Я почти не помню себя в возрасте до 7 лет, лишь только некоторые вспышки-воспоминания, связанные с какими-то потрясениями моего детского мира.
Одно из таких потрясений случилось, когда мне было 5 лет. Как-то мама, забирая меня из детского сада, взволновано сообщила, что ее тетка, которую она звала баба Настя, вчера ночью повесилась. Эти слова были для меня, ребенка, абсолютно непонятными, но очень страшными. «Повесилась… Что это?» – думала я. И все повторяла про себя странное слово.
Похороны я не помню; возможно, меня просто на них не взяли, но зато очень отчетливо врезалась поминальная трапеза. За большим столом собрались все наши родственники. Они подробно обсуждали, как и что произошло. Я вслушивалась в слова взрослых… Отчетливо помню свое состояние озноба и страха перед чем-то непонятным и неизбежным. Зачитали письмо бабы Насти, оставленное ею перед смертью.
Пожилая женщина писала, что одиночество и тоска стали ей невыносимы. Она чувствует, что никому не нужна и жить больше совсем незачем. Она никогда не была замужем, детей не имела. В молодости была влюблена в какого-то офицера, да что-то там у них не сложилось.
Вечером, как вспоминала ее соседка по коммуналке, баба Настя перестирала все свое белье, а затем заняла ванную. Соседка обнаружила ее утром.
Почему-то я часто вспоминаю это письмо бабы Насти, предсмертный крик ее души об одиночестве и тоске. И каждый раз думаю: почему же она не обратилась к Богу?.. Но тут же себе отвечаю: «Время у них было такое: в храм ходить было не принято». Меня часто оставляли дома у бабы Насти, и я хорошо помню ее комнату: какие-то ковры на стене, вышитая картина с обнаженной купальщицей, телевизор с длинной антенной – и ни одной иконы.
Для нас, верующих, так естественно в минуты полного отчаяния и, казалось бы, краха припасть к распятию в храме и от всей души попросить Спасителя об утешении. И оно мгновенно придет. Мир, покой и радость снова вернутся в душу. Глядишь, и ты совсем и не одинок, ты в большой семье. И чтобы ни случилось – за всё слава Богу!
Почему же и сейчас, когда храмы есть практически в каждом районе, люди страдают от тоски, а слово «депрессия» плотно вошло в лексикон современного человека?
Потеря близких людей, затяжные болезни, разводы, проблемы с трудоустройством, долговые обязательства, жилищные трудности, неспособность реализовать себя… Этот список можно продолжать и продолжать. Душевные переживания обвивают современного человека плотной паутиной, из которой, кажется, уже и выпутаться невозможно. Но помощь часто ищут совсем не у Господа, горстями принимают антидепрессанты, успокоительные, в худшем случае – алкоголь и наркотики. А дальше… А дальше очень страшно. И если попытаться себе представить, то мне сразу становится холодно. Как тогда, когда читали предсмертное письмо бабы Насти.
«Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Мф. 13: 15), – говорит Спаситель в Священном Писании.
Ниже вы прочитаете истории людей, которые, находясь на грани полного душевного опустошения, доверили свою жизнь Господу. Не имея уже никакой надежды на спасение в миру, они приехали в монастырь.
Все имена моих собеседников изменены. Они согласились рассказать о самом сокровенном в надежде, что эти истории помогут понять людям: из любой тьмы всегда есть путь к свету.
История первая
Темные силы так просто не отпускают
Егор – молодой успешный предприниматель. Это сейчас он приезжает в монастырь на новенькой красивой иномарке и раздает трудникам пакеты с продуктами и вещами, а раньше он сам нес послушание на огороде.
Я с любопытством разглядываю его. Обаятельный, веселый парень. Что же за проблемы могут быть у такого? Что заставило молодого финансово успешного человека жить в монастыре?
Счастливчик
«Счастливчик» – так за спиной называли его бывшие одноклассники и, кажется, даже немного завидовали. Действительно, молодому парню, у которого и образования-то почти не было, во всем сопутствовал мирской успех. Свой бизнес, хорошие машины, привлекательные женщины.
Егор и не скрывал своего секрета: он из семьи колдунов и знает, как привлечь деньги и удачу
Егор особенно и не скрывал своего секрета перед друзьями: он из семьи потомственных колдунов и знает, как привлечь деньги и удачу. Он всерьез увлекся парапсихологией и магией, умел легко входить в доверие, убеждать и манипулировать людьми. Это умение помогало ему быстро обзаводиться нужными контактами и с успехом проводить любые переговоры. «Мои клиенты все просто влюблялись в меня!» – вспоминает Егор.
Правда, иногда он замечал, что кто-то легко поддается его магическим приемам, а с кем-то ничего не получается, словно он натыкается на невидимую стену. Однако все-таки поддающихся было большинство, и ничто не мешало его финансовому взлету. Деньги приходили нескончаемым потоком, но и быстро уходили на развлечения в обществе доступных женщин, пьянки с друзьями, а потом и на наркотики.
«Несмотря на то, что вроде бы внешне у меня все шло хорошо, но внутренне постоянно преследовало чувство какой-то тоски, отчаяния, опустошения, неудовлетворенности. Я пытался заглушить это с помощью алкоголя, а затем стал пробовать другие способы ухода от действительности. Но каждый раз становилось хуже. А на работе это никак не отражалось, никто из моих клиентов не знал, что я наркоман. В один момент отчаяние и тоска накатили с такой силой, что я совершил первую попытку уйти из жизни с помощью все тех же наркотиков. Но каким-то чудом меня откачали в больнице; удивительно и то, что не было никаких особенных последствий для здоровья. После такой дозы люди инвалидами остаются на всю жизнь, если выживают. Наверное, именно тогда я понял, что делаю что-то не так», – рассказывает Егор.
Чтобы вернуться к нормальной трезвой жизни, он прошел курс лечения в наркологической клинике и всерьез стал задумываться о том, чтобы завести семью.
Вскоре встретил Ольгу. Она была молода, красива и успешна в работе. И по странному стечению обстоятельств, тоже всерьез занималась магией. Сразу возникло полное взаимопонимание, они были словно созданы друг для друга. Недолго раздумывая, расписались и стали жить вместе.
Разве не об этом мечтают многие?
В этот момент Егору поступило предложение руководить крупным государственным предприятием, которое в тот момент терпело серьезные убытки. Егор принял предложение. Всю неделю он разбирал финансовые отчеты, чтобы понять, как вывести предприятие из кризиса. И наконец решил прибегнуть к магическому ритуалу. Совершая разные обряды, он всю ночь обращался к неким силам с просьбой помочь увеличить прибыль вверенной ему организации.
«Знаете, – говорит Егор, – я ведь совсем тогда не понимал, к кому обращаюсь. Мне только здесь, в монастыре всё объяснили. Включите-ка телевизор – там же полно передач и фильмов о парапсихологии, астрологические прогнозы, битвы экстрасенсов… Откройте интернет – там в свободном доступе объявления якобы белых магов, обещающих вернуть мужей в семью и изготовить магические амулеты на удачу в бизнесе. Это же повсюду, поэтому ты и не думаешь, не осознаёшь, что в этом есть что-то плохое. Я уверен, что, наверное, каждый третий хоть раз в своей жизни обращался к гадалке, экстрасенсу или астрологу.
Я призывал всю ночь некие силы помочь мне вывести из кризиса государственную организацию и не считал, что делаю что-то плохое. Даже наоборот, был уверен, что полезное. Вот только под утро мне стало плохо, я потерял сознание и очнулся уже в больнице.
«Внешне я был успешным человеком, но щемящая боль и страшная тоска не отпускали»
Врачи озвучили совершенно неожиданный и очень страшный диагноз. Но ведь только вчера я был бодр и весел! А теперь – снова в больнице в окружении людей в белых халатах, с капельницей на руке. И опять мысль о том, что я делаю что-то не так. И опять та самая щемящая боль и страшная тоска».
Но вновь каким-то чудом Егор быстро выздоровел, окреп и практически через месяц вернулся к руководству. И здесь он с удивлением обнаружил, что вверенное ему предприятие вышло из кризиса и приносит неожиданно большую прибыль. Все только удивлялись и пожимали руки успешному управленцу: «Поздравляем! И как тебе это удалось?»
«Я призывал магические силы помочь мне. Был уверен, что делаю нечто полезное. Но под утро мне стало плохо…»
Егор и сам не совсем понимал как, но в какой-то момент ему показалось, что он может управлять миром и получать все, что захочет.
Шикарный кабинет с огромным столом, привлекательная секретарша, красавица жена, личный водитель, дорогая иномарка. И самое главное – деньги в таком количестве, что можно было не смотреть на цены в магазине и развлекаться как душе угодно. Разве не об этом мечтают многие?
Однако тоска, боль и отчаяние в душе с каждым днем становились все больше. Молодая жена уже не радовала, а даже, напротив, почему-то пугала. Когда он приходил домой и видел ее с распущенными волосами раскладывающей карты таро, ему становилось страшно.
Дома было ощущение не тепла и уюта, а холода и мрака. И Егор, как прежде, находил утешение в шумных компаниях друзей, погружаясь в наркотический дурман. И снова мысли о самоубийстве как о единственном выходе из всего этого ада.
«Мне сейчас даже сложно это объяснить… – признается он. – Вроде с виду-то все хорошо, есть деньги, есть семья, к тому времени у нас уже родился ребенок, но в душе тебе так плохо…»
Случайная встреча
Егор решил, что больше не может так жить. Он закупил огромною дозу – чтобы на этот раз не промахнуться. Но так случилось, что в этот день он встретил старого школьного приятеля. Оказалось, что Кирилл воцерковился, каждую неделю ходит в храм и регулярно ездит паломником в разные монастыри.
Неожиданно столкнулись на пути два человека: один много лет служил темным силам, другой уже пять лет вел жизнь с Богом, не пропуская ни одного важного богослужения.
Кирилл сразу почувствовал, что Егора надо спасать. Он вкратце, как мог, рассказал на своем примере о том, как хорошо жить с Богом, что надо бы покаяться и причаститься. Но чтобы уж наверняка избежать внешних искушений, которые обязательно будут у Егора, ему надо пожить в монастыре и потрудиться во славу Божию.
«Темные силы просто так не отпускают, – добавил встревоженный Кирилл. – Но в монастыре Бог близко, там им сложнее будет на тебя влиять».
Егору хоть и странным показалась последняя фраза приятеля, но он почему-то быстро на все согласился. Заехал домой, взял необходимые вещи, отключил все телефоны и позволил Кириллу отвезти себя в монастырь.
В монастыре
«Честно говоря, я вообще плохо помню весь этот период и дорогу в монастырь, – говорит Егор. – На душе было настолько плохо, что казалось: хуже уже быть не может… Я же все в тот день решил, и если бы Кирюху не встретил, то больше бы меня на этом свете не было. Вот только где бы я оказался? Там, где еще хуже. А тут Кирилл!.. Я на него тогда посмотрел, послушал его и вдруг во все поверил – поверил, что Он мне поможет. Не Кирюха, конечно, а Бог».
Так Егор оказался в монастыре, где были его первая неумелая исповедь, первые разговоры со священниками. Здесь ему объяснили, что он вступил в контакт с темными силами, которые вряд ли его так просто отпустят. Рассказали жизнеописание священномученика Киприана.
После исповеди слезы текли сами собой, а душа вдруг впервые за долгие годы встрепенулась
Все здесь было для Егора впервые. После исповеди слезы текли сами собой, а в душе вдруг впервые за долгие годы что-то встрепенулось и ожило, как будто кто-то приложил к сердцу горячую ладонь. Пришли утешение и успокоение, а первое Причастие принесло такую радость, что он снова почувствовал себя легким и беззаботным, как в детстве. Он, успешный предприниматель, еще недавно ведший серьезные переговоры, с радостью скакал среди монастырских грядок, поливая огурцы…
«Уже через неделю пребывания в монастыре я ощутил присутствие Бога везде, а в душе поселилась такая благодать, что я с искренним рвением принялся исполнять порученные мне послушания. И еще вдруг осознал всю свою жизнь… Как я сам, добровольно мог лишить себя истинного Источника жизни – Причастия», – говорит Егор.
Возвращение в мир
Вернувшись домой, Егор узнал, что его уволили, а жена подала на развод. Однако тут же появились знакомые, с которыми он уже давно потерял связь, и предложили идеи для нового бизнеса.
«Моя история, наверное, еще не закончена, – признается Егор. – Я только первый шаг сделал к Богу; возможно, придется еще и скорби понести, и искушения… но одно я знаю: в тот ад возвращаться больше не хочу. Господь сильнее всех, и настоящее счастье у человека может быть, только если он пребывает с Ним. Люди стремятся заработать как можно больше денег, съездить отдохнуть на моря, развлекаться в ночных клубах, приобретать модные вещи, покупать благосклонность красивых женщин… Только все это приносит лишь временную эйфорию, настоящие чувства можно получить, лишь ощущая в себе присутствие Божией благодати.
За жену буду молиться. Разводиться не хочу, ведь у нас все-таки дочка маленькая. Но пусть все будет в руках Божиих…»
Послесловие
Когда писался этот материал, меня вдруг тоже стали одолевать непонятная тоска и чувство какой-то безысходности. А еще все время что-то отвлекало.
Позднее я узнала, что Егору стало очень плохо и его увезли на «Скорой помощи» в ближайшую больницу. Что именно случилось, мне не объяснили.
«Я не могу тебе сказать что, но поверь, это все очень страшно. И лучше не пиши про него, вдруг и тебя коснется…» – так посоветовал мне мой приятель.
Я рассказала обо всем своему духовнику, батюшка велел мне незамедлительно причаститься, а статью обязательно дописать.
Все это, конечно, еще раз подтверждает то, что сказали Егору в монастыре: «Темные силы так просто не отпускают».
(Продолжение следует.)