«Само православное учение приводит к мысли о мудрости изучения своей генеалогии», – убежден Сэм Уильямс, автор публикуемого ниже материала. Сэм – помощник настоятеля церкви святителя Николая в Вирджиния-Бич (штат Вирджиния, США) Греческой Православной Архиепископии. Он вырос в Пауотен (штат Вирджиния), изучал международные отношения и испанский язык в университете Джеймса Мэдисона. В 2013 году получил степень магистра богословия в Греческой православной семинарии Святого Креста.
Взрослея, я очень немного знал о своих близких и дальних родственниках. У меня было мало родных: мои родители, сестра и я. И только после того как родители развелись и снова вступили в брак, мое понимание семьи сильно поменялось и расширилось. Поскольку моя семья увеличилась через эти браки, то возросло и желание узнать, откуда я происхожу, узнать, чьи жертвы позволили мне жить и чьи черты я вижу в зеркале.
То, что началось как небольшое хобби, стало значительной частью моей жизни. Мое фамильное древо, полное множества родственников и дальних предков, сейчас включает более 4000 человек. И в процессе работы над другими шестью фамильными древами для моих друзей я также с радостью узнавал что-то новое об очередном члене моей семьи: какова их история? что с ними было?
Мне кажется естественным, когда православные христиане желают узнать больше о своих семьях. В конце концов исторически православные культуры стремятся уделять большое внимание семье и семейным отношениям.
Более того, само православное учение приводит к мысли о мудрости изучения своей генеалогии.
Бог отцов наших
В Великом славословии мы поем: «Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь!» Каждый раз, когда я пою эту молитву (из молитвы Азарии в Книге пророка Даниила), я вспоминаю, что наше богослужение – богослужение православных христиан – соединяет меня с чем-то большим меня. Наш Бог – Бог отцов наших, не только наших предков, но отцов Церкви и матерей, тех, чья жертвенная жизнь была свидетельством о смерти и воскресении Иисуса Христа.
Как православные христиане, мы укоренены в нашем прошлом – этом истинном основании настоящего
Наша идентичность как православных христиан основана на том, что мы принадлежим к единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Мы укоренены в трудах и учении апостолов (апостольская), и, когда мы собираемся в Поместную Церковь, мы соединяемся в единое Тело Христово (соборная). Мы окружаем себя иконами святых, напоминающими нам о тех, кто жил до нас и тесно связан с нами и в настоящее время через наше единение со Христом. И перед тем как начать писать или проповедовать сегодняшнему миру, мы читаем жития и творения святых, чтобы знать, что сказали отцы.
Как православные христиане мы уверенно движемся вперед только потому, что знаем: мы твердо укоренены на истинном основании нашего прошлого. Мы знаем, куда мы идем, только потому, что нам известно, откуда мы происходим.
И поскольку Православная Церковь учит о ценности не только души, но и тела, история того, кто мы есть, включает и нашу православную историю, и историю нашей биологической семьи. И если совершенно естественно для духовной жизни православного христианина изучать свою духовную семью, то подобает также узнавать и о нашей биологической семье.
Чувство благодарности
Отец Александр Шмеман учил, что человек должен быть не просто Человеком разумным, но в конечном счете Человеком поклоняющимся: поклоняющимся и воздающим хвалу Богу. Если на личном уровне мы возносим хвалу Богу, то коллективно мы воздаем эту хвалу как Церковь, наиболее всего на Литургии – в Евхаристии. Главное наше православное делание – это благодарение (евхаристия) каждое воскресенье. Но как осуществить это благодарение во всех аспектах нашей жизни?
Узнавать, кто были и как жили наши предки, – это и есть наша благодарность им за дар жизни
Мы благодарим Бога на Литургии за все, что Он дал нам. Мы благодарим в день Благодарения, и после Рождества Христова мы стремимся отблагодарить тех, кто сделал нам подарки. Но не забыли ли мы наших предков, чье самопожертвование и стремление выжить дали нам шанс появиться на свет? Их даром для нас было их стремление жить; их даром для нас было то, что они проторили дорогу для жизни, которой мы живем. Как пишет автор книги «Искусство мужества» («The Art of Manliness»), благодарность не имеет срока давности. Узнать, кто эти люди, изучить их жизнь – это и есть наша благодарность за дары, данные нам, даже если мы никогда не замечали их раньше.
Изучение нашей генеалогии помогает нам быть благодарными за все наши дары, за то, кто мы есть, за молитвы, жертвы и таланты тех, кто жил прежде нас.
Важность взаимоотношений
Как люди, мы все жаждем взаимоотношений. Бог есть Любовь, и Он создал нас по Своему образу. Отчасти это значит, что мы созданы, чтобы проявлять любовь и жить во взаимоотношениях с другими. В Церкви мы присоединяемся к общине, в которой мы можем возрастать в Боге совместно. Даже рассуждая со светской точки зрения, те, кто изучают зависимость, приходят к выводу, что противоположность зависимости – это вовсе не воздержанность (трезвость). Это – человеческие взаимоотношения. Таким образом, в наших взаимоотношениях есть нечто имеющее огромную силу.
В Православной Церкви мы имеем множество взаимосвязей, соединяющих отдельных людей и семьи в целую сеть. Во время таинства Венчания мы молимся: «Помяни, Боже, и воспитавшия их родители: зане молитвы родителей утверждают основания домов». Так, даже когда мы думаем, что эта служба для двоих, оказывается, здесь соединяются две семьи.
Церковь дает нам крестных родителей и соединяет нас как кумов с теми, кто не является нашими родственниками по плоти. Многие в Церкви относятся к кумам как к биологическим родственникам, поскольку следуют традиции, что их дети не должны вступать в брак друг с другом. В древности в Церкви существовал чин братотворения, при котором священник благословлял братание друзей.
А если Церковь смотрит на взаимоотношения как на серьезную силу, укрепляющую определенные стороны нашей жизни, то какую пользу мы могли бы извлечь, изучая своих предков? А вот какую: узнавая о своих предшественниках, мы также узнаем о взаимоотношениях, которые были для них наиболее дороги. Как мы придаем большое значение взаимоотношениям, образующим сеть ныне, так же поступали и наши предки.
Мы чтим нашу связь с предками, узнавая об их взаимоотношениях и связях.
Вечная память
Мы молимся за дедушку и бабушку, но молимся ли мы и за их прародителей?
В Православной Церкви мы молимся о том, чтобы память о наших любимых усопших была вечной. Веруя в воскресение и надеясь, что Бог сподобит наших любимых вечного Своего Царства, мы молимся за усопших, поскольку знаем, что они живы во Христе.
Наши молитвы за ушедших – это один из путей преодоления печали и скорби. И мы можем легче перенести эту скорбь, узнавая больше о предках. Мы молимся за дедушку и бабушку, но молимся ли мы и за их прародителей? По традиции Православной Церкви мы поминаем усопших поименно, и следовало бы узнать имена предков, чтобы молиться за них. Генеалогия помогает не только узнать их имена, но и узнать также, что им пришлось испытать в жизни.
Подобно тому, как чтение житий святых дает нам новую информацию об их жизни, так же и изучение жизни предков дает нам прочувствовать их жизненные перипетии, дает возможность помянуть их в молитве.
***
Православная Церковь учит нас проводить жизнь в благодарении, укоренившись в вере отцов, дабы явить современному миру истинную веру. В Церкви мы открываем для себя значимость общения и осознаем, что взаимоотношения в этой жизни не могут быть разрушены смертью. И поскольку мы молимся за тех, кого любим, генеалогия дает православным христианам возможность узнать тех, кто отошел в иную жизнь.
А вы знаете имена своих прапрадедушек и прапрабабушек? Может быть, знание истории ваших предков помогает вам жить с чувством благодарности?
Если американцев, англичан и прочих французов не смущает наличие в роду рабовладельцев и палачей, почему это наше "советское сталинское" прошлое должно кого-то останавливать ? Вы наверно забыли, но именно во время "сталинского прошлого" близкие родственники многих россиян отдали свои жизни на войне.
Желание узнать о своих корнях - это как желание преодолеть смерть, вырвать из небытия имена и истории жизни любимых мне людей.