«Отцы, вы знаете, как надо по-настоящему принимать гостей? Поезжайте в Екатеринбург, в Ново-Тихвинский монастырь, чтобы увидеть – как надо принимать гостей!» Эти слова Наместника Сретенского монастыря, епископа Тихона (Шевкунова), стали благословением на паломническую поездку небольшой группы сретенских монахов к сестрам Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге.
Целью поездки был обмен опытом по совершенно практическим вопросам: посмотреть, как организованы послушания в обители сестер. Фактически паломники ознакомились не только с послушаниями, но и с внутренним укладом жизни святой обители, увидели, какие добрые плоды может принести правильная расстановка приоритетов в монашеском общежитии.
Игумения
Первое, что нас поразило, – это личная встреча игумении. В монастыре, в котором проживает 140 сестер, всегда масса хлопот по организации их жизни и труда, забот по ремонту храмов и монастырских сооружений, необходимых встреч с представителями светских организаций, которые снабжают электроэнергией, печатают книги, поставляют продукты или выполняют иные необходимые работы. И, несмотря на это, настоятельница монастыря нашла время, чтобы лично встретить нашу скромную делегацию, и сама провела экскурсию по монастырю. «Неужели мы какие-то особенные, что вы нам уделяете столько времени?» – спросил кто-то из нашей группы. «Нет, но у нас всегда особое уважение к монашествующим», – ответила матушка игумения.
Игумения Домника (Коробейникова) стоит во главе Ново-Тихвинской обители уже 10 лет. Все эти годы монастырь развивался и продолжает свой путь в будущее. Когда монастырь только возрождался (заново открыт с 1994 года), сестры ютились в подвалах единственного в обители храма святого Александра Невского. Не было ни своей земли, ни многочисленных корпусов. Единственная монастырская церковь в то время представляла жалкое зрелище и была далека от той красоты, которую там можно увидеть сейчас. Сестры фактически жили на строительной площадке, среди городского шума и суеты. Но они держались друг друга и своего духовника. Стремление к единодушию друг с другом, единство во Христе – вот что их всегда спасало.
Сегодня, при попечении митрополита Екатеринбургского Кирилла, монастырь принимает прежний величественный облик: сестрами полностью восстановлены несколько дореволюционных корпусов и два храма (освящен монастырский собор и готовится к освящению еще одна церковь), благоустроена монастырская территория, и главное – созидается монашеская, молитвенная жизнь.
Правила и распорядки
Сложно из незрелой души подготовить мироносицу, грядущую на брак Небесного Жениха
Любой монастырь стремится принимать в число ищущих подвига людей, пока они еще молоды. Молодой душе, не ведавшей порока, легче облачиться в ангельский образ. К этому располагают добрые нравы, родительское воспитание или естественная чистота души. Молодежь, как правило, легче принимает любые перемены, легче адаптируется к новым условиям жизни. Молодому человеку легче подстроить себя под остальных. Напротив, человеку, который прожил уже не один десяток лет, будучи предоставлен сам себе, который удачно или неудачно нес бремя семейной жизни, у которого привычки с годами превратились в цемент, или которому пришлось вытягивать себя из серьезных пороков, труднее перестроиться на монастырский уклад. Какая-то небольшая трудность, чья-то неуступчивость характера или просто шумная соседка или сосед могут сразу выбить из колеи. И тогда такая «великовозрастная» послушница начнет сначала ворчать, а потом станет источником скандалов и соблазнов для остальных.
Поэтому в Ново-Тихвинском монастыре отдают предпочтение тем новоначальным послушницам, которые вступают в обитель в возрасте до 30 лет. Ну, а поскольку постригать поспешно не принято, тем девам, которые пришли в монастырь в совсем юном возрасте, требуется жить в обители по многу лет, пока их житейский опыт и понимание всей ответственности перед невозвратными обетами не достигнет необходимой зрелости.
Как непросто из обычной глины вылепить сосуд, который будет не просто горшком, но произведением искусства, точно так же сложно из незрелой души или той, которую постоянно притягивают к земле мирские страсти, сформировать сосуд, достойный принятия Святого Духа, подготовить мироносицу, грядущую в белых ризах на брак Небесного Жениха. В этом тонком, ювелирном деле требуется мастерство духовника и внимательность игумении к деталям.
Семья и внешний мир
Сестры живут обособленно и сами полностью заботятся о себе
Для человека, который побывал уже не в одном русском монастыре, сразу бросается в глаза, что в Ново-Тихвинском монастыре сестры отделены большой стеной от внешнего мира. Конечно, стена эта в первую очередь духовная. Сестры стараются не смешиваться с мирскими работниками. Но есть и кирпичные высокие стены, которые создают внутреннее пространство монастыря, куда не заглядывают посторонние лица.
По словам игумении Домники, им очень непросто поддерживать отделение сестер от наемных работников, которые вносят в общину совершенно иной, мирской, дух. Сестры живут обособленно и сами полностью заботятся о себе. Сами готовят еду, стирают, чинят имущество, работают с техникой или оформляют документы. На их территории нет прогуливающихся паломников или случайных прохожих. Только там, где есть необходимость контактировать с внешним миром, например, в магазине церковных изделий или на закупках продуктов для трапезной, работают нанятые работники. Умение сестер «позаботиться самим о себе» позволяет не только сэкономить деньги на расходах, но и еще раз задуматься о том, что они живут одной большой семьей. Если ты не убрала за собой посуду в трапезной, официантка не придет, убирать за тобой придется твоей соседке, к которой ты же сама потом придешь с просьбой – помоги, например, мне со стиркой одежды.
Воскресные беседы о духовной жизни
Кто-то может подумать, что все монастыри живут по одному раз и навсегда данному уставу. И никаких дискуссий о мелочах здесь быть не может. Достаточно дать монастырю устав, и чем строже, как кажется неопытному в монашестве человеку, тем будет лучше. Путь, мол, они спят в казармах, купаются в проруби и 24 часа в сутки читают Псалтирь. Они знали, зачем пришли в монастырь, не спать ведь? Так рассуждать может только жестокий человек. А жизнь вносит свои коррективы. Не все сестры могут выдержать суровые условия жизни. Они болеют, стареют, меняется их количество, уходят из жизни одни таланты, на смену которым приходят другие. Кто-то приобретает новые знания, у кого-то меняется характер. У монастыря появляются новые здания или новые проекты. Проблемы, не прописанные в древних уставах, появляются постоянно. И хотя чтение святых отцов входит в келейное правило всех сестер, и на это действительно отводится много времени, но далеко не всегда советы древних старцев можно один к одному применить на практике. Требуется духовный совет, постоянное участие духовника в жизни обители.
Духовник Ново-Тихвинского монастыря, схиархимандрит Авраам (Рейдман), был духовным чадом игумена Андрея (Машкова), одного из последних насельников прославленной Глинской пустыни, известного делателя умной молитвы; большую часть времени он проводит у себя «в затворе». Несмотря на желание пребывать в уединении постоянно, он тем не менее уделяет много внимания тому, какими росписями и церковной утварью снабжен каждый храм, как организованы послушания сестер, тепло ли у них в келии и есть ли в душе горячая вода – чтобы сестры были обеспечены всем необходимым и могли не беспокоиться о своем быте, а занимались духовным деланием. Отец Авраам заботится о том, чтобы в обители была хорошая библиотека духовной литературы, ежедневный полный суточный круг богослужений, чтобы на общей трапезе вслух читали творения святых отцов. Духовнику очень важно создать такие условия жизни, при которых всё в обители будет располагать к молитве.
Каждое воскресение духовник, вместе с игуменией или поочерёдно, проводят с сестрами общие беседы. Духовник не только поучает сестер, «как нужно жить по святым отцам», но и отвечает на практические духовные вопросы, а иногда предлагает сестрам вместе поразмышлять, например, о значении тех или иных евангельских слов, о том, как их исполнять в повседневной монастырской жизни. По отзывам сестер, они не воспринимают такие встречи как тягостную повинность. Напротив, те сестрички, которые проживают в скиту в Меркушино, за 300 км от Екатеринбурга, выходят на связь через скайп, чтобы хотя бы через видео-конференцию осуществить видимое единство с духовником и всей большой семьей. При этом матушка настоятельница на таких встречах может обращать внимание не только на проблемы внутри обители, не только зачитывать слова святых отцов о молитве и возвышенном монашеском делании, но и делиться впечатлениями о поездках, рассказывать о новостях в общецерковной жизни. Иногда сестры вместе смотрят познавательные фильмы или обсуждают будущие творческие проекты. Общие беседы совершенно лишены официального оттенка, это чисто семейные встречи, происходящие ради сестринского общения и вдохновения к духовной жизни.
Когда рядом с нашей группой не было игумении, мы спросили у сопровождавших нас сестер: «А вы не устаете от всех этих общих встреч, от того, что матушка игумения все время стоит над вашей душой, поучает?» – «Нет, напротив, мы всегда очень рады общению с нашей матушкой, – ответила нам одна из сестер, – когда она вместе с нами, рядом, мы чувствуем себя в безопасности, а когда она уезжает, например, в Москву на время – ощущаем себя сиротами».
Послушания
Послушания сестер в Ново-Тихвинском монастыре строго отделены от тех работ, которые делают мирские рабочие по найму. Послушание – это такой труд в течение дня, который должен продолжить духовную жизнь внутри стен обители. Поскольку целью послушаний является духовное возрастание сестер, подбираются такие рукоделия или творческие проекты, которые бы этому способствовали. И при этом учитывается возраст, способности и образование каждой из сестер.
Мастерские по изготовлению церковных облачений, созданию храмовой мозаики и написанию икон – все это в Ново-Тихвинском монастыре организовано на высшем уровне. Специально для изготовления облачений куплены профессиональные станки, которые осуществляют вышивку по заданной программе. Безусловно, потребовалось время, чтобы научиться работать со сложной электронной техникой. И создание каждого облачения, несмотря на то что «помогают» машины, остается сложным и долгим делом: сначала прорабатывается художественный замысел облачения, его тональное и цветовое решение, затем от руки делаются рисунки в натуральную величину, с полной прорисовкой всех элементов. Затем сестра по этим рисункам в компьютере выкладывает стежки – буквально вышивает, только не иглой, а компьютерной мышью. После этого программа запускается на станок, за которым также постоянно работает сестра. То, что станок будто бы «вышивает сам», – это заблуждение. Но зато облачения, сделанные сестрами, в настоящее время приобрели высококачественный характер. Их носят уже не только рядовые батюшки, но и епископы, митрополиты и даже сам Святейший Патриарх. Процесс создания каждого из облачений очень трудоемкий, подготовка архиерейского комплекта может занимать больше года. Стоимость каждого комплекта высока, а изделия носят штучный характер. Поэтому такие изделия по вышивке вряд ли можно назвать «прибыльными». Это творческая работа сестер по благоукрашению богослужения Русской Церкви. Красивые покровцы на сосуды, вышитые иконы, полотенца радуют глаз не только духовенства, но и мирян. Все эти рукоделия посвящаются в первую очередь прославлению имени Божия. (Мы попросили сестер подготовить для сайта Православие.ру небольшой фоторепортаж из швейной мастерской; надеемся, что скоро читатели его увидят).
Кабинеты по написанию икон или созданию мозаики – это нечто большее, чем просто мастерские. Да, в них все продумано до деталей. В мастерской по шлифовке досок для икон есть специальные машины по втягиванию мельчайшей древесной пыли, чтобы пыль не травмировала легкие тружениц. Кабинеты, где ведутся работы с красками и лаком, облицованы плиткой и оборудованы вытяжками, словно школьные лаборатории по химии. Но главное, что в каждом из подобных кабинетов нет скученности народа. Труженицы работают в одиночку или в компании с двумя-тремя инокинями. Так поддерживается тишина на послушании. Вместо праздных разговоров – сосредоточенность на деле и внутренняя молитва (духовник почти на каждой беседе напоминает сестрам, что их главное дело – молитва Иисусова, и что всякое другое дело должно, насколько возможно, сопровождаться ею). В качестве образцов для написания икон – шедевры православных храмов мира.
Совершенно отдельно стоят кабинеты по изучению древних русских и византийских распевов. Мы были поражены тем, сколько внимания уделяется развитию монастырского пения. Нотные книги, музыкальные инструменты, специальные программы по работы с нотами, кабинеты по занятию вокалом. С первого взгляда понятно, что здесь хотят не только научиться воспроизводить сложные распевы по крюкам и невмам, но пойти дальше – научиться гармонизировать распевы, создавать новые мелодии, чтобы традиция православного пения жила и продолжала развиваться. И если раньше клирос был уделом лишь немногих избранных сестер, то сейчас к чтению и пению на клиросе приглашаются все желающие и способные. Так у каждой из сестер, которая попробовала себя на клиросе, формируется ощущение личной причастности к богослужению, а мелодия, исполненная собственными устами, радует сердце подолгу после того, как богослужение закончилось.
В переводческом кабинете, где исследуются как древние святоотеческие тексты, так и наследие современных духовников, организовано восемь рабочих мест. На полках с литературой стоят авторитетнейшие издания книг по греческой патрологии, толстенные словари и самые современные справочники по грамматике. Сестры перевели на русский язык уже не одну книгу с поучениями старцев нашего времени. Но они не хотят останавливаться на достигнутом. Их цель – выйти на профессиональный уровень работы со святоотеческими текстами, дать возможность русскоязычному читателю прикоснуться к таким аскетическим творениям отцов, которые будут актуальны и практичны в первую очередь для монашествующих.
Красота внешняя и внутренняя
В общежительном монастыре большую часть времени монашествующие проводят внутри территории обители. Это – их родной дом, место, где они живут, молятся и едят. Если в доме тепло и уютно, бытовые условия жизни привычны для городских жителей, коих в монастырях, как правило, больше, чем сестер из деревень, если в комнатах для послушаний – чистота и порядок, значит, в этом доме приятно находиться, жить и молиться. Не нужно травмировать здоровье голодом, чтобы потом его пришлось восстанавливать на приеме у врача. Если ухоженный монастырский сад будет напоминать о красоте сада Небесного, если росписи в храме возвещают величие Творца, а качественное чтение и пение в церкви – возвышают ум горе, – в таком случае сестры будут думать только о своем высоком призвании молиться. И худые помыслы о том, что вне стен монастыря есть что-то лучше, уйдут на второй план. Как для того, чтобы вырастить уникальный цветок, нужны тепличные условия, особый режим подачи света и тепла, особое питание и защита от вредителей, так и для взращивания ангельских душ, которые особо чувствительны к окружающему микроклимату, требуется бережное отношение и способствующая развитию окружающая обстановка.
Главное, что мы увидели, – это общину сестер, плодом трудов которых является радость о Духе Святом
Именно поэтому сестры Ново-Тихвинского монастыря постарались обустроить все внутри обители так, чтобы все было красиво, со вкусом и на века. Это касается не только внутреннего убранства храмов, но и трапезной, коридоров и даже кухни. Казалось бы, зачем тратить силы и средства, чтобы сделать красивой даже кухню? Снабжать дорогим оборудованием цех по выпечке хлебобулочных изделий? Ответ прост. Хорошее оборудование и красивая обстановка нужны, чтобы в пекарне было желание трудиться, чтобы послушница на этом участке не думала о том, откуда ей брать горячую воду, но думала о том, как усовершенствовать свое кулинарное искусство, сделать что-то приятное для других сестер, гостей, паломников обители, или подарить часть своей выпечки детям.
Наш небольшой коллектив из Сретенского монастыря был в восторге от посещения Екатеринбургской обители. Единый дух, радость во Христе и, конечно, невиданное гостеприимство сестер. Мы отметили не только отменные угощения, которые предлагались для гостей (к слову сказать, угощая нас, игумения к еде сама ни разу не прикоснулась, поскольку, видимо, питается за общей трапезой с сестрами, еда которых поскромнее, чем у гостей). Мы отметили не только радушный прием и великолепное пение за литургией. Самое главное, что мы увидели, – это общину сестер, ведущих ангельский образ жизни, плодом трудов которых является радость о Духе Святом.
По словам матушки Домники, сказанным в дни поставления ее в настоятельницы обители: «В нашем монастыре, где собрались самые разные люди: разных возрастов, национальностей, со своими характерами и привычками, – самая большая ценность – это наша общность, чувство духовного родства, единодушия, понимания. Конечно, это я отношу к заслугам нашего духовника, схиигумена Авраама (Рейдмана), и нашей первой настоятельницы, матушки Любови… Свою главную задачу я вижу в том, чтобы с Божией помощью постараться стать достойной этой ответственнейшей должности; сохранить то, что уже было создано, и содействовать тому, чтобы не только развивалась внешняя жизнь обители, но и, самое главное, чтобы в монастыре сохранялся этот дух единства, любви, взаимопонимания». Может быть, этот дар духовного единства и есть та главная пища, которой питает всех паломников община Ново-Тихвинского монастыря Екатеринбурга? На это каждый пусть даст свой ответ.
Божьего благословения на всех сестер, Особенно на матушку Домнику! Пусть Ангел хранит всех сестер и мой любимый монастырь.
Радуйтесь, что у вас есть теперь своя собственная молитвенница!Будет вымаливать у Господа и Вас, - свою мать,- и всех ваших родственников, в том числе от века почивших. Завидую матерям, чьи дети принимают ангельский чин, - вы счастливые люди!Хотя некоторые просто этого не понимают. Желаю, чтобы к Вам пришло понимание этого обстоятельства.
О. Иринею: искала Вашу лекцию, а увидела фотку и материал о Вашем паломничестве. Спаси Бог, так радостно стало. И тоже захотелось поехать туда на Урал, в паломничество.
И как продолжение и осмысление Вашей статьи читаю с радостью и удивлением
в сегодняшних "Апостольские чтения" у святого апостола Павла в послании к Филиппийцам Глава первая следующее:
10чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, 11исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию.
Каждую осень жду новых впечатлений от паломнических поездок московских монахов Сретенского
монастыря и рассказываю о прочитанном и увиденном в фотографиях своему сыну,внукам и подругам.
Спасибо Вам!