Кому верить?

«Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7: 22–23).

Чаще всего в этих словах православные стараются видеть указание на всяких антихристов как на противников Христовых. Сложно ведь представить себе, что человек верил во Христа, был аскетом (а иначе как изгонишь бесов?), творил чудеса и пророчествовал – словом, был истинным старцем, и вдруг Господь говорит ему, что знать его не знает!

Да как так?! Может, это вовсе не о старцах, а о каких-то гадах ползучих? Ясное дело, о проклятых козлищах речь, не об овцах и тем более не о пастырях. Да вот только много ли известно таких нехороших людей, у которых исполнялись пророчества? Неужели речь о нострадамусах с вангами и иже с ними экстрасенсах да колдунах? Не припомню, чтобы они делали это именем Христовым. Да и через меня на исповеди ни разу к Чаше не проходил ни один такой человек. Я даже специально опрашивал своих собратьев-священников. Им таковые тоже неизвестны.

И уж точно речь не о Гарри Гудини, Ури Геллере и Дэвиде Копперфильде. О ком же тогда? Тяжело верующему человеку принять тот факт, что наидостойнейшие из нас – по человеческим меркам – могут быть отвергнуты Господом на Суде. Ведь именно такие мерки я слышу от тех, кто являются поклонниками старцев людских: много молится, бесы ему повинуются, прозорлив, явный чудотворец. Не такой, как вы, о наёмники, получившие священный сан. Ну, разве что Литургию можете служить и Таинства совершать. Но гораздо лучше эти самые Таинства совершают, само собой, старцы, конечно же.

Голос Христа должна узнавать паства и за Ним идти

Лично меня обвинения в наёмничестве не оскорбляют, поскольку я себя считаю именно наёмником. Меня Христос нанял пасти Его овец, хоть я и сам овца из Его стада. Не я положил свою душу за них, но Сам Иисус Христос. Его голос должны узнавать овцы и за Ним идти, а вовсе не за мной, ибо я лишь слепец, худо-бедно старающийся следовать Божиему Закону. «Не надейтесь на князей, на сынов человеческих, в которых нет спасения» (Пс. 145: 3), – справедливо говорит Псалмопевец. Ведь даже Иоанн Предтеча весь обратился в глас вопиющего в пустыне, указывающий на Того, Кто пришел искупить род человеческий от рабства диаволу. «К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни», – сказал за всех нас апостол Петр даже тогда, когда не понял ни одного слова из беседы Христа о Хлебе Небесном (см.: Ин. 6: 26–69). И правда, есть ли хоть один человек, способный не быть лишь песком в основании дома? Кто, как не Христос, является камнем, надежным основанием дома нашей жизни?

Поэтому я в своей скромной пастырской деятельности всегда стараюсь утвердить в сердцах православных христиан привычку не доверять даже ангелу с неба, если тот говорит нечто противное тому, что передали нам апостолы. Настаивая на том, чтобы всякий имел привычку читать Писание целиком и был знаком с творениями отцов и учителей Церкви.

– Вдруг я или кто-то другой с амвона начнет нести чушь, притом складно и красиво, – сказал я как-то своим прихожанам. – Ведь прельстили народ Божий и благочестивый священник Арий, и патриарх Несторий. И люди, впечатленные аскетизмом и высотой священного сана, поверили им и прочим, не потрудившись сверить их слова с апостольскими.

Саул изначально был избран Богом на царство, будучи человеком скромным, богобоязненным и исполненным веры. Став царем, он оставался простым в общении. Замечательное качество, не правда ли? Пророчествовал ли Саул? Было и такое. Пророчествовал первосвященник Каиафа, сыновья Скевы изгоняли бесов, а Иуда совершал многие знамения. Через недостойных священников всякий из нас может получить освящение. Бог открывал уста ослицы. Даже камни могут, по слову Господню, засвидетельствовать Божии дела. Однажды простая грязь, сделанная из дорожной пыли и плевка Христа, исцелила слепца. Но любые чудеса, источник которых есть один лишь Господь, не могут спасти самого чудотворца, поскольку от любого таланта Бог ждет плодов. Многие знают священников, запрещенных в священнослужении и даже лишенных сана за проступки, недостойные звания христианина. От многих людей я слышал, что эти священники привели их ко Христу, утешили, утвердили в духовной жизни. И это свидетельствует лишь о том, что Господь изливает Свою благодать через кого Ему угодно, но не оправдывает все дела таких священников. «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2: 10).

Но может быть, я гиперболизирую проблему или вовсе выдумываю из головы, а на самом деле не существует никакой опасности, когда православный христианин во всем полагается на своего духовного отца, впечатленный его чудесами, пророчествами и подвигом молитвы? Не буду приводить слова святых отцов, ведь они жили давно, а сегодня ситуация могла измениться. Ну, мало ли… Приведу слова патриарха Алексия II:

Задача пастырей – вести людей к Богу, а не группировать прихожан вокруг самих себя

«Некоторые священнослужители, получившие от Бога в Таинстве Священства право на духовное руководство паствой, считают, что таковое право означает безраздельную власть над душами людей… Участились случаи создания теми или иными пастырями таких церковных общин, в которых жизнь строится на авторитете самого пастыря… таковые пастыри забыли о том, что их задача – вести людей к Богу, а не группировать прихожан вокруг самих себя. В подобного рода приходах создается атмосфера собственной исключительности, несовместимая с духом соборности, на которой зиждется Православная Церковь».

Я бы назвал данное явление злоупотреблением служебным положением или превышением должностных полномочий. Звучит по-светски официально, конечно, зато неплохо отражает саму суть проблемы. Что же касается самих чудес… Вспомните, что сказал Господь, когда апостолы с восторгом сообщили Ему, что даже бесы им повинуются: «Тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лк. 10: 20).

О благодати чудотворения и прозорливости святитель Иоанн Златоуст говорит, что всё это лишь дар Подавшего ее, а те люди, которых Христос не знал даже в моменты проявления той благодати, наказываются за то, что сделались неблагодарными и нечувствительными пред Тем, Кто их так почтил[1]. Ведь благодать Божия действовала для блага других даже через тех людей, кто явно не был достоин этого. Что уж говорить о тех, кто являлся людям постящимися и молящимися! Блаженный Иероним отмечает, что речь идет не о тех, кто когда-то делал неправду, но о тех, кто до настоящего времени имеет склонность ко греху, даже если уже не имеет способности грешить[2]. Страшно, не правда ли? Неужели после этих слов кто-то из православных осмелится вверить дело собственного спасения кому бы то ни было из людей, чьи дела так строго будут рассмотрены на Суде?

Что же касается антихристов, которых было достаточно даже во время земной жизни Спасителя, то таковым, в понимании Православной Церкви, является любой человек, подменяющий Христа своей личностью, заслоняющий Его от других людей. «Кто подобен зверю сему?» – всякий раз как бы восклицает православный, не желающий пропускать каждое слово пастыря через сито Священного Писания. Поэтому я всякий раз считаю своим долгом напоминать, что строить свой дом на песке опрометчиво, ведь он рано или поздно рухнет. Ваш духовный отец благословляет нарушать Божий Закон хотя бы даже «из любви»? Одобряет сложившуюся вокруг него атмосферу непререкаемости его духовного авторитета или просто не борется с ней? Считает себя имеющим право вмешиваться в вашу жизнь, отдавая распоряжения, забыв о том, что Сам Господь лишь стучит в ваши двери, но не вышибает их? Подобно экстрасенсам и бабкам, «видит порчу и сглаз»? Бегите от него со всех ног к Самому Подателю всех благ. Верьте Богу и помните, что пал даже апостол Иуда, некогда совершавший чудеса.

– Вы же священник и обязаны верить всем, – как-то раз укорил меня один страж порядка.

Нет, не обязан. Верю я лишь Богу, Который дал мне жизнь и распялся за меня.

Протоиерей Сергий Адодин

11 октября 2017 г.

[1] См.: Иоанн Златоуст, святитель. Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 24 // https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_51/24.

[2] См.: Иероним Стридонский, блаженный. Толкование на Евангелие от Матфея. Гл. 7 // https://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/tolkovanie-na-evangelie-po-matfeju/7.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Мы мало прочли книг и мало съели соли» «Мы мало прочли книг и мало съели соли»
Свящ. Георгий Осипов
«Мы мало прочли книг и мало съели соли» «Мы мало прочли книг и мало съели соли»
Священник Георгий Осипов о трудностях современной церковной жизни
О том, как за отчетами и пиаром не потерять любви Христовой, о желании «исправлять» и «бороться», «детском возрасте» и «детских болезнях» и о том, как христианам оставаться… христианами.
Зачем нужен духовник (+ВИДЕО) Зачем нужен духовник (+ВИДЕО)
Игум. Нектарий (Морозов)
Зачем нужен духовник (+ВИДЕО) Зачем нужен духовник (+ВИДЕО)
Игумен Нектарий (Морозов)
Обязательно ли исповедоваться у одного и того же священника? Надо ли особо искать духовного наставника? Допустимо ли менять духовника? Когда духовник становится духовным отцом?
«Достойный священник — друг Божий» «Достойный священник — друг Божий»
Иером. Иов (Гумеров) о пастырском служении
«Достойный священник — друг Божий» «Достойный священник — друг Божий»
Беседа с иеромонахом Иовом (Гумеровым) о пастырском служении
Антон Поспелов
Священник — соработник Богу, и когда человек принимает священство, он делает прямой вызов демоническим силам. При этом он может явно об этом и не задумываться. Человеку приходится преодолевать и внешние препятствия, и внутренние. То враг искушает и соблазняет сойти с этой стези, то обнаруживаются человеческие немощи, а иногда нужно иметь мужество, чтобы поступить по совести перед лицом трудностей и опасностей. И еще прибавлю: священник должен быть абсолютно свободен от корыстолюбия.
Комментарии
Юлия14 ноября 2017, 21:53
Большое спасибо за статью.За то,что ее написали и главное опубликовали.Жалко,что такого не возможно было найти во времена моего воцерковления.Может быть удалось бы избежать тех духовных ошибок,падений,разочерований и тупиков.Очень бы хотелось,чтоб христиане шли за Христом,и ни за кем другим.Хождение во след кумирам обязательно приведет к подению.Хорошо,если удастся выбраться.
Ирина 2 ноября 2017, 19:58
Извините, но , на мой взгляд, не православная манера подачи материала скорее сослужит недобрую службу. От пастыря хотелось бы слышать проповедь в ином тоне и без оскорбительных выссказываний, к кому бы это не относилось.
Елена13 октября 2017, 11:12
Сильно и правдиво! Большое спасибо!
Ольга12 октября 2017, 20:33
Спасибо огромное!
Юра12 октября 2017, 19:43
Прошу прощения у дорогих братьев, сестер, батюшки Андрея за неопределенность предыдущего комментария. Мне не показалось, что эта статья "в духе Евангелия" (как написала сестра Елена). В моей душе отобразилось, что статья носит школьно-теоретический характер, а не жизненно-практический, обращена к рассудку, а не к душе. Поэтому ценность правильности ее рассуждений обесценивается опасностью соблазнить неподготовленные души начальных братьев и сестер. К тому же, не "по-православному" завышены "страхи лжестарчества", и как-то мало о Боге, Его Промысле и непрестанной помощи. А святые люди (и старцы) есть. Я их видел, общался, не раз :) И молитва у них такая, что "Ах!" ДА ЛЮБИМ ДРУГ ДРУГА! Прости
Читательница (Подмосковье)12 октября 2017, 16:12
Вспомнились слова Мориса Палеолога,которые приводил в своей лекции владыка Тихон:«Я не знаю в мире другого народа,столь внушаемого и доверчивого,как народ русский».На мой взгляд,по отношению к верующим эти слова особенно актуальны.И более доверчивы к словам батюшек прихожане провинциальных храмов–то ли от недостатка знаний,то ли от патологического нежелания думать своей головой.Вспоминаю давний разговор с одной немолодой прихожанкой.По её словам,«прежний батюшка был прозорливым»(а я знала,что его «сослали» на Север за неправильное,мягко говоря,поведение),«а вот этот(воздержусь от характеристики «этого»-знала оч.хорошо)–нет»,-с сожалением сказала моя наивная собеседница.
Николай12 октября 2017, 15:36
Хорошая статья о.Сергий. Очень поучительная.
Сергей12 октября 2017, 15:29
Всё верно. Но... как сладок сердцу слушающийся тебя и искренно повинующийся. Я это испытал на своей шкуре. Если бы вы знали какое неизреченное удовольствие разливается по всему телу. Появляется неистощимая физическая и душевная энергия. Оно выше "примитивного" плотского удовлетворения. Возраст ему не помеха ( в отличии от плотского). Из этой "чаши" можно пить до гроба. Устоять перед этим искушением очень трудно. Ведь кажется, что это и есть чистая любовь. А это... чистейшей воды блудилище прелестное. У монахов своя "прелесть", а у "популярных батюшек" - своя. Только ведут они в одно и тоже место. Слышал, что св.Гавриил Ургебадзе эффективно лечил священство от этой прелести.
Юлия12 октября 2017, 14:16
Не боюсь я никого, только Бога одного; я не верю никому, только Богу одному !
Елена12 октября 2017, 14:01
Благодарю за статью! Как же редко стали появляться на этом сайте такие категоричные в Духе Евангелия вещи! В наше время, когда журналист или публицист, описывая какое-либо событие, стремиться высказываться многозначно, с оглядкой, тут же оправдываясь, статьи, подобные этой, встречаются крайне редко. Нужно иметь ясность мысли и здравую смелость сегодня, чтобы выражать точку зрения так определенно и так категорично. Мое уважение автору.
Иоанна_12 октября 2017, 13:06
Страшное это дело - уклониться не в ту сторону или впасть в искушение через священника! Даже с человеком, имеющим немалый жизненный опыт, такое может случиться. Священный сан настолько высок в глазах мирского, что рассудительность и здравый смысл, которые человек проявляет в обычных жизненных ситуациях, здесь оказываются как бы парализованными. Ещё одна опасность таится в том, что здесь не возможен никакой совет или исправление от окружающих из-за закрытости отношений духовника с духовным чадом. Расчёт один - на духовное отрезвление самого пасомого. Спасибо, отец Сергий, очень хорошо, что вы об этом пишете!
Аня12 октября 2017, 12:24
Всё правильно,нужно иметь свою голову на плечах,духовная бдительность и осторожность в наше время просто необходима,потому что много лжестарцев развелось,пойдёшь за ними и упадёшь в яму.
Юра12 октября 2017, 11:32
Все верно. Но :) ...Предание предупреждает примерно так: "И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют?" (Мф.12,27); "не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба" (Ин.3,27); "Не судите, да не судимы будете" (Мф.7,1); "духовного может познать только духовный" (из писем игумена Никона (Воробьева))... P/S: почти 10 лет наблюдал, как не понимали и не принимали одного батюшку (к этим "ревнителям" иногда относился и я); А НЕДАВНО (ЧЕРЕЗ 10 ЛЕТ ВОЦЕРКОВЛЕНИЯ) НАЧАЛ ПОНИМАТЬ ЕГО ДЕЛА И ПРОПОВЕДИ. Дивен Бог во святых своих
р.Б. Сергий12 октября 2017, 08:44
Спасибо,о.Сергий. Очень нужно и своевременно,(для меня грешного, по крайней мере).
12 октября 2017, 06:55
КЛАСС!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×