На территории Дальних пещер Киево-Печерской Лавры – старинное монастырское кладбище. Здесь покоятся лаврские подвижники разных эпох: архимандриты, игумены и простые монахи, а также выдающиеся киевляне минувших веков: губернаторы и генералы, защитники Отечества. Между двумя надгробиями героев Отечественной войны 1812 года – генералов Паисия Кайсарова (1783–1844) и Афанасия Красовского (1781–1843), – напротив храма Рождества Богородицы нашел упокоение 121-й митрополит Киевский Владимир (Сабодан), 22 года возглавлявший Украинскую Православную Церковь.
Здесь ежедневно братией Лавры и учащимися духовных школ служатся заупокойные литии, среди молящихся узнаю многих из духовенства и мирян, кто знал Предстоятеля, учился у него, получал духовные советы, с благодарностью принимал слова утешения и любви.
Автору этих строк довелось хорошо знать приснопамятного владыку, общаться с ним. И сейчас я часто прихожу к его могиле, испрашиваю благословение на труды и всякое жизненное начинание. Эти краткие записки посвящены памяти митрополита Владимира.
«Я верил, что в Лавре снова засияют лампады»
С самого прибытия в Киев 20 июня 1992 года в качестве Предстоятеля Украинской Православной Церкви и до последних дней земного существования владыка проживал, трудился, молился в Киево-Печерской Лавре. Митрополит Владимир любил эту древнюю обитель, где мощами почивает более 150 угодников Божиих, «монашеского жития на Руси первоучители и наставницы». Еще до закрытия Лавры Хрущевым в марте 1961 года он часто приезжал сюда, будучи учащимся Одесской духовной семинарии, затем – студентом Санкт-Петербургской академии. И после принятия священнического сана в 1962 году, и в последующие годы архиерейского служения за границей этот третий удел Пресвятой Богородицы оставался его возлюбленным местом паломничества.
При каждой киевской поездке прямо с железнодорожного вокзала или из аэропорта он первым делом спешил к угодникам Киево-Печерским, 27 лет пребывавшим в атеистическом плену. «Я пристраивался к какой-нибудь группе экскурсантов, гид которой, как правило, вещал что-то о религиозных предрассудках, – делился воспоминаниями владыка. – Тихонько прикладывался к мощам преподобных и всегда молился о том, чтобы нашу великую святыню вернули Церкви. Доживу ли до этого времени или нет, думал я, но верил, что в Лавре вновь засияют лампады и монашеская братия вернется сюда. И еще думалось мне во время посещения пещер: если бы произошло чудо и Господь допустил меня, грешного, хотя бы раз в жизни отслужить здесь Божественную литургию…»
Конечно же, не ведал тогда молодой паломник, что Господь благословит ему не только служить Литургии в возрожденной обители, но и жить в ней до конца дней своих, быть ее священноархимандритом. На протяжении многих лет митрополит часто служил ранние Литургии священническим чином в одном из подземных пещерных храмов. Прикладываясь к мощам преподобных, останавливался, молясь у раки своего тезоименитого предшественника священномученика Владимира (Богоявленского) – митрополита Киевского, первого русского архиерея, принявшего смерть за Христа, – у стен Лавры в январе 1918 года.
По вечерам, когда иссякал поток посетителей и завершался рабочий день, владыка выходил на вечернюю прогулку. Идя вдоль лаврских стен, любил заходить на лаврское кладбище, а иногда спускался по склонам в сторону Днепра к подножию обители, к источникам преподобных Антония и Феодосия. По пути останавливался у цветников: его любимыми были полевые цветы и розы. У 49-го корпуса, где он проживал в келье мансарды более 10 лет, и сейчас цветут кусты вьющихся красных роз, за которыми любил сам ухаживать. Блаженнейший с юности писал стихи, один из которых посвятил полевой ромашке. Стих был положен на музыку и стал народным шлягером. Лаврский садовник Александр вспоминает, как митрополит часто интересовался садовыми премудростями. Может, поэтому сегодня на территории Лавры такое изобилие роз удивительной красоты.
«Я еду к людям, которые меня ждут»
Ночью вооруженные боевики, десантировавшись через лаврскую стену, выбили входные двери, обрезали телефонную связь
В июне 1992 года в Лавре было неспокойно. Накануне приезда митрополита в Киев было совершено нападение на 49-й корпус, где предполагалось разместить резиденцию нового Предстоятеля. Бывшая митрополия на Пушкинской, 36, как и кафедральный Владимирский собор, были захвачены раскольником Филаретом. Ночью вооруженные боевики УНА-УНСО (ныне партия «Правый сектор»), десантировавшись через пятиметровую лаврскую стену, выбили входные двери корпуса, обрезали телефонную связь, изолировали наместника Лавры архимандрита Питирима (Старинского; ныне митрополит Николаевский и Очаковский), объявив ему, что Лавра переходит в распоряжение Филарета. Лаврской братии удалось вызвать милицию, сообщить о нападении. В обитель прибыло подразделение ОМОН, которому удалось нейтрализовать и разоружить захватчиков, доставить их в РОВД Печерского района. Как выяснилось позже, по неизвестной команде «сверху» боевики были отпущены. Уголовное дело не было открыто.
На подъезде к Киеву в вагон Предстоятеля Украинской Церкви вошли люди «в штатском»…
Избрание митрополита Владимира на Харьковском Соборе в мае 1992 года, его приезд в Киев, запрещение в служении бывшего митрополита Филарета, а затем и лишение его сана не входили в планы властей предержащих новообразованного государства Украина. Первый президент – бывший идеологический работник Компартии, член Политбюро УССР – и его соратники видели в Православной Церкви Украины новый политический инструмент и управляемое электоральное поле. Даже в Верховной Раде было объявлено (вопреки Конституции и всяким правовым нормам), что Харьковский Собор «является незаконным» и УПЦ должна подчиняться Филарету. Неслучайно на протяжении нескольких последующих лет каноническая Церковь на Украине пребывала в полной информационной блокаде. Предстоятель долгое время оставался в числе «непринимаемых» в администрации президента, пока многочисленные крестные ходы к правительственным зданиям Киева с требованиями остановить произвол раскольников и прекратить дискриминацию, а более всего – признание УПЦ всеми православными Церквями мира не заставили власти изменить отношение к канонической Церкви. Это уже потом украинские президенты и другие политические лидеры стремились попасть на прием в Лавру к митрополиту Владимиру, имевшему международный авторитет и мировую известность, заручиться его поддержкой и благословением. Блаженнейший не делил людей по их политическим взглядам, рангам, должностям, национальности. Все для него были чадами Божиими, всех он призывал к миру и взаимоуважению, всячески обличал ересь этнофилетизма и национального превосходства. Выходец из западноукраинского села, несший служение на Украине, в России, на Ближнем Востоке и в Западной Европе, он оставался патриотом Украины, любившим одинаково все народы во Христе Иисусе. И эта пастырская мудрость помогала ему сохранять единство Церкви, несмотря на все политические разделения и потрясения.
А тогда, 20 июня 1992 года, на перроне Киевского вокзала, в оцеплении милицейских кордонов, собрались тысячи православных, встречавших митрополита Владимира. Иерарху было известно о ночном налете на Лавру, о политической напряженности в Киеве в связи с его приездом.
На подъезде к городу в вагон поезда вошли люди «в штатском» и предложили митрополиту «во избежание нарушений правопорядка» пересесть в Дарнице в автотранспорт и, минуя вокзал, приехать в Лавру. Митрополит отказался, ответив: «Я еду к людям, которые меня ждут…» Когда поезд остановился у первого перрона, паства встретила его цветами и пасхальным песнопением. Каждый из встречавших радовался тому, что Украинская Церковь преодолела навязываемый раскол и искусственное разъединение с Русской Православной Церковью и всем православным миром. Первыми словами владыки Владимира были: «Я вернулся на родную землю Украины, чтобы служить Богу и украинскому народу».
Село на берегу Южного Буга – любимое место на земле
Спешит мать в обитель узнать, будет ли сын священником, – и слышит женский голос: «Утешься: уже священник»
Будущий митрополит родился 23 ноября 1935 года в селе Марковцы Хмельницкой области в благочестивой верующей семье Маркиана и Феодосии Сабодан. Он был младшим четвертым ребенком и наречен при крещении Виктором. Из своего детства митрополит Владимир вынес наилучшие воспоминания о живописной природе родного края.
Родительский дом находился на краю села, за садом открывалась удивительная панорама на Южный Буг. Приезжая сюда уже в преклонном возрасте, владыка любил приходить в старый сад и подолгу стоять, опершись на деревянную жердь изгороди, смотреть на вечернюю гладь реки. На противоположном берегу расположен Головчинецкий женский монастырь в честь Преображения Господня. Здесь крестили будущего святителя, его мать Феодосия Ивановна молилась и хранила надежду, что ее младший Виктор станет священником. И однажды, когда он уже учился в Одесской семинарии, ей приснился сон, будто спешит она в обитель с желанием узнать, будет ли он священником. И женский голос ей ответил: «Утешься: уже священник».
Служение
Виктор Сабодан был рукоположен во иереи 15 июня 1962 года митрополитом Херсонским и Одесским Борисом (Виком; † 1965), а в августе того же года принял монашество с именем Владимира, Крестителя Руси. Рассказывали его однокурсники, что в Одессе Виктор встречался с девушкой, с которой намеревался соединить свою жизнь, но невеста неожиданно заболела и скоропостижно умерла. Блаженнейший обходил эту жизненную страницу молчанием. Вообще по природе своей он был немногословен, всегда сосредоточен и спокоен. Никогда не повышал голос, но если принимал решение, не менял его. Любил пошутить, рассказать что-нибудь из далекого прошлого. Например, как в Женеве учился варить украинский борщ, чтоб угостить высокопоставленных гостей. Будучи ректором Московских школ, на Рождество вместе со студентами пел колядки, неизменно интересовался личной жизнью учащихся, их семейным и материальным положением. Двери его кабинета всегда были открыты. Как-то прогуливаясь вечером перед сном, он увидел, как через забор перелезает опоздавший отпускник. Тот приземлился прямо под ноги ректору. «Что, опоздал, братец?» – участливо спросил студента ректор. «Опоздал, владыка, только инспектору не говорите…» – услышал в ответ.
За девять лет ректорства, рассказывал митрополит, он рукоположил для украинских приходов более 500 священников, а для всей Церкви – более 1500.
Блаженнейший был блестящим богословом, писателем и журналистом. Автору этих строк запомнилось: когда готовился очередной номер «Церковной православной газеты», митрополит с ручкой вычитывал все публикации, вносил правки, давал рекомендации и сам подбирал статьи. Как-то передал стихи одной пожилой женщины, жившей за границей, со словами: «Опубликуйте. Эта раба Божия прекрасно пишет. Живет в Париже и никогда не была в России, совсем старенькая…»
Блаженнейший вел обширнейшую переписку, в числе его адресатов были выдающиеся люди – зарубежные иерархи, члены королевских семей – и простые крестьяне.
Владыка рассказывал, что в отрочестве, прислуживая в алтаре батюшке, он жил мечтой непременно стать сельским священником, трудиться на земле, а в часы отдохновений удить рыбу. Рыбалку он любил с детства, как и хождение за грибами. Господь судил иначе. Уже через четыре года после рукоположения иеромонаха Владимира назначили заместителем начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме.
А вскоре 31-летнего архимандрита возвели в сан епископа Звенигородского, викария Московской епархии. Хиротонию возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен – будущий патриарх. Молодого епископа направили в Женеву представителем РПЦ при Всемирном Совете Церквей. Здесь он познакомился с крупнейшими христианскими богословами и церковными деятелями. Там же состоялись незабываемые встречи с представителями русской послереволюционной эмиграции.
Следующие пять лет прошли на Черниговской и Сумской кафедрах Украины, затем – девять лет ректорства в Московских духовных школах и почти десятилетие – на древней Ростовской кафедре. Параллельно владыка исполнял обязанности Патриаршего экзарха Западной Европы.
Перед избранием митрополитом Киевским и всея Украины владыка нес послушание управляющего делами Московской Патриархии, с 1987 года он – постоянный член Священного Синода РПЦ.
Это лишь хронологические вехи жизненного пути архиерея, умещающиеся в несколько абзацев текста. Но за ними – исполненная огромных трудов, испытаний, молитв благодатная жизнь последователя Христова. Уже на Киевской кафедре в 1993 году владыка запишет в своем дневнике: «Моя награда будет в том, чтобы обо мне могли когда-нибудь сказать, как жители Самарии о женщине, беседовавшей с Христом: “Уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос” (Ин. 4: 42)».
***
5 июля на монастырском кладбище боголюбивая паства будет молиться о своем иерархе. И с фотографии на мраморном кресте тот будет взирать на свое стадо, за которое он многие годы полагал жизнь. И эпитафия на кресте – слова святителя Иоанна Златоуста, которые митрополит любил повторять, – как бы резюмирует всю его яркую христианскую жизнь: «Слава Богу за всё».