Впервые за много лет российские социологи провели полномасштабное исследование в Узбекистане, получив не только качественные, но и количественные данные того, как живет русскоязычное население в постсоветском Узбекистане, каковы его ожидания и надежды. Это исследование тем более интересно, что затрагивает специфику Русского мира в Узбекистане, а также роль приходов Русской Православной Церкви в сохранении русского присутствия и православной веры в этой стране. Это особенно актуально в ситуации близости территории стран Средней Азии к Ближнему Востоку с его нынешней тенденцией к радикализации ислама и антихристианской настроенностью.
Какую же миссию выполняют приходы Русской Православной Церкви в Узбекистане сегодня? И как они отвечают на возникающие вызовы современности? Ответам на эти вопросы посвящена данная статья.
Отметим, что проект «Приход Русской Православной Церкви в исламском контексте: практики взаимодействия и передачи ценностей Русского мира (на примере изучения русскоязычных общин в странах Средней Азии)» был осуществлен сотрудниками Информационно-аналитического центра факультета социальных наук ПСТГУ по благословению митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Викентия и проходил в 2017 году при финансовой поддержке фонда «Русский мир».
Исследование проводилось в несколько этапов: предполевой этап, основывающийся на вторичном анализе уже имеющихся данных исследований близкой тематики, и полевой, связанный с присутствием рабочей группы в Узбекистане. За время полевых работ в Узбекистане авторами проекта было взято более 20 глубинных интервью с митрополитом, настоятелями, священниками храмов, активными прихожанами, отвечающими за внебогослужебную деятельность на приходе, проведено 5 фокус-групп с разновозрастными прихожанами, собрано 348 анкет массового опроса православных верующих в храмах Ташкента, Бухары, Самарканда. Что же в итоге мы получили?
Портрет православного верующего в Узбекистане
В настоящее время, по неофициальным данным, в Узбекистане проживает порядка 650 000 русских (1,8% населения), из них не более семи тысяч являются прихожанами храмов Русской Православной Церкви.
Среди прихожан Русской Православной Церкви в Узбекистане более трети – молодежь
Портрет православного верующего – прихожанина храма РПЦ в Узбекистане описывается двумя основными группами. Первая – это женщины (69%) предпенсионного или пенсионного возраста (54,6%), по социальному статусу пенсионерки или домохозяйки, которые состоят в браке, но чаще, по разным причинам, в том числе в результате смерти супруга, без «второй половины» (59,3%). У них есть дети, как правило – один или двое (48,6%). Второй основной группой прихожан является молодежь (16–39 лет) – они составляют более трети всех прихожан (35,6%), из них 12,6% – учащиеся школ и вузов.
С точки зрения материальной обеспеченности прихожан православных храмов в Узбекистане вряд ли можно отнести к обеспеченным; как правило, это люди с доходом ниже среднего уровня (67,8%), которым сложно найти деньги не только на бытовую технику, но и на одежду и даже еду.
Подавляющая часть прихожан по национальности русские, они составили 79% всех опрошенных, но примечательно, что в православных храмах присутствуют люди и других национальностей. Так что православные приходы в Узбекистане этнически не однородны, хотя при первом рассмотрении может показаться иначе.
Еще одной важной особенностью православных прихожан в Узбекистане является то, что 90% из них проживают в этой стране с рождения или более 20 лет, что говорит об их укорененности в этом обществе. Важно при этом, что продолжительность приходской жизни более половины опрошенных (66,4%) также исчисляется долгими годами (от 6 до более 20 лет).
Кроме того, при более внимательном прочтении данных мы можем заметить равномерное распределение групп прихожан. Это свидетельствует о том, что в истории развития православных приходов в Узбекистане не было так называемых «провалов», люди приходили в храмы регулярно на протяжении 20 и более лет. Нет их и сегодня; напротив, наблюдается особенно заметный прирост храмов прихожанами за последние пять лет: 8,8% пришли менее полугода назад, 24,8% в последние пять лет. Таким образом, прирост храмов прихожанами за последние пять лет составил 33,6% верующих. Согласно интервью с настоятелями и священниками, этому в значительной степени способствуют введенные в 2011 году в обязательном порядке огласительные беседы перед таинствами крещения и венчания.
Обращает внимание и довольно высокий уровень воцерковленности прихожан: почти 77% опрошенных посещают храм каждую неделю, из них причащаются каждую неделю или раз в месяц 52% прихожан, регулярно читают Евангелие (8,9%) и другие положенные тексты 38,8%.
Вопрос на самоопределение также показал высокую степень связи с церковной жизнью: 77,6% опрошенных заявили о себе как о верующем, православном; в заметно меньшей степени, но как популярные отмечались такие варианты ответа: «просто человек» (37,6%), гражданин Узбекистана (33,3%), «назвал бы свою семейную роль (отец, мать, жена, бабушка, муж)» (17,2%).
Очевидно, что ни гражданская, ни семейная позиция не являлись первичными, основной все-таки была принадлежность к вере, что, видимо, преимущественно и определяет ядро самоидентификации православных верующих в Узбекистане. Обращает на себя внимание совсем минимальный процент тех, кто охарактеризовал свою позицию как «изгой», и это указывает на то, что мало кто из русскоязычного населения так себя ощущает в этой стране.
Особенности жизни православных общин в Узбекистане
В разговоре о приходской общине неизбежно возникает вопрос о ее сплоченности. Интересуясь у прихожан православных храмов в Узбекистане о степени сплоченности их общин, мы предлагали для оценки ряд суждений.
В итоге нам удалось выявить, что наибольшее согласие прихожан получили такие суждения, как: батюшка всегда доступен для общения (86,2%); от прихожан храма легко получить совет, рекомендацию, контакт (80,5%); на приходе много детских мероприятий, и есть возможность приводить детей (75,8%). Именно эти черты характеризуют православную общину в Узбекистане: доступность священника, развитость коммуникационных связей между прихожанами и активная работа с детьми в приходах.
В наименьшей степени востребованными оказались такие формы солидарности общины, как встречи прихожан вне храма и материальная помощь прихожан друг другу. Очевидно, что именно храм является основным местом встречи прихожан, а помощь советом, контактом оказывается прихожанами православных храмов гораздо чаще, чем деньгами. Вместе с этим развиты реципрокные практики (например дарообмен), которые не требуют материальных затрат, но в первую очередь связаны с желанием пожертвовать, отдать из уже имеющегося.
Православные Узбекистана хотели бы больше мероприятий с приходами в России
Важно отметить, что на вопрос о том, чего в большей степени не хватает приходской жизни в Узбекистане, прихожане православных храмов почти единодушно (с большим отрывом от других позиций) заявили, что связей с Россией и мероприятий с ее приходами (36,8%). Очевидно, что в этом обнаруживается определенный дефицит и потребность православных верующих в Узбекистане. Лишь затем выделялись такие варианты ответов, как любовь и поддержка прихожан (19,3%), которой, видимо, не бывает много; больше паломничеств (18,4%) и совместных мероприятий с другими приходами епархии (16,1%). Можно предположить, что именно в этом обнаруживаются в том числе проблемные области приходов и имеющиеся ограничения.
Наименее актуальными для прихожан, остающимися вне поля их интереса оказались возможность доступа в актив прихода (всего 3,7%) и необходимость совместных мероприятий с мусульманами и мусульманскими общинами (6,3%). Как показал опрос, в этом православные верующие нуждаются меньше всего.
Литургическая составляющая приходской жизни остается для прихожан главной
Отвечая на вопрос об основных функциях православного прихода в Узбекистане, прихожане православных храмов были предсказуемы и отметили основные три, которые предусматриваются сегодня в том числе официальной церковной политикой: литургическая (80%), образовательная (50,6%) и социальная работа (44,8%). Важно при этом, что литургическая составляющая приходской жизни остается для прихожан главной и есть понимание, что остальные по отношению к ней занимают второстепенное, инструментальное положение. Вообще ценно, что есть чувство иерархии у прихожан и вслед за литургической в качестве основной называется образовательная. Социальная работа прихода становится важной тогда, когда исполнены первые две: совершена Литургия и Евхаристия, а также получены знания основ веры. Безусловно, это показатель верной расстановки акцентов и правильной работы священников с прихожанами.
Русский мир в Узбекистане
Несмотря на существенные изменения социально-этнического состава населения страны, 57% опрошенных считают, что Русский мир, то есть та особая общность, которая разделяет ценности и культуру Русского мира вне зависимости от места жительства и гражданства, до сих существует в Узбекистане. Лишь 7% опрошенных убеждены, что Русского мира в Узбекистане уже нет, еще 36% затруднились с ответом. Подобные данные свидетельствуют о том, что присутствие Русского мира в Узбекистане для основной части опрошенных заметно, но есть и те, для кого это не столь очевидно и может со временем вызывать все большее сомнение. В пользу последнего свидетельствует то, что 67,5% респондентов согласились с тем, что в последнее время отток русскоязычного населения из Узбекистана усиливается.
Отмечая причины отъезда русскоязычного населения из Узбекистана, опрошенные нами респонденты называли основные пять: 1. низкие заработки (51,4%); 2. отсутствие работы (42,2%); 3. невозможность дать хорошее образование детям (27,6%); 4. слабая социальная сфера в целом (17,8%); 5. чужая культура, ностальгия по исторической Родине (17,2%). Как видим, большая часть причин связана с экономическими и материальными трудностями и в меньшей степени затрагивает область душевных переживаний респондентов.
О последнем свидетельствует и тот факт, что 67% прихожан отметили: живя в Узбекистане, они чувствуют себя комфортно и в безопасности; а 73% уверены, что даже сегодня (когда нет СССР) можно говорить о дружбе узбекского и русского народов в Узбекистане. Не актуализирована и такая проблема, как то, что именно незнание узбекского языка является препятствием для получения работы, – данные свидетельствуют, что в обществе нет однозначно имеющегося опыта по этому вопросу. При этом и сама принадлежность к русской нации не обеспечивает сегодня человека работой в Узбекистане, очевидно, этому способствуют иные факторы. Вместе с тем до сих пор русские и их традиции пользуются большим уважением местного населения – так считают 51,4% опрошенных. Все перечисленное, на наш взгляд, указывает на то, что этнический фактор – принадлежность к русским – значим лишь в определенных сферах, чаще всего при межличностном общении, как память о том, что в свое время дали русские Узбекистану.
Отвечая на вопрос о том, хотели бы или нет уехать из Узбекистана, 36,2% православных прихожан ответили: нет; еще 47,7% опрошенных выразили свое желание уехать, отмечая, что этой страной была бы Россия. Желающих отбыть в страну дальнего зарубежья всего 6,3%. Таким образом, мы видим, что больше половины респондентов все-таки хотели бы уехать, но больше трети русскоязычных прихожан не собираются покидать эту страну. Конечно, среди них много пенсионеров и тех, кто просто не имеет возможности уехать, тем не менее по сути это так называемый «костяк» Русского мира в Узбекистане, и то, как эти люди будут жить в данной стране завтра, как будет сохраняться присутствие русских в Узбекистане, во многом зависит от политики России и от ее отношений с Узбекистаном в целом.
Сама атмосфера православного храма связывает с Россией, и потому именно приходы являются центрами Русского мира
Не последнюю роль в этом могут сыграть (и уже играют) приходы Русской Православной Церкви, действующие в Узбекистане. Подавляющее большинство опрошенных, а именно 89,9%, считают, что именно приходы Русской Православной Церкви являются центрами Русского мира. Так позволяет им думать тот факт, что именно здесь чаще всего собираются русские (36%), а сама атмосфера православного храма связывает их с Россией (30,7%). В меньшей степени в приходах православных храмов проводятся концерты и мероприятия русской культуры (14,7%), но и они присутствуют, позволяя сохранять русские традиции и культуру в Узбекистане.
Немаловажно и то, что 40% опрошенных прихожан склонны считать, что приходы Русской Православной Церкви оказывают влияние на современное узбекское общество. Основными сферами такого влияния, по их мнению, остаются религия (44,3%), культура (43,4%), образование (24,4%), причем первые две, согласно показателям, воспринимаются почти как идентичные, близкие друг другу, а последняя явно уступает по степени влияния двум другим. Это вполне ожидаемо, так как в Узбекистане действует закон, регламентирующий открытую проповедническую и миссионерскую деятельность всех религиозных организаций в стране, но вместе с тем мы видим и то, что даже в таких условиях приходы Русской Православной Церкви проводят определенную работу в образовательной сфере Узбекистана и остаются одними из основных ее акторов.
Подводя итоги, отметим, что православные приходы в Узбекистане, несмотря на мусульманское окружение и ряд иных внешних факторов, продолжают действовать в стране. При этом не просто действовать, но и пользоваться уважением среди местного населения, оказывать влияние на определенные сферы жизни общества. Несмотря на то, что прихожане православных храмов в Узбекистане все чаще имеют женское лицо, причем лицо пожилого человека, в храмах постепенно появляется и молодежь. Особенно заметно это стало последние пять лет, когда были введены огласительные беседы перед таинствами крещения и венчания. Примечательно при этом, что прирост храмов за эти годы составил почти треть всех прихожан. Это значительный и внушающий оптимизм результат.
Узбекская земля имеет не только свои православные храмы, но и прирастает новыми святыми
Важно при этом, что за последние 20 лет существования православных общин в Узбекистане – в условиях по сути новой страны – приходы равномерно пополнялись прихожанами и не было замечено сколь-нибудь серьезного сокращения их числа. Это говорит о том, что в течение всего этого времени православные епископы и священники, действующие в Узбекистане, проводили последовательную политику как на уровне государства, так и среди населения. Не последнюю роль в этом сыграл фактор консолидации именно в Узбекистане большого числа опытных, по-настоящему духоносных старцев, таких как архиепископ Гурий (Егоров), архимандрит Борис (Холчев), архимандрит Серафим (Суторихин) и др., которые сумели передать основы христианской жизни и служения, осуществить преемственность священства. Рассматривается вопрос и о канонизации некоторых из тех священников, что здесь служили. Это свидетельствует о том, что узбекская земля имеет не только свои православные храмы, но и прирастает новыми святыми.
Вместе с тем наблюдаются и иные процессы: отток русскоязычного населения из Узбекистана, пусть и не в прежних масштабах, продолжает сохраняться. Этому способствуют низкие зарплаты, отсутствие работы, невозможность дать детям хорошее образование (большая часть учебных заведений не имеет русских классов). Даже среди нынешних прихожан православных храмов есть те, кто при имеющихся возможностях хотел бы переехать в Россию и покинуть Узбекистан навсегда; это говорит о том, что в недалеком будущем мы можем столкнуться с ситуацией совсем незначительного русского присутствия на этих территориях. Причем – и это важно подчеркнуть – именно приходы Русской Православной Церкви, по оценке опрошенных, являются центрами Русского мира, своеобразными его форпостами.
Сама атмосфера православных храмов, тот факт, что именно здесь собираются в большом количестве русские, делают православные приходы тем пространством, где происходит соприкосновение с исторической Родиной – Россией. Поэтому как никогда прежде, сегодня, когда окружающий мир становится особенно агрессивным, важно сохранить и не потерять православные приходы в Узбекистане и тех прихожан, которые там остаются. Именно эту задачу, как отмечали в своих интервью священники, ставят они перед собой в своем служении в Узбекистане сегодня как основную.