Можно ли верить снам?

Часть 2

    

Можно ли верить снам? Часть 1.

Продолжим наш разговор относительно сновидений.

«Бесы, – учит авва Евагрий, – иногда измышляют сновидения, порождаемые тщеславием, и низводят душу в трясину помыслов. Например, часто кто-нибудь видит себя во сне... либо исцеляющим телесные недуги, либо достойно носящим облачение пастыря и пасущим свое небольшое словесное стадо». Бесам свойственно предсказывать то, что не относится к душеспасительному и вечному. Суть этих мнимых предсказаний в том, чтобы христианина постигло искушение (1 Кор. 10, 13). В таком состоянии легче спровоцировать соблазн и наше падение. Когда это не удается, демоны всячески злобствуют.

Вера в сны усиливает состояние самообольщения, убеждает человека в его правоте, часто делает невозможным его духовное исцеление. Между верой в сны и прелестью существует тесная связь. Вот один из примеров, описанный святителем Игнатием Брянчаниновым в его «Аскетических опытах»: «...в Площанской пустыни (Орловской епархии) жил старец, находившийся в прелести. Он отсек себе кисть руки, полагая исполнить этим евангельскую заповедь, и рассказывал всякому, что его кисть сделалась святыми мощами и с честью хранится в Московском Симонове монастыре. Он, старец, находясь в пятистах верстах от Симонова монастыря, чувствует, когда Симоновский архимандрит с братией прикладываются к руке. Со старцем делалось содрогание, причем он начинал очень громко шипеть. Он признавал это явление плодом молитвы, но всем такое извращение виделось достойным лишь сожаления и смеха. Дети, жившие в монастыре по сиротству, забавлялись этим явлением и копировали старца, который приходил в гнев, кидался на детей и трепал их за волосы. Никто из почтенных иноков обители не мог уверить прельщенного, что он находится в бедственном состоянии».

Преподобный Иоанн Лествичник, продолжая мысль аввы Евагрия, говорит, что «бесы тщеславия – пророки во снах». Далее «Лествица» открывает нам механизм многих так называемых «вещих снов»: «будучи пронырливыми, они (бесы) заключают о будущем из обстоятельств и возвещают нам оное… Кто верит бесу, для тех он часто бывает пророком; а кто презирает, перед теми всегда оказывается лжецом». Важное замечание – исполнение «вещих снов» и сновидений напрямую зависит от веры в них!

Интерес представляет и случай, произошедший с президентом Соединенных Штатов Америки Авраамом Линкольном, которому во сне пришло пророчество о собственной смерти. Ровно за десять дней до смерти ему приснился гроб под государственным флагом, стоявший посреди зала в Белом доме. Это были похороны президента страны. Занимателен тот факт, что многие величайшие ученые и деятели искусства видели вещие сны и находили в них вдохновение для совершения научных открытий и творчества. Сразу же можно вспомнить случай, когда Дмитрию Ивановичу Менделееву удалось увидеть во сне таблицу химических элементов. Можно вспомнить и другие величайшие примеры: писателю Данте приснился сюжет его знаменитой «Божественной комедии», а математик Тьюринг во сне увидел схему и создал на ее основе первый компьютер... Данные примеры порождают многочисленные вопросы по теме нашей беседы. Кто же все-таки творцы подобных снов? Как правильно вести себя человеку, увидевшему такое сновидение, которое реально осуществилось в жизни?

Давайте разбираться, опираясь на святоотеческий опыт.

Если человек малодушно вверяет свою волю этим знакам, принимая их за истинные, то тем самым он загоняет себя в ловушку, ибо падшие духи приложат все свои силы и возможности, дабы воплотить эти сновидения в действие. Главная цель демонских искушений – овладеть нашим сознанием, привлечь внимание людей к их внушениям, и самое главное – заставить человека поверить в эту диавольскую ложь. Обрабатывая таким образом христианина с помощью греховных помыслов, бесы более и более овладевают волей человека, поворачивая ее в сторону зла.

Главная цель демонских искушений – заставить человека поверить в эту диавольскую ложь

Еще одно свойство бесов, согласно преподобный Иоанну Лествичнику, – их вездесущность: «Как духи, они видят случившееся в воздушном пространстве, и, заметив, например, что кто-нибудь умирает, они предсказывают это легковерным через сновидение. Бесы о будущем ничего не знают по предвидению; но известно, что и врачи могут нам предсказывать смерть».

Наверное, одним из первых преподобный Евагрий Понтийский указывает отличительные свойства бесовских и ангельских сновидений. Бесовские сны приводят сердце в смятение и тревогу. Иногда последствия от подобных искушений бывают очень страшные. Могут даже возникнуть мысли убить других людей, и такие помыслы приходят как через внушения, так и во время прелестных видений, в том числе и во время сна. Одна многодетная мама рассказывала мне о таких ужасных помыслах, когда кормила своих маленьких деток, а в руке у нее в тот момент был большой острый нож.

Преподобный Иоанн Лествичник добавляет свои важные наблюдения, помогающие христианину разобраться в увиденном во сне: «Бесы многократно преобразуются в Ангелов света и образ мучеников и представляют нам в сновидении, будто мы к ним приходим; а когда пробуждаемся, то исполняют нас радостью и возношением». Здесь преподобный Иоанн Лествичник указывает на известное изречение святого апостола Павла (см. 2 Кор. 11, 14). Самым страшным моментом в этой духовной борьбе будет посрамление такого прельщенного христианина, когда он совершит поклонение демонам, думая, что воздает его Богу. Обычным следствием подобного поступка является умопомешательство, глубокая неисцельная прелесть, а иногда и самоубийство. В таких случаях демоны полностью овладевают душой человека, которая отдается попущением Божиим в их власть за страшные ошибки духовной жизни. Требуются годы страданий и молитвы святых людей, чтобы исцелиться от такого страшного духовного недуга. У таких несчастных людей бог века сего ослепляет умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа (2 Кор. 4, 4). Апостол Павел, исполненный духовной мудрости и сострадания к людям, говорил о диавольских кознях, что нам не безызвестны его умыслы (2 Кор. 2, 11). Но боюсь, – восклицает апостол, – чтобы, как змей хитростью своей прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе (2 Кор. 11, 3).

Как важно услышать эти предостережения великих мужей о кознях диавола и беспечности человека. Апостол Павел указывает главную причину падения подвижника – уклонение от простоты во Христе. Такая простота – то же самое, что смирение, которое оберегает от всевозможных искушений и ошибок. Христианин должен постоянно повторять слова апостола Павла: Я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова… ибо когда я немощен, тогда силен (2 Кор. 12, 9-10).

Бог только смиренным дает благодать (Иак. 4, 6), лишая ее гордых и надменных сердцем. Подвижник без благодати как рыба, вынутая из воды. Его состояние в духовном смысле смертельно опасное. Он уязвим для каждого греховного помысла и бесовского внушения. Само сопротивление искушению в нем ничтожно слабо и бесплодно, ибо совершается без помощи Божией.

Призывая нас к внутренней бдительности, «Лествица» дает важное наставление: «Если станем покоряться бесам в сновидениях, то и во время бодрствования они будут ругаться над нами». В подтверждение этих слов приведем пример из «Патерика», когда вера снам погубила подвижника.

«На горе Синайской жил старец-затворник, великий молитвенник и подвижник. Многие верили, что он угодник Божий, и никто не думал, что он погибнет. К несчастью, именно это с ним и случилось, ибо старец безрассудно верил снам. Диавол, узнав эту немощь, сначала стал являть ему сны, которые на самом деле сбывались, а затем уже и такие, которые изобретены были его диавольским коварством для погибели людей. Однажды во сне он представил старцу будущую жизнь и в ней всех христиан и мучеников во тьме и посрамлении, а иудеев – озаряемых светом и исполненных радости. Бедный монах, проснувшись, нисколько не рассуждая, тотчас оставил Синайскую гору, ушел в Палестину, там принял жидовскую веру и обрезание, женился, сделался врагом христиан и, наконец, не раскаявшись, заживо был съеден червями и умер лютой смертью».

В отличие от демонских сновидений, «Ангелы, – согласно “Лествице”, – показывают нам вечные муки и Страшный Суд...» Вместо радости и возношения, что, по мысли преподобного Иоанна Лествичника, является знаком бесовской прелести, ангелы «пробудившихся исполняют страха и сетования». Кроме названных признаков, «Лествица» указывает еще один, по которому определяется демонское сновидение: «если оно приводит в отчаяние», ибо «согрешить – дело человеческое, – говорит преподобный Нил Синайский, – а отчаиваться – дело сатанинское».

Духовное рассуждение зарождается в человеке, когда он не имеет к снам никакой веры. Такого «Лествица» называет любомудрым, а «кто верит снам, тот вовсе не искусен».

Духовное рассуждение зарождается в человеке, когда он не имеет к снам никакой веры

Наш современник, афонский старец Паисий Святогорец говорил, что не надо предавать значение снам. По его мнению, можно впасть в прелесть, если начать верить не только плохим, но и хорошим сновидениям. «Девяносто пять процентов снов – ложь, – учил афонский подвижник, – поэтому святые отцы говорят, что на сны не надо обращать внимания. Снов, приходящих от Бога, бывает очень мало, но для того, чтобы истолковать даже их, нужно иметь душевную чистоту и другие необходимые качества – подобно пророку Даниилу и праведному Иосифу, которые имели благодать от Бога».

В духовном поучении, посвященном праведному Иосифу Прекрасному, святитель Игнатий Брянчанинов, обобщая святоотеческий опыт, говорит, что во всех явлениях из мира духовного нужно проявлять «благоразумную холодность и спасительную осторожность». Действительно, бывают сновидения от Бога, чему служат примером и доказательством сны Иосифа, но «состояние видящего сны и видения опасно, очень близко к самообольщению». «Зрение нашего падения и искупления, – делает вывод святитель Игнатий, – вот нужнейшее видение».

В заключение следует сказать, что в новозаветное время сны и их роль в открытии Промысла Божьего людям существенно меняется. В Новом Завете, в отличие от Ветхого, сновидения как средства откровения воли Божией теряют свое первостепенное значение. Если Бог использует сновидения, то исключительно в целях предупреждения об опасности или угрозе; одним словом, в редких случаях. Дух Божий теперь говорит и действует через Церковь, открывая людям Истину и помогая воплощать Ее в повседневной жизни.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Можно ли верить снам? Можно ли верить снам?
Протоиерей Андрей Овчинников
Можно ли верить снам? Можно ли верить снам?
Протоиерей Андрей Овчинников
Правильная религиозная жизнь – это всегда тонкое соприкосновение с духовным миром. На христианина и его внутренний мир влияют не только добрые ангелы, но и падшие злые духи.
Стоит ли верить сновидениям? Стоит ли верить сновидениям?
Ответы пастырей
Стоит ли верить сновидениям? Надо ли верить сновидениям?
Ответы пастырей
В Священном Писании и в житиях святых часто рассказывается, как Бог через сновидения открывает Свою волю. Вот и каждый из нас без труда припомнит, как ему или его близким приснился «пророческий» сон. Как относиться к таким явлениям?
Православное отношение к сну и сновидениям. Часть 1 Православное отношение к сну и сновидениям. Часть 1
Юрий Максимов
Святые отцы давали конкретные советы о том, как надлежит каждый день готовиться ко сну, чтобы во время его не получить вреда. Преподобный Антоний Великий советует: «Когда склоняешься на свое ложе, с благодарением вспоминай благодеяния и промысл Божий. Тогда сон тела будет для тебя трезвением души, смежение очей твоих – истинным видением Бога, и молчание твое, будучи преисполнено чувством блага, от всей души и силы воздаст восходящую горе сердечную славу Богу всяческих».
Комментарии
Александра 21 декабря 2020, 12:27
В годы ВОв было много вещих снов, предупреждающих об опасности: перейти в др.окоп и т.п. Люди видели и судьбы родных. Являлись святые. Например, свт. Николай ветерану Решетникову сказал,что тот выживет в концлагере. Прокомментируйте, пожалуйста.
Владимир17 мая 2017, 20:15
Уважаемый О.Андрей! Огромное спасибо за предоставление нам четкого определения слова "сон". Очевидно, что 99% снов и сновидений приходит из воздушного мира, которые приносят нам всякие разные мысли и эмоции. Если впечатления от сна не уходят, обязательно помолиться и сон забудится. Если приснился сон, как результат сделанного или планируемого к действию чего-то нехорошего, тоже помолиться и поблагодарить Бога за все, и более этого нехорошего не делать. Спаси Господи!
Светлана 9 мая 2017, 21:54
Спасение для православного во всех трудностях земной жизни - молитва. Она - основа во всех искушениях. Второе, а вернее вместе с ней - неразрывная связь с наставником духовным. Такой вывод для себя я вынесла из этой статьи о. Андрея. Спасибо, Вам.
Сергий 6 мая 2017, 01:10
Если 95%снов - это ложь, что делать с 5% снов, которые вещие и как отличить одни от других???
Ирина 5 мая 2017, 13:09
Христос Воскресе! Большое спасибо, отец Андрей, за вашу статью и ваше пастырское попечение о душах наших! Тема сновидения-очень серьезная. И очень много, много людей от увиденного во сне приходят в Церковь Бога Живаго. И только христианство дает правильное понимание, точнее правильный образ мыслей. Эта статья очень хорошо напоминает, "верящий снам, верит бесам" и "Бог гордым противится, смиренным дает благодать".
гость 5 мая 2017, 09:58
Из житий святых отцов, патериков мы читаем, что никто из них не верил снам, ни в первый раз когда снились, ни во второй раз, случалось что и после третьего раза также, из опасения быть обманутыми.
И кто я, грешный чтоб мне снилось что-либо эдакое?
Лучше помолясь, сходить на исповедь, открыть помыслы батюшке, чтоб через него Господь вразумил.
Иоанна_ 4 мая 2017, 19:00
"Ничего сверхъестественного", Григорий, в работе холодильника или трактора (и то ещё под вопросом). А что касается человека, то здесь всё сверхъестественно, то есть "сверх естества", то есть за пределами законов материального мира. Разве соединение в одном духа, души и тела не сверхъестественно? Наука продвинулась вперёд в изучении ТЕЛА, а что касается души и духа, то здесь как раньше, так и теперь почти ничего неизвестно. Через сны мы понимаем, что душа живёт своей таинственной жизнью, о которой мы можем только догадываться. И только Евангелие и святые отцы для нас - путеводная нить в этом тёмном лабиринте.
Сергей 4 мая 2017, 18:24
Фразой
"Кто верит бесу, для тех он часто бывает пророком; а кто презирает, перед теми всегда оказывается лжецом"
все сказано и нечего больше добавить, потому что весь смысл статьи заключен, как мне кажется, в этом.
Наталия Корнеева 4 мая 2017, 10:07
Слава Богу за вразумление. Да, бесы умеют подкрадываться. Вот не обращала я внимание на сны давно, пока некоторые не стали сбываться. И так потихоньку мысли в этих снах стали застревать. И к комментариям выше добавлю, что пусть хоть какие святые снятся - не надо обращать внимания, а то вон сколько нас "хороших", что с нами такие личности через сны общаются.
Григорий 4 мая 2017, 09:07
Сновидения - это результат деятельности человеческого мозга во время сна. Ничего сверхъестественного. Просто "активизируются" участки мозга, отвечающие, например, за воображение или восприятие каких-либо образов, память и т. д. Другие участки в это время "отдыхают". Бог так устроил. Причём сновидения характерны и для животных. Что касается святоотеческого опыта, он важен. Но нужно всегда делать ссылку на то, что святые отцы жили сотни лет назад, когда научная картина окружающего мира была иной. Люди зачастую приписывали непонятное потусторонним силам. Редкие случаи вмешательства Бога в процессы сна - это особое исключение и Его Воля, которую мы можем лишь благоговейно принимать, не более.
Виктория 4 мая 2017, 07:43
Большое спасибо за статью отцу Андрею! Мне кажется она, как и ее начало, напечатанное некоторые время назад, касается темы актуальное почти для кпждого и разрешает многие сомнения. Один раз в жизни я сталкивалась с подобными обстоятельствами, слава Богу большого значения сну не предала, хотя после него можно было бы поверить, что сбываются приметы самым роковым и печальным образом. Теперь понимаю, откуда источник таких предсказаний.
Мне кажется самая главная мысль в этой статье - слова апостола Павла по поводу простоты во Христе и силы в немощи. Из этого и надо исходить.
раба Божия Ирина 3 мая 2017, 19:02
Мощи Папа Римский привозит в Россию.. И недавно был разговор с одним монахом на эту тему. И была мысль:"Что может привезти самый главный еретик? Идти или не идти?" И потом вслух сказала:"Святитель Николай даст знать: идти или не идти?"
Поговорили и слова и тема забылась... А вчера сон приснился внезапно, которого реально никто и не знал. Не буду сон в деталях пересказывать. Но приснился Святитель Николай и дал знать (!) , что надо идти.
Так что Вы мне не говорите больше:"Верить или не верить снам?" Все от Бога: как дар или как попущение. И все зло ( еретик Папа) Господь оборачивает во благо ( мощи Свят.Николая прибывают в Россию). Слава Богу за все!
Алла 3 мая 2017, 17:58
Игнатий Брянчанинов - не единственный святой нашей Церкви. И его мнение не является истинной последней инстанции.
Константин 3 мая 2017, 15:45
Непонятно про одежды пастыря. То есть если человек хочет служить Богу в иерейском сане, ему благословил духовник, ему говорят прихожане храма что он должен быть священником, он размышляет об этом перед сном например, и вдруг в подсознании ему приснилось что его рукоположили в будущем, то это сон от диавола или что? Отец Андрей, объясните пожалуйста. Ведь неразумно считать желание священнодействовать- плохим делом или делом, внушаемым диаволом. Ведь так?
Валентина 3 мая 2017, 15:10
Христос Воскресе! Благословите. Дорогой отец Андрей, благодарю Вас за Ваше пастырское попечение о мне, 66-летней грешной и неразумной; за Вашу боязнь, чтобы я не сбилась с пути истинного познания Бога и не впала в прелесть. Хотя мне не понятно даже само название Ваших двух статей: "Можно ли верить снам?", ибо глагол "верить", согласно первым Заповедям Божиим и Символу Веры принадлежность Бога. Мiр тоже пугает нас снами. А Наука Веры Православной не так, она учит народ Божий искушения и снов преодолевать молитвой, подавая Сорокоусты и участвуя в Таинствах Церкви. Кстати, душам умиротворенным сны не сняться, как и архим.Клеопе (Илие) "О снах и видениях" из Вашей 1-й статьи от 24.04.2017г.. ВВ!
Ирина 3 мая 2017, 14:55
Я всё-таки не поняла про Линкольна и Менделеева. Чем были вызваны их пророческие сны. Уважаемая аудитория, разъясните, пожалуйста! Спасибо!
Ольга 3 мая 2017, 14:48
Спасибо большое, отец Андрей, за напоминание о том, что снам не надо придавать никакого значения! Полностью согласна! подборка святоотеческих мыслей очень ярко это показывает! всем Божией помощи!
3 мая 2017, 09:42
спаси Господи за статью каждый раз читая такие статьи понимаю насколько это бывает полезно для моей души.
3 мая 2017, 09:18
Да,неожиданно опасное занятие-доверие сновидениями...хорошо мне ничего не снится! А после статьи отца Андрея,не просто хорошо,а слава Тебе Господи,слава Тебе!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×