Еще раз о цели жизни

Давайте поговорим о жизни. У вас есть для этого интересные собеседники? Если нет, не переживайте, у меня таковых тоже мало. Попробуйте, только осторожно, спросить своих знакомых и родственников: зачем человек живет на этой земле? Какова цель нашей жизни и в чем ее смысл? В ответ тишина или легкое недоумение. Спросите об этом людей пожилых и повидавших жизнь. И их ответы редко глубоки и рассудительны. Печально видеть старика, не умудренного духовным опытом и не познавшего мудрости жизни. Люди стали заметно мельчать душой – все больше и больше; это замечено многими. О высоком и важном размышляют все меньше, а о земном и материальном – почти все и всегда.

    

Для меня жизнь без цели – как песня без баяна или еда без соли. Не хочу быть бревном, которое тупо плывет по реке жизни, не зная куда. Не хочу жить в стаде и быть человеком толпы. Лучше буду аборигеном, «дитем природы», но с живой совестью и со свободой выбора. Одним словом, личностью, не утратившей окончательно образ и подобие Божие. Глядя по сторонам, смотря, как живет большинство, соглашаюсь со словами философа Сенеки: «Есть люди, которые живут без всякой цели, проходят в мире, точно былинка в реке: они не идут, их несет».

Помните историю про двух лягушек, которые попали в кувшин с молоком? Одна сразу отказалась бороться и потому пошла на дно; другая стала цепляться за жизнь и усиленно работать лапками. В результате молоко загустело, и лягушка выпрыгнула из кувшина. Осталась жива, потому что поставила себе цель и ради нее хорошо побарахталась. Так и человеку, по мысли О. де Бальзака, «чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти». Требуется труд и усилие, от которых рождается движение и происходит рост личности. Самое главное – не делать остановок. «Если ты направился к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели», – писал в своих дневниках Ф.М. Достоевский. На то они и собаки, чтобы лаять; наше дело – идти вперед. Мудрыми людьми замечено, что человек вырастает по мере того, как растут его цели. Для больших целей требуются немалые усилия. Но ведь и встречный ветер на море тоже нужен; он, правда, не прибавляет скорости, зато добавляет ума.

«Жизнь скучна без нравственной цели, не стоит жить, чтобы только питаться, это знает и работник – стало быть, надо для жизни нравственное занятие», – точно подметил Ф.М. Достоевский. Отсутствие «нравственного занятия» не есть ли причина тяжелых душевных состояний многих людей? Почему нашу жизнь все больше заполняют уныние и депрессии, синдромы усталости и выгорания. Сильно настораживает, что подобные проблемы часто касаются священнослужителей и монашествующих. Знакомый врач-психиатр рассказывала, что среди ее пациентов есть батюшки и матушки, которые употребляют антидепрессанты и обращаются к ней за помощью. Казалось бы, им, служителям Церкви, в первую очередь нужно «гореть духом» и зажигать других. Но это в теории, а в жизни все посложнее. Непросто проходит и наша семейная жизни, в том числе и у многодетных. Часто слышится ропот на жизнь, приходят помыслы сойти с креста. Только куда? Ведь с креста, как известно, не сходят, с него снимают... Где ответы на подобные вопросы про нашу сложную жизнь?

Мне в свое время помогла разобраться в моих жизненных поисках знаменитая беседа преподобного Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым о цели христианской жизни. В ней – краткое обобщение мыслей святых отцов о смысле жизни и простота изложения для читателя. Кажущаяся простота беседы обманчива: поучения произносит один из величайших святых Русской Церкви, а слушателем является будущий подвижник веры, исцеленный по молитве Серафима от неизлечимой болезни.

    

Беседа произошла почти 200 лет назад, в 1831 году. Сам Н.А. Мотовилов говорил, что его с 12-летнего возраста «неотступно тревожила мысль о цели и смысле христианской жизни». «Я обращался ко многим из духовных лиц с этим вопросом, но ответы меня не удовлетворяли». «А некоторые даже негодовали на вас за то, что вы заняты не богоугодным любопытством, и говорили вам: высших себя не ищи», – открывая мысли Мотовилова, отвечал ему старец Серафим. Хорошо знакомая нам картина. Вот перед нами молодой человек на пороге самостоятельной жизни. Впереди годы трудов и ответственных решений, желание прожить правильно и боязнь непоправимой ошибки. Нужна помощь и мудрый совет близких людей. А вместо этого он постоянно слышит: «Ну что ты постоянно такой задумчивый? Все размышляешь о жизни...Тебе что, больше всех надо? Живи как все... Интересуешься жизнью? Не надо». А интересоваться все-таки надо, тем более молодым и думающим, несмотря ни на что. Даже тогда, когда особенно трудно, когда нет поддержки и понимания твоего поиска среди самых близких людей. В таком случае надо вспомнить Христа – Его тоже называли вышедшим из себя (см. Мк.3,21), то есть сумасшедшим. И это говорили Его родственники.

Но давайте вернемся к названной беседе.

Итак, из нее видно, что даже 200 лет назад, даже духовные особы, даже мальчику-подростку не могли помочь с ответом. Но Мотовилов не сдавался и в конце концов повстречался с самим преподобным Серафимом. Как говорится, кто ищет, тот всегда найдет. Ведь это прямая Евангельская заповедь – пребывать в поиске самого главного в жизни. Далее говорится о различии средств и целей христианской жизни. Здесь нам важно разобраться с этими базовыми понятиями. Неправильное понимание этого – причина многих ошибок нашей жизни, а также тех тяжелых душевных состояний, о которых было сказано выше. Итак, Мотовилову говорили: «ходи в церковь, молись Богу, твори заповеди Божии, твори добро – вот тебе и цель жизни христианской». А вот преподобный Серафим с этим ответом не соглашался: «…они не так говорили, как бы следовало… Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее». Итак, внешний подвиг христианина – всего лишь средство, но никак не цель. Чтобы было более понятно отличие первого от второго приведем слова И. Гете: «Принимая средства за цель, люди разочаровываются в себе и других, в силу чего из всей их деятельности ничего не выходит или выходит обратное тому, к чему они стремились». Как часто эти слова исполняются в нашей жизни. Ходит человек в храм, постится, читает книги, встречается с духовниками, посещает святые места... А воз, как говорится, и ныне там. Почти ничего во внутренней жизни не меняется; синдром «бабы Яги» практически не изжит. Отсюда – разочарование в начатой жизни и уныние в душе, обида на всех, что не оценили, часто ощущение своей ненужности и полное одиночество. Как заполнить душевную пустоту, человек не знает. Даже в Церкви его этому не научили. Проще всего принять таблеточку «гормона хорошего настроения» типа серотонина или воспользоваться подручными антидепрессантами – ТВ, интернетом, рюмочкой алкоголя с сытной едой и крепким сном. Только легче на душе от этого не будет, и через какое-то время невеселое состояние снова вернется... Вот такая печальная картина. Что же делать?

Нужно стремиться совершать каждое доброе дело в духе Евангелия, как бы пред лицом Христа, максимально уменьшая в нем «греховную примесь»

Читаем беседу дальше и находим ответ в словах преподобного Серафима Саровского: «Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжении Духа Святого Божьего». Значит, главное не внешние труды, а внутреннее состояние души человека. Что там? Пустота или присутствие Духа Божия? А далее – важное замечание: «Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа». Вот, оказывается, к чему нужно стремиться. Совершать каждое доброе дело в духе Евангелия, как бы пред лицом Христа, максимально уменьшая в нем «греховную примесь». Простить обидчика не только на словах, а по Евангелию, то есть от сердца (см. Мф. 18,35), а дальше стараться про него говорить и думать только хорошее и как можно чаще поминать его в своих молитвах. К поданной милостыне присоединить сострадание и душевное участие в судьбе человека: «может, еще чем-то Вам помочь?» Любое дело совершать в глубокой тайне, вдали от людских взоров, часто против своей воли... Здесь допустима изрядная доля юродства и чудачества. Прочитаем известный евангельский стих с конца: поступайте с людьми так, как бы вы хотели, чтобы они поступали с вами (Мф. 7, 12). Оттачивайте качество добродетелей по отношению к ближним, постоянно в этом совершенствуясь... Делай другим как для себя – и возрадуешься, и найдешь покой для души твоей. Одним словом, мы должны учиться делать по-настоящему Добрые Дела, с самой большой буквы. Большинство из нас только-только начинают осваивать эту науку доброделания. Запомним, что Богу нужна только чистая жертва, и за нее Он в долгу не останется. Ему важнее качество добродетелей, а не их количество. В духовной жизни актуально правило – лучше меньше, да лучше.

В завершении уточним слово «стяжание». Оно не очень понятно. На это преподобный Серафим отвечал: «Стяжание все равно что приобретение... например, денег, или получение почестей, отличий и других наград... Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный, вечный... приобретайте благодать Духа Святого и всеми Христа ради добродетелями... торгуйте духовно теми, которые больший прибыток дают».

Нам указан путь и задана программа – скопить в своей душе вечный капитал, найти сокровище, стяжать благодать Святого Духа. Это очень важно. Просто по-другому и жить нельзя. Душа без благодати, что тело без воды и воздуха. Душа без благодати тоскует и мучается, человеку плохо и одиноко. Не спешите бежать к психологу и принимать антидепрессанты. Душе поможет не это. А что же? Одно маленькое, но подлинно доброе дело во имя Христа. А еще постоянное видение цели и смысла жизни. Окончим нашу беседу замечательными словами английского классика-христианина Ч. Диккенса: «Пусть никто ни на шаг не сойдет с честного пути под тем благовидным предлогом, что это оправдывается благородной целью. Любой прекрасной цели можно добиться честными средствами. А если нельзя, то эта цель плоха».

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Есть ли предназначенные к погибели? Есть ли предназначенные к погибели?
Учение о предопределении в трудах свт. Феофана
Есть ли предназначенные к погибели? Есть ли предназначенные к погибели?
Учение о предопределении в трудах святителя Феофана Затворника
Андрей Солодков, Виталий Юдин
Свт. Феофан Затворник о заблуждениях Кальвина, Лютера и блж. Августина, говоривших о предопределении к аду и раю.
Широка заповедь Твоя зело Широка заповедь Твоя зело
Свящ. Сергий Бегиян
Широка заповедь Твоя зело Широка заповедь Твоя зело
Священник Сергий Бегиян
Проблемы начинаются тогда, когда мы не можем выделить главное и начинаем всякой второстепенной вещи придавать абсолютное значение. В реальной жизни это значит вот что: надо делать так, и только так – и ни в коем случае по-другому, а несогласные с нами – враги нам.
Вкусите и видите, яко благ Господь! Вкусите и видите, яко благ Господь!
Георгий Фечору
Человек, верящий в себя самого и мир, уповает на удовольствия и комфорт и когда видит, что это здание, построенное им на песке, рушится, чувствует себя погибающим. Но не может отчаиваться тот, кто верит в воскресение.
Комментарии
иеромонах Алексей13 июня 2017, 01:12
С благодарностью за свежий и ясный взгляд на "вечный" вопрос нашей жизни, дорогой о.Андрей. Остро ощущаю на себе девальвацию целей и "фарисейское" усиление задач. У монашествующих это бич, проказа на избранном пути. Простые и согретые любовью советы Преподобного восстанавливают силы и окрыляют дух. Он учил искать радость в радости других, потому и говорил встречным:"Радость моя!" Он в своём знаменитом молитвенном правиле давал понять, что не в многословии обретается Дух Святый, а в искренности и усердии. Он понимал стяжание, как реальную, повседневную и творческую работу, не сравнимую ни с одной из профессий и призваний, где "Талант" от Бога обнаруживается у каждого. С любовью, и. Алексей.
Светлана22 мая 2017, 20:33
Сложный вопрос. Все поколения живущих задают его. И ответ точный не находится. Как всегда, о. Андрей дает повод к размышлению. Цель жизни - привести себя, душу свою к тому, кто тебе ее дал. К Создателю и Творцу с приумножением талантов. Ответ для нас, православных христиан, в Евангелие. Исполняй и не мудрствуй. Каждый на своем месте. С благодарностью за все. С молитвой. И достигнешь цели по милости Божией. Спасибо.
22 мая 2017, 02:32
Слава Богу за все!
Вспомнился Марк Подвижник, последнее правило из 200 глав о духовном законе

Всегда делай доброе по силе своей, и когда предстоит случай сделать большее, не обращайся к меньшему; ибо обративыйся вспять, говорит Господь, несть управлен в Царствие Божие (Лук. 9, 62).

И еще слова апостола Павла: "Я верю Богу".
Владимир20 мая 2017, 10:24
Христос Воскресе! О.Андрей, огромное спасибо за статью! Исполнение таких земных задач, как: следование заповедям, любовь к ближним, участие в таинствах, необходимо для достижения цели нашей земной жизни - обретения Духа Святого - благодати Божией. Низкий поклон Вам.
Ирина19 мая 2017, 13:07
Спасибо, отец Андрей за статью и что печётесь о душах наших! Статья очень хорошо открывает, что есть средства и есть цель христианской и человеческой жизни "стяжание благодати Святого Духа". И когда душа ее ощутит, почувствует - радуется и веселится, оживает и оживляется. О, как же, это хочется донести всем, и ближним (детям)и дальним, чтобы не блуждали и не ходили кривыми путями, а шли прямо, к единственной христианской и человеческой цели, ко Христу. Да дарует Господь всем просящим и уповающим на Него терпения и смирения нести свой крест.
Сергей18 мая 2017, 22:11
Как ни странно, но в советское время вопросы смысла жизни были актуальными. Это понятие было не абстрактным, а реально волновало умы людей, хоть и не всех. Другое дело, что смысл виделся не в Боге. Но что спрашивается лучше - терзаться и стремиться найти цель, пытаться найти путь, или вообще об этом не думать, хотя средства для этого доступны и открыты. Великое благо - наличие горячего внутреннего желания найти смысл жизни, уверен, что если желание истинно, оно приведет к правильному пути рано или поздно. У каждого своя дорога.
Александр18 мая 2017, 21:27
"Зачем человек живет на этой земле? Какова цель нашей жизни и в чем ее смысл?"
На мой взгляд два разных вопроса . Если с ответом на второй вопрос все более или менее ясно, то с первым все обстоит гораздо сложнее. Зачем Господь создал человека ? ... тупик.
"Бог сотворил нас, людей, по образу и по подобию Своему, - дал нам разум, свободную волю и бессмертную душу, для того, чтобы познавая Бога и уподобляясь Ему, мы становились все лучше и добрее, совершенствовались, и наследовали вечную блаженную жизнь с Богом."
Ивините, а ответа я так и не нахожу. ДЛЯ ЧЕГО ГОСПОДЬ СОЗДАЛ ЧЕЛОВЕКА ? Ведь это первичная составляющая самого Главного вопроса- "Зачем человек живет на этой земле?"
Ирина18 мая 2017, 16:25
«Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжении Духа Святого Божьего». «Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские … служат необходимыми средствами для достижения ее» (преподобный Серафим Саровский).
Освещаемые действием благодати Святого Духа, святые великомученики, мученики, исповедники, совершали великие нечеловеческие подвиги, терпели все страшные пытки и смертельные истязания, за проповедь Господа нашего Иисуса Христа, славословили и благодарили Господа, оставаясь непреклонными.
Спасибо, отец Андрей, за статью и за ваше неусыпное попечение о нас!
Ирина 17 мая 2017, 11:08
Спасибо за эти слова. Сохранила статью и буду перечитывать. Я тяжело и долго приходила к Богу, хотя Господь зримо показывал свои чудеса, а вот когда уверовала всем сердцем, то испугалась себя. Кажется, чего уж проще, не грешить, по возможности помогать людям, а оказалось это так трудно, почти невозможно. Цель высока и далека, а трудиться надо каждый день что бы иметь надежду достигнуть этой цели.
Спаси нас Господи и помоги в земном пути.
Наталия17 мая 2017, 00:13
Большое спасибо, замечательная статья!
Елена Богданова16 мая 2017, 15:23
Замечательная и очень полезная статья. Главное - достигнуть смирения: с Богом, с ближними и с самим собой. Ради этого стоит жить, собирая маленькие частицы добродетели. Жить с Богом в душе - благостно и тепло, все время ощущаешь помощь в тяжкой мирской жизни и накапливаешь свой капитал, как пишет отец Андрей. Иногда так получается, но нужен неустанный контроль над собой, чтобы враги не расхитили. Спаси Бог за помощь духовную, отец Андрей!
Михаил16 мая 2017, 15:13
"а о земном и материальном – почти все и всегда" - я не назвал бы это "размышлением"
"Осталась жива, потому что поставила себе цель и ради нее хорошо побарахталась" - не очень удачный факт в поддержку "иметь цель в жизне"
«Если ты направился к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели», – писал в своих дневниках Ф.М. Достоевский" - если я познал и чувствую образ Бога и он заполняет всю мою душу, не оставляя места, чтобы оно было заполнено, обращёнными на себя мною явления "земной жизни" а
РБ Игорь16 мая 2017, 14:52
По-моему, уважаемый автор написал все верно и правильно. Говоря косноязычно и скомкано итог прочитанного мне кажется таким:
1.Господь по милости своей явил нас из небытия.
2.За всю свою земную жизнь мы должны научиться ЛЮБИТЬ (ближнего, врагов ...), кто на сколько способен. Для чего пришёл Господь? Показать, как этому надо учиться, учиться всю нашу маленькую жизнь на земле.
3.И только имея сокровище, такое как ЛЮБОВЬ(размеры сокровища могут быть разные)мы можем от части надеяться, что не войдем в резонанс с той едино верной являющейся смыслом существования всего, все покрывающей ЛЮБВИ в жизни вечной.
В противном случае находиться нам будет там невыносимо.
Марина16 мая 2017, 14:49
Очень интересная тема! Действительно, с амвона не так часто услышишь о цели христианской жизни, больше говорится или о событии праздника или о нашей худости, но если бы уста проповедника нам «давали Бога», рассказывали какой наш Господь, «как много Он нас любит» (по словам преп. Силуана Афонского), вдохновляя тем самым подражать в любви Своему Отцу и Творцу, не опасаясь тех страданий, которые не избежны на этом пути, то спасение от греха и смерти стало бы единственной целью на всяких день жизни. Потому что стремление к Жизни и «желание жить» есть природа души человека. И автор показывает истинный Путь к этой Жизни. Большое Вам спасибо, дорогой отец Андрей!
Сергей16 мая 2017, 13:48
Куда уходит жар и горение неофита? Расскажу о себе - в измену. Как хочется идти за Христом и исполнять все Его заповеди! Но... Маленькие, а потом и не маленькие, "компромиссы" с миром. Я думаю, многим знакома горечь человеческой (супружеской или дружеской) измены. Но тут мы явно видим событие. А в духовной жизни мы не замечаем этих многочисленных измен, а результат нами воспринимается, как взявшийся неизвестно откуда. Отсюда тоска, депрессия, выгорание. На самом деле это страх встречи души с её Истинным Женихом. Вот приползём мы изблудившиеся и изолгавшиеся, а Он с любовью на нас посмотрит. Своего стыда мы боимся. Не сами ли запросим себе наказания, не выдержав Его любви и прощения?
Вячеслав16 мая 2017, 13:38
Спасибо отец Андрей,дай Бог!
Николай16 мая 2017, 12:50
Христос Воскресе!
Блуждать во вселенной наша участь земная,вехи нет никакой ,нам не ведома наша дорога земная.
заурядный грешник16 мая 2017, 09:14
Всё так Господи!
Всё верные и узнаваемые по моим собственным переживаниям слова батюшка вы говорите.
Но как они порой проходят мимо цели, когда борют бесовские искушения, да теплохладность с маловерием. Всем братьям и сёстрам Божьей помощи в несении ежедневного креста!
Алексей16 мая 2017, 08:44
"У человека есть одна цель, одна задача, одно предназначение - это в смерти блаженной и искупительной обрести Духа Святого".
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×