23 мая — день памяти блаженного старца Афанасия (Митилинеоса), который был призван в жизнь вечную в 2006 году, в возрасте 79 лет. В 2017 году исполняется 90 лет со дня его рождения.
Старец был настоятелем монастыря Успения Пресвятой Богородицы и святого Димитрия, в прибережном регионе Стомио, в 50 км от города Ларисы. Он обладал даром духовного рассуждения и, по свидетельствам его духовных чад, пророческим даром. Тысячи людей стекались к нему, чтобы услышать его проповедь. Старца очень почитают в Греции и на Святой горе Афон. Сегодня мы хотим поделиться с вами одним наставлением блаженного старца.
О непрестанной памяти Божией
Память о Боге — это именно та добродетель, которая удерживала Иосифа от греха, когда он, совсем ещё молодой и одинокий, оказался в Египте — стране, известной своей безнравственностью и идолопоклонством (Быт. 39, 1—20).
Что же такое память Божия? Это то, о чем святитель Григорий Богослов сказал: «Помнить Бога важнее, чем дышать». Поскольку мы, пока живы, не перестаем дышать — мы также должны постоянно хранить память о Боге.
Вы спросите: как же это возможно? В реальном мире мы должны ежедневно работать, ходить в школу, учиться, постоянно решать множество различных задач: разговаривать, слушать, двигаться, водить машину и уделять внимание всем членам нашей семьи. Как мы можем при этом ещё и непрестанно помнить о Боге?
Дело в том, что память о Боге должна храниться очень глубоко, в самых глубинах нашей души — в нашем подсознании. Это совсем не означает, что мы должны постоянно читать и говорить о Боге. Мы можем заниматься нашими повседневными делами, не теряя ощущения Его присутствия.
Мы делаем подобное и в других сферах нашей жизни. Предположим, ваш отец спит в одной из комнат дома, и вы должны быть осторожны, чтобы не разбудить его. Тогда вы обнаружите, что перешли на шепот, разговаривая с родными или друзьями. Вам не нужно напоминать себе каждую секунду, что ваш отец спит, просто вы храните память об этом в глубине души.
Другой пример. Предположим, вы спите на верхней двухъярусной кровати в лагере. Если в обычной вашей кровати вы беспечно крутитесь и переворачиваетесь с боку на бок, здесь вы ведете себя осторожно. Что-то внутри вас бодрствует. Даже несмотря на то, что ваше тело спит, вы помните в вашем подсознании, что лежите на высоком месте и не можете двигаться свободно. Именно эта память удерживает вас от падения с высоты.
Точно так же память о Боге не является чем-то, о чем следует навязчиво думать. Это чувство, которое постоянно хранится в душе. Однако этому хранению нужно учиться.
Да, друзья мои, этому нужно учиться — постоянно хранить память Божию. Это чрезвычайно важно: чувствовать, что Господь всегда находится рядом с вами, следит за вами, следует за вами, защищает вас, готов помочь вам в любую минуту. Это воспоминание о Боге становится щитом, защитой и крепостью для верующего. Это защищает верующего от всякого вреда, от идолопоклонства и греха.
Когда Иосиф был искушаем, когда его соблазняли самым провокационным способом, он защитил себя памятью о присутствии Вездесущего Бога. Он сказал: «Как я могу совершить это злодеяние в присутствии моего Бога?». Так Иосиф был спасен от тяжкого греха, сохранив память о Боге в повседневной жизни.
Напротив, когда мы забываем о Боге, — это очень серьезный грех. Он берет начало от одной из семи смертельно опасных страстей. Эта страсть — духовная лень. Лень порождает забывчивость и невежество. Забвение о Боге может стать причиной многих, многих греховных проступков, в то время как постоянная память о Боге служит духовным компасом для путешествия в рай. Память Божия увеличивает наше благочестие, нашу духовность и любовь ко Господу.
Человек, чье сердце полно памятью о Боге, освобождается от культа вещей
Если мы будем хранить память о Боге, то научимся ценить окружающий нас мир и ежедневно радоваться. Когда увидим прекрасный цветок — сразу подумаем: «Какую прекрасную лилию создал Бог!». Когда выдастся чудесная погода, и мы залюбуемся лазурно-голубым небом и тихо падающими снежинками, — прославим премудрость Творца, создавшего эту красоту.
Кроме того, память о Боге развивает в нас желание зреть лицо Бога (Откр. 22, 4) и переносит наши желания с земного на небесное. Мы перестаем привязываться к земным вещам, ко всему тленному. Материализм — это бедный и безжизненный заменитель, который люди начинают ценить по причине отсутствия общения с Богом, и это болезнь, которая охватила подавляющее большинство современных цивилизаций и культур.
Но человек, чье сердце полно памятью о Боге, освобождается от культа вещей. Такой человек перестает испытывать потребность в побрякушках и земных наслаждениях. Его тело находится на земле, но его разум заботится о возвращении потерянного рая. Человек, стяжавший память о Боге, не попадает в современные ловушки комфорта, вещей и технологий.
Что еще более важно, память о Боге в наши дни становится противоядием от эпидемии одиночества, отчуждения и изоляции среди толпы. Атеизм несет ответственность за широко распространенные сейчас психоэмоциональные заболевания. Я могу свидетельствовать: если бы у меня не было памяти о Боге, если бы я не знал Его — моя жизнь стала бы совершенно бессмысленной. Смысл моей жизни рождается от памяти о Боге.
Смысл моей жизни рождается от памяти о Боге
Если мы не верим в Царство Божие, то на что надеяться? Без этой блаженной надежды (Тит. 2, 13), подобно святому Павлу, я задаю себе вопрос: что такое жизнь? Почему мы существуем? Может быть, мы все — просто пыль на ветру, как говорится в песне? Одиночество и изоляция — это великая чума, зараза экзистенциализма и нигилизма, сравнивающих жизнь человека с жизнью капли дождя, которая попадает в огромный океан вечности и исчезает навсегда. Несомненно, отсутствие веры и памяти о Боге — одна из основных причин депрессии, уныния, злоупотребления наркотиками и алкоголем, попыток самоубийства и многих других бед.
Если мы научимся хранить память о Боге — мы почувствуем любовь и заботу нашего всемогущего Небесного Отца, Источника надежды, радости и блаженства.
Имея память о Боге, мы также чувствуем Промысл Божий в нашей жизни. В трудные времена, когда дела идут не так, как надо, и выглядят мрачно, мы можем выстоять, подумав: «Разве Бог умер? Нет, Бог всегда рядом! Так почему мы часто поступаем так, словно Он умер?». Если бы люди знали, как помогает эта мысль в минуту отчаяния!
Бог — наш непогрешимый проводник в жизни
Я поделюсь с вами одной историей. Одна молодая женщина и ей пятилетний сын потеряли мужа и отца семейства. Несколько недель женщина плакала и постоянно повторяла: «Что мы будем делать?». Она была полна отчаяния. В какой-то момент мальчик повернулся к ней и спросил: «Мама, а Бог тоже умер? Папа умер, но умер ли Бог?». И тогда мать внезапно опомнилась, пришла в себя и нашла в себе силы жить дальше. Итак, память о Боге укрепляет нашу веру в Его Промысл и в Его руководство. Бог — наш непогрешимый проводник в жизни.
Наконец, память о Боге наполняет нас истинной духовной радостью, радостью не этого мира. Давид пишет: Вспомнил я Бога — и возвеселился (Пс. 76, 3). Святой апостол Павел среди плодов Святого Духа одним из первых называет радость. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22). Радость — это дар Бога Его чадам, которые молятся Ему. И эта радость не имеет никакого отношения к кратким земным наслаждениям и быстро проходящим удовольствиям от приобретения новой машины, новых часов или даже новой должности или нового диплома.
Это другая радость — радость Святого Духа, которая сопровождает всех, кто неустанно помнит Бога. Давайте молиться о том, чтобы все мы, молодые и старые, могли радоваться той неиссякаемой радостью, которую рождает память о Боге.
И всех, кто помнит Бога, — Бог также помнит, как и не признает тех, кто прожил жизнь без памяти о Нем. Страшно быть христианином, но не вспоминать о Боге и услышать от Христа в конце времен: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Лк. 13, 27). В Деяниях апостолов мы читаем, как ангел сказал Корнилию: Услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом (Деян. 10, 31). Итак, Корнилий ежедневно вспоминал о Боге в своих молитвах, и поэтому Бог также помнил о нем. Он послал апостола Петра крестить Корнилия и его семью и сделал их членами Его Церкви!