чертах его характера, манере общения. Правда, этот портрет будет иметь лишь характер наброска, эскиза, поскольку единственным человеком, которому он, очевидно, открывался полнейшим образом, была его супруга Александра Васильевна, воспоминаниями которой мы, к сожалению, не располагаем.
Отец Александр жил в ощущении близкого присутствия Божия
Все окружающие отмечали удивительную немногословность батюшки. Он никогда не говорил ничего лишнего, не начинал разговор, пока его не спрашивали, чаще всего молчал. Подобную тишину можно назвать благоговейной, поскольку отец Александр жил в постоянном чувстве ответственности за каждое произнесенное слово, в ощущении близкого присутствия Божия. Он никогда не давал советов, пока собеседник сам у него не спрашивал, и никогда не говорил «от себя», всегда молился перед ответом, ссылался на опыт святых отцов. Батюшка был очень собранным, воздержанным.
Конечно, не все воспринимали такую духовную сосредоточенность одинаково. Даже среди священников, которые с ним были знакомы, кто-то считал отца Александра несколько холодным, необщительным, отстраненным. Будучи благочинным, он старался не делать никому замечаний, многие чужие ошибки брал на себя. Однако его вряд ли можно назвать замкнутым. Души людей раскрывались на исповеди у батюшки, во время бесед с ним. Самой исповеди он старался предать характер доверительной беседы, считал, что «человек должен уходить от священника утешенным». «Для пастыря вся его жизнь есть умирание за свою паству» – это тоже его слова. Поэтому себя батюшка никогда не жалел.
Души людей раскрывались на исповеди у батюшки, во время бесед с ним
У отца Александра было удивительное сочувствие и снисходительность к людям в сочетании с предельной строгостью к себе. Он никого никогда не обличал и не осуждал. Известен случай, когда на одного из священников его благочиния поступил донос с обвинением в прелюбодеянии. Как благочинный, отец Александр принял это к сведению, но хода делу не дал: рапорт положил в стол. Уже при следующем благочинном этот священник был наказан.
Никто не помнит, чтобы отец Александр хоть однажды разгневался или повысил голос – он был очень тактичен. Батюшка никогда не употреблял спиртного, уважительно относился к Церковному Уставу. На службу приходил всегда заранее, чтобы успеть совершить большие поминовения на проскомидии.
Главным качеством батюшки, пожалуй, можно назвать смирение. Он все принимал как из руки Божией, старался не привлекать к себе внимания. Возле отца Александра всегда находились только те, кого он мог бы назвать своими духовными чадами, батюшка не создавал вокруг себя личного окружения, никогда не учительствовал. Его советы менее всего можно назвать поучениями или наставлениями. На точном исполнении своих советов батюшка не настаивал, высоко ценил свободу каждого человека, не налагал на людей тяжелых требований выше их сил. Считал, что крайне важно – знать свою меру.
Советы отец Александр всегда давал весьма осторожно, обдуманно и только тогда, когда у него об этом спрашивали. Он считал, что неправильным или несвоевременным советом, за невыполнение которого придется отвечать, можно лишь усугубить вину человека
Письменное духовное наследие
«Причащение Святых Тайн в жизни православного человека» – так называлась кандидатская диссертация, которую протоиерей Александр защитил в 1958 году. Эта тема была очень важна для священника, он был сторонником частого причащения, считал, что в современном мире частое причащение Святых Христовых Тайн помогает не только обрести спасение, но и просто выжить. В своих взглядах отец Александр во многом был продолжателем традиции святого праведного Иоанна Кронштадтского. Диссертация стала незаменимым пособием для многих поколений священников. Известно, что она пользовалась большим спросом и среди студентов Ленинградской духовной академии: часто приходилось делать замену труда, который читатели уносили с собой, вырывая страницы.
Понятно, что не все разделяли позицию батюшки относительно частого причащения, разногласия возникали даже со священноначалием. В частности, это стало причиной недовольства им со стороны викария Новгородского архиерея, епископа Сергия (Голубцова), в связи с чем отец Александр даже хотел покинуть епархию. Однако до этого не дошло.
Среди других письменных источников, свидетельствующих о большом духовном опыте Александра Ильина, сохранилось совсем немногое – это его книга воспоминаний, посвященная покойной матушке Александре Васильевне. Долгое время тетрадь с записями передавалась из рук в руки, много раз кем-то переписывалась. Позже эти записи вошли в книгу «Горение ко Христу», составленную Галиной Павловной Чиняковой. В книгу также вошли советы отца Александра духовным чадам.
Несмотря на то, что объем книги невелик (она имеет менее 70 страниц текста), глубина ее содержания позволяет считать эти записи бесценными. Мы уже упоминали, что батюшка не любил много говорить, был крайне точен и лаконичен. Этот стиль полностью отражается и в его записях, сохраненных высказываниях, советах. Особенно незаменимыми они могут стать сегодня, когда ощущается критический недостаток опытного духовного руководства.
Советы отца Александра духовным детям
О смирении
Люди земными мерками меряют дела Божественные и потому так страдают. Когда они встанут на точку смирения, то их тягота станет легкой, она станет искрой, зажигающей любовь.
Хранение сердца приобретается смирением. Любовь движет вперед, а смирение упасть не дает.
Нам нужно видеть себя грешниками, достойными ада, а не думать о Царствии Божием.
Смирение во всех его видах – это одеяние Божества, в которое Оно укрылось, чтобы стать доступным грешному человеку.
«Двери неба открывает только смирение»
Двери неба открывает только смирение.
Вся жизнь наша построена на гордости: соревнование, награды и прочее. Взрослые дети играют в игрушки и проигрывают Вечную Жизнь.
О мере
Во всем должна быть мера. Все, что переходит меру, приходит слева. Даже когда в добрых делах ты переходишь меру, это все равно слева.
Православие – это мера.
Нельзя требовать от себя того, что пока нам не по силам, например, желать нерассеянной молитвы, когда ты еще на нее не способен. Это происходит от духовного невежества и от гордости.
Нерадение в подвиге, например, в подвиге поста, исправляется легче, чем подвиг выше меры.
Об искушениях
Любое наказание нам – не наказание, но вразумление.
Господь смиряет нас искушениями через людей, болезнями, скорбями. Без искушения нет познания себя, нет познания воли Божией, нет духовного роста. Это действие очистительное. Искушения, борьба, скорби будут, но при этом мы их будем легко переносить.
Время испытаний – блаженный период, когда Господь созидает в нас внутреннего человека. «Радуйтесь, братия, скорбям и искушениям. Это неизбежно. Радуйтесь бурям, ибо надо морю житейскому волноваться. Великий дар искушений, – чем более перенесет человек, тем более имеет еще нужду в страхе и осторожности» (Исаак Сирин).
Как принес Господу скорбь, знай, что Господь коснулся тебя. Эта сила охраняет от прелести врага. Господь в силе нас спасти, хотя бы мы и были в руках ада.
Никто и ничто не придет к нам без попущения Господа – ни дьявол, ни бес, ни зверь, ни микроб.
О борьбе со страстями
Прежде всего надо найти главную страсть, но бороться в первую очередь следует именно с той, которой в данный момент борет нас бес. Страсти между собой связаны, как кольца цепи. Поэтому, в какой мере будет ослаблена основная страсть, будут ослаблены и остальные страсти.
Человек как почка. Если попробуешь его развернуть раньше времени, то погубишь. Придет время – и почка раскроется, так и сердце человеческое. Важно сначала Царство Божие созидать в своем сердце. До времени не надо насиловать почку. Когда сердце очистится, оно само раскроется.
В трех вещах заключается жизнь христианская – в покаянии, чистоте и усовершении себя. Покаяние – оставление прежнего и печаль о нем; чистота – сердце, милующее всякую тварную природу; усовершение – глубина смирения.
Каждый раз, когда мы принимаем помысл греховный, мы отрекаемся от Христа.
Различать добро истинное от зла очень трудно – это великий духовный дар. Очень много грехов происходит от неразличения добра и зла.
К слабому организму все болезни пристают, так и к нашей душе пристают болезни от того, что мы питаем душу сеном соблазна, а не тем, что ей нужно.
Кто не созидает в своем сердце Царствие Божие, тот не увидит сетей дьявола.
О смерти
Смерть – это величайшее благодеяние, которое охраняет человека и дает ему возможность к покаянию. Иначе бы человек в своей гордости достиг гордости сатаны. Смерть пресекает власть греха над человеком, и полного освобождения от греха до смерти человек не получает.
Тот, кто действительно уразумел, что есть предел сей жизни, тот может положить и предел своим прегрешениям.
О духовном пути
Состояние равновесия – когда человек не сильно печалится и не сильно радуется, а во всем видит руку Божию.
Когда на земные вещи мы будем смотреть глазами веры, они будут видеться нам очень маленькими.
Совершенство земного пути состоит в двух вещах: всегда быть собранным в себе и всегда быть воздержанным.
Нужно идти законным путем, как все идут, а если Господь захочет, то Он Сам поведет иначе, но самому человеку искать особый путь не следует.
Мало быть просто верующим, нужно возродиться во Христе. Своя воля должна быть согласна с волей Божией.
Все земные дела нужно подчинять основной цели, тогда они не уйдут пустыми.
Совершенство земного пути – когда враг тебя тысячу раз ударит, вставай тысячу раз.
О благодарении
Благодарность приемлющего побуждает дающего давать дары, большие прежних.
За все доброе, что в нас есть, благодари Бога и приписывай его только Богу. Сам человек способен только к доброму, исходящему от Бога, примешивать свой грех. Нужно не только за грехи свои укорять себя в сердце своем, но и за все свои добрые дела, так как чистых добрых дел у нас нет. Мы не только не исполняем заповедей Божиих, но оскверняем их.
О посте
Пост – начало добродетелей, но это добродетель условная, в ней каждому дается своя мера. Суть поста не в убийстве тела, а в том, чтобы держать его в рамках, в мере.
Трапеза любви выше поста. В лице ближнего надо принимать Господа.
Болезнь стоит выше поста. Болезнь есть очищение, тогда пост отменяется или ослабляется.
Об отношении к ближним
Чем выше человек на духовной лестнице, тем снисходительнее он к грешникам.
Беседы могут быть мерой облегчения людям. Самое важное – это избежать осуждения во время разговора. Чувство осуждения должно заменить чувством сострадания, потому что люди большей частью находятся в слепоте и рабстве. Жалеть надо всякого человека, каким бы он ни был.
Ищите пользы не своей, но пользы ближнего.
Зависть – дело чисто дьявольское и делает нас его соучастниками.
Обиду вырвешь из сердца только тогда, когда ты будешь вместе с обидчиком радоваться его радостью. Чтобы этого достичь, нужно просить Бога, молиться, помочь в чем-то тому человеку, на которого ты обижен, – идти путем любви, которая снимает грех ближнего.
Обличать и обвинять не нужно. Господь Сам обличит. А тебе за терпение и понесенное искушение Господь зачтет этот подвиг.
О духовных советах
Говорить о религиозных вопросах со внешними людьми, например, на работе, следует только когда тебя спрашивают.
Если хочешь помочь кому-нибудь словом, говори не в тоне учащего, а в тоне учащегося.
Нужно говорить в ту меру, в которую может принять человек. Если человек не спрашивает, но ты знаешь о каком-то предмете, что он может быть ему интересен, – все равно не следует ничего говорить. Потому что человек говорит о том, что у него болит, а раз не болит, он не примет твоего слова.
Со Словом Божиим нужно обращаться очень осторожно. Предпочтительнее молчание. Молчание собирает, а разговор расточает. Надо стараться в немногих словах выражать много. Кто не обуздает своего языка, не может исправиться и в другом.
Не говори, когда не спрашивают. Мы увеличиваем меру наказания на Суде тем, кому говорим. Ревность по исправлению других – это недостаток. Больные более имеют нужду в попечении, а не в наставлении.