Воздушные мытарства. Мытарство семнадцатое: «Не прелюбодействуй»

Цикл «Путь всей земли». Беседа 19-я

Берегись... всякого вида распутства...
и не ищи никого помимо жены твоей,
чтобы не погибнуть... (Тов.4, 12, 13).

«Следующее мытарство было мытарством прелюбодеяния, где истязуются грехи живущих в супружестве: если кто не сохранил супружеской верности, осквернил свое ложе – здесь должен дать отчет. Истязуются здесь также и те, кто грешен в похищении для блуда, в насилии[1]. Здесь же испытывают лиц, посвятивших себя Богу и давших обет целомудрия, но не сохранивших свой обет и впавших в блуд; истязание этих особенно грозно. На этом мытарстве я оказалась много грешной, меня уличили в прелюбодеянии, и злые духи уже хотели похитить меня из рук Ангелов и отвести на дно ада. Но святые Ангелы много спорили с ними и едва искупили меня, оставив все добрые дела мои здесь до последнего и весьма много прибавив из сокровищницы преподобного Василия. И взяв меня от них, отправились далее».

Мытарство 17-е, прелюбодеяния Мытарство 17-е, прелюбодеяния
    

На этом мытарстве истязуются те, которые не сохранили чистоты брачного венца (нарушили супружескую верность), и те, которые нарушили обеты целомудрия, данные также в Церкви.

Казалось бы, что общего между давшим обет целомудрия и нарушившим его и вступившим в законный церковный брак и изменившим супруге?

И монашеские обеты, и брачные обеты даются в Церкви, перед крестом и Евангелием

В действительности, между первым и вторым общего более чем много, так как и монашеские обеты целомудрия, и брачные обеты даются в Церкви в присутствии духовенства, перед крестом и Евангелием. И в этом смысле прелюбодеяние – значительно худший грех, чем грех блуда и извращений, потому что попирает не только приличия естественного целомудрия и общественной морали, но и бросает вызов Богу... Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).

«Потом, представляя, как страшно нарушать это повеление, и утверждая закон, не сказал: итак, не расторгайте, не разделяйте, но: что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Если ты ссылаешься на Моисея (разрешавшего по жестокосердию иудеев развод – О.С.), то я указываю на Господа Моисеева (запретившего развод – О.С.) и притом утверждаю древностью установления. Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их. И этот закон (о запрете разводов – О.С.) есть самый древний (хотя и вводится, по-видимому, теперь только Мною), и установлен с особенным тщанием. Не просто Бог привел мужа к жене, но велел оставить и матерь, и отца; и не просто приказал прийти к жене, а прилепиться, самими словами показывая нерасторжимость. Но и этим не удовольствовался; Он еще потребовал другого соединения, теснейшего: и будут, говорит, два одною плотью»[2].

Развод выглядит как мятеж мужчины и женщины против Создателя

Таким образом, запрет на развод подтверждается авторитетом Бога, а согласие на развод в связи с этим выглядит как мятеж мужчины и женщины против Создателя. Следовательно, вступившие в церковный брак и нарушившие его обеты представляются преступниками против авторитета Бога и ругателями Его воли.

Подобно тому, существует принципиальная разница, когда в грех блуда впадает монах, давший обеты целомудрия, или обычный человек, не дававший подобных обетов. И грех священнослужителя выглядит более скандально и непристойно, нежели грех мирянина. Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12, 47–48).

Грех священнослужителя выглядит более скандально, нежели грех мирянина

«Через это Господь показывает, что наказание, заслуженное учителями, будет большее. Учителям дается и вверяется: «дается», например, дарование творить чудеса, врачевать болезни, а «вверяется» им дарование слова и учительства. Господь сказал: «больше взыщут» не при слове «дается», но при слове «вверяется». Ибо при даровании слова поистине нужно делание, и с учителя взыскивается больше. Он не должен оставаться беспечным, но должен приумножать талант слова. Итак, слова «и от всякого, кому дано» ты должен разуметь так: кому много отдали в рост. Ибо предметом, отдаваемым на хранение, здесь Он назвал рост. Иные спрашивают: пусть так, что справедливо наказывается знавший волю господина и не делающий по ней; но почему наказывается тот, кто не знал? Потому что и он мог узнать, однако ж не захотел, а по беспечности сам сделался виновным в незнании. Итак, он достоин наказания за то, что добровольно не узнал. Устрашимся, братие! Ибо если тот, кто совершенно не знал, достоин наказания, то какое извинение оправдает согрешающих при знании, особенно если они были учителями? Подлинно, осуждение их очень тяжело»[3].

Когда в Манеже в Москве рубили иконы, то многие оскорбились и возмутились. И это законное оскорбление и возмущение! Но развод в христианской среде, кроме установленных причин, есть не менее страшное преступление, так как взаимоотношения между Христом и Церковью и есть икона взаимоотношений между мужем и женой. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа ( Еф. 5, 28–33). То есть, как мы ранее обращали внимание: всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела (1 Кор. 6, 18); таким образом, христианин, замешанный в чем-то подобном, грешит против Тела Христова – Его Церкви. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии (1 Кор.6, 19–20).

Прославлять Бога и в телах ваших и в душах ваших – означает вести чистый образ жизни в телесном и духовном смысле, для чего Церковь особым образом и освящает брачные отношения между мужчиной и женщиной.

«Восславим Бога и станем носить Его в чистом и незапятнанном теле с большим тщанием! Мы, искупленные кровью Христа, станем следовать правилам нашего Искупителя с послушанием слуг! Будем же бдительно следить за тем, чтобы не приносить в храм Божий (то есть в храм нашего тела – О.С.) чего-нибудь грязного и извращенного, дабы Он, оскорбленный, не оставил обиталища Своего!»[4]

Таким образом, мы устанавливаем, что целомудрие есть удел не только монашествующих, но и всех христиан, которые не должны оставлять его (целомудрия) правил приличия и в супружестве, и одиночестве, вне каких-либо обетов.

Проблема греха прелюбодеяния заключается и в том, что измена одного из супругов – это грех не только против собственного тела и души, но и грех против супруга или супруги. При этом вторая половина может и не знать о содеянной измене. Не знать! Значит, и не исповедоваться в грехе. А грех, очевидно, присутствует, ибо нельзя сожительствовать с неверной женой или с неверным мужем. Итак, совершивший прелюбодеяние грешит и против своей души и тела, и против души и тела своей супружеской половины. И не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности (Рим. 6, 13).

«И члены наши суть орудия праведности для Бога. Он показал, что тело не есть зло, но благое создание Божие. Ибо если оно всецело и правильно управляется душою, то в состоянии служить Богу»[5].

С другой стороны, совокупившийся с блудницей становится с ней одной плотью; потом через совокупление с законной женой и ее вводит в эти порочные отношения. Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть (1 Кор. 6, 16).

«Говорит это апостол, поскольку кто смешение со скверным совершает, одно составляет с тем, с кем смешивается. Блуд делает двоих одним: как по плоти, так и в бесчестии одно суть»[6].

Таким образом, все мужчины, переспавшие с этой блудницей ранее, вносят и свою оскверненность в жизнь женатого мужчины, вступившего в союз с этой же блудницей. Для гетеросексуальных мужчин это настоящее потрясение и конфуз!

Причем пятно (порча) нечистоты подобных отношений передается и далее. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует (Мф. 5, 32). То есть единственная причина прекращения брака – это неверность одного из супругов (прелюбодеяние). Другая возможная причина – смерть одного из супругов. Сказано: Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе (1 Кор. 7, 39). Другими словами, вдовая христианка и вдовый христианин могут вступить повторно в брак только с братом или сестрой по вере – за кого хочет, только в Господе.

«Если муж или жена умрет, говорю я, и один из них вступит в брак, согрешает ли вступающий в брак? Не согрешает, говорит он (апостол Павел – О.С.), но если останется сам по себе, то приобретает себе большую честь и великую славу у Господа. Но если вступит в брак, не согрешает»[7].

Но если на момент обращения в веру одного супруга другой был неверующий, верующий не имеет права оставлять свою половину, если она и остается неверующей. И жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святыПочему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? (1 Кор. 7, 13 –14, 16).

«Апостол сказал это о том случае, когда язычниками были оба, и первоначально один из них уверовал»[8].

Только в этом случае Церковь признаёт нецерковный брак. Верующим же категорически не рекомендуется вступать в брак с неверующими, но только в брачный союз с другими верующими, братьями и сестрами... Возьми себе жену из племени отцов твоих, но не бери жены иноземной... Издревле отцы наши – Ной, Авраам, Исаак и Иаков. Помни, сын мой, что все он брали жен из среды братьев своих и были благословенны в детях своих, и потомство их наследует землю (Тов. 4, 12).

Причем апостол Петр настаивает, что верующие жены могут обратить неверующих мужей в веру только одной своей чистотой и кротостью, без всяких слов. Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие (1 Пет. 3, 1 – 2).

«Следует заметить, что блаженный Петр хочет, чтобы жены добрые и честные повиновались мужьям неверующим, при том условии, что они (то есть жены. – О.С.) не только не будут наносить никакого ущерба их власти (то есть власти неверующих мужей. – О.С.), но и будут неодолимо упорны в жизни столь чистой, чтобы служить также и для своих мужей примером чистоты и веры»[9].

В наше время христиане допускают разводы по незначительным причинам, вплоть до того, что мужу не нравится, как жена готовит еду, а жену возмущает маленькая зарплата мужа. Хотя чаще это результат нередких семейных сор и конфликтов. Но если бы супруги строго следовали предписаниям Откровения Божия, то подобное было бы невозможно, так как в Библии зафиксированы все позиции, и она регулирует любые неувязки во взаимоотношениях между членами одной семьи.

Например, об обязанностях мужа по отношению к жене сказано: Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах. Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры (1 Пет. 3, 7–8). То есть супругам надо держаться единомыслия веры, помнить, что они не только муж и жена, но брат и сестра по вере во Христа, проявлять милосердие, быть дружелюбными и учиться со смирением уступать друг другу.

«Наставив к послушанию жен, апостол увещевает и мужей быть к ним долготерпеливыми. Он указывает и на другую причину для долготерпения – чтобы не было препятствий молитвам, ведь домашние распри являются препятствием для Божьих дел»[10].

Об обязанности жены перед мужем сказано: Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха (1 Пет. 3, 3–6).

Впрочем, в некоторых случаях и верующий муж должен прислушиваться к верующей жене, внимая ее советам. Но Бог сказал Аврааму... во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее... ( Быт. 21, 12).

Святитель Иоанн Златоуст рекомендует молодым людям, вступающим в брак, с такими словами обращаться к собственным супругам:

«Я принял тебя в свои объятия, и я люблю тебя, и я предпочитаю тебя даже жизни моей. Ибо здешняя жизнь – ничто, и самая пламенная мечта моя – прожить ее с тобой так, чтобы быть уверенным, что мы не будем разлучены в той, что нам уготована... Любовь твоя для меня превыше всего, и нет мне большего огорчения, чем не иметь тех же мыслей, что и ты»[11].

Подобно и в Книге Товита мы находим возвышенные молитвенные слова благодарения Богу за счастье чистой семейной жизни: Когда они остались в комнате вдвоем, Товия встал с постели и сказал: встань, сестра, и помолимся, чтобы Господь помиловал нас. И начал Товия говорить: благословен Ты, Боже отцов наших, и благословенно имя Твое святое и славное во веки! Да благословляют Тебя небеса и все творения Твои! Ты сотворил Адама и дал ему помощницею Еву, подпорою – жену его. От них произошел род человеческий. Ты сказал: нехорошо быть человеку одному, сотворим помощника, подобного ему. И ныне, Господи, я беру сию сестру мою не для удовлетворения похоти, но поистине как жену: благоволи же помиловать меня, и дай мне состариться с нею! И она сказала с ним: аминь. И оба спокойно спали в эту ночь (Тов. 8, 4–9).

Таким образом, при наличии любви и взаимопонимания между супругами и может оберегаться святость брака, удаляющая от человека преступление прелюбодеяния и блуда (как неупорядоченного движения любви). Так как само слово «прелюбодеяние» в славяно-русской традиции означает «перелюбил». Что и означает искажение характера и смысла любви, как светлого и чистого чувства (его замутнение). Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться (1 Кор. 7, 9).

«Увидел ли ты благоразумие Павла, как он показывает и превосходство воздержания, и не принуждает того, кто не может воздержаться, боясь, чтобы не произошло падение? Ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться. Он показал, как велика сила похоти. А смысл его слов следующий: если ты чувствуешь сильное влечение и разжжение, избавь себя от труда и изнурения, дабы не развратиться»[12].

Так как на 17-м мытарстве истязуются не только прелюбодеи, но и нарушившие монашеские обеты целомудрия и безбрачия, мы не можем не коснуться и этого вопроса. Особенно в наше время, когда появилось множество ругателей монашеской жизни.

Безбрачие в Церкви установлено для тех, кто может вместить, как сказано: Есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царствия Небесного. Кто может вместить, да вместит (Мф. 19, 12). Здесь имеется в виду не физическое оскопление, которое всегда осуждалось Церковью, но духовное, как наивысшая форма воздержания.

"Есть скопцы от рождения, они по природе фригидны и не склонны к похоти. Другие становятся скопцами от людей: такими их делают философы, либо они теряют способность к сексу через почитание идолов, либо они по еретическим убеждениям симулируют целомудренность, ложно принимая это за истинное благочестие. И никто из них не последует в Царство Небесное, но лишь тот, кто «оскопляет» себя Христа ради. Потому и добавляет Он: Кто может вместить, да вместит, – чтобы каждый из нас взвесил свои силы, может ли он исполнять условия девственности и целомудрия. Само по себе целомудрие привлекательно и манит к себе. Но силы надо измерить, чтобы кто может вместить, да вместил. Мы словно бы слышим голос Господа, Который призывает воинов Своих получить награду за целомудренность: кто может вместить, пусть вместит; кто может сражаться, пусть сражается, пусть победит и увенчается триумфом"[13].

Цель безбрачия – целесообразность в деле церковного служения

Цель безбрачия – целесообразность в деле церковного служения. Апостол Павел ясно высказался по этому вопросу: А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене… (1 Кор. 7, 32–33); и выше он сказал: Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль. Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть как не имеющие (1 Кор. 7, 28–29).

«Павел объяснил причину, почему девство предпочтительнее брака: не относительно сожительства или воздержания от сожительства, но относительно того, что брак полон забот, а девство [позволяет] занимать ум благочестием по Богу»[14].

И далее мы переходим к следующему, 18-му мытарству, на котором истязуются запятнавшие себя содомским разжжением – гомосексуализмом...

Протоиерей Олег Стеняев

21 августа 2017 г.

[1] Данный грех более относится к блуду и здесь исследоваться не будет.

[2] Иоанн Златоуст, свт.. Гомилии на Евангелие от Матфея.

[3] Блаженный Феофилакт. Толкование на Евангелие от Луки.

[4] Киприан Карфагенский. Об одеяниях дев.

[5] Феодорит Кирский. Толкования на послания святого Павла.

[6] Амвросиаст. На Послания к Коринфянам.

[7] Пастырь Ермы 4.4.

[8] Амвросиаст. На Послания к Коринфянам.

[9] Беда Достопочтенный. О семи Кафолических посланиях.

[10] Север Aнтиохийский. Фрагменты.

[11] Иоанн Златоуст. Гомилия на Послание к Ефесянам 20, 8.

[12] Иоанн Златоуст. Гомилия 19 на 1-е послание к Коринфянам.

[13] Иероним Стридонский. Комментарии на Евангелие от Матфея.

[14] Севериан Габальский. Фрагменты.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Грехи против Таинства Брака, по святым отцам IV века Грехи против Таинства Брака, по святым отцам IV века
Священник Константин Михок
Грехи против Таинства Брака, по святым отцам IV века Грехи против Таинства Брака
По святым отцам IV века
Священник Константин Михок
Супружеская измена — это великий грех, тяжкое нарушение воли и Закона Бога и всегда является прелюбодеянием. Святитель Иоанн Златоуст предельно ясно определяет, в чем состоит грех прелюбодеяния и как ему нужно противостоять.
Все вернулось до мелочей. Рассказ Все вернулось до мелочей. Рассказ
Мария Сараджишвили
Все вернулось до мелочей. Рассказ Все вернулось до мелочей
Рассказ
Мария Сараджишвили
– Я должна рассказать тебе что-то важное! Такое вступление четко гарантировало какую-то глобальную неприятность.
Назидание из глубины Назидание из глубины
Прот. Андрей Ткачев
Назидание из глубины Назидание из глубины
Протоиерей Андрей Ткачев
Узнаем себя, вглядываемся в написанное. Есть желание, похоть, которая, зачавшись, рождает грех. И жизнь не мила, и деться некуда, ибо огонь – внутри. И болеет человек, страдает. Оттого и состояние называется «страстью».
Комментарии
Роман Бобровский16 января 2019, 05:41
Спасибо
Юлия23 октября 2017, 10:56
Добрый день. Как на сайте можно задать вопрос священнику? Подскажите.
Алипия 2 октября 2017, 08:29
Я думаю, поводов для развода может быть больше, чем только прелюбодеяние одного из супругов. Можно сколь угодно долго ссылаться на святых отцов и призывать к смирению, но жить, например, с алкоголиком - то ещё веселье. И неизвестно, как долго стерпели бы те же святые отцы, если бы оказались на месте жены, чей муж систематически ставит всю семью в неприятную и опасную ситуацию. Прописные истины - это красиво и наивно. В жизни всё по-другому.
Иоанна_25 августа 2017, 12:11
Дмитрий, конечно, оба виноваты. Вот медовый месяц или даже год кончился, пошли детки, жена то беременная, то кормит, гармония нарушена. Кто виноват, если муж найдёт себе другую (а ещё чаще другая сама найдёт его)? Теперь жена, чтобы не усугублять свою вину, как я понимаю, должна немедля писать правящему архиерею прошение о разводе. Голодная смерть с маленькими детьми на руках, очевидно, будет меньшим грехом. Ещё надо срочно приобретать вторую стиральную машинку, так как даже одежда грешника оскверняет... А если серьёзно, то и в "Социальной концепции", и у св.отцов говорится, что измена является основанием для развода, но нигде нет ПРИЗЫВА немедленно разводиться, а иначе - грех, грех, грех...
Наталия25 августа 2017, 09:54
Дмитрий, вот святой Монике изменял муж-язычник. Она была в этом виновата, как вам кажется?
Кстати, по ее молитвам и святости в конце жизни он стал христианином. Так была виновна святая в его изменах?
Наталия25 августа 2017, 00:51
Дмитрий, вот святой Монике изменял муж-язычник. Она была в этом виновата, как вам кажется?
Кстати, по ее молитвам и святости в конце жизни он стал христианином. Так была виновна святая в его изменах?
Дмитрий24 августа 2017, 16:54
Хочу высказать свое мнение,Наталье - да,в паре виноваты оба..если муж идет налево,то это зависит от двоих,а не конкретно от одного из супругов - когда в паре царит гармония,то даже мыслей нет изменять.я думаю так
Прот. Олег Стеняев24 августа 2017, 11:48
Анна!
Ситуацию которую Вы описали, надо признать, как основание для жены - развестись.
И если развод будет правильно оформлен, она может вступить во второй брак.
Кстати! Грех всегда оскверняет людей, даже напрямую не имеющих к нему отношения. Примеров из Писания масса... Когда блудодеяние одного, оборачивалось трагедией для многих, имевших общение с ним (Чис.25,8).
Наталия Ростова24 августа 2017, 08:53
Благодарю, Вас, батюшка за ответ.Кратко, но доходчиво. Храни,Вас,Господь!
Мария 24 августа 2017, 01:05
Отец Олег, не слишком ли примитивное толкование взаимосвязи между грехами отцов и наказанием детей? Потому как все пишут о том, что Господь терпит на отцах, но не терпит на детях, согревающих грехами отцов. То есть тут не смирятся надо, а радоваться Божьему долготерпению и милости к грешным людям. Нет наказания без вины. Возможно, этому нужно посветить отдельную статью...
Анна24 августа 2017, 00:08
Здравствуйте, отец Олег! Благословите!
Скажите пожалуйста, слова Христа "... женившейся на разведенной прелюбодействует" относятся к невенчанному браку? Например, если два человека расписались в ЗАГСе. Не верующие. Затем жена уверовала. Просила мужа обвенчаться. Он отказался. Родился ребенок. Муж загулял. Жена не изменяла мужу. Потом муж привел в дом любовницу, жену с ребенком выгнал. Сам подал на развод. Жена отказывалась разводиться, готова была простить. Но по инициативе супруга брак был расторгнут. С ребенком не общается. Неужели такая женщина после развода с подлецом не может повторно выйти замуж на нормального человека, так как женившейся на ней будет прелюбодеем?
Сергий23 августа 2017, 23:24
О.Олег,дайте ответ,почему по Св.Василию,муж не может простить жене прелюбодеяние.А как мужу каяться,причащаться?В одной семье муж измнял жене,она прощала.Потом жена изменила,муж простил,сознавая,что и сам виноват.Затем ситуация дошла до развода.(Из Епархиального упр.пришло разрешение).После стало известно,что жена не один год изменяла и признала,что и второй ребёнок не от мужа.(Вышла замуж за отца ребенка).Муж,может и с холодным сердцем,простил,хотя она и не просила прощения.Прав ли муж в этой ситуации?
Иоанна_23 августа 2017, 22:40
Тот, кто обсуждает с другими людьми свою жену/своего мужа - кто это? Предатель. Потому что то, что происходит между мужем и женой - это НИКОГО не касается, это ИХ тайна. То же самое относится к совету духовника. Схиигумен Гавриил (Виноградов) говорил, что, выбалтывая то, что было сказано духовником нам лично, мы теряем благословение и из-за этого потом ничего не можем исполнить.
Прот. Олег Стеняев23 августа 2017, 17:21
Наталия! Каноны даны для того, чтобы мы знали к чему стремиться.
Но! С другой стороны, муж который решил выгнать жену, из-за прелюбодеяния, сам, как минимум, должен быть безупречным… Читаем: «…кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Ин.8,7). - Иначе, не очень понятно, кто кого должен выгнать? Но, то что муж и жена «одна плоть» (Быт.2,24), это факт который надо принять и смириться… Страдают-же дети за своих родителей (Исх.20).
Наталия Ростова23 августа 2017, 12:33
Батюшка, а разъясните,пожалуйста,ситуацию.Знаю одну семью.Муж периодически терпит "загулы" своей молодой супруги.С сыном маленьким везде сам.По 3 дня её нет дома,потом возвращается с диким плачем - прости меня любимый муж,я всё осознала,больше не буду...Он мужик верующий, и сказал мне при встрече : "Знаешь,Наталья,давно бы ей лещей по лицу надавал и выгнал бы,но батюшка на приходе сказал - терпи,терпи,терпи, а жену не выгоняй.Тем и спасёшься.И она когда-нибудь образумится." Вот и кто прав в данном случае,кого слушать? Фильм " Качели ", кстати, о неверности жены и прощении её мужем.
Прот. Олег Стеняев22 августа 2017, 10:31
Виталий!
На самом деле ветхозаветные предписания более мягкие чем новозаветные.
Так-как те люди были плотскими, а мы должны быть - духовными.
У них прелюбодеяние это незаконный половой акт; а у нас, даже помысел.
«А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5,28).
У них грех злой поступок, а у нас грех (даже) – отсутствие добра!
«Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак.4,17).

Впрочем, действующие в настоящее время церковные законы о разводе, более мягкие (чем древние церковные законы). Так как Церковь вправе соизмерять канонические нормы с обстоятельствами времени (но не в беседе о мытарствах говори
Марина Жердева22 августа 2017, 08:53
Спаси Господи о.Олег!!! Да,страшен грех прелюбодеяния и горько сознавать,что даже и крещенный народ этого не понимает и живёт "как все".И одно из составляющих ужаса этого греха- осквернение супруга,ведь муж и жена одна плоть...
Наталия22 августа 2017, 00:28
Какой ужас. Муж не может простить жену в случае измены? То есть женщина по своей нравственности выше мужчины, раз может простить измену мужу? Тогда каким образом муж, обладающий меньшей нравственностью и более слабый (ибо прощают сильные), может быть главой семьи?
А Василий Великий сам лично установил это правило, или оно установлено соборно?
Просто я читала, что Василий Великий считал (если не ошибаюсь),что если муж бьёт жену и изменяет,она должна это терпеть.Но что это является каноном, слышу впервые.Я думала, это просто его мнение,а не обязательный для всех канон.
А почему муж не может простить измену жены, из-за своей большей духовной слабости и меньшей способности к прощению?Спасибо.
Иоанна_21 августа 2017, 21:44
Что и второй из супругов, невиновный, - знает он о прелюбодеянии или нет, - также становится сопричастным этому греху и должен каяться в нём (так следует из текста статьи) - не абсурд ли это? "ИЗВНУТРЬ, ИЗ СЕРДЦА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, - все это зло ИЗВНУТРЬ ИСХОДИТ И ОСКВЕРНЯЕТ ЧЕЛОВЕКА. (Мк:7;21-23). //... Муж-же не может, в подобном случае простить жену... А если простит - согрешит? И тоже должен каяться в... прощении?
Аня21 августа 2017, 19:38
Это неправда,что общение с согрешившим оскверняет,нет такого.Кто грешит того и грех.Исповедаться в чужих грехах не нужно.Прощать за измену можно, и это не грех если простишь.Люди слабы, Господь сказал надо прощать бесконечно.
Виталий21 августа 2017, 17:26
"Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником... с таким даже и не есть вместе"
Речь про того, кто в данный момент времени является блудником, а в глаза врет
А никак не про того, кто когда-то что-то ...
Это вообще про другое - фактически про предательство

А Христос всем сказал раз и навсегда "..иди и больше не греши.."

"Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть"
Сказано про брак, а не про совокупление

А все вот эти ковыряния про мытарства, постановления, высказывания, мелочи, детали и все вот это - я извиняюсь, это не к Ветхому Завету ли? Но однако мы не евреи, не иудеи - к чему нам это?
Прот. Олег Стеняев21 августа 2017, 14:59
Речь идет не о том, что грех одного, вменяется во грех другому. Но о том, что общение с согрешившим оскверняет.
Читаем: "... гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью" (Иуд.1:23); и еще: "Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником... с таким даже и не есть вместе" (1Кор.5:11).

Жена по канонам, может простить мужа, муж-же не может, в подобном случае простить жену (Василий Великий).
Екатерина21 августа 2017, 14:24
Поддерживаю Наталью - объясните, пожалуйста, каноничность этого взгляда.Впервые слышу. И, пожалуйста, процитируйте кого-то из святых отцов, который тоже сказал бы, что муж/жена не знавшие об измене, виновны.
А если жена/муж изменил, а вторая половина проявила высокую христианскую добродетель - прощение - она неправильно поступает?
Ольга21 августа 2017, 12:42
Статья перекликается с актуальной – как оказалось - для многих темой, поднятой прот. А. Овчинниковым. После статьи еще больше утверждаешься в мысли: замуж лучше не выходить, т.к. риск измены мужа – такая уж у мужчин «любвеобильная» природа - огромен, а этот грех, как следует из написанного, ложится и на плечи жены. Лучше уж быть одной и отвечать лишь за свои грехи – не так обидно.)
Наталия21 августа 2017, 11:18
"При этом вторая половина может и не знать о содеянной измене. Не знать! Значит, и не исповедоваться в грехе. А грех, очевидно, присутствует, ибо нельзя сожительствовать с неверной женой или с неверным мужем."
Впервые такое слышу! То есть, если я узнала, что мне изменил муж, я должна в этом исповедоваться? А как называется такой мой грех? И после того, как я узнала об измене мужа, я должна с ним развестись, т.к. сожительствовать с ним нельзя? И если супруг не знает об изменах своего супруга и поэтому не исповедуется - он за измены супруга пойдет в ад? А в каком грехе исповедоваться, если не ты, а тебе изменили? Как называется такой грех?
Никогда не слышала такую точку зрения.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×