Мой отец умер в июле 2000-го в домике в дачном поселке, что неподалеку от железнодорожной станции, и на 40-й день я узнал, что в бывшем деревянном мебельном павильончике недалеко от вокзала открылся приход, ‒ туда и отнес продукты на панихиду. Несколько старух на клиросе, столько же и на службе, самодельные деревянные подсвечники, фанерный иконостас, алюминиевая Чаша для Причастия… Молодой худощавый голубоглазый священник поразил истовой службой и яркой, глубокой проповедью. Он говорил с опущенным долу взором, и подумалось, что он читает с листа, но я ошибся, он «читал» мысли своего любящего Господа сердца. «Как же он будет здесь служить, с десятью бабушками, в такой бедности и неустроенности?..» ‒ подумалось тогда. Но я глубоко заблуждался…
О том, как преуспевающий портной стал бедным батюшкой
В электричке, по дороге на станцию Бобрик Броварского района под Киевом, где 21 ноября с.г. в новом храме был престольный праздник в честь Архистратига Божьего Михаила и первая литургия, вспоминалась та самая далёкая встреча с отцом Владимиром Латынником в 2000-м году. С тех пор минуло 17 лет…
Мальчик «полюбил Боженьку», и «любимый Боженька» всегда был пред его мысленным взором
Отец Владимир за чаем иногда рассказывал: в детстве, в сельском храме, он смотрел на священников как на небожителей. Более всего нравились священнические облачения. «Самые красивые одежды на земле, ‒ думал про себя маленький Вова. – Как бы мне хотелось иметь такие! Но ведь их носят лишь священники…». Его никто особо не воцерковлял и духовно не развивал, но мальчик «полюбил Боженьку», как он выражался, и «любимый Боженька» всегда был пред его мысленным взором. А сельский храм, возле которого он рос, казался ему Небом на земле. Он уже вырос, отслужил в армии, получил специальность портного мужской одежды, работал в престижном столичном доме моды и хорошо зарабатывал. Женился и стал жить в Киеве. В своем любимом с детства храме появлялся лишь по большим праздникам. А на церковные службы стал регулярно ходить в лихие 1990-е, когда распался Союз и на Украине царили хаос, бедность и криминальный беспредел. Народ из Киева ехал на заброшенные колхозные земли сажать картошку, бывшие советские рубли заменили смахивающие на конфетные фантики, ничего не стоящие украинские «купоны», из-за бурной инфляции «десятки» превратились в обесцененные «сотки» и «тысячи». Пришлось и молодой семье вернуться в село, к родителям жены. Родился сынок, стали строить дом, и, узнав, что в соседнем селе возводится храм, помогали и там. Вскоре он ошарашил супругу, сообщив, что намерен принять диаконский сан и служить в этом храме соседнего поселка. Что в скором времени и сбылось.
Вскоре он ошарашил супругу, сообщив, что намерен принять диаконский сан
Более года прослужил он диаконом, пока председатель сельсовета не обратился к нему с вопросом: «А почему бы в нашем селе Шевченково не зарегистрировать православный приход?» И рассказал, что в его родной деревне, затопленной в 1960-х годах искусственным Киевским морем, был храм в честь Архистратига Божьего Михаила, красивый, пятикупольный. «Может, возродить его у нас?» «Меня будто током ударило от этих слов!.. – делился воспоминаниями батюшка. ‒ Кто, как не покровитель небесного воинства Архангел Михаил, поможет здесь воздвигнуть церковь!» Сказано – сделано. Собрали подписи, зарегистрировали новый приход, и голова сельсовета предоставил новосозданной общине заброшенный мебельный неотапливаемый магазинчик, на выезде из села, где никогда не было храма. Диакона Владимира к тому времени рукоположили во иереи.
Начало «нулевых» также экономическими успехами не блистало. В храме в канун воскресенья стояло 2-3 старушки, на литургию приходило сперва человек 10-15. Зато в алтаре стал помогать подрастающий сын Марк, а за ним потянулись и его одноклассники. О. Владимир терпеливо продолжал служить. В зимнее время электрообогреватели не спасали, в жару – и вентилятор не помогал. Село присматривалось к новому священнику, судачили и, как водится, «перемывали косточки». Время шло: похороны сменялись крестинами, батюшку приглашали на освящение новопостроенных домов, молодежь желала венчаться, и участливое слово священника не оставляло равнодушными. После каждой службы отец Владимир обходил сельские дома с запасными дарами, причащал немощных стариков и болящих. Община понемногу возрастала. И священник все более приобретал авторитет среди людей.
Вечерами он подолгу останавливался у пустыря возле школы. Вот бы здесь храм построить! Смотрел на вечернее звездное небо, восходящую луну, молился иерей… К удивлению верующих, пустырь, на который претендовали различные новоявленные коммерсанты, вдруг нежданно передали православной общине. Радости не было предела!.. За год подготовили стройплощадку. А тут и спонсор появился, раб Божий Константин: «Давай, отец, хоть фундамент зальем!» ‒ предложил.
Горе. Испытание веры
Как-то он задремал и увидел во сне Марка, ведущего за руки двоих детишек
Фундамент залили в 2008-м. Целый год собирали деньги, чтобы начать строительство. Как-то июльским вечером с матушкой Ларисой и 15-летним сыном Марком обсуждали, каким будет их «красавец-храм». Наутро в дом ворвалась страшная беда: их единственный сын, надежда, любовь и радость, был насмерть сбит проходящим поездом…
В тот же вечер закрытый гроб уже стоял в доме священника, звучала заупокойная Псалтирь, и стайка растерянных одноклассников утирала бегущие по щекам слезы: красавец Марк, лучший футболист и надежный товарищ, погиб… Похоронная процессия протянулась через все село, возле школы звучали прощальные речи, ребята звонили в колокольчик – последний звонок, которого Марк так и не услышал…
Ночью перед рассветом убитые горем священник с матушкой спешили в церковь: о. Владимир ежедневно служил заупокойные литургии в пустом храме. Лишь Господь знает, сколько воздыханий и слез пролилось на этих службах. Но души в молитвах укреплялись. Господь утешал. Как-то после службы он задремал и увидел во сне дорогого Марка, ведущего за руки двоих детишек: «Это вам, папа…». Священник проснулся в слезах и тревоге, молвил: «Невозможно это, Маркуша, мама после онко-операции детей иметь не может…». И перекрестился со вздохом…
Потом были паломничества по святым местам, и снова – молитва, молитва, молитва…
Через год и далее…
И снова о. Владимир убедился: Господь помогает, не оставляет, главное – Его не оставлять
Да, ровно через год, в начале июля 2010 г., день в день гибели сына, Господь послал семье священника младенца. Когда матушка забеременела, врачи не верили своим глазам – это противоречило всем физиологическим нормам и показателям. Но невозможное для человека возможно Богу! Мальчика нарекли Иеронимом, в честь Блаженного Иеронима Стридонского (†420), память которого выпадала на эти памятные, но и счастливые для семьи священника дни.
В день памяти этого святого также состоялась закладка первого камня и памятной капсулы при освящении места строительства храма. После этого сельский голова пожертвовал на храм первую партию кирпича. «Это хорошо, ‒ думал о. Владимир. – Но это ведь капля в море! А где взять остальные, десятки и сотни тысяч гривен?» И снова – усиленная молитва. На каждой службе он обращается уже к значительно возросшей пастве с просьбой святых молитв. «Молитесь так, чтобы небо покраснело!» ‒ полушутя, полусерьезно взывал батюшка. И вот, в один прекрасный день знакомый привел на стройплощадку неизвестного молодого человека, который внимательно осмотрел объект. А потом сказал: «Вышлите банковский счет, я перешлю вам нужную сумму». И пожелал остаться неизвестным. И снова о. Владимир убедился: Господь помогает, не оставляет, значит, главное – Его не оставлять…
И так было неоднократно: в самый трудный период, когда средства заканчивались, Господь посылал новых жертвователей. Это действительно было чудом!
А тут и новая милость Божия – матушка опять готовится к родам! На этот раз – девочка! В Крещении нарекли Эрмионией. Тот сон оказался пророческим…
В 2014-м разразилась «революция достоинства», вспыхнули военные действия на Востоке страны, наступил тяжелый экономический кризис. Казалось, в этих условиях достроить храм нереально. А тут еще подогретые «революцией» активисты пришли с угрозами: переходите в патриотичное «УПЦ-КП» Филарета, иначе храм отберем! Не один час ушел на беседы, поклонники раскольника-«патриарха» отступили. С утра до вечера о. Владимир с прихожанами пропадал на стройке.
Уже и крыша перекрыта, и купола готовы, установлен обогревательный котел, постелен плиточный пол с водяным подогревом. С ранней весны 2017-го до осени длились отделочные работы, церковный двор укладывался мозаичным кирпичом, спешили закончить к 21 ноября. Успеть бы!..
И, вот, приближается престольный праздник – память Архистратига Божьего Михаила и прочих Небесных сил бесплотных. Буквально накануне прибыли заказанные паникадила и резной иконостас. «Это сам Архистратиг помог!» ‒ говорили удовлетворенно помощники о. Владимира.
В этот долгожданный ноябрьский день к красавцу храму потянулись сельчане, приехали священники и прихожане из соседних сел. Праздничную икону на аналое украшал изысканно сложенный венок из осенних цветов. Батюшка, казалось, парил во время службы.
После литургии и благодарственного молебна он рассказал с амвона, какими трудными были эти восемь лет строительства. И с благодарностью поклонился прихожанам, которые, как верное стадо, со слезами взирали на своего пастыря, любимого батюшку.
В заключение протоиерей Владимир резюмировал: «Дорогие братья и сестры! Ведь это не мы, а Господь построил храм, Он нам все подавал по молитвам Архистратига Михаила. А мы только прикладывали свои старания. Будем же благодарны Ему за это всю нашу жизнь!»
Помощи БОЖИЕЙ о.Владимиру, матушке Ларисе, их замечательным деточкам и
всем верным ГОСПОДУ!!!
Низкий поклон отцу Владимиру!
Спаси Господи за замечательную статью!