Есть в ограде Вознесенского храма старинного села Ыб в Коми могила священника, служившего здесь еще до революции, – отца Иоанна Головкова. Батюшка не был репрессирован, но пострадал от безбожных властей: в 1928 году во время богослужения в него выстрелил односельчанин. Скончался священник от потери крови в больнице. «В нашем селе батюшку Иоанна почитают как мученика», – говорит местный краевед Галина Мальцева. Мы выяснили подробности жизни и служения в Коми отца Иоанна Головкова и его родных.
Архангельские корни. Глава рода Головковых
О том, что батюшка, служивший в селе Ыб, родом из Архангельской области, нам поведали родные отца Иоанна, проживающие сегодня в Сыктывкаре. Проведя работу по сбору сведений о священниках своего рода, они выяснили, что Иоанн Константинович Головков родился 30 мая 1877 года в деревне Николаевско-Давыдовский погост Кадниковского уезда (сейчас деревня Поповка Коношского района Архангельской области), где его отец, Константин Николаевич Головков, служил священником в Давыдовской Николаевской церкви Вологодской епархии[1].
А с 1880 года отец Константин уже значился старшим священником Усть-Сысольского Троицкого собора (Усть-Сысольск – дореволюционное название Сыктывкара). Батюшка активно участвовал в жизни столицы зырянского края и даже занимал должность законоучителя нижних чинов местной команды и являлся духовником управления уездного воинского начальника и команды[2]. В 1886 году отец Константин становится директором Усть-Сысольского тюремного отделения. За заслуги перед военным ведомством он был награжден «наперсным крестом, Святым Синодом выдаваемым»[3].
В 1893 году отца Константина Головкова перевели священником в село Ыб. Даже скупые строчки архивов позволяют сделать вывод о его плохом здоровье в это время: в 1896 году в село Ыб к больному отцу Константину был перемещен, сначала сверх штата, его старший сын – священник Вячеслав. Отец Вячеслав начал свой путь с псаломщика Усть-Сысольского Троицкого собора. В 1889 году он значился священником Княжпогостской Успенской церкви (Коми)[4].
Отец Константин служил в Свято-Вознесенской церкви села Ыб до 22 января 1901 года. 27 ноября 1902 года он скончался[5].
Священник Иоанн Головков, как и его отец и старший брат Вячеслав, окончил Вологодскую духовную семинарию в 1899 году, тогда же был рукоположен епископом Великоустюжским Гавриилом во священника к церкви села Сторожевск (Коми).
Сторожевск
Собрать скупые сведения о сторожевском периоде жизни отца Иоанна удалось быстро еще и потому, что мой супруг, протоиерей Борис Прокофьев, восемь лет был настоятелем сторожевского прихода в честь Иерусалимской иконы Божией Матери. Сельский приход располагается в здании дома культуры. Печальна его история. В 1910 году началось в Сторожевске строительство каменной церкви, но здесь в то время так и не состоялось ни одной службы: грянула революция, и в церкви разместили клуб. Дальнейшее изучение истории Православия в Сторожевске позволило узнать, что в населенном пункте была еще и деревянная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, в которой служил отец Иоанн Головков с 1899 по 1905 годы. До наших дней она не сохранилась – сгорела в середине 80-х годов XX столетия. Фото уже недействующей Введенской церкви я смогла увидеть только в библиотеке Сторожевска.
Ыб
В 1905 году отец Иоанн был переведен священником в церковь села Ыб. В один из весенних дней мы выехали на место служения батюшки. Хотя у села такое короткое название, оно является, пожалуй, самым длинным населенным пунктом, растянувшись на 16 километров. Это сердце православной Республики Коми.
До революции в Ыбе было пять церквей, семь часовен, три молитвенных дома, святые источники
До революции здесь было пять церквей, семь часовен, три молитвенных дома[6]. На карте села Ыб обозначены 12 святых источников! Происхождение одного из них связано с явлением здесь 320 лет назад в течение трех пятниц Петровского поста святой великомученицы Параскевы Пятницы. Другой источник указал сам преподобный Феодосий Тотемский. В 1941 году он явился Евдокии Муравьевой, чтобы помочь в ее недуге. Она от нервного расстройства (мужа забрали на фронт, осталось четверо детей, и она ждала пятого ребенка) захворала кожной болезнью. После умывания в источнике Евдокия чудесно исцелилась. По воспоминаниям старожилов, два века назад в Ыбе люди были как святые: жили благочестиво, без Бога ничего не делали, в каждой деревне стояла часовня, дома были намолены.
Сегодня на территории сельского поселения Ыб действуют Серафимовский женский монастырь и Вознесенский храм, где и служили священники из Архангельской области – Головковы.
Вознесенский храм
– Наш храм построен в 1825 году, в 1827-м освящен, то есть уже скоро отметит свое 200-летие, – говорит краевед Галина Мальцева.
В своих рассказах Галина Анатольевна постоянно вспоминала времена былого величия храма, когда его колокол весил 206 пудов! Доставили его в Ыб на барже по реке Сысола. Но в храм привезли только на святки. Для этого местные жители соорудили огромные сани и сами впряглись в них.
Заходим в церковь.
– В храме у нас три престола, – продолжает Галина Мальцева. – Во имя святителя Николая Чудотворца, Илии Пророка и в честь Вознесения Христова. Одна из храмовых святынь – старинная икона святителя Николая. Уже в наши дни прихожане стали замечать чудесное благоухание, исходящее от нее. Многие образа, хранящиеся здесь, были перенесены из разрушенных ныне часовен и храмов Ыба. На некоторых иконах видны следы пуль…
Трагедия на Литургии
– Тогда, в 1928 году, безбожники открыли стрельбу прямо в церкви – целились в пол, чтобы разогнать прихожан, а пули рикошетом летели в иконы. Советская власть наняла и убийцу, чтобы избавиться от священника. Имя сельчанина, стрелявшего в батюшку, известно, оно даже записано в синодике Вознесенского храма…
Выстрел прозвучал в храме во время богослужения. Истекающего кровью батюшку прихожане погрузили на лошадь и увезли в больницу Усть-Сысольска.
Раненого священника поместили в неотапливаемый морг, а в это время на улице стояли сорокаградусные морозы
– Но, видимо, врачам был дан приказ – не лечить служителя культа, и раненого священника поместили в неотапливаемый морг, а в это время на улице стояли сорокаградусные морозы, – передает рассказ старожилов села Галина Анатольевна.
Медленно и мучительно умирал батюшка Иоанн от потери крови и жуткого холода.
На следующий день тело покойного священника прихожане перевезли в Ыб.
– А как удалось установить уже в наши дни, где отца Иоанна похоронили? – интересуюсь у Галины Мальцевой.
– К настоятелю Вознесенского храма отцу Георгию Модянову приезжали потомки священников Головковых, с их слов и удалось установить место предположительного захоронения отца Иоанна в ограде Вознесенского храма.
По местам памяти
Кроме могилы батюшки Иоанна в Ыбе сохранилось немало мест, связанных с памятью о нем. Одно из них – здание бывшего земского начального училища (сейчас здесь Ыбский историко-краеведческий музей), где преподавал отец Иоанн.
Галина Анатольевна показала нам и место, где стоял дом, в котором проживала семья священника Иоанна Головкова. Учитель истории ыбской школы Марина Колегова и ее ученица Ирина Пикалева, готовя доклад об отце Иоанне ко Всероссийскому открытому исследовательскому конкурсу «Россия православная. Традиция и современность», выяснили, что отец Иоанн был женат на Елизавете Александровне Сабуровой. Она родилась 2 марта 1877 года в семье псаломщика. У отца Иоанна и матушки Елизаветы было семеро детей. Из всех детей, вероятно, выжили только трое, о чем свидетельствует и семейная фотография Головковых, сделанная в 1913 году. На ней отец Иоанн, его супруга, дети: Ольга, Мария, Нина. В 1913 году матушка умерла при родах. Через некоторое время отец Иоанн женился во второй раз на девице Афанасии, ранее бывшей в его семье прислугой. У них в 1927 году родилась дочь Валентина.
В годы советской власти дом отца Иоанна был конфискован. В покоях священника располагались сельская больница, затем – билетная касса, музей. Сейчас дома уже нет, он разобран.
Галина Анатольевна ведет нас в Митин грезд (грездом на коми языке называют небольшую деревню).
– Думали сначала, что деревня получила название от фамилии – Митины, но оказалось, что от слова «митинги», которые проводились здесь в советское время, – рассказывает она.
Именно в эту ыбскую деревню и переехал жить батюшка, когда его выгнали из родного дома. Сейчас на том месте стоит коми изба, в которой проживает семья правнука священника – Николая Калиниченко. Николай Викторович, видимо, к гостям привык, пригласил нас войти в дом, показал старинные иконы, оставшиеся еще от бабушки Валентины, дочери отца Иоанна, и от прабабушки – матушки Афанасии. С удовольствием показал и фото своих родных.
– А когда батюшку Иоанна выгнали и из этого помещения, он поселился в доме Александры Колеговой, который сохранился до наших дней, – продолжает свою экскурсию Галина Анатольевна. – Александра Архиповна рассказывала, что к батюшке целый день шли люди за советом и благословением.
Работа продолжается
Так получилось, что последний дом, в котором проживал батюшка незадолго до своей смерти, и стал конечной остановкой нашего путешествия по старинному селу Коми Ыб. Но точку в расследовании истории Головковых – священнического рода из Архангельской области – ставить рано. В архивах удалось обнаружить сведения еще об одном иерее этой известной фамилии – отце Константине Головкове (племяннике батюшки Иоанна), служившем в рядах Белой армии и бесследно исчезнувшем в 1937 году. Так что наша работа по восстановлению судеб священников Головковых продолжается.
Очень надеемся на продолжение расследования, так как существуют источники, в которых есть много интересных фактов по происхождению родословия священнослужителей Головковых.
Спасибо.
Относительно канонизации о. Иоанна: батюшка вступил в повторный брак после смерти супруги, пусть даже с благословения епископа-обновленца, таковой лишается сана по канону РПЦ. Значит и канонизация под большим вопросом.
http://forum.vgd.ru/12/48664
Если возможно, дайте, пожалуйста, ответ на это недоумение.
Спаси Господи!
Поставила 10 баллов и совершенно искренне говорю,что статьи Натальи Прокофьевой - это лучшее на Православии.ру, и я бы поставила 100 баллов. Передавайте многоуважаемому автору поклон и пожелания здоровья,духовной радости и мира.