В августе Русская Православная церковь отмечает 80-летие со дня кончины священномученика Николая Доброумова. Поиск сведений о нем привел нас в глубинку Коми.
Усть-Сысольск — Усть-Кулом
Наше путешествие, предпринятое с целью собрать больше сведений о священномученике Николае Доброумове, началось в Усть-Сысольске (совр. Сыктывкар), где 24 января 1876 года в семье смотрителя Усть-Сысольского духовного училища Николая Михайловича Доброумова родился будущий священномученик.
Когда Николаю Доброумову исполнилось три года, его отец был определен священником Петропавловской церкви села Усть-Кулом. А с 1886 года Николай Михайлович Доброумов — уже благочинный Усть-Куломского округа. Вся жизнь святого XX столетия Николая Доброумова с детских лет будет связана с этим районом северной республики — Усть-Куломским. В 1899 году Николай Доброумов окончил Вологодскую духовную семинарию, и Преосвященный Гавриил, епископ Великоустюжский, определил его священником к церкви села Помоздино. Служил батюшка Николай и в храмах сел Усть-Кулом, Дон. В 1906 году отец Николай был назначен священником Преображенской церкви села Аныб, куда мы и отправились в один из летних дней по приглашению уроженки этого населенного пункта Светланы Дорошевой.
Несколько лет назад Светлана Дорошева занялась изучением истории своей малой родины и составлением родословной и выяснила, что среди новомучеников аныбского храма и ее предок — церковный староста Христофор Казаринов, расстрелянный в 1931 году. Изучая его трагическую судьбу, Светлана выяснила и некоторые подробности жизни и служения на местном приходе священномученика Николая Доброумова, которые я и включила в настоящую статью.
Эх, дорога!
Дорога на Аныб представляла собой печальное зрелище. Глубокие ямы, которыми был испещрен асфальт, — опасные дорожные ловушки для невнимательных водителей. Ехать пришлось по обочине, всего 10 километров в час, под немилосердно палящим северным солнцем. Радостным событием наших дорожных страданий стала установка на днях наплавного моста, связавшего Аныб с большой землей (не надо было теперь ждать переправы!). Уставшие, прибыли мы на место трудов батюшки Николая — в старинное село Коми. На пригорке останавливаем машину, чтобы отдохнуть, полюбоваться на уютные домики и вспомнить кратко историю населенного пункта, где нам предстояло работать.
К истории Аныба
Название села произошло от двух коми слов: «ан» — яма, рытвина, углубление, проем; «ыб» — возвышенное поле. Значит, «аныб» можно перевести с коми языка на русский, как «возвышенное поле с углублениями, рытвинами».
Впервые Аныб упоминается в 1678 году в писцовой книге Яренского уезда. В книге отмечалось, что в 1663 году здесь появились первые жители.
В 1855 году в селе Аныб усердием прихожан была построена деревянная церковь с двумя приделами: в честь Преображения Господня и во имя святителя и чудотворца Николая. Сегодня мне с трудом верилось, что эти заповедные уголки северной земли, когда они еще были частью Вологодской епархии, часто посещали епископы и даже Вологодский губернатор.
Священник аныбской церкви Викентий Попов вел «Летопись аныбской Преображенской церкви», в которой описал подробности пребывания епископа Великоустюжского Иоанникия в северной глуши.
В 1890 году владыка Иоанникий предпринял поездку по осмотру самых отдаленных церквей Усть-Сысольского уезда. Под Аныбом епископу благоугодно было остановиться не у пристани, а на второй версте ниже села, но против церкви, и отсюда с версту он изволил подняться пешком до села. Владыку встречали благовестом на колокольне приходской церкви. Епископ осмотрел фундамент строящейся каменной церкви. В этом же году в глубинку Коми прибыл подрядчик по постройке новой каменной церкви, крестьянин Николай Конаков, и с восемью рабочими начал строительство, которое и было закончено 14 мая 1891 года. В каменном храме было два престола: в честь Преображения Господня и во имя святителя Николая, Мирликийского Чудотворца.
Наши дни
На въезде в Аныб мы сразу увидели Преображенский храм, в котором с 1906 по 1917 годы служил священномученик Николай Доброумов. Пустующая сегодня церковь хорошо сохранилась до наших дней. Сразу после закрытия храма в 1934 году здесь находился клуб, а в 1978 году открыли котельную.
Но заложенный два века назад фундамент еще хранил свою прочность, и все также были крепки стены Божиего дома. В день нашего приезда в храме и на его территории проходил субботник. 12 сельчанок, вооружившись топорами, вышли на борьбу с борщевиком и мусором, в храме разбирали перегородки, оставшиеся со времен котельной. В церкви можно было видеть старинные решетки на окнах, а в алтарной части сохранились места, где стояли престолы. Достаточно провести косметический ремонт — побелить стены, вставить окна, снести перегородки, поставить печь — и можно служить. Духовная жизнь давно могла быть восстановлена в селе, где служил священномученик Николай. Все дело в отношении к этому сельчан. В Аныбе сегодня проживает около 300 человек. Но в прошлые разы на уборку территории вокруг храма выходили всего двое, в лучшем случае четверо человек.
Сподвигнуть большее количество людей на это благое дело уроженке села Аныб Марии, проживающей сегодня в Сыктывкаре, помог случай. Однажды в столицу Коми приехал с гастролями известный на всю республику хор ветеранов села Аныб. Воспользовавшись случаем, когда на концерт земляков съехались жители Аныба из разных мест республики, Мария обратилась к ним с просьбой принять участие в восстановлении храма, нашла те главные слова, которые тронули сердца земляков. Медленно, но дело все же сдвинулось с мертвой точки. «Я мечтаю, чтобы этот храм восстановили. Даже во сне вижу возрожденную церковь», — поделилась со мной участница субботника Галина Нестерова.
А вот со священником проблем, как считает Мария, не будет. Ведь рядом с Аныбом располагается Троице-Стефано-Ульяновский мужской монастырь, братия которого уже окормляет храмы окрестных сел и деревень.
1906 год
Значение малого прихода села Аныба для рода священников Доброумовых раскроется для меня позднее. А в начале подготовки данной статьи краевед Анна Малыхина высказала свою гипотезу о том, почему священномученик Николай Доброумов выбрал для продолжения своей деятельности малый приход села Аныб. Ведь после смерти в 1902 году своего отца, благочинного священника Николая Михайловича Доброумова, священномученик Николай Доброумов был назначен на его место в Петропавловскую церковь села Усть-Кулом. Но в 1906 году по взаимному согласию отец Николай Доброумов поменялся местом служения со священником Иоанном Поповым: отец Иоанн перешел в большое село Усть-Кулом, в котором проживало 10000 человек, а отец Николай — в Аныб, село с численностью населения всего 1000 человек. Но, по словам Анны Георгиевны, здесь в то время проживала бабушка супруги отца Николая Доброумова — матушки Антонины.
Семья
В архиве Анны Малыхиной сохранилось единственное фото супругов Доброумовых. Рассказала Анна Георгиевна и подробности семейной жизни отца Николая. Супруга отца Николая, матушка Антонина, была младшей и самой красивой дочерью в семье священника Введенской церкви села Межадор Михаила Константиновича Попова. Кроме Антонины, у отца Михаила было еще 10 детей, и, конечно же, молодая матушка думала о том, что и у нее будет большая семья. Но ее мечтам сбыться было не суждено… После женитьбы батюшка Николай продолжал сохранять обет целомудрия, живя с супругой как брат с сестрой, повторяя в своей жизни подвиг святого праведного отца Иоанна Кронштадского. Матушка Антонина неоднократно пыталась оставить мужа, но в своей семье не встречала поддержки и одобрения своим действиям: каждый раз девушке приходилось возвращаться. Отец Николай до конца дней своих оставался монахом в миру.
Летопись аныбской церкви
А вот священническая деятельность отца Николая на аныбском приходе проходила вначале вполне благополучно. Отец Николай продолжил ведение «Летописи аныбской Преображенской церкви», начатой его предшественником, отцом Викентием.
Благодаря этому и сохранился рассказ о нескольких знаменательных событиях, свидетелем и участником которых был священномученик Николай Доброумов. Так, при батюшке Николае 10 октября 1909 года был получен в Аныбскую церковь образ вновь прославленной святой Благоверной Великой княгини инокини Анны. Перед новым образом, положенным на аналой, священником было сказано по-зырянски житие святой и совершено молебствие.
Ходатайствовал батюшка о перенесении мощей Святого Стефана Великопермского в город Усть-Сысольск (совр. Сыктывкар). И 28 января 1910 года после литургии был читан прихожанам аныбской церкви Указ Священного Синода по поводу возбуждавшегося в прошлом году прошения о перенесении в г. Усть-Сысольск святых мощей Стефана Великопермского: «Священный Синод не считает возможным дать своего благословения на перенесение честных останков Святого Стефана, Епископа Великопермского, и по коему Его Императорскому Величеству богоугодно было начертать: «Согласен с заключением Священного Синода».
При отце Николае был приобретен для храма колокол весом 53 пуда, вылитый по заказу на заводе Оловянишникова в г. Ярославле. Подняли и освятили его в престольный праздник святителя Николая Чудотворца, 6 декабря.
Удивило меня при изучении летописи и то, что о маленьком северном приходе знали в Москве, и 19 марта 1914 года от Сергея Семеновича Мишкова из Первопрестольной была получена риза на икону св. Целителя Пантелеимона.
Отец Николай не оставлял без внимания ни одно историческое событие. В день 200-летия со дня рождения Ломоносова в аныбской церкви совершалась о нем панихида. Заупокойное богослужение состоялось и в день смерти премьер-министра Петра Аркадьевича Столыпина.
Батюшка держал руку на пульсе всех событий, происходящих в мире. Когда началась война с Турцией, «17 августа 1915 года был учрежден приходской Попечительский Совет в оказании помощи семьям солдат под председательством священника Николая Доброумова, который оказал помощь на сумму 136 руб. 40 коп. 91 семейству. А с началом войны открыто Волостное Попечительство, с 2 января 1915 года председателем избран тот же священник», — читаю в летописи аныбской церкви.
События трагического 1917 года священномученик Николай Доброумов фиксирует с предельной точностью:
«14 марта вследствие произошедшего переворота избран на сходе Временный Волостной комитет.
25 марта оглашен акт об отречении Государя-Императора от престола».
А 11 мая, в день Вознесения Господня, на приходе села Аныб произошло событие, на первый взгляд, необъяснимое. Вот как сам отец Николай рассказал об этом: «Я удивлен был чрезмерным скоплением народа у комитета, они расставились шпалерами по обе стороны дороги до дома, где квартировал секретарь комитета. Выводят четверых людей голыми: две женщины и двое мужчин. Доводят их до дома комитета — и что потом там происходило, неизвестно. Так, оказалось, была понята здесь свобода, и это устроилось под влиянием солдат, прибывших с фронта». 25 мая, в Троицын день, на вечерне отец Николай провел беседу о событии 11 мая, разъясняющую всю пагубность и непристойность поступка.
Родовой храм
Но уже незадолго до 1917 года в селе Аныб стали происходить тревожные события, на которые батюшка обращает внимание:
1909 год: «3 августа церковный сторож Василий Иакимов Нестеров обнаружил взлом в церкви. Вор был найден….».
1914 год: «9 мая, в день храмового праздника, около 9 часов крестьянин села Аныб… выстрелом из ружья убил крестьянина Егора Андреевича Лобанова».
Почему же за все время образованный батюшка ни разу не попросил о переводе его на другой приход?
Ответ нахожу в библиотеке села Аныб. Заведующая книжным царством Валентина Главатских заранее подготовила все материалы, которые в разные годы публиковались о священномученике Николае Доброумове в местной районке и других изданиях. Именно здесь мне посчастливилось сделать очень важное открытие, которое повлекло за собой расследование, посвященное родословной священномученика.
Так, изучая клир Аныбского храма, я выяснила, что еще с 1860 по 1869 году здесь служил другой представитель рода Доброумовых — Матфей Васильевич Доброумов. О нем сохранилось совсем немного сведений. Он был сыном священника Халезской Введенской церкви Никольского уезда Василия Симеоновича. К моменту окончания Вологодской духовной семинарии Матфею Васильевичу было 32 года. После храма села Аныб он служил в церквях Кадниковского уезда.
Следующее упоминание представителей священнического рода Доброумовых будет связано с освящением придела Преображения Господня нового каменного храма села Аныб, которое 29 декабря 1895 года совершил благочинный Николай Михайлович Доброумов — отец священномученика Николая Доброумова.
Позже, читая летопись аныбского храма, я неоднократно встречала информацию о пожертвованиях на вечное поминовение рода Доброумовых, которые делала мама священномученника Николая Доброумова и вдова покойного благочинного Николая Доброумова. Апполинария Филофеевна доставила в аныбскую церковь «крест напрестольный серебряный византийской работы с рельефным Распятием, высотой 8 вершков, весом два с четвертью фунта, стоимостью 130 рублей. Изготовлен нарочно в Москве. Жертвовательница и Св. Евангелия и других многих вещей…»
В 1912 году 12 июня она доставила полное священническое облачение. В 1914 году опять жервовательница, вдова Апполинария Доброумова из Усть-Кулома, выслала в церковь Евангелие молебное бархатное с серебряными наугольниками. Это позволило говорить о том, что храм в Аныбе был родовым для священников Доброумовых. Здесь, как выяснилось, служили все представители немногочисленной коми-зырянской ветви Доброумовых. След священников Доброумовых в истории России мне удалось отыскать в исследованиях нижегородца Сергея Соколова.
Дворянский род Доброумовых
Благодаря краеведу Анне Малыхиной состоялось наше виртуальное знакомство с потомком священномученика Николая Доброумова — Сергеем Соколовым. В ответ на мою просьбу оказать содействие в подготовке данной статьи от Сергея пришло письмо незамедлительно: «Доброумовы — одна из интересующих меня фамилий, так как моя прабабушка была Доброумовой и, кстати, приходилось двоюродной сестрой Николаю Михайловичу Доброумову (отец священномученика Николая Доброумова — прим. Н.П.). Но каких-то семейных историй, фотографий по этой линии не сохранилось, и по более близким родственникам информация в основном получена из архивов…».
На сайте Сергея Соколова, посвященного его родословной, я обнаружила информацию о представителе рода Доброумовых, благодаря которому они получили свое дворянство. Им оказался коллежский советник Павел Николаевич Доброумов (1824–1884) — сын диакона Леденгской Спасской церкви. По окончании курса наук в Вологодской духовной семинарии со званием студента 1-го разряда в 1846 году Высочайшим приказом от 10.12.1847 года был определен в Вологодскую Казенную палату канцелярским чиновником с утверждением в чин коллежского регистратора. Высочайшим приказом произведен в губернские секретари. Трудился в должности бухгалтера Казенной палаты. Указом Правительствующего Сената произведен в титулярные советники. Постановлением Казенной палаты определен старшим чиновником особых поручений. Указом Правительствующего сената за выслугу лет был произведен в надворные советники, затем в коллежские советники. За свою безупречную и многолетнюю работу предок священномученика Николая Доброумова был всемилостивейше пожалован кавалером ордена Св. Владимира с грамотой за беспорочную тридцатипятилетнюю выслугу в классных чинах и утвержден в потомственном дворянстве!
Много предки священномученика Николая Доброумова потрудились на ниве просвещения людей. Среди выдающихся педагогов Доброумовых я встретила Андрея Александровича Доброумова. Он окончил Вологодскую духовную семинарию. Работал сначала псаломщиком Орловской Троицкой церкви. Был учителем Красавинского сельского училища. Ему посвящает несколько благодарных строк священник Сергей Непеин — автор книги «Вологда прежде и теперь», изданной в 1906 году: «Широкая волна просветительского движения… коснулась и нашего далекого, глухого и малокультурного края. Отдельные, немногочисленные примеры возникновения народных библиотек встречаются в Вологодской губернии уже в конце 1880-х годов. Относительно 1870-х годов нам известен лишь один пример: это устройство народной библиотеки и народных чтений при Красавинской полотняной и льнопрядильной фабрике В.-Устюгского уезда учителем фабричного училища А.А. Доброумовым, человеком высокообразованным и гуманным. Доброумов умер в начале 1880-х годов, но память о нем еще до сих пор жива среди местного фабричного и крестьянского населения, где этот безвестный труженик сеял «доброе, честное, вечное». Поистине, это был первый работник по внешкольному образованию в нашем крае».
Другой предок священномученика Николая Доброумова — Сергей Иванович Доброумов (1858-после 1916) — был кандидатом Московской духовной академии, помощником смотрителя Донского духовного училища в Москве и автором книги «Донской монастырь в Москве».
Кандидатом Московской духовной академии и преподавателем Волынской духовной семинарии был и Николай Иванович Доброумов (1864-после 1917).
Много учителей было и среди представительниц рода Доброумовых. Александра Ивановна Доброумова (1867-?) преподавала в Александро-Мариинском училище (1894). Софья Ивановна Доброумова (1868-1919) трудилась учительницей в школе комитета «О просящих милостыню» (1894). Похоронена на кладбище Алексеевской обители в Москве. Галерею учителей Доброумовых продолжил и священномученик Николай.
Законоучитель
Изучая материалы архивов, я была поражена, какую огромную преподавательскую деятельность вел священномученик Николай Доброумов. Во время служения в селе Помоздино он был законоучителем в Помоздинских земских мужском и женском училищах (1899–1903), преподавал в Вольдинском сельском училище (1901–1903), заведовал Роздинской школой грамоты (1899–1903). В Усть-Куломе он был законоучителем земского училища (1903–1907), заведующий Донской школой грамоты (1903–1906). В 1903 году был утвержден членом попечительского совета V благочиннического округа Усть-Сысольского уезда. Во время служения в селе Аныб состоял законоучителем местной церковно-приходской школы, Лунпокинского земского училища Аныбской волости (с 1914 г.).
Руч
А в соседнем с Аныбом селе Руч, в котором батюшка Николай трудился законоучителем земского училища с 1907 по 1910 год, мне удалось побывать. Но я и подумать тогда не могла, что именно в селе Руч меня ждет самое главное открытие…
Руч оказался крепким населенным пунктом, в котором сегодня проживает 700 человек, работают школа и больница. Но самое яркое впечатление произвел старинный Сретенский храм. После закрытия храма в 1933 году здесь разместился клуб, а на втором этаже уже в наше время была оборудована православная молитвенная комната.
— Храм в Руче начали строить в 1905 году, а освятили в 1910, и сразу батюшки стали вокруг храма создавать лиственную рощу. Есть здесь и могучие деревья, посаженные священником Николаем Перебатинским, — рассказала местная прихожанка Ангелина.
Батюшка суровых лет
Настоятель Сретенской церкви села Руч отец Николай Перебатинский был ближайшим соседом священномученика Николая Доброумова. Трагически сложилась и его жизнь. Арестовывался он неоднократно. Последний раз был арестован в 1932 году. Обвинялся в участии в якобы организованной осенью 1931 года в селе Руч контрреволюционной группировки, ставившей своей целью «срыв всех мероприятий, проводимых партией и Советской властью». Осужден был тройкой при ПП ОГПУ Северного края по ст. 58-12 УК РСФСР и приговорен к пяти годам ссылки. По словам местной прихожанки Ангелины, батюшка умер в Ухтпечлаге.
На территории Сретенского храма, в тени вековых деревьев, покоится ныне супруга отца Николая Перебатинского — матушка Лидия с младенцем Алексием. Женщина умерла во время родов.
Сохранился и дом батюшки Николая, в котором бывал священномученик Николай Доброумов. Сегодня здесь располагается сельский детсад. А на обелиске, который стоит на месте бывшей просворни, высечены имена четырех сыновей отца Николая Перебатинского, погибших в годы Великой Отечественной войны.
Здесь Пасха каждый день
Входим в молитвенную комнату села Руч — и замираем на пороге. У сопровождающих меня жительниц села Аныб выступают на глазах слезы — не ожидали увидеть такой дивной красоты малый храм на далеком северном приходе… Мы вновь пережили в этот день радость Светлого Христова Воскресения, потому что праздник Пасхи здесь каждый день — так торжественно, так уютно, с такой любовью все было устроено здесь.
Благоустройством храма по благословению батюшки занимается Ангелина, она же написала и все иконы для родного молитвенного дома.
Среди святынь я с удивлением заметила песочек с Ганиной Ямы, камень с Алапаевска.
— Я была участницей крестного хода в Екатеринбурге в честь святых Царственных мучеников и привезла святыни для нашего храма, — объясняет Ангелина.
После участия в памятном крестном ходе были написаны моей собеседницей иконы Божией Матери «Державная», Преподобного Серафима Саровского и святых Царственных мучеников.
— А как вы начали писать иконы? — интересуюсь я.
— Специально иконописи я нигде не училась, — призналась прихожанка. — А рисование было моим любимым занятием с детства. Свою первую икону Божией Матери «Неупиваемая Чаша» я написала по заказу одной женщины. Она же передала мне книжечку акафиста этому образу Божией Матери, где была черно-белая икона Богородицы. Икону я написала гуашью и на простой бумаге, подарила этой женщине, а через некоторое время ее сын перестал пить, женился, и жизнь его исправилась. После этого заказы на меня посыпались. Но мои первые иконы были написаны все же для родного храма. А сейчас уже их можно увидеть во многих церквях Усть-Куломского района.
Написала Ангелина и иконы новомучеников, в земле Коми просиявших. Среди них мы увидели образ священномученика Николая Доброумова. Не оставляет батюшка своими молитвами этот малый приход…
И снова Руч
Под впечатлением увиденного тепло прощаемся с Ангелиной, выражая надежду на скорую встречу. Но я и представить себе не могла, что мое желание сбудется так скоро… Не прошло и часа после нашего расставания, как мы вновь вернулись в Руч и по всему селу разыскивали Ангелину, которая пишет иконы. Все дело в том, что когда мы уже возвращались домой, нас застал телефонный звонок от нее: Ангелина сообщала, что у нее дома хранится подарок священномученика Николая Доброумова, который она забыла нам показать.
Ангелину мы отыскали уже под вечер, устало бредущей по улицам родного села с охапкой сена, которое она накосила для козочек. Свалив свою поклажу, женщина пригласила нас в дом и через несколько минут вынесла Святое Евангелие, выпущенное Синодальной типографией Петрограда в 1916 году, которое священномученик Николай Доброумов подарил Николаю Михайловичу Лобанову, дедушке Ангелины. На Евангелии рукой священномученика Николая Доброумова была сделана надпись: «Выдано сие Св. Евангелие кончившему курс Аныбской церковно-приходской школы крестьянскому сыну деревни Мало-Аныбской, Аныбской волости, Николаю Михайловичу Лобанову от школы. 1916 года 18 августа № 130. Заведующий школой и Законоучитель, священник Николай Доброумов. Учительница Надежда Суворова». На Евангелии стояла и печать Аныбской Преображенской церкви.
— Это Евангелие сохранилось в нашей семье, и бабушка перед смертью отдала его моей маме, — поведала Ангелина. — Мой дедушка родился в деревне Малый Аныб. А в Аныбе он учился в церковно-приходской школе в то время, когда там преподавал священномученик Николай Доброумов, пел мой дедушка и на клиросе. Погиб он в годы Великой Отечественной войны в Смоленской области, где и похоронен.
В семье Ангелины сохранилось единственное фото бывшего ученика священномученика Николая Доброумова, Николая Лобанова.
Август 1937-го
Возвращаюсь в Сыктывкар, чтобы выполнить печальную часть исследования, посвященного священномученику Николаю Доброумову, и поработать с протоколом допроса батюшки. Известно, что после революции отец Николай жил в селе Дон Усть-Куломского уезда Коми АО, служил священником в Донской Вознесенской церкви. После закрытия храма в 1935 году совершал требы на дому. На заседании Президиума КОИК от 26.12. 1935 г. постановили: «молитвенное здание ликвидировать и зачислить в состав национализированного имущества в ведение Устькуломского Райисполкома».
11 августа 1937 года отца Николая арестовали. Батюшку содержали под стражей при Сыктывкарской тюрьме НКВД.
Изучая анкету арестованного, пытаюсь представить, как жил отец Николай в это тяжелое для него время и кто поддерживал его. Так выяснилось, что в селе Дон батюшка проживал в казенном церковном доме. В хозяйстве была одна корова. Из семьи в селе Дон на момент ареста отца Николая находились его супруга, Антонина Михайловна, и сестра батюшки, Анна Николаевна Доброумова.
Протокол допроса священномученика Николая Доброумова совсем короткий — всего несколько листочков. Но и этот небольшой документ свидетельствует о несгибаемой воле святого XX столетия. Приведу лишь фрагмент:
«Вопрос: У себя на квартире вы устраивали нелегальные сборища церковников, где под видом религиозных бесед проводили контрреволюционную агитацию, направленную на срыв мероприятий партии и правительства. Расскажите, когда, где, кто присутствовал, и какие контрреволюционные разговоры вы проводили?
Ответ: Нелегальные сборы церковников у себя на квартире, а также у других людей я не проводил, и контрреволюционной деятельностью я не занимался».
Но произведенным расследованием было установлено, что «обвиняемый Доброумов у себя на квартире устраивал нелегальные сборища церковников, на которых под видом богослужений вел контрреволюционную агитацию, направленную против мероприятий Партии и Правительства... Допрошенный в качестве обвиняемого Доброумов виновным себя не признал, но достаточно изобличается показаниями свидетелей».
Изучив обвинительное заключение, выяснила также, что батюшке также вменялось в вину то, что он «вел контрреволюционную агитацию против коллективизации. Клеветал на налоговую политику и Новую Сталинскую Конституцию. Распространял контрреволюционные слухи пораженческого характера о войне и гибели советской власти»1.
На заседании тройки УНКВД Коми АССР от 23. 08.1937 г. постановили: обвиняемого по ст. 58 п.10, ч. II УК РСФСР Доброумова Николая Николаевича расстрелять.
Приговор был приведен в исполнение 25 августа 1937 года в Сыктывкаре.
На месте расстрела
Свое исследование, посвященное священномученику Николаю Доброумову, завершаю в лесу поселка Верхний Чов, где, по свидетельству историков, происходили массовые расстрелы новомучеников в 1937 году. Но можно ли сказать, что работа по сбору сведений о святом Николае Доброумове завершена? Нет. Слишком много населенных пунктов в Коми связаны с деятельностью новомученика. Убеждена, что продолжение будет!
А кто такой Николай Иванович Доброумов - преподаватель Волынской духовной семинарии. Фото: https-sokolov.ruindex.php ?
Если отец святого - ...в семье смотрителя Усть-Сысольского духовного училища Николая Михайловича Доброумова родился будущий священномученик.
Ошибка в отчестве?