Время исповеди. Люди приносят к аналою с Евангелием и выговаривают, исторгают из души временами реальные тяжести, а временами какой-то набор церковно-славянских слов, аскетическую риторику, не всегда уместную.
Например, человек на исповеди регулярно перечисляет то, чего у него нет. «Нет терпения», «нет смирения» и так далее. Ловлю себя на мысли: может ли быть такое время, когда ты (я, она, они) сможешь сказать: «Со смирением у меня уже порядок. Только терпения еще не хватает»? Конечно, представить, что время для такой фразы наступит, никто из нас не может. Недостаточность терпения, молитвенной собранности, того самого смирения, которое у всех на устах, но, кажется, никто толком не понимает, что это такое… Отсутствие, говорю, всех этих добродетелей представляется в виде некоей вечной недостаточности. И я бы убежал со страхом от человека, говорящего о себе, что он «весьма смирен».
Следовательно, рождается вопрос: так ли уж необходимо всякий раз на исповеди повторять эти священные очевидности? По умолчанию они должны быть понятны и исповедующему священнику, и пришедшему на исповедь человеку. По умолчанию вообще многое понятно. А если пришел на исповедь не в первый раз к одному и тому же батюшке, то тем более. Стоит ли, например, женщине, которой за 50, объяснять знакомому священнику, что ей не 19? Вряд ли. Разве что по принципу «а поговорить?».
Так, может, за скобками оставлять временами некоторые очевидные вещи, включая понятную и неизбежную нехватку у всех нас вышеупомянутых добродетелей?
Я просто спрашиваю и ничего не утверждаю.
Покаянные речи мирянина не должны отличаться избытком аскетических терминов. «Полное послушание», «сведение ума в сердце», «непрестанный плач о грехах». Есть люди, в устах которых эти слова полны смысла. Но есть люди, которым слова эти произносить нельзя, поскольку ни смысла, ни цены, ни вкуса их они еще не знают. И когда человек говорит, что он «на молитве рассеивается», а «вера у него не огненная», и «сомнения посещают», то все это уместно время от времени, но никак не всякий раз, как затверженное наизусть стихотворение. Тогда лучше просто сказать: каюсь, что я не ангел.
У светлых ангелов вера огненная, молитва нерассеянная, уныния в помине нет, мирского страха и малодушия тоже. Нет усталости. А у меня все это есть. И еще кое-что есть. То есть я хочу быть как ангел, но у меня совсем не выходит. Даже ни капельки. В этом и каюсь. Да что там «каюсь»! От этого разрыва между желанием и действительностью можно впасть в уныние или отчаяться. Хочу жить на небе, а ползаю в грязи, и конца не видно этому болезненному разрыву. Из этого страдания рождается много проблем и, как результат, много отпадших душ.
Вот почему отцы сказали, что, если увидишь новоначального, который возносится на небо, дерни его за ноги. И вот почему так важно соизмерять (при помощи мудрого совета со стороны и собственного рассуждения) степень личного духовного здоровья с мерой поднятых на плечи подвигов. Непомерный духовный труд способен поломать, покалечить человека. А там, глядишь, и подлинное уныние, и полный отказ от веры. Не дай Бог!
Непомерный духовный труд способен поломать, покалечить человека.
Кроме того, в грехах и недочетах аскетического характера нужно каяться вовсе не в первую очередь. Например, такие грехи, как «не дочитал правило», «пропустил чтение Псалтири», «съел кусок рыбы» и прочее, не имеют право приковывать к себе главное внимание кающегося человека. Люди, как одежда – молью, изъедены ложью, обидами, пустой болтовней (даже не назову ее высоким термином «празднословие»). А еще – ленью, завистью, всяческой суетой. При таком душевном настрое (а исключений мало) попытки духовных подвигов очень похожи на попытки сыграть хорошую мелодию на совершенно расстроенном инструменте. И ноты правильные (читай – аскетические рекомендации), и музыкант хорош (благодать Божия не истощается). Но все равно из-под клавиш звучит какой-то «собачий вальс». И не мудрено, потому что инструмент расстроен.
Богу нужна от нас святость, а не неврозы. И принести Ему нужно не чужие слова, пусть даже очень правильные и хорошие, а собственную жизнь, как бы ни была она неказиста. А добродетель, как говорил преподобный Серафим, она «не груша, ее за раз не съешь».
И вот случайно открываю эту статью и читаю:«У светлых ангелов вера огненная, молитва нерассеянная, уныния в помине нет, мирского страха и малодушия тоже. Нет усталости. А у меня все это есть. И еще кое-что есть. То есть я хочу быть как ангел, но у меня совсем не выходит. Даже ни капельки. ......»
И далее по тексту.....И вдруг осознаю, что всю жизнь хочу быть ангелом, а меня делают за ноги, чтоб не вознестись, но никто не скажет, что Богу, видимо, не это требуется от тебя. А Богу нужно в его лишь одного, чтоб любовь вселить в душу твою...
Человек на исповеди очищается как умеет. Есть то, от чего подавляющее большинство никогда не отмоется, но если никому не пытаться, то никто и не отмоется.Господь очищает от греха, в котором человек покается, а дальше уже от человека зависит. В этом свобода человека и это его личная война. Вступившему в войну Господь поможет, и не вступившему поможет: очистит после следующей исповеди и еще раз даст возможность выбора. Важно не столько какие мы, а то какими мы хотим стать и как стремимся к этому.
Сам 18 лет исповедуюсь, а каялся хорошо если разы ... но гоню от себя вот-это,,, порой недовольство своей исповедью. Рогатый тут вмешивается, несомненно.
Наверняка есть кто по это причине и бросил это дело спасения. Не дай Бог нам.
Отцам священникам не позавидую...
А о грехах что говорить, у каждого своя "Далила"... вот и будем противится ей.
И помните родные мои слова блаженного Павла НЕ ЗАБЫВАЙТЕ!!!
"Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать"
Радуйтесь!!!!!
"подвижникам благочестия", в число которых вхожу и я! Многая и благая лета Вам!
Каюсь в своих грехах и самый страшный мой грех - это гордыня, ибо она противник послушания, а всякий имеющий послушание, обретает благодать у Бога)))
Полагаю, при подготовке к исповеди необходимо разобрать, копнуть глубже, понять, продумать и, в итоге, "формализовать" то, что на душе, дав пояснение. Ведь за мной стоит еще немало людей со своими бедами. И пожилые, и молодые. И всем тяжело.
Что же тогда говорить? "Мне как обычно"? Приносить одни грустные глаза? Как не каяться в сомнениях, когда они тебя мучают? А ведь много в себе ты просто не замечаешь.
Извините, если тон комментария показался резким, просто сбит с толку.
Пожалуйста, посоветуйте и, если возможно, помогите разобраться и начать правильно строить исповедь.
"Видел я у сих преподобных отцов дела поистине полезные и удивительные. Они были связаны друг с другом неразрывным союзом любви. Прежде же всего обучались тому, чтобы не уязвить чем-нибудь своего брата." Иоанн Лествичник. Вот об этом мы как-то позабыли...