О том, как складывается жизнь, когда человек следует воле Божией, какой бы странной и неожиданной она ему ни казалась, и как – когда во что бы то ни стало хочет поступить по-своему, – несколько историй, рассказанных отцом Димитрием Торшиным, настоятелем Успенской церкви села Озерское (Подборки), что под Козельском.
История первая
«Без Мене не можете творити ничесоже»
У меня есть один знакомый, когда-то он был состоятельным человеком, жил в Москве, имел успешный бизнес – автосервис. Вложил в свой бизнес пополам с приятелем большую сумму денег. И все вроде бы шло неплохо, деньги получалось зарабатывать хорошие. Только вот временами испытывал он какое-то уныние, какую-то неудовлетворенность, словно чего-то в его жизни не хватало – какого-то смысла, чего-то более важного, чем возможность иметь те материальные блага, которые захочется иметь.
Однажды он случайно познакомился с оптинским архидиаконом Илиодором, и после этого знакомства мысли его начали принимать другое направление. Он как-то неожиданно для себя осознал, что в жизни существует и духовное и что это духовное, пожалуй, поважнее материального будет.
И вот раз он спросил отца Илиодора:
– Как же мне изменить свою жизнь?
Оптинский архидиакон отправил его к старцу, отцу Илию. Отец Илий не стал ходить вокруг да около, а сказал бизнесмену прямо:
– Оставляй свой бизнес и поезжай жить в Белев.
Для того эти слова были что удар грома среди ясного неба. Налаженная жизнь в Москве, успешный бизнес – как можно было все это бросить?! К тому же забрать половину своих денег из дела означало теперь разорить товарища по бизнесу…
На эти возражения старец ответил:
– А ты эти деньги ему оставь.
Мой знакомый принял слова старца чистосердечно, с полной верой в то, что это Промысл Божий о нем. Он переписал все бумаги на компаньона, посадил свою жену – между прочим, сотрудницу Московской мэрии – в машину, вбил в навигатор: «Белев» – и отправился в неизвестность.
Кто знает, что такое Белев, тот хорошо представляет себе этот маленький провинциальный городок с двумя асфальтированными улицами (остальные проселочные). Старец благословил их жить в Белеве, но никакого жилья у них в этом незнакомом городе, конечно, не имелось, поэтому они просто добрались до этого городишки, проехали до конца асфальтированную дорогу, а когда она закончилась, свернули на проселочную. Проехали мимо нескольких неказистых домишек и уперлись в какой-то тупик.
Слова старца он принял с полной верой, переписал бизнес на компаньона и отправился в Белев – в неизвестность
Вышли, спросили у прохожих, не продается ли здесь какой-нибудь домик.
И прохожие ответили:
– Да вот как раз ближайший дом продается.
В этом домике они и поселились. Бывший бизнесмен занялся восстановлением ближайшего очень древнего монастыря, который находился в запустении после советского времени. Он собрал небольшую бригаду рабочих, которые тачками вывозили мусор из заброшенных огромных двухэтажных храмов. Старец Илий помогал этой бригаде своей молитвой, и у них почти сразу появились благодетели. Тогда стройка пошла уже совсем другими темпами, но все под руководством того самого бывшего бизнесмена. Он по образованию был архитектором и довольно хорошим.
Тут он вспомнил все свои старые знания и дал волю своему таланту архитектора. Еще стал учиться молитве, и жизнь его заиграла новыми красками и стала обретать смысл. Глаза у него загорелись, уныние пропало, а жена, которая его очень любила, радовалась, что прежде унывающий муж больше не унывает, а, напротив даже, счастлив.
Безусловно, их жизнь поначалу совсем не соответствовала тому материальному уровню и достатку, к которому оба привыкли в Москве, но со временем Господь все устроил чудесным образом.
Например, был момент, когда соседка предложила ему дешево, просто по смешной цене, купить у нее несколько кирпичных домиков в деревне, еще старой, дореволюционной постройки. Из этого кирпича ему удалось построить себе отличный дом. Так же устраивались и прочие дела.
Со временем отец Илий благословил его поступать в духовную семинарию на заочное отделение, что он с радостью и сделал. Тогда же стало известно, что случайно приобретенный им домишко оказался бывшим домом священника, а на территории, которая к нему примыкает, раньше стоял храм, разрушенный в советское время.
Все встало на свои места. И теперь он планирует восстановить этот храм, и, возможно, сам и станет в нем служить, если будет на то воля Божия.
И сейчас, когда я встречаю своего знакомого, я вижу, как у него светятся глаза. Даже по его наружности видно, что живет он теперь полноценной жизнью, забыл о всяческой неудовлетворенности и своей духовной радостью может даже поделиться с ближними.
Но такая благодать не дается человеку даром, а дается трудом, когда он оставляет свое внутреннее самонадеяние и проникается доверием к Богу и Его путям.
Но, к сожалению, не всегда так случается в жизни, потому что иногда человеку кажется, что он может и сам создать для себя какое-то земное счастье, даже и вопреки воле Божией. Но каким бы заманчивым ни казался этот путь, он, к сожалению, имеет трагическое окончание, поскольку Господь сказал: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15: 5).
О таком трагическом пути можно рассказать следующую историю.
История вторая
«Твой суженый придет к тебе через десять лет»
Однажды, когда я был еще подростком, нас разбудила ночью старушка-соседка. Она просила убежища от собственного сына, который грозился ее убить. И то, что это может действительно случиться, не вызывало никаких сомнений, поскольку я сам неоднократно наблюдал, как ее сын замахивался на нее топором, лишь в последний момент отводя удар в сторону. Кроме проблем с пьющим и буйным сыном у нее были проблемы и с мужем, который так же пьянствовал и буйствовал. В том же несчастном состоянии находились все ее братья и сестры, живущие неподалеку.
Эта старушка прожила у нас несколько дней. Она не роптала на свою судьбу, а однажды рассказала нам следующую историю. Она, ее братья и сестры знают, почему так складывается их судьба.
В начале XX века ее бабушка, тогда 18-летняя девушка, познакомилась с хорошим, работящим парнем. Они решили пожениться. Родители девушки жили недалеко от Оптиной пустыни и отправили дочь за благословением на брак к оптинскому старцу Анатолию (Потапову), чтобы старец своими духовными очами увидел больше и дальше, чем они могли рассудить своим плотским разумением.
Девушка вместе с сестрой отправилась к старцу и попросила его благословения на замужество. Но старец не только не благословил, а наоборот, очень строго предостерег ее от этого намерения и добавил:
– Нет Божиего благословения на этот брак. Не выходи за него замуж. Твоя судьба, твой суженый придет к тебе через десять лет.
Они сговорились обмануть родителей: сказать, что благословение старца получено. Но счастья это не принесло
Слышать это юной девушке было очень странно, смириться со словами старца она не смогла. На обратном пути они с сестрой сговорились обмануть родителей и сказать, что благословение на брак получено. Обе надеялись, что обман никогда не раскроется.
Девушка вышла замуж, родились детки, но потом в их жизни всё стало разрушаться. Одна за другой пошли скорби. Мужа отправили в ссылку. Детей воспитать так, как хотелось, не получилось. И жизнь сложилась очень печально.
Но ровно через десять лет к ней приехал человек, который когда-то жил в их деревне и по какой-то существенной причине был вынужден уехать. Он признался, что полюбил ее еще в юности, так и не смог забыть и готов даже сейчас взять ее в жены и принять ее детей как своих.
Она отказалась от этого предложения, поскольку не знала, жив ли ее муж в ссылке, но в тот момент поняла, о чем говорил ей старец десять лет назад.
Так бывает, когда человек считает, что его собственное видение для него лучше всего, не ищет путей Божиих в своей жизни и даже идет против них.
История третья
«Святителю отче Николае, не оставляй и нас в молитвах своих!»
Прошлой весной, в день памяти святителя Николая, мне позвонили из одной из соседних деревенек. Заметили сельчане, что перестала выходить из дома одна одинокая старушка, что жила на краю деревни. Пришли наведать – а она лежит, подняться не может. Вызвали соседи «Скорую», а заодно и мой телефон набрали – на всякий случай. Надел епитрахиль, поручи, взял Дары и поехал.
Указали мне, в какой дом пройти. Маленький такой, старенький домик, в самом поле почти. Дверь не заперта. Одиноко, затхло. По всему видно: как раз тот случай, когда слег человек, а ему и воды подать некому. Старушку я нашел в комнатке на топчане.
– Ой, отче Николае, спасибо, родной, какого ты посланника мне послал! – радостно заголосила, увидев меня, старушка.
Ей явился святитель Николай – такой, каким видела она его на материнской иконе, – и утешил
То ликование, которое выражало ее лицо, трудно передать словами. Начал я с ней беседовать. Звали ее, как помнится, Мария. Всю жизнь проработала она дояркой на колхозной ферме. В храм не ходила, поскольку храма поблизости не имелось, но крещена была – так мать ей рассказывала.
А в 1941-м нагрянула война, и мужа Марии призвали на фронт. Очень унывала она по этому поводу. Переживала, места себе не находила, рыдала круглые сутки. А как-то ночью, когда ей было совсем плохо, ей явился святитель Николай Чудотворец – такой, каким видела она его на материнской иконе.
«Что, – говорит, – глупенькая, убиваешься? Вернется муж твой, здоровый и невредимый. И если что, всегда обращайся, я тебя не оставлю».
Так вот ободрил и ушел. Как угодник Божий сказал, так всё и случилось. И муж невредимый вернулся, и всю жизнь святитель Николай ей заступником и покровителем был. И она всегда обращалась к нему за молитвенной помощью.
Так и не удалось мне убедить Марию, что я вовсе не посланник святителя Николая, а всего лишь волею случая заехавший к ней простой деревенский батюшка – иерей Димитрий Торшин из Успенского храма села Озерское (Подборки).
С великим вниманием и благоговением слушала старушка каждое мое слово – о вере, о Боге, о вечности. А потом исповедалась – чистосердечно, пытаясь припомнить всё, где не по совести поступила, от самой молодости. И причастилась.
Кажется, митрополит Антоний Сурожский говорил о святых, что так эти люди отреклись себя и открыли свое сердце для Господа, что благодать не только наполнила их, но и переполнила и, переливаясь как бы через края этих святых сосудов, изливается на окружающих их людей. Как у преподобного Серафима Саровского, когда спасается один, а вокруг него тысячи.
Возвращался я домой и думал о святителе Николае и благодати, изливающейся через него через границы всех стран и времен. Архиепископ из Малой Азии, живший на рубеже III–IV веков, и советская доярка из забытой всеми деревеньки, толком о Боге в своей жизни ничего не слышавшая.
И это чудесное утешение в скорби в тяжелую годину. И эта поддержка и помощь в многотрудной, а на старости – и одинокой жизни. И этот весенний праздник святителя Николая, когда старушка вдруг слегла, а сельчане вдруг догадались позвонить не только врачам, но и мне.
Мария, кстати, конечно же, не знала, что этот знаменательный день, ставший для нее и днем благовестия, и днем покаяния, и днем причащения Божественных Таин, был еще и днем памяти святителя – ее небесного покровителя.
Позднее я узнал, что совсем скоро после моего приезда Мария преставилась. Как оказалось, этот мой случайный (случайный ли?) приезд стал для нее и напутствием в жизнь вечную…
Святителю отче Николае, не оставляй и нас в молитвах своих!!!
Да, не каждому старец даст такое благословение, а лишь тому, кто его исполнит.
Если вы сомневаетесь в старце или знаете, что не сможете отсечь свою волю, то и не нужно вам обращаться к нему за советом! Я бы и сама 10 раз подумала, прежде чем решиться на такое...
Но чем старше становлюсь - тем больше решимость... так, глядишь, и дорасту когда-нибудь до старческого окормления!))
Если бы мне о.Илий сейчас что-то бы поручил сделать - я бы исполнила. Но, наверное, только его одного я бы так послушалась - очень благодарна ему за помощь.
Спасибо.
Если не они, то кто?
Как узнать в своей жизни эту волю? Согласна с Сергеем, нежен дар рассуждения. Как его стяжать простому, попавшему в водоворот мирских дел человеку? И кто его стяжет? Зачастую человек элементарно курить бросает на протяжении многих лет, и не может - какой уж тут дар рассуждения. Какой выход? Советоваться с теми, кто в духовной жизни стоит впереди нас, у кого дар этот есть.
Со старцем,с духовником( если он реально духовный, а не прельщеный).
Да.Так оно и есть!
"Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа". Мал.2 : 7.