Бывают ли обиды безобидными

В жизни византийского императора Юстиниана II († 711) случилось самое страшное, что только может случиться с правителем – заговор. Его свергли с трона. А чтобы Юстиниан даже не думал претендовать на возвращение, ему отрезали нос. В те времена считалось, что императором может быть человек совершенный, то есть не имеющий какого-либо порока, в том числе и телесного. Чуть погодя Юстиниан II вполне опроверг этот тезис, вернувшись на трон. Впрочем, совершенным так и не стал, если иметь в виду совершенство в его подлинном смысле.

Низвергнутый и униженный, сосланный в далекий Херсонес, Юстиниан, лишившись носа, не утратил природной смекалки. В его сердце возгоралось пламя мести, а хворостом для пламени служила обида. Вступив в общение с правителем Хазарии, Юстиниан быстро набрал силы и обзавелся нужными связями. Когда из Константинополя к нему подослали убийц, Юстиниан, ловко опередив их, умертвил заговорщиков, а затем с горсткой сторонников отплыл в Болгарию на простом рыбацком судне.

В море разыгралась страшная буря. Надежды на спасение не было. Один из слуг, словно прозрев духовно, взмолился: «Вот, господин, мы погибаем. Дай Богу обет во имя твоего спасения не наказывать врагов, если Бог вернет тебе царство». Юстиниан в гневе воскликнул: «Да потопит меня Бог на этом месте, если я пощажу кого-нибудь из них». Бог пощадил Юстиниана, из бури они вышли невредимыми. Милосердие Божие не вразумило душу, томимую обидой и жаждой мщения.

Болгарский князь дал Юстиниану воинов. И вот он уже возле стен Константинополя. Что двигало этой неутомимой душой? Что заставляло предпринимать усилия и выходить победителем в безысходной, казалось, схватке? – Всё та же горькая обида и жажда беспощадной мести. Источником душевной энергии служил адский огонь. Но пока Юстиниан стоял у мощных высоких стен Константинополя, жители города беспечно смеялись над безносым низложенным правителем. И тогда Юстиниан пошел на отчаянный шаг. Ночью с горсткой смельчаков он пробрался посредством старого водопровода внутрь города, достиг дворца и объявил себя полноправным правителем. Воины из царских полков, растерявшись, посчитали, что Юстиниан и правда восстановил свои права, тут же перешли на его сторону. В скором времени весь город оказался в его руках.

Юстиниан II Ринотмет (первое правление). Юстиниан II Ринотмет (первое правление).
Как же Юстиниан воспользовался своей столь счастливой и по-человечески совершенно нежданной победой? Увы, всю страну он наполнил казнями и репрессиями, выискивал, кто выступал против него, и наказывал самым жестоким образом. Если до своего изгнания Юстиниан совершил множество полезных для империи дел, провел важный для всей церковной истории Трулльский Собор (691–692), защищал империю от многочисленных завоевателей, то весь смысл его правления по возвращении воплотился в беспощадной мести и утолении всех своих прежних обид.

Всегда в правилах императоров было при восхождении на престол объявлять прощение хотя бы кому-нибудь из осужденных. Юстиниан II не вспомнил об этом. Смысл любой амнистии заключается как раз в том, что правитель надеется на созидание новой жизни по правилам милости, а не мести, прощения, а не террора. Правитель, объявляя амнистию, подтверждает, что сам он выше каких-то личных обид. Террор всегда исходил из противоположных принципов. Кровь за кровь, голову за голову, а лучше даже все головы своих врагов вместо своей одной.

Месть влечет за собой новую жажду мести – со стороны невинно обиженных, пострадавших, неправедно подвергшихся наказанию. Реки невинно пролитой крови переполнили чашу долготерпения Божия. В империи из-за постоянных репрессий усилились нестроения, и Юстиниан II вновь был свергнут. На этот раз милость Божия отвернулась от него: Юстиниана казнили.

Какой урок преподает нам эта реальная история, похожая на сюжет приключенческого романа?

Всякая месть есть в зародыше мучение самого мстящего

Любая обида может вырасти в мщение. Конечно, обида не всегда завершается местью. Но никакая месть не бывает без предваряющей ее обиды, как нет сорняка без крепких корней, укуса гадюки без яда, взрыва мины без действия детонатора. Обида – камень, приготовленный против другого. Месть – бросок этого камня. Когда ты носишь камень за пазухой, тебе самому тяжело, а тяжесть души усилится, если камень обиды ты метнешь в сторону ближнего. Всякая месть, а значит, и всякая обида есть в зародыше мучение самого мстящего, самого обиженного.

Печь сжигает всё, что положат в нее, поглощает топливо, а обратно выгребается мелкая зола. Так и обида сжигает в душе всё, такая душа лишь поглощает и уничтожает, а обратно выдает горстку сожженных чувств, отношений, порушенных связей с людьми. Но если от печки – тепло, то от объятой обидой души веет холодом.

Сколько семей дали трещину только потому, что супруги стали обижаться друг на друга из-за каких-то оплошностей, накапливали в себе груз обид, и потом этот груз повлек ладью семьи ко дну. Есть те, кто в отместку изменил, в отместку подал на развод, в отместку бросил другого в тяжелой жизненной ситуации. Потому что обида всё перекрыла, лишила здравого разума, привела к крушению всего самого ценного.

Обида – искушение всех людей без исключения. Яркий пример обиды и желания мести мы видим даже среди учеников Христа. Спаситель, направляясь в Иерусалим, послал учеников в самарянское селение приготовить для Него место. Но самаряне не приняли Спасителя, так как Он имел вид путешествующего в Иерусалим (Лк. 9: 53). Это и послужило поводом для обиды апостолов. А вот и желание мести: Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? (Лк. 9: 54). Так вот просто думали апостолы решить возникшую трудность, по принципу: нет человека – и проблемы нет.

Апостолы еще и представить не могли, что когда-то с проповедью любви они пройдут эти земли, а потом с радостью встретят весть о том, что и самаряне приняли слово Божие (Деян. 8: 14). Их мысли пока были заняты тем, что хотелось испепелить своих обидчиков. Для переосмысления им нужно было еще пережить скорби и страхи, и только благодать Духа Святого соделала их сердце обителью любви, не знающей никакой обиды.

Но если мы посмотрим предваряющее повествование Евангелия, то увидим, что перед самарянским селением апостолам пришла мысль, кто бы из них был больше (Лк. 9: 46). Размышление о том, насколько ты велик, естественно обращается позором, когда тебя кто-то не принял.

Любая наша обида – проявление гордости

Любая наша обида – проявление гордости, такой человек заведомо убежден, что ему должны оказать особую честь, а если этого не происходит, то он считает, что его презрели, не поняли, оставили одного. Так и приходят на память известные строки М.Ю. Лермонтова:

Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!

Обиженный – всегда «невольник чести», ему всегда кажется, что его, такого хорошего, способного, умного, неправильно поняли, не приняли, оттолкнули.

Смирение изгоняет обидчивость. Если ты признаёшь себя меньше других, то на кого обижаться?

Кто из вас меньше всех, тот будет велик (Лк. 9: 48), – отвечает Христос на наивный вопрос апостолов о первенстве. Смирение несет в душу мир, изгоняет обидчивость. Если ты признаешь себя меньше других, то на кого обижаться? Как может считать себя обесчещенным тот, кто ни от кого не ждет чести?

Почему же эта явная немощь учеников вошла в текст Евангелия, которое должно включать вроде бы только святое? Потому что записанное относится к каждому из нас. Даже самый кроткий с виду человек может стать мстительным, если будет копить в сердце обиду. Даже добродушный, никому не причинивший зла человек, если затаит на кого-то обиду, со временем может сам ответить злом на зло. Тебя где-то не приняли, развернули, отвергли, и ты готов уже испепелить этих людей, не оставить камня на камне, будь дана тебе чудотворная сила.

Типичное проявление обиды – внутреннее переживание ущерба от чужой несправедливости, следствием же становится желание попалить своих обидчиков огнем. Поэтому обида и месть взаимосвязаны.

Месть обиженного выражается хотя бы в том, что он отказывает ближнему в общении, меняет свое внутреннее к нему отношение. Человек, на которого ты обиделся, отступает в твоем внутреннем мире за черту, за границы любви.

Обида – всегда непрощение. Мы потому и обижаемся, что не прощаем ближнему его ошибок, немощей, неправильных поступков. Но всякое непрощение означает одно – нелюбовь. Если бы ты желал ближним добра, то разве держал бы что-то на них из-за их ошибок или оплошностей? Обида – внутреннее бурление, клокотание вражды и непрощения. Это смятенно-мятежное восстание личной «правды», желающей отстоять свои права в этом непостоянном мире.

Мы опираемся на свою личную «правду» как на кривую клюку, с которой хромаем по жизни. Правда же Христова в том, чтобы мы стали выше обид, чтобы чья-то несправедливость не угасила в нашем сердце добра, чтобы в сердце воссияла свобода любви и прощения и спали с души оковы мстительности.

Обида – знак победы греха над душой человека. Если после причиненного тебе оскорбления ты загорелся злобой, то, значит, от чужого зла ты заразился злом. Огонь чужого греха передался тебе, попалил весь твой внутренний мир, соделал и тебя злодеем. Копить в себе обиду, а тем более вынашивать помыслы мести – то же самое, что положить себе за пазуху горящие угли и пытаться носить их.

Обида и мстительность – болезнь греховного человечества. Христос пришел исцелить нас от этой болезни

Обида и мстительность – болезнь греховного человечества. Но именно от этой болезни и пришел исцелить нас Христос. Вот почему Он ответил апостолам: Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать (Лк. 9: 55–56).

Христианин – это тот, кто несет в себе образ Христа, в ком Бог отражается наиболее ясным и чистым образом. Бог есть Любовь, в Нем нет и тени ненависти. Бог долготерпелив и милосерден, в Нем нет и капли презрения. И никакой обиды в Боге тоже нет. Бог наказывает, но не мстит, ибо Он не испытывает ущерба от наших грехов. Его наказание – вразумление любящим Отцом Своих неразумных чад. Бог попускает скорби человеку, впавшему в грех, но ни на кого не держит обиды.

Из самых глубин голгофских страданий, при всеобщем презрении, Христос молился: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23: 34), – Он не имел в сердце и капли обиды. Те же слова повторял святой Стефан Первомученик, когда его побивали камнями, просил за своих убийц: Господи! Не вмени им греха сего (Деян. 7: 60). Кто приобщен Богу, тот приобщен и Божией любви, тот выше обид, потому что причастник Божиего Царства ищет, чтобы и другие стали причастниками.

Если бы в нашем теле сидела заноза, а острая боль от нее не давала покоя, то разве мы не предприняли бы усилий вынуть занозу? Всякая обида – заноза, сидящая в глубинах души, пронзающая сердце острой болью. Занозы надо вынимать, а от обид – избавляться. Обиды преодолеваются по мере смирения, когда надменный дух уходит, подобно как испаряется мрачный чад от веяния свежего воздуха. Если обида – тугой обруч, сдавливающий душу, то прощение – освобождение.

Одно древнее сказание гласит, как на некий индийский остров привезли невольника-христианина. Он столь усердно трудился, что хозяин со временем поставил его управляющим над всем своим имением. Как-то, придя на рынок невольников, управляющий заметил старого, изувеченного, больного человека и тут же купил его. Хозяин был удивлен таким выбором. Когда все приступили к работе, то хозяин заметил, что управляющий заботливо ухаживает за этим старым невольником. Он поместил его в свое жилище, кормил со своего стола, всячески оберегал его и поддерживал. Хозяин подумал, что управляющий нашел своего родственника, и спросил, не приходится ли он ему отцом. «Нет, он не отец мне и даже не родственник», – ответил управляющий. «Почему же ты так заботишься о нем?» – «Да потому, что он – мой враг. Ведь это он продал меня когда-то торговцу невольниками. А Христос велит платить за зло добром».

Такая любовь, такое прощение и есть настоящая свобода, настоящее счастье. Дай Бог каждому из нас вкусить хотя бы малую долю от благ Христовых, стяжать свободу от обид и всячески беречься от мстительности.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Обида на родителей: кто виноват? (+ВИДЕО) Обида на родителей: кто виноват? (+ВИДЕО)
Игум. Нектарий (Морозов)
Обида на родителей: кто виноват? (+ВИДЕО) Обида на родителей: кто виноват? (+ВИДЕО)
Игумен Нектарий (Морозов)
Имеет ли христианин право обижаться на своих родителей? Почему сегодня столь актуальна проблема одинокой старости? Свободны ли дети плохих родителей от долга перед ними? Как родителям и детям научиться правильному отношению друг к другу?
Бульдозер смерти. Как побороть гнев Бульдозер смерти. Как побороть гнев
Прот. Павел Гумеров
Бульдозер смерти. Как побороть гнев Бульдозер смерти
Часть 2. Как побороть гнев
Протоиерей Павел Гумеров
О гневе как зеркале диавольском и об ином зеркале, помогающем преодолеть эту страсть, о том, к каким духовным средствам следует обратиться, борясь с гневом, какие простые «бытовые» приемы действенны и зачем ставить себя на место другого.
Гнев, раздражительность и обидчивость Гнев, раздражительность и обидчивость
Из наследия Оптинских старцев
Гнев, раздражительность и обидчивость Гнев, раздражительность и обидчивость
Из наследия Оптинских старцев
Ольга Рожнёва
Поучения Оптинских старцев о борьбе со страстями гнева, раздражительности и обидчивости полезно всегда иметь под рукой и перечитывать в трудную минуту, когда душа возмущается этими страстями.
Комментарии
Андрей25 февраля 2019, 19:28
P.P.S
Алексей 6 апреля 2018, 14:04:"Как научиться прощать сильных и наглых?"
Это действительно тяжело, хотя с точки зрения вечности таковые точно нищи и жалки, но вот пример человека, которому удалось взять сию высоту ещё во времена ветхозаветные:
http://days.pravoslavie.ru/Life/life744.htm
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/296
Андрей24 февраля 2019, 15:55
P.S. Как много бед происходит из-за употребления слов в ином смысле и смешения понятий:
"Обида — изначально: событие, которое оценивается, как несправедливое и оскорбительное отношение, нанесение ущерба для чести. На сегодняшний день понятие обиды стало расплывчатым, оно может означать и само событие, и эмоциональные переживания, и возможные реакции на событие." (с)
То есть когда к примеру эксперт выявляет подлинную несостоятельность технического проекта, то обиды автору не нанесено, но имеет место уязвление правдою тщеславия и гордости, а когда затаивший злобу автор мстит эксперту - вот это уже преступление.
Алексей 6 апреля 2018, 14:04
В приведенном расказе христианин простил того, кто продал его в рабство. Если бы я видел тех, кто когда-либо причинил мне зло, такими же жалкими, изувеченными и больными, как старик в этом рассказе, я бы легко их простил. Но кто подскажет мне (неважно, подскажет мирянин или священник), как простить своих врагов, если они сильны, здоровы, богаты, уверены, их самих никто не обижает, и так далее. Как простить врагов именно такого рода, ведь простить жалких и несчастных легко. Как научиться прощать сильных и наглых? У кого-нибудь был такой опыт настоящего прощения? Душевная борьба меня не интересует, борьба есть и у меня; меня интересует душевная победа.
Дмитрий 5 марта 2018, 20:38
Как то на работе я вспылил на женщину зам.управляющего.Показалось что сильно ко мне придирается.Конфликт дошел до управляющего и женщина уволилась.Считаю что из за меня.А через год был вынужден уйти с работы сам.Так мне и надо.Прости меня,Господи.
Надежда16 января 2018, 10:40
6 лет назад встретилась с человеком, стали жить совместно. Ранее у него умерла жена, жил совместно со взрослой дочерью. Контактировала я с ней мало, но было что то мной сказано в ее отношение плохое, я нарушила границы (ранее я о них и не знала и не задумывалась)и снежный ком понесся. Я пару раз хотела что то сказать ей, еще не понимая, что происходит. Контакта не произошло. Результат- выдворение с милицией меня с площади. Меня никто не обижал вот так, я даже сначала не въехала в то что происходит. Нервное потрясение было сильным, с лечением. Я не простила тогда, я не понимала тогда во что может все вылиться в дальнейшем. Муж говорил- прости, забудь, ничего не было. А я все годы жевала это
Ирина16 января 2018, 10:03
Cвятитель Филарет фразой «Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов отечества, любите враги ваша» (из «Слова в неделю 19 по Пятидесятнице») исчерпывающе объяснил когда уместен гнев. Я и раньше об этом размышляла, в контексте освободительных войн.Ведь человек убивающий врагов отечества на поле брани наверняка находится не в благодушном состоянии.То есть если тебя обозвали "дурой" ты должна это простить. Но если при тебе обозвали "дурой" твою мать, надо бы заступиться.
игорь ковалев15 января 2018, 13:51
«Милость мы окажем, пожалуй даже справимся со своей раздражительностью, но снести поношения да еще добром заплатить за него – это уже вовсе невозможно нам. Это преграда, которая отделяет нас от Бога и которую мы и перешагнуть не стараемся, а перешагнуть надо. Где искать силы для этого? В молитве».Варсонофий Оптинский.
игорь ковалев15 января 2018, 13:43
«Не показать смущения, что ты не оскорбилась, невозможно, надобно соблюдать: “смятохся и не глаголах” (Пс. 76: 5), а внутренне зазреть и укорить себя за подвижение страсти. При таком делании мало-помалу получишь исцеление от страстей и дойдешь до того: “уготовихся и не смутихся” (Пс. 118: 60)».св.Макарий Оптинский
Наталья Богоявленская15 января 2018, 11:58
НН, мы сами -- зло, оно вошло в нас вместе с первородным грехом, и уж если пресекать его, то прежде всего в самих себе. И тут мы снова возвращаемся к статье протоиерея Валерия Духанина, круг замкнулся. А святые -- это не украшение для интерьера, это наши помощники, на которых нужно ориентироваться, по крайней мере пытаться делать так. И смирение -- это не холодность, в каждом смиренном человеке пылает горячее сердце, источающее любовь. С праздником Обрезания Господня и с Предпразднством Крещения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Помощи вам Божией.
Белла15 января 2018, 10:40
Суть обиды понятна. Решение не ясно. Что такое смирение? Кажется, простой вопрос, а для меня он очень сложный. Что значит, смириться? Простить? Успокоиться? Забыть? Как происходит процесс смирения?
НН14 января 2018, 21:40
Наталья Богоявленская,а я и не каялась бы, потому как считаю, что ЗЛО надо пресекать; конечно,хорошо бы это делать с любовью, но уж как получится, лучше в таких случаях быть горячей, чем холодной или равнодушной. Моё мнение таково, но это не значит, что оно бесспорно. Вы пишите о святых и как должно быть, а я - о нас, грешных, как есть на самом деле. Простите.
Наталья Богоявленская14 января 2018, 21:08
НН, прочитайте на этом же сайте статью Сергея Герука "Наместник Киево-Печерской лавры: «Экстремистам не удалось сорвать Рождественские богослужения". Впрямую относится к обсуждаемой здесь теме.
Наталья Богоявленская14 января 2018, 13:29
Уважаемая НН! Святитель Николай за пощёчину нечестивому Арию был осуждён Святыми Отцами I Вселенского Собора: 317 человек осудили одного. А потом прощён Господом, но именно прощён, а не оправдан, иначе был бы создан прецедент и все христиане считали бы себя вправе давать друг другу зуботычины. Николая мы почитаем не за эту пощёчину, а за его смирение, милосердие, помощь людям. Во всех описанных вами случаях, конечно, я вступилась бы за своих родных, за Церковь, возможно, и в драку влезла бы, но это не значит, что такой поступок можно считать правильным, просто иначе я не умею. Вы же сами говорите, что потом надо покаяться, следовательно, это неправедный гнев. Праведный покаяния не требует.
Марина14 января 2018, 01:35
Спасибо за статью,она очень точная,написано понятно и правильно,такое бывает редко.Статья жизненная,все страдаем от обид....
НН13 января 2018, 18:48
Святитель Николай в праведном гневе ударил по щеке Ария. По мне, так и правильно сделал, но и наказание правильно понёс. Может быть, если бы не ударил, то до большинства и не дошло бы, что Арий - еретик, а так было о чём задуматься: уж если Николай не сдержался - значит, есть за что Ария заушать. А Господь всё расставил по своим местам - Святитель Николай - святой, Арий - еретик.
НН13 января 2018, 17:05
Наталья Богоявленская, в своей жизни святых ещё не встречала, а "Жития" - это не совсем биографии с описанием всех поступков человека уже канонизированного. Если на Ваших глазах пьяный мужик будет избивать свою престарелую мать, или насиловать дочь, или пьяная мамаша всячески издеваться над беззащитным ребёнком, или в храме кто-то, прости меня, Господи, плюнет на святое для Вас или даже просто оскорбит священника - Вы возмутитесь. Нет? Это и есть праведный гнев в моём понятии далеко несвятого и несовершенного человека, и я думаю, что Вы имеете право на такое чувство. И может даже и по роже съездить нечестивцу. А потом покаяться и простить, если сможете. Я-то в святые точно не попаду... увы.
Наталья Богоявленская13 января 2018, 10:32
Праведный гнев -- свойство Бога, и не нам, грешным земнородным, присваивать себе Божественные качества. Он может одним словом уничтожить нас, и это будет проявление Его праведного гнева, а мы этого достойны. Но Он долготерпит, ждёт, когда мы научимся смирению, терпению, любви, когда начнём наконец исполнять Евангельские заповеди. А дальше... А дальше -- назовите хоть одного святого, проявившего по кому-либо случаю "праведный гнев".
Светлана12 января 2018, 21:00
Замечательная статья! Спасибо огромное! Бальзам, на мою обидчивую душу).
Роман Илющенко12 января 2018, 14:11
слёзы...
иван12 января 2018, 13:49
Ekaterina, вот как раз с войной и помощью ближнему ответ прост, т.к. нет больше любви, чем отдать душу за ближнего своего. А вот гнев вообще-то праведным у нас, грешных, не бывает. И от обид нужно бегать как от огня. Да они и есть огонь, сжигающий душу. А вот заступиться за себя, то здесь, думаю, зависит от ситуации.
Иоанна_12 января 2018, 12:01
Меня ударили - мне больно. Могу ли я так "натренировать" себя, чтобы не чувствовать боль? Не могу, потому что так устроено моё тело. Так же и душа: когда её ранят, она кровоточит. Это не гордыня, а естественная реакция. Конечно, надо бороться с БОЛЕЗНЕННОЙ ОБИДЧИВОСТЬЮ, свою обиду надо анализировать, не позволять ей разрастаться, Боже упаси, не желать мести, молиться за обидчика, но совсем не чувствовать обиду живой человек не может.
НН12 января 2018, 09:54
Наталья Богоявленская, ekaterina пишет о праведном гневе, и он существует. Есть ещё один вариант - наказать за какое-то неправедное деяние с целью попытки исправить человека и заставить его задуматься о своем поведении - и простить. Тема очень интересная... Можно посмотреть фильм "Слепой поворот" - там есть о чём подумать. С Рождеством Христовым!
Светлана12 января 2018, 04:29
Слава Господу, что появляются такие статьи, полезные для души. Прочитала и подумала, как я далека в этом смысле от Бога. Вот читаю каждый день Евангелие, а нет-нет да обижаюсь, больно, жаль себя любимую. А вот сейчас ясно поняла, как автор заметил, гордынька это. Сколько еще предстоит моей душе потрудиться! Спасибо за наставление, за то, что заставляете размышлять почаще.
Вера12 января 2018, 02:10
Это самая сложная задача для человека, до конца дней.
Господи, помоги!
Наталия11 января 2018, 17:05
Спаси Господи, и помилуй о. Валерия! Статья, как раз вовремя. В свете последних событий, произошедших накануне - выяснилось, что моя подруга, с которой дружили 30!!! лет, внесла мои номера телефонов в чёрный список. Не знаю причин, но, видимо, в очередной раз на что-то обиделась. Статья для меня поддержка не пасть до ответных обид из-за непонимания ситуации и простить искренне. Я осознаю, что мои черты характера хуже её во много раз, поэтому принимаю это как волю Божию. Слава Богу за всё!
Наталья Богоявленская11 января 2018, 16:28
ekaterina, перечитайте ещё раз статью, а главное, прочтите Евангелие. Верить надо не в существование праведного греха и обид, а в Господа нашего Иисуса Христа и в Его Учение. А Учение это состоит в том, что нужно полюбить своих врагов и обидчиков, простить их и молиться за них. Другое дело, что мы этого не умеем -- слишком уж велика гордынька наша, но нужно этому учиться, а не спорить с теми, кто пытается наставлять нас. С праздником Рождества Христова, помощи вам Божией. Простите меня.
ekaterina11 января 2018, 10:18
Если б все так просто было, то не надо было бы идти на войну, когда призывают. Однако не заступиться за ближнего, а порой и за себя - тоже грех. Все дело в мотивах, я верю существует праведный гнев и обиды, за которые стоит наказать.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×