Опытный духовник и насельник Сретенского монастыря рассказывает о том, что мешает некоторым верующим признать Николая II святым, связно ли отречение от царя с отречением русских от церкви, как массовое неверие мешает понять подвиг новомучеников и есть ли смысл в народном покаянии…
Русская революция, «красным колесом» прокатившаяся по судьбам миллионов семей, для большей части нашего народа по-прежнему остается безынтересным далеким событием, осмыслять которое недосуг. У СМИ желания по-настоящему разобраться в произошедшем сто лет назад тоже нет. Материалы о царе, Феврале и Октябре – часто поверхностные, а то и вовсе «желтые». И уж тем более мало кто говорит о новомучениках – как будто и не было расстрелянных священников, монахов и мирян, а если и были, то они никак с событиями 1917 года не связаны! Однако влияние современных массмедиа таково, что подчас даже верующие люди принимают за чистую монету лживые непроверенные факты и одиозные комментарии. Устав наблюдать за «плясками на крови» и пропитанными ненавистью дискуссиями в Интернете, я попросил отца Иова (Гумерова), много лет работавшего над канонизацией святых XX века, ответить на вопросы, которые «наболели» по этой теме лично у меня.
Об отношении к последнему Российскому императору
– Отец Иов, давайте начнем с вопроса о страстотерпце Николае II. Недавно я с удивлением обнаружил, что в православной среде многие негативно отзываются о последнем русском императоре. С чем можно связать такое отношение?
Царю Николаю Александровичу выпал особый крест – терпеть изощренную клевету
– Мировоззрение человека, его ценности, оценки и взгляды формируются в результате воспитания, образования и воздействия культурной и исторической среды. В течение 73 лет все сферы жизни нашего общества были тотально подчинены коммунистической идеологии. Сущность ее – воинствующий атеизм и насильственный передел исторически сформировавшегося уклада жизни, что повлекло радикальное разрушение традиций и обычаев. Чтобы внедрить эту идеологию в сознание людей, была переписана вся история. Наиболее густая ложь была вылита на ближайшее историческое прошлое, и прежде всего на царскую власть, которая была уничтожена путем переворота. Царю Николаю Александровичу выпал особый крест – годами терпеть изощренную и злонамеренную клевету. В ее распространении активно участвовали все, кто питал ненависть к Церкви, Православию и христианской государственности.
Внешняя свобода, появившаяся в самом начале 1990-х годов прошлого столетия, не освободила людей от груза извращенных исторических оценок и взглядов. Я хорошо помню это время. В сентябре 1989 года я стал преподавать в Московской духовной семинарии и академии. 23 сентября 1990 года началось мое священство. Мне приходилось общаться с прихожанами, преподавателями и студентами. Во время споров о прославлении в лике святых царя и его семьи я постоянно убеждался, что люди пользуются ложными стереотипами. Сами они с личностью царя не были знакомы на основе документов, объективных фактов и сохранившихся свидетельств.
Имеется немало свидетельств о благодатной помощи по молитвам к царственным мученикам
Нужно решительно сказать, что соборный разум Церкви определяет святость не только и не столько на основе суждений и оценок жизни и поступков прославляемого лица, но прежде всего – опираясь на объективные свидетельства, которые дает Господь Бог. Имеется немало свидетельств о чудесах и благодатной помощи по молитвам к царственным мученикам. Ко времени прославления царской семьи, которое состоялось в августе 2000 года, таких свидетельств о происходящих чудесах было много.
Мироточивая икона царя-страстотерпца
Хочу подробно рассказать об одном из чудес. В начале 1997 года художник Павел Николаевич Тихомиров написал икону царя-страстотерпца. С нее были сделаны цветные литографии. Обладателем одной из них стал московский врач-хирург Олег Иванович Бельченко. 6 сентября 1998 года он был на службе в соборе Сретенского монастыря и во время службы держал образ в полиэтиленовом пакете. От него начало исходить благоухание. Люди в храме стали оборачиваться и смотреть в его сторону. Когда после службы он достал икону из пакета, благоухание усилилось.
Образ находился в алтаре три недели. Все это время благоухание не прекращалось. В конце 1998 года он стал мироточить. Икона была поставлена в храме Вознесения Господня на Гороховом поле. В феврале 1999 года ее перенесли в храм святителя Николая Чудотворца в Пыжах, а затем ее начали переносить и в другие храмы Москвы. Сотни прихожан могли наблюдать истечение мира. Когда она находилась в храме Святой Живоначальной Троицы в Хохловском переулке, получил благодатное исцеление 87-летний участник Великой Отечественной войны, полковник в отставке Александр Михайлович Вытягов. К тому времени он уже 15 лет был слеп. Его подвели к настоятелю храма отцу Алексию Уминскому, которому он сказал: «Я верю, эта иконка меня исцелит». Отец Алексий ответил: «По вере вашей и дано будет». Затем накрыл его голову рушником, пропитанным миром. На следующее утро полковник, проснувшись, оглядел комнату и закричал: «Я вижу!». На его радостный крик прибежали домашние.
Чудотворная икона совершила путешествие по храмам и монастырям. До Архиерейского собора 2000 года она побывала более чем в 20 епархиях. Везде были засвидетельствованы многочисленные случаи ее мироточения. Происходили также исцеления, свидетельства о которых были собраны.
Чудо в Краснодаре
Приведу еще пример. В 2000 году настоятель храма Рождества Христова в Краснодаре, протоиерей Александр Игнатов, в иконной лавке Свято-Данилова монастыря приобрел для храма икону царской семьи. В 2002 году после воскресной Божественной литургии одна из церковнослужительниц заметила, что стекло иконы царских мучеников помутнело. Когда открыли киот, то увидели, что икона царских мучеников отпечаталась на внутренней стороне стекла киота вплоть до мельчайших деталей. Подобного рода чудеса хорошо известны православным людям. Сразу же вспоминается чудо, происшедшее в Киеве в Свято-Введенском мужском монастыре в 1993 году: на стекле киота с иконой Божией Матери «Призри на смирение» появился нерукотворный отпечаток. Образ на стекле помещен в отдельный киот. Совершаются чудеса исцелений.
Ученые подтвердили факт изображения на стекле, но объяснить его происхождение не смогли
Икона царственных мучеников, отразившаяся на стекле в Краснодаре, по благословению правящего митрополита Исидора была направлена в комиссию по описанию чудесных знамений при Московской патриархии. Около года она исследовалась в Москве, в Институте криминалистики Федеральной службы безопасности России, экспертно-криминалистическом центре Министерства внутренних дел России, лаборатории Института общей физики Академии наук России с применением современного оборудования и новейших методов. Ученые подтвердили факт изображения на стекле иконы, но объяснить его происхождение не смогли. На иконе и на стекле – разное вещество.
Отречение императора от престола
– Я заметил, что часто православные не могут простить Николаю Александровичу отречение, мол, на кого он Россию оставил? А некоторые уверены, что никакого отречения не было вовсе. На эти темы кипят споры в религиозных СМИ и социальных сетях. Не кажется ли вам, что мы опять наступаем на те же грабли, что и сто лет назад, – своими осуждениями снова отрекаемся от царя?
– Если мы обратимся к дошедшим до нас документам и воспоминаниям о событиях 2/15 марта 1917 г., то даже сейчас, по прошествии целого столетия, трудно не испытывать боль. Да, это трагедия. Подчиненные государю командующие фронтами, давшие присягу на верность, в ультимативной форме потребовали отречения царя от престола. Вот факты. 2 марта пришли телеграммы от командующих фронтами. Генералы Эверт А.Е. (Западный фронт), Брусилов А.А. (Юго-Западный фронт), Сахаров В.В. (Румынский фронт), командующий Балтийским флотом адмирал Непенин А.И. высказались за отречение. В середине дня генерал Рузский Н.В. вошёл к царю в сопровождении генералов Данилова Ю.Н. и Савича С.С., взяв с собой тексты телеграмм. Николай II попросил генералов высказаться; все они высказались за отречение. В этот же день государь Николай сделал запись в дневнике:
«Нужно мое отречение. Суть та, что во имя спасения России и удержания армии на фронте в спокойствии нужно решиться на этот шаг. Я согласился... В час ночи уехал из Пскова с тяжелым чувством пережитого. Кругом измена, и трусость и обман!»
О святых наиболее точно могут судить святые. Великий святитель Иоанн (Максимович) сказал:
«Что воздала Россия своему чистому сердцем, любящему ее более своей жизни государю? Она ответила ему клеветой. Он был высокой нравственности – стали говорить о его порочности. Он любил Россию – стали говорить об измене. Даже люди, близкие государю, повторяли эту клевету, пересказывали друг другу сплетни и разговоры. Под влиянием злого умысла одних, распущенности других слухи ширились, и начала охладевать любовь к царю. Потом стали говорить об опасности для России и обсуждать способы освобождения от этой несуществующей опасности, и во имя якобы спасения России стали говорить, что надо отстранить государя. Расчетливая злоба сделала свое дело: она отделила Россию от своего царя, и в страшную минуту во Пскове он остался один. Близких нет. Были преданные, но их не допустили. Страшная оставленность царя… Видя это и в надежде, что самоумаление успокоит и смирит разбушевавшиеся страсти народные, государь отрекается от престола».
Является ли отречение царя Николая Александровича от престола в пользу наследника препятствием к канонизации его именно как царя-страстотерпца? Нет. Из библейской истории мы знаем, что царь Давид, находясь в старческой немощи, еще при жизни поставил вместо себя царем сына Соломона, однако все равно он остался в истории святым царем Давидом: И сказал им царь: возьмите с собою слуг господина вашего и посадите Соломона, сына моего, на мула моего, и сведите его к Гиону, и да помажет его там Садок священник и Нафан пророк в царя над Израилем, и затрубите трубою и возгласите: да живет царь Соломон! Потом проводите его назад, и он придет и сядет на престоле моем; он будет царствовать вместо меня; ему завещал я быть вождем Израиля и Иуды (3 Цар.1, 33 – 35).
О связи между отречением от царя и отступлением от Православия
– Скажите, батюшка, а есть ли прямая связь между народным отречением от царя и отречением народа от Церкви, которое последовало совсем скоро после ареста Николая II, и потом – после расстрела в доме Ипатьева?
– Связь между отречением от царя и отступлением от Православия, веры и Церкви несомненна. Со святого равноапостольного Константина начинается христианская государственность. Преподобный Феодор Студит писал в 806 году императору Никифору:
«Бог даровал христианам эти два дара – священство и царское достоинство; ими врачуется, ими украшается земное, как на небе. Поэтому, если одно из них будет недостойно, то и все вместе с тем неизбежно подвергается опасности» (Послание 16-е).
При венчании на царство (коронации) православному царю торжественно вручаются символы его власти. Над ним также совершается таинство миропомазания, в котором государь получает дары Святого Духа. Поэтому цареубийство – не только тяжкое уголовное злодеяние, но и духовное преступление, которое, как правило, навлекает большие бедствия на страну. Тяжесть и продолжительность их зависит от отношения всего народа к этому преступлению, ибо можно быть причастным к этому тяжкому греху не только прямым участием, но и моральным соучастием. Последствия зависят и от того, на каких началах строится дальнейшая жизнь общества: на тех же духовно-нравственных принципах, по которым жил благочестивый христианский царь, или на тех, которые вводят в стране убийцы помазанника Божия? Святитель Иоанн (Максимович) так говорит о связи цареубийства с отступлением от веры и Церкви:
«Он был живым воплощением веры в Промысл Божий, действующий в судьбах царств и народов и направляющий верных Богу правителей на благие и полезные деяния. Посему он нетерпим был для врагов веры и для тех, кто стремится разум человеческий и силы человеческие поставить выше всего... Царь Николай II был слуга Божий по внутреннему своему миросозерцанию, по убеждениям, по своим действиям, и таким он был в глазах всего православного русского народа. Борьба против него тесно была соединена с борьбой против Бога и веры. По существу, он сделался мучеником, оставшись верным Царю царствующих, и принял смерть так, как принимали ее мученики».
Надо ли каяться в грехе цареубийства и крови новомучеников
– Некоторые христиане говорят, что русскому народу надо покаяться за убийство царя и кровь новомучеников. Должны ли мы, живущие в XXI веке, каяться за то, что было совершено нашими предками в веке прошлом? Ведь нашей прямой вины тут нет никакой, нас тогда еще даже на свете не было…
– Нам, пришедшим в этот мир после совершившегося преступления, надо точно определить, в чем именно мы должны приносить покаяние. Духовная жизнь имеет свои строгие законы. Нам есть в чем каяться. Покаяние должно начаться с принципиальной и нелицеприятной оценки каждым этого злодеяния. Мы должны покаяться и в том, что не все сделали, чтобы освободиться от той лжи и клеветы о царе и его семье, которую распространяли на протяжении многих десятилетий цареубийцы и их прямые преемники. Вина состоит и в том, что народ массовым неверием, неисправленной греховной жизнью и примиренностью со злом до сих пор живет теми же ценностями, какими жили цареубийцы.
Тяжелые грехи предков (цареубийство, отпадение от веры и Церкви, принятие богоборческой идеологии, разрушение вековых традиций и другие) не являются нашими грехами. Однако на нас ложится гнет последствий этих преступлений. Во время родительских суббот, поминая усопших, мы не каемся в их грехах, а молим Бога о прощении их согрешений. Наша молитва за них будет только тогда действенна, когда мы сами стремимся исправить жизнь и исполнять заповеди Божии.
Каждый человек должен трудиться не только ради собственного спасения, но и ради духовного исцеления и возрождения нашего страждущего народа. Сделать это любой человек может не покаянием в грехах, которые совершены до его рождения, а покаянием в своих грехах и неустанным стремлением к праведной жизни. Вы говорите: ‟почему же сын не несет вины отца своего?” Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив (Иез.18, 18 – 19).
– Сразу после Февраля началось небывалое давление на Церковь, большевики его «успешно» продолжили и повысили градус жестокости, но началось все именно с Февраля. Сегодня же об этой революции, судя по тому, как ее «отмечали» федеральные СМИ, предпочитают говорить в возвышенных тонах и считают благом. Прежде всего, так считают либералы и демократы: это, мол, большевики все испортили, а Временное правительство было большим счастьем. Как вы относитесь к Февральской революции?
– Христианство несовместимо с любой революционной идеологией. У Ф.М. Тютчева есть точное наблюдение:
«Антихристианский дух есть душа Революции, ее сущностное, отличительное свойство. Ее последовательно обновляемые формы и лозунги, даже насилия и преступления – все это частности и случайные подробности. А оживляет ее именно антихристианское начало, дающее ей также (нельзя не признать) столь грозную власть над миром. Кто этого не понимает, тот уже в течение шестидесяти лет присутствует на разыгрывающемся в мире спектакле в качестве слепого зрителя» («Россия и Революция», 1848).
Февральская революция является лишь первым этапом русской смуты. Ее последствия для страны невозможно оценивать по событиям неполных восьми месяцев ее истории. Самый трагический ее результат – Октябрьский переворот, с которого начинается Великий террор, жестокое гонение на Церковь и разрушение вековых устоев и традиций.
Работа над житиями новомучеников
– Вы сделали немало для увековечивания памяти новомучеников. Расскажите, с чего началась ваша работа? Что она собой представляла? И, если можно, не могли бы вы коротко рассказать о некоторых новомучениках, истории которых вас поразили больше всего, или которые вам, скажем так, были наиболее близки?
– В день престольного праздника в храме святого равноапостольного князя Владимира в Старых Садех 28 июля 1996 года, после Божественной литургии, архиепископ (сейчас – митрополит) Арсений (Епифанов) в беседе со служившими священниками сказал: «Во многих епархиях началась работа по канонизации местночтимых святых. Надо, чтобы и в нашей епархии были прославлены святые, связанные с Москвой». Обратившись ко мне, он сказал: «Отец Афанасий, возьмитесь за это». Я согласился. Некоторое время спустя владыка передал мне благословение Патриарха Алексия II.
Несколько недель у меня ушло на то, чтобы составить общий список московских подвижников благочестия, праведников, блаженных XIX–XX столетий, а также новомучеников и исповедников, связанных с Москвой. При составлении такого списка я опирался на имевшиеся публикации. Всего в первоначальном списке было 25 имен, а потом стало 30. Среди них были:
- митрополит Макарий (Невский),
- протоиерей Валентин Амфитеатров,
- блаженная Матрона Никонова, а так же новомученики:
- протоиерей Иоанн Восторгов (1864-1918),
- епископ Селенгинский Ефрем (Кузнецов; 1876-1918),
- архиепископ Серафим Угличский (Самойлович; 1881–1937),
- епископ Шлиссельбургский Григорий (А.А. Лебедев; 1878-1937),
- протоиерей Сергий Голощапов (1882-1937),
- архимандрит Игнатий (А.А. Лебедев; 1884-1938) и другие.
Заметный след в моей жизни оставила работа по подготовке к канонизации святой Матроны. Я чувствую духовную связь с ней. Считаю ее покровительницей нашей семьи. Я сразу же после мамы поминаю ее родителей Димитрия и Наталию, а также ее усопших сродников: братьев Михаила и Иоанна, а также сестру Марию. Чувствую ее помощь. Моя внучка Иоанна родилась в день ее памяти – 2 мая.
Протоиерей Валентин Амфитеатров
и его духовная дочь, мученица Анна Зерцалова
Большую духовную радость принесла мне работа по подготовке материалов к прославлению протоиерея Валентина Амфитеатрова (1836-1908). С большим удовлетворением вспоминаю то время, когда готовил документы к его прославлению. Было какое-то трогательное чувство близости к нему. Я не только изумлялся его священническим и пастырским подвигом, но и стремился учиться у него.
Мое духовное общение с отцом Валентином продолжилось, когда я взялся за составление для канонизации Жития его духовной дочери Анны Зерцаловой(1870-1937). Жизнь ее назидательна своей необыкновенной преданностью духовному наставнику, встреча с которым вызвала у нее глубокую внутреннюю перемену. Ранее ее жизнь шла в обычном русле мирского времяпрепровождения – общение со знакомыми, театр, усиленное чтение светских книг, а затем и занятия европейской философией (И. Кант, Г.Т. Бокль и др.). Возрождение души Анны совершилось в кремлевском храме, посвященном святым равноапостольным Константину и Елене, где в 1874-1892 годах служил отец Валентин:
«Сердце усиленно забилось, порывалось любить, жить, дышать и действовать. Уже не томительные однообразные дни и часы давили своей монотонностью, но живая кипучая жизнь, труд и деятельность – широко раскрыли мне свои объятия и радостно призывали к себе».
В годы жестоких гонений она безбоязненно исповедовала православную веру и занималась духовным просвещением, размножая и распространяя труды отца Валентина и свои книги о нем. О деятельности Анны Зерцаловой в 1920-е годы упоминается в воинственно-атеистическом журнале (при этом по какой-то причине неправильно указано отчество):
«Против кладбища живет некая Анна Михайловна. Здесь можно купить фотографию “святого”, здесь продаются книги – “Истинный пастырь Христов”, “Светильник православия”, “Подвижник веры и благочестия”, здесь еще недавно кормили нищих и всех, кто приходил помолиться на могиле Амфитеатрова. Сейчас (очевидно, с введением карточек) кормежка прекратилась. Здесь справляются поминки, а в годовщину смерти “святого” на его могиле бывают тысячи молящихся» («Безбожник у станка», 1929, №17, с.15).
Житие Анны Зерцаловой писалось быстро и легко. Ее искренняя и горячая вера не оставляла места для страха. За четверть века до своей мученической кончины она писала:
«Верующая душа не боится смерти: она встречает ее радостно, спокойно, так как знает, что смерть приведет ее к Небесному Отечеству, в вечную страну нашей новой, лучшей жизни. И разве Сам Человеколюбец Господь не примет к Себе и не упокоит ту душу, которая стремится к Нему, горячо, блаженно любит Его, горячо, блаженно верует в Него».
Одни из первых мучеников – протоиерей Иоанн Восторгов и Ефрем Селенгинский
Затем я приступил к составлению жития протоиерея Иоанна Восторгова (1864-1918). Меня ожидала еще одна замечательная встреча. Как многогранна святость! Протоиерей Иоанн обладал высоким даром проповедника. Его исключительная сила поучения и назидания заключалась в кристальной ясности творческой мысли, в красоте выразительного слога и в удивительной цельности его духовно-нравственного облика, насквозь пронизанного духом церковности. Он обладал чуткостью и отзывчивостью ко всем нуждам современной ему жизни. Его кипучая энергия, творческий ум и высокое чувство долга наиболее полно реализовались в миссионерстве.
Закончив его житие, я перешел к его сподвижнику и другу епископу Селенгинскому (викарию Забайкальской епархии) Ефрему (Кузнецову; 1875-1918), который был расстрелян вместе с отцом Иоанном. Он руководил всем миссионерским делом в обширном крае. Епископ Ефрем участвовал в работе Священного Поместного Собора 1917-1918 годов в статусе заместителя члена Собора. В конце января или в начале февраля 1918 года он прислал на имя епископа Забайкальского Мелетия из Москвы телеграмму, передающую его духовное настроение в условиях начавшихся гонений на Церковь:
«Собор открылся двадцатого. Патриарх объявил Церковь гонимой, предал анафеме гонителей, призвал верных к защите и мученичеству. 28 января было всенародное моление: Красная, Воскресенская площади, прилегающие улицы переполнены молящимися, как в пасхальную утреню. Настроение восторженное» (Забайкальские епархиальные ведомости, 1918, №№ 1-2-3, – с. 67).
Преосвященный Ефрем был одним из тех священнослужителей нашей Церкви, кто одним из первых принял святое мученичество. После закрытия Священного Собора (апрель 1918 года) владыка Ефрем оставался в Москве. 2 июня 1918 года он был арестован ВЧК на квартире протоиерея Иоанна Восторгова. Оба были расстреляны 23 августа (5 сентября) 1918 года, в день памяти священномученика Иринея Лионского – ревностного проповедника Христовой веры и непримиримого борца с ересями. Смерть за Христа владыка Ефрем принял спокойно. Перед расстрелом благословил соузников, вместе с ним приведенных на казнь.
Мученики-миссионеры Николай Варжанский
и его тесть протоиерей Неофит Любимов
30 мая 1918 года на квартире протоиерея Иоанна Восторгова был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму ближайший его соратник по миссионерскому делу – Николай Варжанский (1881-1918). Став московским епархиальным миссионером, он десять лет ревностно трудился в борьбе с антицерковными учениями (главным образом с сектантством). Талантливый защитник Православия, неутомимый борец против антицерковных лжеучений написал и издал более тридцати больших и малых работ, которые оказались ценными пособиями для миссионеров. Сам он много и убежденно выступал в самых различных аудиториях, неустанно проводил духовные беседы с простым народом. Его мученическая смерть 19 сентября 1918 года (н.ст.) увенчала его миссионерский подвиг. Из тюрьмы он передал родным небольшую икону Божией Матери «Взыскание погибших». На обороте было написано его прощальное письмо к жене Зинаиде и детям, свидетельствовавшее о духовной силе и нравственной стойкости человека, готовящегося принять за веру мученическую смерть:
«Да сохранит тебя и заступит, и покроет Своим Материнским Покровом Пречистая Заступница Матерь Света. Молись, дорогая Зиночка, голубка моя, Богородице: Она покроет твое вдовство раннее и сироток. Прости меня, дорогая моя, и за меня молись». Ниже текста письма сделана приписка: «Усердно молимся за дорогих страстотерпцев, смиренный иерей... (подпись неразборчива)».
С началом гонений на Церковь первый удар приняли миссионеры
Закончив житие мученика Николая Варжанского, было совершенно естественно начать подготовку материалов по канонизации его тестя протоиерея Неофита Любимова(1846-1918), который был обвинен в «агитации против советской власти» тем, что «служил панихиду по “помазаннике Божием” Николае Романове». 17 сентября 1918 года он был приговорен к расстрелу. Реальная же причина заключалась в его миссионерской деятельности. С началом гонений на Церковь со стороны революционной власти первый удар приняли именно миссионеры: протоиереи Иоанн Кочуров, Константин Голубев, Иоанн Восторгов, епископ Ефрем (Кузнецов) и др.
Протоиерей Неофит был даровитым педагогом. Он стремился воспитать благоговейных и верных чад святой Церкви. Отец Неофит писал, что знания «являются неполными и слабыми, мертвыми и безжизненными, мрачными и безотрадными, а иногда вредными и гибельными, если не утверждаются и не восполняются словом Божиим, не оживляются Духом Премудрости и Разума, не озаряются светом веры Христовой и не управляются истинною любовью христианскою».
17 сентября 1918 года президиумом коллегии отдела по борьбе с контрреволюцией, который состоял из трех человек, протоиерей Неофит был приговорен к смерти. Расстрелян он был на Калитниковском кладбище.
Гонения на Церковь продолжались весь долгий период власти атеистов. Но проходили они волнами. Много было умучено за веру православных людей в 1918 году. Однако девятый вал приходится на 1937-1938 годы. Из трех человек, которым Святейший Патриарх Тихон(1865-1925) завещал патриаршее местоблюстительство, двое (митрополиты Кирилл (Смирнов; 1863-1937) и Петр (Полянский; 1862-1937)) были расстреляны именно в 1937 году. Поэтому и в списке подготовленных к прославлению угодников Божиих преобладают мученики, закончившие свой земной путь в 1937-1938 годах.
Священномученик Серафим (Самойлович),
управляющий Русской Церковью с декабря 1926 по апрель 1927 гг.
– Ощущалась ли вами какая-либо поддержка новомучеников в написании их житий? Сталкивались ли вы во время работы с какими-либо совпадениями или случаями, которые принято называть чудесами?
– Хорошо помню духовную радость общения с архиепископом Серафимом (Самойловичем; 1881-1937), когда писал его житие. Его необыкновенно чистая, светлая и нравственно цельная жизнь, от юности до последнего издыхания отданная Богу и людям, закончилась святым подвигом мученичества. После окончания в 1902 году Полтавской духовной семинарии Симеон Самойлович в возрасте 21 года отправился в далекую Алеутско-Аляскинскую епархию, во главе которой в то время стоял будущий Патриарх – епископ Тихон (Белавин). Там он стал учителем Уналашкинской миссионерской школы. А в июле 1905 года он был переведен учителем двухклассной миссионерской школы в город Ситку. В этом же году 24-летний Симеон принял монашеский постриг с именем Серафим. В марте 1906 года был рукоположен в иеромонаха. Святитель Тихон высоко ценил ревностного миссионера за личное благочестие и за чуткое и умелое обращение с новопросвещенной светом Христовым паствой.
Немногие знают, что архиепископ Серафим с декабря 1926 года до 30 марта (12 апреля) 1927 года фактически управлял нашей Церковью, став заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского). За этот короткий срок архиепископ Серафим проявил себя стойким исповедником и мужественным хранителем интересов святой Церкви от посягательств гнавшей ее власти. Известно, что архиепископ Серафим отверг попытки вмешательства властей в церковные дела и отклонил предложенный ими состав Синода. Опубликованная митрополитом Сергием (Страгородским) в июле 1927 года Декларация вызвала у владыки Серафима очень тяжелые переживания. Он писал митрополиту Сергию, что Декларация лишает страдальцев за веру духовно-нравственного оправдания.
Священномученик Григорий (Лебедев):
о нем Патриарх Тихон отзывался как о жемчужине
Такое же светлое настроение сопровождало меня, когда я готовил материалы к канонизации священномученика Григория (А.А. Лебедева; 1878-1937). Во епископа его рукоположил Патриарх Тихон 19 ноября (2 декабря) 1923 года. Направляя его епископом Шлиссельбургским, викарием Петроградской митрополии, Патриарх отозвался о нем так: «Посылаю вам жемчужину». После публикации Декларации владыка Григорий направил митрополиту Сергию (Страгородскому) письмо (28 февраля (ст. ст.) 1928 года), в котором запечатлелась его боль:
«Мне очень тяжело, глубокочтимый владыка, огорчить Вас отказом воспринять Ваши советы. Наш вчерашний разговор был предметом моего тщательного продумывания, и я пришел к одному решению: настоящим я повергаю перед Вами просьбу освободить меня от несения обязанностей Вашего наместника по Св. Троицкой Александро-Невской лавре и снять с меня руководство Шлиссельбургским и Детскосельким викариатством с увольнением на покой. Четыре с половиной года пребывания на служении здесь, четыре с половиной года почти сплошных страданий, выучили меня ходить и определяться только состоянием по совести перед Лицем Божиим. И теперь моя совесть спокойна. Пусть меня судит Господь... Я покидаю Лавру, которой отдал свою душу, где было пролито столько слез, пережито столько горя, но где вместе с тем осязалась невидимая милосердная рука Божия, где молитвы были от сердца, где обвевало веянием непрестающего единения и любви, и где я отдыхал душой, сливаясь в молитве с сердцами своей паствы, так любящей Лавру. Я покидаю горячо любимый мною клир, всегда воздававший мне не по заслугам – своею преданностью, любовью и послушанием... Пусть простят меня, я буду молить их об этом. Пусть все поймут, что я бессилен сделать что-либо другое. Вот почему покойна моя совесть. Пусть меня судит Господь».
Он жил на покое под Москвой, отдавая время молитве, богословским трудам и окормлению духовных чад. Из сохранившихся его писем видно, каким чутким, любящим и мудрым наставником был он для них.
«С молитвою ко Господу приобретайте душевную ревность. Кто идет ко Христу, тот под Его рукой, и ему не нужно волноваться, что он забыт Господом. Отдадимся же с детской покорностью и непосредственностью Его воле», – писал он духовным чадам.
Владыка, по-видимому, служил дома. При его аресте 16/29 апреля 1937 года у него было изъято архиерейское облачение и большое количество свечей. Епископ Григорий обвинялся в том, что являлся руководителем монархической организации в городе Кашине. На первом же допросе он отверг обвинение и виновным себя не признал. В течение апреля-мая он допрашивался трижды. Владыка никого не назвал. Ответы следователю были продуманы и не давали никаких поводов для обвинения. 10 мая 1937 года был последний допрос. Убедившись в твердости владыки, следователи больше его не вызывали. 13 сентября 1937 года епископ Григорий в числе 50 человек был приговорен тройкой Кашинского УНКВД к расстрелу. Через четыре дня владыка удостоился мученического венца.
Расстрелянный на Бутовском полигоне протоиерей Сергий Голощапов
Не помню, сколько времени работал я над житием протоиерея Сергия Голощапова (1882-1937), прославленного в лике святых на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году.
Служил он с благоговением. Особая духовная атмосфера в храме определялась не только строгим соблюдением Устава, но и бережным отношением к веками наработанной церковной традиции. Настоятель отец Сергий в большом и малом стремился создать для прихожан необходимые условия для молитвенного настроения. Прихожанин храма Пресвятой Троицы в Никитниках Василий Петрович Савельев (впоследствии архимандрит Сергий; 1899–1977) рассказывает о том впечатлении, которое на него произвело первое посещение службы, которую совершал отец Сергий Голощапов:
«Войдя в храм, вы не увидели бы свечного ящика. А если вам нужны были свечи или просфоры, то вы могли свободно их брать со столика, на котором они лежали, опуская в кружку по своему усмотрению ту или иную монету. Электрический свет не бил вам в глаза, так как храм освещался только свечами и лампадами, которые в определенные моменты богослужения почти все гасились, потом снова зажигались, в соответствии с церковным Уставом... Под большие праздники совершались «всенощные бдения». Это означало, что мы начинали службу около десяти часов вечера и оканчивали в пять-шесть утра. Хотя внешнее убожество наших богослужений в такие праздничные дни было особенно очевидно, но мы его не видели. Теплота соборной молитвы все преображала, нищета раскрывалась богатством, а души наши преисполнялись светлой радости».
После публикации Декларации митрополита Сергия протоиерей Сергий выступил как непримиримый противник нового церковного курса. Он вошел в каноническое общение с митрополитом Иосифом (Петровых; 1872-1937). Его неоднократно арестовывали. В одно время он был узником Соловецкого лагеря. Последний раз был арестован 7 декабря 1937 года на своей квартире во время совершения всенощной. 9 декабря 1937 года было составлено обвинительное заключение. В нем утверждалось, что обвиняемый «имел при себе церковное облачение и тайно ходил по домам, совершая религиозные обряды, и вместе с этим вел к.-р. агитацию... Виновным себя не признал, но достаточно улучается показаниями свидетеля Евстигнеева».
16 декабря тройка Управления НКВД МО постановила: «Голощапова Сергея Ивановича расстрелять». В день памяти Святителя и Чудотворца Николая (19 декабря) протоиерей Сергий Голощапов сподобился мученической кончины. Он был расстрелян вместе с другими узниками на полигоне в Бутово. Когда мы с в 1990-е годы с внучкой священномученика Серафима (Чичагова) Варварой Васильевной (будущей игуменией Серафимой) приехали на Бутовский полигон совершать панихиду по ее деду, то я тогда еще не знал, что протоиерей Сергий был расстрелян на этом месте. Но мы поминали «всех на сем месте убиенных православных христиан».
Работа над житием каждого святого сближала меня с ним сугубо
Работу по подготовке материалов к канонизации святых я вспоминаю с особым отрадным чувством. Житие каждого святого назидательно. Во время чтения верующая душа вступает в молитвенное общение со святым. Работа над житием каждого святого сближала меня с ним сугубо. Эту духовную близость я чувствую и сейчас, хотя прошло уже много лет.
О работе над житиями
– Какие сложности и препятствия перед вами возникали во время работы над составлением житий? Например, не приходилось ли встречать какого-либо сопротивления со стороны власти?
– Для подготовки материалов к прославлению новомучеников необходимо изучение следственных дел. Они до сих пор засекречены. Это затрудняет работу по канонизации новомучеников. У меня трудностей не было. Сам я непосредственно дела эти не заказывал. Когда мне нужны были какие-нибудь расстрельные дела, я просил сотрудницу отдела новейшей церковной истории Свято-Тихоновского богословского университета Ирину Ивановну Ковалеву заказать необходимое мне дело. Затруднений не было. Я получал копию дела и начинал работать, используя одновременно существующие публикации.
– Сколько новомучеников канонизировано при вашем непосредственном участии за те пять лет, пока вы занимались сбором материалов?
– Было канонизировано 17 святых. Из них 15 новомучеников.
Понять подвиг новомучеников мешает массовое неверие
– Скажите, батюшка, вы изучили многие личные дела, истории, – есть ли что-то общее в этих историях, что-то такое, что может объяснить, почему именно эти люди удостоились принять мученический конец?
– Подвиг мученичества смог совершить тот, кто смог стяжать жертвенную любовь к Богу. Приведу пример. В самом начале февраля 1942 года в небольшой городок на северо-западе Казахстана в ссылку был доставлен епископ Николай (Ф.Н. Могилевский; 1877-1955), который скончался митрополитом Алма-Атинским. В 2000 году прославлен в лике святых как священноисповедник. Охранники привезли его на станцию и вытолкнули из вагона на перрон в рваном ватнике. Сострадательные старушки дали ему телогрейку, шапку, залатанные валенки. Одна женщина приютила его в сарае, где находились корова и свинья. Владыке шел 65-й год, он был весь седой. На работу его не брали. Он питался подаянием. Однако он никому не сказал, что он – епископ. Позже его духовные чада спросили: «Почему вы не сказали старушкам, которые дали вам одежду, что вы – епископ?» Он сказал:
«Если Господь посылает крест, Он же и силы дает, чтобы его нести, Он же его и облегчает. В таких случаях не должна проявляться своя воля, нужно всецело предаваться воле Божией. Идти наперекор воле Божией недостойно христианина, и после того, как человек терпеливо перенесет посланные ему испытания, Господь посылает духовную радость».
Если христианин смог воспитать в себе полную преданность святой воле Божией и в исполнении ее находить высшую радость, то он может уподобиться мученикам и тогда, когда нет гонений. Преподобный Ефрем Сирин призывает христиан:
«Хотя не время теперь мученичеству, сделаемся мучениками в совести, противостав диавольским умыслам смиренномудрием, терпением, любовию к Богу и к ближнему, угождением друг другу ради Бога, во исполнение заповедей Спасителя».
– Пророк Исайя, когда предсказывал приход и смерть Христа, писал: Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис. 53, 4 – 5). Можно ли подобное сказать и о новомучениках, что они своей кровью искупили русский народ от греха отступничества от царя и Бога?
– Человек, даже будучи праведником, не может искупить грехи других людей. Об этом ясно пишут святые отцы:
«Брат не может искупить брата своего, а каждый человек – сам себя, потому что искупающий собой другого должен быть гораздо превосходнее содержимого во власти и уже рабствующего. Но и вообще человек не имеет такой власти пред Богом, чтобы умилостивлять Его за грешника, потому что и сам повинен греху» (святитель Василий Великий).
Об этом же говорит преподобный Ефрем Сирин:
«Поскольку долги наши вследствие отпадения от Бога превзошли все своей многочисленностью, так что ни пророки, ни священники, ни праведники, ни цари не в состоянии были изгладить их, то Сам Сын Божий, явившись (на землю), повсюду сделался пленителем всех и ни в утробе, ни в Рождестве, ни в Крещении не уничтожал долгов наших, пока, преданный на Крест, не вкусил смерти, так что Смерть Его сравнялась с винами нашими, ибо чрез нее изглажено то, для изглаждения чего недостаточны были все творения».
– Когда читаешь жития новомучеников, то, даже отдавая себе отчет в том, что это люди глубокой веры, ты все равно каждый раз поражаешься силе их веры. Все понимали, что каждого ждет своя Голгофа, но никто от Креста не отрекался. Вспоминается священномученик Иоанн Восторгов и его фраза перед расстрелом: «Я готов». Этот и другие случаи, как мне представляется, – сильнейшая проповедь… Известны ли вам случаи, когда кто-либо приходил в Церковь после знакомства с историями русских святых XX века?
– В декабре 2007 года я жил в монастыре святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. Там я узнал, что его основали две шотландки, принявшие Православие – монахини Мария (Барбара-Стелла Робинсон) и Марфа (Алиса Спротт).
По вероисповеданию они были англиканки, давшие обеты и посвятившие себя миссионерскому делу в Индии. Обе они обратились в Православие и приняли монашеский постриг в 1933 году, во время посещения Палестины на пути в Индию. Стелла Робинсон в 1920-е годы прочитала воспоминания графини Александры Олсуфьевой о великой княгине Елисавете Федоровне, опубликованные в 1922 году на английском языке. Ее светлый образ настолько поразил Робинсон, что она взяла за образец ее служение в делах милосердия. Она поселилась в Вифании. Когда узнала, что совсем рядом, в Гефсиманском саду, под храмом святой Марии Магдалины, покоятся останки убиенной русской княгини Елисаветы, она была поражена. Стелла Робинсон и Алиса Спротт решили навсегда остаться в Вифании. В сентябре 1933 года над ними был совершен чин присоединения к Православию, а в 1934 году они стали монахинями Марией и Марфой. Образовалась монашеская община. Монахиню Марию назначили хранительницей усыпальницы вел. княгини Елисаветы Федоровны и ее келейницы Варвары. Скончалась монахиня Мария (Робинсон) мирно 7 ноября 1969 года, будучи игуменией Гефсиманского монастыря.
– И последний вопрос, батюшка. На ваш взгляд, когда Россия дозреет до понимания подвига новомучеников? Когда Россия о них узнает?
– Это произойдет тогда, когда наше общество начнет исцеляться от тяжкого недуга – массового неверия.
Спасибо за статью. Очень люблю Ваши работы, они помогают во многом разобраться.
Революция - это террор, боль и кровь. Мы имеем право называть грех грехом. Любая попытка оправдать ужасы режима большевиков и сталинского террора приведет к падению международного престижа страны. Именно оправдание кровопролития прошлого века отталкивает от России многих потенциальных союзников.
Батюшка!
Спасибо за Ваш нелегкий труд и смелость говорить правду, называть все своими именами. Пожалуйста, напишите когда-нибудь о том, каким Вы видите разумное государственное устройство.
Господи, каждое поколение делает много ошибок, мы забываем задавть себе вопрос: «Будет ли во Благо другим то, что я делаю??? Не погибнет от моей мысли, слова или действия слабый???» Научи помолится за то поколение, которое свергло Царя, и за семью Царя смирено принявшего такое суждение людей того времени. Ты учишь молится меня за людей, которые свершили такое дерзкое преступление со славами: «Господи прости этих людей и бо не ведали, что творили.» Ты объясняешь, что Царь получил cлаву от Тебя и лишь остаётся сказать: «Слава О.С и С.Д» Господи, прости нас грешных.