Христианин – потребитель или служитель?

Мы живем в обществе потребления, и свое потребительское сознание часто привносим в Церковь. Как правило, мы этого совсем не замечаем.

Например, храмовое богослужение. Минимум раз в неделю мы приходим в храм на праздничную службу. Мы не задумываемся о том, что церковь кто-то убрал перед богослужением, что там кто-то читает и поет, кто-то испек просфоры и принес хорошее вино для Литургии, кто-то помогает священнику в алтаре, кто-то дежурит за свещным столиком; после же общественной молитвы кто-то почистит подсвечники и вымоет пол. Богослужение имеет не только духовную, невидимую сторону, но и земную, видимую. Служба в храме может состояться только при усилии определенной группы людей. Но мы об этом, как правило, не размышляем. А если бы и задумались, то сказали бы, наверное: «Мое дело – прийти, их дело – меня обслужить». И мы приходим, молимся, исповедуемся, причащаемся, слушаем проповедь и идем домой. Приходим, берем, потребляем, уходим. И многие христиане вообще никогда не думают о том, что Бог призывает и нас служить в Церкви, а не быть лишь потребителями духовных услуг.

Всякий христианин имеет в себе какой-то талант, обязующий человека занять свое место в иерархии церковных послушаний

Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией (1 Пет 4,10), – пишет апостол Петр. Дары Духа, которые мы получаем в таинствах, соответствуют определенным служениям в Церкви. Всякий христианин имеет в себе какой-то талант, обязующий человека занять свое место в иерархии церковных послушаний, – стать действительным, а не пассивным членом тела Христова. Бездарных людей в Церкви не бывает. Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова (Еф 4,7). Дар Духа необходимо почувствовать в себе, определить и понять его, и реализовать в том или ином церковном служении.

Об этом у нас очень мало проповедуется, и многие христиане совсем не мыслят в данном направлении и не ставят себе подобных целей. Потому и приходы наши так редко становятся общинами, потому не развивается миссионерское служение мирян, потому наши люди так часто уходят в секты – из-за пассивного сознания рядового православного. Кстати, кто у нас называется православным? Тот, кто ходит в храм и причащается. Вопрос о служении христианина, как правило, даже и не ставится. Человек изначально устраивается в Церкви как потребитель. И, увы, такое состояние пасомых иногда вполне устраивает и самих пастырей.

Что может и должен делать в Церкви мирянин? Служить согласно своему дару. Кроме включенности в литургическую молитву, существует бесчисленное количество вариантов участия в жизни общины, – от мытья полов в храме до катехизаторской деятельности. И вовсе не обязательно служение должно ограничиваться храмом. Есть очень важная работа в православных организациях, на пространствах интернета, в церковных СМИ, на миссионерском поприще. Важно понимать, что мы все участвует в созидании тела Христова (см. Еф 4,12), по слову апостола: все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви (Еф 4,16).

Мирянин-служитель созревает на приходе с правильно организованной общинной жизнью

Как пробуждается активность мирян? Конечно же, нужны конференции, круглые столы, статьи, книги, проповеди на эту тему. Но все же главным образом мирянин-служитель созревает на приходе с правильно организованной общинной жизнью.

Мне посчастливилось быть свидетелем подобной работы, проделанной известным священником, писателем и проповедником Андреем Ткачевым в его киевском храме. На приходе все перезнакомились, общались не только в храме, но и вне его; знали нужды друг друга и помогали кто чем мог. Настоятель узнавал о талантах и умениях прихожан и пытался задействовать людей в приходской работе соответственно их дарованиям. Трое приходских священников были рукоположены из числа наших же пономарей. У нас появились приходские врачи, юристы, музыканты, математики, психологи – прихожане, которые являлись специалистами в данных сферах и имели желание безвозмездно помочь всякому, нуждающемуся в их таланте. Постоянно проводились разные лекции, встречи, беседы. Было интересно, и хотелось самому стать активным, что-то делать в Церкви для других людей. В проповедях отец Андрей постоянно мотивировал людей к служению и саморазвитию. В такой общине оставаться пассивным «юзером» было невозможно.

Практика показывает, что если людям сказать, зажечь их, увлечь, объяснить идею христианского служения – они с радостью откликнутся, ибо у нашего народа есть генетически впитанная любовь к Богу, Церкви, храму. Им нужно только сказать и позвать за собой. Сказанное слово, подкрепляемое личным примером, родит и действие.

Многим и многим мирянам еще предстоит проснуться от духовной спячки, полюбить Церковь, и понять, что она – их дом. Дом, в котором надо трудиться, служа Богу и людям каждый тем даром, какой получил. А от духовенства мы ждем благословения, поощрения, заинтересованности в нашей активности, без подозрений в «модернизме» и «обновленчестве». Никакой модернизм нам не грозит, если мы все будем делать вместе.

Феномен Церкви апостол Павел выражал через образ тела, в котором все члены служат друг другу (см. Рим 12,5; 1 Кор 12,12-27). Церковь Христова есть единство любви, духовная семья, собранная не только для молитвы и вкушения небесной трапезы, но и для того, чтобы нам не быть одинокими в этом мире и идти к спасению вместе. Все христиане призваны к служению и братской взаимопомощи – прежде всего в границах церковной общины, а по возможности и за пределами ее. Бог дает нам сегодня все средства для осуществления этой задачи, и мы должны исполнить то, что Господь хочет от нас.

Сергей Комаров

14 июля 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Сергий18 июля 2017, 00:56
Думаю,священнослужители должны быть организаторами.Не сложно сказать после службы:у храма такие то нужды или просто:прочитайте объявление на входе.Помню шли в монастырь и один парень всю дорогу говорил поучения.Запомнил притчу.Мусульманин прочитал Евангелие и сказал:какая хорошая вера,стану я христианином.Приходит в храм,посмотрел на молящихся и говорит:вера то хорошая,но пойду ка я все же в мечеть...Порой видишь:подошёл человек к иконе,поцеловал и стоит,думает что делать,куда идти?А за ним очередь,желающих скорее приложиться к иконе до начала службы,а он и не замечает.В монастыре хорошо справляются семинаристы,направляя людей.С уборкой и пр.,разве не найдётся хоть 10% желающих?
Дмитрий17 июля 2017, 19:28
Как человек, имеющий счастье и возможность помогать храму, хотел бы добавить, что кроме желания,
времени и таланта надо обладать изрядной долей смирения и терпения (как наверное, и в любом добром
деле ?) Для семейных людей- свои искушения(типа "целыми днями в храме пропадаешь", хотя помог раз в месяц), для несемейных- свои. Поэтому по немощи и хочется иногда слово поддержки и утешения. И начинаешь понимать, что Господь дает возможность потрудиться не только для стен храма, но и над своей душой, т. к. без внутренней работы над собой и внешняя работа в храме становится невозможной.
Ксения17 июля 2017, 14:15
Слава Богу, что есть возможность в храме помочь, хотя не так часто как хотелось.
Elena Repina16 июля 2017, 22:34
Мое мнение - не правильно всю организацию требовать с батюшки. Должна быть инициатива и от прихожан. Понятно, что все мы разные- кто-то смел от природы, а кто-то скромен. Но в любом приходе всегда есть более опытные, и от них должна быть помощь священнику правильно направить деятельность каждого прихожанина. Причем должно это делаться не командным тоном, критикуя всех и вся подряд, а очень аккуратно. Если Враг свою искусительную деятельность ведет хитроумно и изощренно, то почему-то у нас в храмах практически ничего не делается для воцерквления. Подразумевается, что вновь прибывшие должны знать церковный этикет, как молиться, как устроена церковь, какое послушание ему выполнять и т.д.
р.Б. Сергий16 июля 2017, 18:29
Несу послушание алтарника в нашем храме. На мой взгляд, бОльшая часть правды в написанном автором есть.
К сожалению, опять -же на мой личный взгляд, часть прихожан воспринимает храм, как комбинат по оказанию духовных услуг,вроде я внес за требы, а вы обслужите меня на уровне, а то, что это обслуживание, в т.ч. и результат, трудящихся в храме во славу Божию или говоря иным языком-" на общественных началах", кому-то и в голову не приходит.Как и тот факт, что храм вынужден платить из своих невеликих средств за воду, электричество, отопление, как-то иным в голову не приходит.Поэтому и остаются после таких "прихожан" непогашенные лампады после службы, электролампочки, вода из кранов в сторожке.
Алёна Городецкая15 июля 2017, 19:40
Согласна с автором статьи. Действительно, каждый на своём приходе, должен научиться служить своему ближнему по мере своих сил и возможностей, как говориться вносить "свою лепту". По своему опыту скажу, искренние искренние от всего сердца труды на благо Церкви Христовой,никогда не остаются без вознаграждения и благословения Божьего. Трудитесь, во Славу Божью братья и сестры, и Господь не оставит вас Своею милостью!
Валерий Иванов-Волжанин15 июля 2017, 17:47
Не раз порывался быть полезным храму хоть чем-то, но не знал как. Специалист я не ахти какой. Но ведь мог бы быть полезен в простейших физических работах, не требующих квалификации. В притворе храма не лишним было бы, на мой взгляд, вешать объявления о нуждах храма, в помощи каких специалистов нуждается храм. Была такая идея: повесить в притворе ящик с двумя частями - открытой и закрытой: в одной, открытой, - пачка анкеток для заполнения прихожанами, в которой можно было бы вкратце рассказать о себе, задать вопросы, предложить какие-то свои услуги или рассказать о своих нуждах, изложить предложения. Над ящиком обращение с мотивирующим текстом, где изложить цель - объединение прихожан.
Людмила15 июля 2017, 16:58
До слёз... Помогай, Господи! На моей родине церковь выстояла в тяжёлые годы, всё время была действующим храмом. А теперь закрыта, ходить некому... Вымирают деревни.
ishimb insto.ru14 июля 2017, 21:49
Милые братья и сестры, да пожалейте вы бедного, маленького, затюканного человека, ведь часто в храм он вырывается, буквально прорывается через суету сует своей жизни. Ну пусть он в храме отдохнет, оттаит душой, согреется сначала слезами покаяния, а уж потом мытьем полов, окон и прополкой сорняков, аще в силах. Уж сорняков ему в жизни с лихвой хватает. Дайте ему тишину внутренней жизни и отдохновение дома у Господа! Он же и зовет: "Придите ко мне все труждающиеся и обремененные..."
А не так чтоб скорее швабру или метлу в руки, что само по себе есть полезно и приветствуется,но не это же главное.
Простите за эмоциии,сама хоть и пою в хоре, но всегда скорблю что мало делаю для храма.
Тамара14 июля 2017, 21:02
Спаси и сохрани всех,Господи.Да,нас всех надо привлекать к приходской работе и помощи по нашим профессиональным делам или просто личным...Батюшка,должен приход и приходскую жизнь организовывать!!!Вот и есть пример с кого брать!!!Батюшка Андрей и делал это еще в Киеве,на своем приходе.Помоги всем,Господи.
Ирина14 июля 2017, 17:39
"Сказанное слово, подкрепляемое личным примером, родит и действие". Каков поп, таков и приход.
Арина14 июля 2017, 15:13
Если раньше на каждой двери были объявления "требуется пекарь, слесарь, уборщица, инженер, преподаватель и т.д.", т.е. люди с их опытом, умением, знаниями, то теперь везде "требуются деньги, дайте денег", даже на приходах, даже в волонтерских организациях. Время и помощь не в цене, предлагаешь, не берут. Извините.
Михаил14 июля 2017, 15:12
"А от духовенства мы ждем благословения, поощрения, заинтересованности в нашей активности, без подозрений в «модернизме» и «обновленчестве». Никакой модернизм нам не грозит, если мы все будем делать вместе." - за руками и ногами:"всем сердцем, всей душою" - Господи помилуй-помоги!!!!!
Марина14 июля 2017, 13:37
А если бы каждый к своей жизни относился как к служению, хотя бы служению людям, то и работать бы научились качественно, и отношения старались бы выстраивать максимально хорошие, и не совершали бы глупых ошибок. Хочется пожелать всем читателям портала Православие.ру такого отношения к жизни: быть полезным человечеству.
Марина14 июля 2017, 13:35
И вот такие "юзеры" никогда никого не сделают счастливыми, никогда не изобретут самолет или автомобиль. Ничего не смогут. Потому что они ленивые потребители, которые умеют профессионально жаловаться на свою жизнь.
Марина14 июля 2017, 13:33
Меня всегда удивляли в нехорошем смысле этого слова люди, которые являются пассивными "юзерами": ходят на работу, делают вид, что работают, жалуются на маленькую зарплату, критикуют руководство/партию/и весь мир в целом, но ничего не хотят сделать сами. Очень много таких персонажей встречается среди парней и мужчин. Его спросишь: "А что ты из себя представляешь?". А он, ещё совсем ребёнок, который ничего не умеет и только начинает свой жизненный путь, отвечает, что умеет мыслить стратегически и хочет руководить. Вот тебе и приехали. Из колыбели в руководители. А что ты делать-то умеешь? Вопрос остается без ответа.
Лариса14 июля 2017, 11:09
Было бы полезно, если бы на исповеди священники почаще задавали такие вопросы. Кто ты - потребитель или служитель? В храме, в семье, для своих близких, коллег и т.п. А то ходит человек в храм, причащается даже, а дома или на работе - барин, да и только...
АлександрГ. 14 июля 2017, 09:42
А как интересно, в этот смысловой ряд встраивается "духом пламенейте Господу служите", ибо без всеобьемливающей любви и служения Господу невозможно служить ближнему. Но если мы немного задумаемся, мы поймем и другую вещь. Этот смысловой ряд и есть основа формирования целостного мировозрения, порождающий совершенно иное миропонимание действительности. Действительности, которой хочет от нас Бог. Действительности, по которой Он и будет нас оценивать.
АлександрГ. 14 июля 2017, 09:26
На деле, автор поднял один из фундаментальнейших вопросов устроения общества. Служить друг другу, тем даром, который дал тебе Бог, это и есть ОБЯЗАННОСТЬ каждого кто считает себя христианином.Вообще, само по себе понимание Служения Богу и обязанность реализовывать это служение, через служение людям, это и есть величайшие Христианские ценности. Ибо, работа на себя и для себя разьединяет и дробит общество, работа для ближних напротив объединяет. В этом есть элемент жертвенности. И из этого сплава рождается то, что мы называем единством. Но базируется это все на Любви к Богу,ибо без нее невозможно принести эту жертву любви и служения ближним.А об ОТВЕТСТВЕННОСТИ, мы узнаем из притчи о талантах.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×