Книга православного писателя Тита Коллиандера (1904–1989) "Узкий путь", вышедшая в издательстве Сретенского монастыря, посвящена важнейшей теме духовной жизни христианина – ежедневному аскетическому подвигу борьбы со страстями и очищения сердца ради обретения Царствия Божия.
Пост, не превыше и не слабее твоих сил, поможет тебе в твоем бодрствовании. О делах Божиих не должно рассуждать по насыщении чрева, ибо в наполненном чреве нет ведения тайн Божиих, говорят аскеты. Сам Христос Своим долгим постом дал нам пример: Он изгнал диавола после сорокадневного поста (см.: Мф. 4: 1–2). Лучше ли мы Его? И се, Ангелы приступили и служили Ему (Мф. 4: 11). И тебя они ждут, чтобы послужить тебе.
«Пост есть удержание от многословия, – говорит святой Иоанн Лествичник. – Он есть дверь умиления и страж послушания, истребление лукавых помышлений и сердечной бесчувственности. Пост – это врата рая; когда чрево утесняется, тогда смиряется и сердце; ум постника молится трезвенно, тогда как ум невоздержанного исполнен нечистых мечтаний»[1].
Пост является выражением любви и преданности, стремлением принести в жертву земные блага, чтобы приобрести небесные. Наши мысли слишком много заняты заботами о пропитании и об услаждении гортани; приложим усилие освободиться и от этого.
Пост является звеном в брани за свободу и непременной опорой в борьбе с самоуслаждением
Так, пост является звеном в брани за свободу и непременной опорой в борьбе с самоуслаждением. Пост, сопровождаемый молитвой, есть великий дар, данный человечеству, и он тщательно оберегается теми, кто хоть раз был ему причастен.
Во время поста вырастает благодарность к Тому, Кто дал человеку возможность поститься. Пост открывает путь в области, о которых ты имел лишь слабое представление: все события, все жизненные явления, случающиеся в твоем окружении или в тебе самом, получают совсем новое освещение, все происходящее получает новое, глубокое и богатое содержание. Земное мудрствование сменяется ясностью мысли, мятежное искание – спокойным принятием всего с благодарением и смирением. Кажущиеся неразрешимыми мучительные проблемы открывают свою суть, подобно расцветшему цветку: молитвой, постом и бодрствованием надо стучаться, ибо… стучащему отворят (Мф. 7: 8).
Потому пост часто считается мерилом: ибо тот, кто во многом воздерживается, – возлюбил много, и кто много возлюбил, тому много простится (см.: Лк. 7:47). Отказывающий себе во многом получит многое.
Святые отцы советуют поститься умеренно: слишком изнуряя тело, можно повредить душе. К посту надо приступать постепенно; все требует опыта, и каждый пусть себя испытывает, принимая во внимание свое сложение и свою работу. Следует не разбираться в пище: вся пища дана Господом, – но следует избегать той, которая возбуждает плоть с ее страстями: обильного употребления пряностей, мяса, вина и всего прочего, что служит к услаждению гортани. Вообще лучше употреблять пищу дешевую и которую всегда легко достать, говорят святые отцы. Под умеренностью они понимают употребление пищи один раз в день и в таком количестве, чтобы не чувствовать насыщения.
Известно, что результатом слишком усердного упражнения на рояле могут быть судороги в пальцах. То же может случиться с тем, кто чрезмерно много пишет. Опечаленный и сбитый с толку, недавно полный надежд музыкант или писатель принужден прервать работу; он вынужден оставаться праздным и тем самым подвергаться многим пагубным влияниям.
Для всякого труда необходимо рассуждение, спокойный учет своих сил
Этот пример пусть будет тебе предостережением. Пост, послушание, самоукорение, бдительность и молитва – все это обязательно для получения навыка в твоем труде, и именно для навыка. Для всякого труда необходимо рассуждение, спокойный учет своих сил (см.: Лк. 14: 28–32), без перегиба в ту или другую сторону. Будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах (1 Пет. 4: 7), – призывает святой апостол Петр, а через него и Господь.
Источник опьянения – не всегда вино или другие опьяняющие вещества; так же опасно опьянение самомнением, возбуждающее неразумное рвение. Это рвение заставляет свою жертву поступать необдуманно, и так появляются преувеличение и неумеренность, а на такой почве выросшее растение будет нездорово – оно принесет такие плоды, как напыщенность, нетерпимость и самооправдание. Нет, здесь не надо уклоняться ни направо, ни налево (см.: Втор. 5: 32) и вовсе не надо надеяться на свои собственные силы.
«Если [мы] не находим в себе обильных плодов любви, мира, радости, кротости, смирения, простоты, искренности, веры и долготерпения, то тщетны и напрасны были все наши подвиги»[2], – говорит преподобный Макарий Египетский. Труд для урожая, но жатва принадлежит Господу.
Поэтому следи за собой и будь рассудительным. Если замечаешь, что приходишь в раздражение или нетерпение, то немного облегчи свою ношу. Если появится у тебя желание замечать за другими, укорять их или учить и делать замечания, то это значит, что ты не на правильном пути; тому, кто преследует себя самого, не в чем упрекать других. Поэтому держись в тени, скройся, войди в комнату твою и затвори дверь твою (ср.: Мф. 6: 6) даже тогда, когда ты по необходимости находишься в большом и шумном обществе. А иногда, если будет тебе слишком тяжело, выйди оттуда куда угодно, чтобы только быть одному, и возопи из глубины души ко Господу о помощи, и Он услышит тебя.
«Пусть душа твоя будет наподобие колеса, – советует старец Амвросий, – чем меньше колесо касается земли, тем легче движется вперед»[3]. Не думай, не говори, не привязывайся к земному больше, чем это необходимо. Но помни также, что колесо, находящееся целиком в воздухе, тоже не может двигаться.