К годовщине прославления – 28 июля 2016 года – замечательного подвижника Православия преподобного Иоанна Вышенского – афонского монаха, духовного писателя, полемиста, обличителя униатства и ревнителя «единства многоименитого русского рода».
– Следующий урок проводим на местности, – торжественно заявила в конце занятий Ольга Петровна и села за стол.
– На какой еще местности? – потянулись голоса нерадивых и всегда готовых «отскочить» с урока украинской литературы девятиклассников спецшколы, расположенной в здании Львовского театра Советской Армии.
– Едем в Судовую Вишню – на родину Ивана Вышенского, который сейчас у нас по программе. Без этой поездки вам, пожалуй, не понять глубины творчества и в целом мироощущения этого сложного, но очень светлого автора. Надо приблизиться к месту, в котором жил и творил подвижник. И такая возможность у нас есть. Так что берите с собой деньги на электричку, сухой паек – и в путь. Да, забыла главное: занятия в этот день отменяются, встреча на вокзале в 8:40.
– Ольга Петровна, а учебники по литературе брать? – затянули свою вечную песню девчонки-отличницы. Но мы уже не слышали ответа: впереди дорога, новые впечатления, новые встречи. Школа оставалась позади.
В день поездки небо было хмурым, солнце неохотно пробивалось сквозь тучи. Мелкий дождик, суета обыденности, неустойчивость весенней погоды. Ребята разбились на компании и бурно обсуждали предстоящие экзамены и окончание учебного года. Ольга Петровна сидела одна. За окном мелькали зеленеющие поля, речушки и деревни Львовщины. Природа пробуждалась после зимней спячки и, позевывая, включалась в ритм осенне-летнего сезона 1975 года. Еще дремал развитой социализм, по-прежнему призывали к строительству новой жизни плакаты на небольших станциях… Ольга Петровна, как мне казалось, была не здесь. «Где же?» – подумал я и решил об этом ее спросить – прямо сейчас.
– Вам близка Судовая Вишня или творчество Ивана Вышенского? – начал я, присаживаясь рядом с Ольгой Петровной, которая не сразу оторвалась от своих мыслей, чтобы поддержать разговор со мной.
– Мне близка ваша жизнь, ваши взгляды, ваша культура, – прямо ответила учительница. Поездка обещает быть интересной, и я чувствую это. Бывает так: делаешь что-то и чувствуешь, что делаешь правильно, как бы знаешь наперед. Хотя откуда это известно, непонятно. У меня последнее время так часто бывает. А Судовая Вишня – мой дом. Девочкой я любила бродить у реки, где мы жили. Думала, мечтала… Очень хотелось понять главное: зачем я живу, что за мир вокруг меня, откуда вся эта сказка. Мне хотелось встретить не любовь, о которой мечтают девушки, я не искала какого-то земного счастья – мне хотелось найти того, кто ответит на мои вопросы, насытит мой ум той единственной правдой, без которой так пусто на душе, так одиноко. Я очень этого хотела, и я встретила такого человека. В старших классах школы он преподавал у нас историю. К нему мы и едем в Судовую Вишню. С ним я хочу познакомить вас. Знаешь, он редко открывается посторонним: так уж устроен. Но ты постарайся найти время поговорить с ним: без свидетелей, наедине. И если тебе повезет, ты поймешь, о чем я.
Мы подъезжали к нашей станции, Ольга Петровна поднялась и стала собирать ребят.
Городок, куда мы приехали, был совсем маленьким. Пара улиц, несколько старинных зданий, не везде асфальт. Это был райцентр, расположенный у подножия Карпат, километрах в 50 от областного центра Западной Украины. Но во всей простоватости этого городка чувствовалась самобытность и дух времени. Мы остановились у красивого здания местной школы, из которой нам навстречу вышел высокий подтянутый человек почтенного возраста. Он приблизился к нам и спросил, на каком языке нам удобнее с ним общаться, – на украинском, поскольку темой нашего посещения была украинская литература, или на русском, более понятном ученикам, в семьях которых говорили по-русски. Решили общаться на русском. И он заговорил. Много раз мне приходилось слышать хороший русский язык, но такого богатства я не слышал никогда. Это была образная речь, которая вела нас по древним городищам X–XI веков, по средневековым замкам и судьбам их хозяев, по Магдебургскому праву и другим королевским привилегиям старины, по тем временам, когда именно здесь был политический центр края: тут и рассматривались судебные дела, как об этом свидетельствует само название Судовая Вишня.
Все творчество преподобного Иоанна было направлено на сохранение русскости окраинных русско-княжеских земель
Говорили и об Иоанне Вышенском, православном монахе, все творчество которого было направлено на сохранение русскости в борьбе с вовлечением в западную жизнь окраинных русско-княжеских земель. Монах-афонит, он вел острую полемику со сторонниками насаждавшейся религиозной и политической унии Галиции с католической Европой.
Мы узнали о Львовском Успенском православном братстве, которое, начиная с середины XVI века и вплоть до века XX-го, боролось за сохранение того, что мы сейчас называем Русским миром. Видно было, что учителю приходилось подбирать слова: тема религиозно-политической полемики была далеко не в почете в годы социалистического строительства. Но и тут учитель оставался на высоте.
Когда экскурсия закончилась, вопросов не задавали: всё было ясно, и можно возвращаться домой. Ребята потянулись к выходу. Выглянуло солнце, и всем захотелось скорее на воздух: у входа в школу накрывали столы с чаем. Те, кто был уже на улице, доставали свертки и готовились раскладывать съестное. Мне почему-то не хотелось есть. Я думал об учителе и о том, что говорила Ольга Петровна. Но повода остаться не находил. И тут ко мне подошел мальчик из нашей компании и предложил попросить у учителя что-нибудь историческое на память о поездке. Я согласился: появлялась надежда на разговор. Учитель сразу понял наш план и пригласил в свой кабинет, где у него было много интересных вещей.
– Вот, берите, – сказал он, протягивая коробочку, перетянутую лентой. – Здесь монеты и другие мелочи, которые не вошли в экспозицию музея. Берите, пусть они разойдутся по миру, и вам будет радость. Здесь они не нужны.
Мой товарищ подхватил коробку и выскользнул на улицу. А я остался в кабинете, не зная, с чего начать разговор.
Развитие для нас возможно только через Святую Русь. А иначе – гибель: распад, разобщение и смерть
– Ты хочешь спросить меня, зачем всё это: монах Иоанн, ставропигия, борьба за нашу выживаемость в лоне Святой Руси? Почему не склониться перед довлеющим гнетом обстоятельств, перед политическими и иными реалиями? В этой борьбе за православное единство – вся наша жизнь, будущее нашего народа. Когда я был молодым, мечтал лишь об одном: чтобы послужить людям, помочь им сохраниться в сложных условиях идеологического и политического противостояния, выжить в борьбе со злом, которое мы ассоциировали с приходом чужаков на наши земли, издревле терзаемые со всех сторон. Со времен князя Даниила Галицкого и его сына Льва мы не имели власти в своей стране, всегда были завоеваны, порабощены. И я думал, что выход из этого – борьба за нашу государственность, за нашу свободу. Когда пришли русские, мы не верили, что возможны перемены к лучшему. Хотя мой дед говорил, что Советы – это меньшее из всех зол. И тут я встретил человека, открывшего мне глаза на всё, что меня волновало. Это был старенький священник, который жил на покое в нашем городке. Он был русским и оказался в наших краях после событий 1917 года. Однажды он остановил меня у храма и задал вопрос: «Знаешь, чей это дом?» «Это дом Бога», – ответил я. «А знаешь, чего хочет от тебя Творец Вселенной?» – продолжал он. «Нет, – сказал я, – но хотел бы узнать». – «Тогда пойдем поговорим». Этот человек перевернул мою жизнь, научил меня Православию и через него – взгляду на мир. И я понял одно: что в основе спасения моего народа лежит теснейшая связь с православной жизнью, братская любовь к тем, кто укоренился в Православии, что развитие для нас возможно только через Святую Русь. А иначе – гибель: распад, разобщение и смерть. Священник научил меня всему, в том числе – и русскому языку.
– Ты сейчас не очень понимаешь, о чем я говорю, – продолжал учитель. – Но придет время, и ты вспомнишь наш разговор. Напиши тогда о нем. Напиши о нашей борьбе, о том, как трудно было нам ощущать себя чужими в своей стране, где далеко не все поддерживают и будут поддерживать идеи Святой Православной Руси. А о Вышенском ты еще услышишь. Он будет святым, как свято всё, через что и через кого говорит Господь.
Всю дорогу домой я думал о том, что слышал. В голове всё перемешалось: события, люди, имена. Но тогда же я твердо решил: если Иоанн Вышенский будет признан святым, я обязательно напишу об этом разговоре.
28 июля 2016 года во время Литургии, посвященной празднованию памяти святого равноапостольного князя Владимира, в Киево-Печерской Лавре состоялась канонизация новопрославленного святого – известного украинского писателя-полемиста, афонского подвижника и поборника Православной веры преподобного Иоанна Святогорца (Вышенского).
Со времени того памятного для меня разговора прошло 40 с лишним лет.
вечная память тем учителям истории и литературы.
святой Иоанн Святогорец, моли Бога о мире на земле Русской и о всех православных!