Каюсь, что я не ангел

Время исповеди. Люди приносят к аналою с Евангелием и выговаривают, исторгают из души временами реальные тяжести, а временами какой-то набор церковно-славянских слов, аскетическую риторику, не всегда уместную.

    

Например, человек на исповеди регулярно перечисляет то, чего у него нет. «Нет терпения», «нет смирения» и так далее. Ловлю себя на мысли: может ли быть такое время, когда ты (я, она, они) сможешь сказать: «Со смирением у меня уже порядок. Только терпения еще не хватает»? Конечно, представить, что время для такой фразы наступит, никто из нас не может. Недостаточность терпения, молитвенной собранности, того самого смирения, которое у всех на устах, но, кажется, никто толком не понимает, что это такое… Отсутствие, говорю, всех этих добродетелей представляется в виде некоей вечной недостаточности. И я бы убежал со страхом от человека, говорящего о себе, что он «весьма смирен».

Следовательно, рождается вопрос: так ли уж необходимо всякий раз на исповеди повторять эти священные очевидности? По умолчанию они должны быть понятны и исповедующему священнику, и пришедшему на исповедь человеку. По умолчанию вообще многое понятно. А если пришел на исповедь не в первый раз к одному и тому же батюшке, то тем более. Стоит ли, например, женщине, которой за 50, объяснять знакомому священнику, что ей не 19? Вряд ли. Разве что по принципу «а поговорить?».

Так, может, за скобками оставлять временами некоторые очевидные вещи, включая понятную и неизбежную нехватку у всех нас вышеупомянутых добродетелей?

Я просто спрашиваю и ничего не утверждаю.

Покаянные речи мирянина не должны отличаться избытком аскетических терминов. «Полное послушание», «сведение ума в сердце», «непрестанный плач о грехах». Есть люди, в устах которых эти слова полны смысла. Но есть люди, которым слова эти произносить нельзя, поскольку ни смысла, ни цены, ни вкуса их они еще не знают. И когда человек говорит, что он «на молитве рассеивается», а «вера у него не огненная», и «сомнения посещают», то все это уместно время от времени, но никак не всякий раз, как затверженное наизусть стихотворение. Тогда лучше просто сказать: каюсь, что я не ангел.

У светлых ангелов вера огненная, молитва нерассеянная, уныния в помине нет, мирского страха и малодушия тоже. Нет усталости. А у меня все это есть. И еще кое-что есть. То есть я хочу быть как ангел, но у меня совсем не выходит. Даже ни капельки. В этом и каюсь. Да что там «каюсь»! От этого разрыва между желанием и действительностью можно впасть в уныние или отчаяться. Хочу жить на небе, а ползаю в грязи, и конца не видно этому болезненному разрыву. Из этого страдания рождается много проблем и, как результат, много отпадших душ.

Вот почему отцы сказали, что, если увидишь новоначального, который возносится на небо, дерни его за ноги. И вот почему так важно соизмерять (при помощи мудрого совета со стороны и собственного рассуждения) степень личного духовного здоровья с мерой поднятых на плечи подвигов. Непомерный духовный труд способен поломать, покалечить человека. А там, глядишь, и подлинное уныние, и полный отказ от веры. Не дай Бог!

Непомерный духовный труд способен поломать, покалечить человека.

Кроме того, в грехах и недочетах аскетического характера нужно каяться вовсе не в первую очередь. Например, такие грехи, как «не дочитал правило», «пропустил чтение Псалтири», «съел кусок рыбы» и прочее, не имеют право приковывать к себе главное внимание кающегося человека. Люди, как одежда – молью, изъедены ложью, обидами, пустой болтовней (даже не назову ее высоким термином «празднословие»). А еще – ленью, завистью, всяческой суетой. При таком душевном настрое (а исключений мало) попытки духовных подвигов очень похожи на попытки сыграть хорошую мелодию на совершенно расстроенном инструменте. И ноты правильные (читай – аскетические рекомендации), и музыкант хорош (благодать Божия не истощается). Но все равно из-под клавиш звучит какой-то «собачий вальс». И не мудрено, потому что инструмент расстроен.

Богу нужна от нас святость, а не неврозы. И принести Ему нужно не чужие слова, пусть даже очень правильные и хорошие, а собственную жизнь, как бы ни была она неказиста. А добродетель, как говорил преподобный Серафим, она «не груша, ее за раз не съешь».

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Об исповеди и Великом покаянном каноне Об исповеди и Великом покаянном каноне
Архимандрит Софиан (Богиу)
Об исповеди и Великом покаянном каноне Об исповеди и Великом покаянном каноне
Архимандрит Софиан (Богиу)
Стыд быть презираемым и страх быть разоблаченным и наказанным – эти враги возникают в сознании каждого из нас, когда мы думаем приступить к таинству исповеди, к таинству прощения грехов.
«Сначала – призыв к покаянию, а потом – Причащение» «Сначала – призыв к покаянию, а потом – Причащение»
Прот. Валериан Кречетов
«Сначала – призыв к покаянию, а потом – Причащение» Протоиерей Валериан Кречетов: «Сначала – призыв к покаянию, а потом – Причащение»
Те формы, к которым пришла Церковь как Тело Христово в течение многих веков, требуют одухотворения, а не изменения. А Бог есть Дух, и с помощью Божией на дух, а не на форму должны быть направлены усилия.
«Не будем откладывать исповедь» «Не будем откладывать исповедь»
Иером. Дионисий (Игнат)
«Не будем откладывать исповедь» «Не будем откладывать исповедь»
Из бесед со старцем Дионисием (Игнатом)
Никто не достоин причащаться Святых Таин, ибо там Бог, Иисус Христос, но, насколько это в человеческих силах и насколько священные каноны Церкви позволяют нам это, будем стараться быть близ. Не будем откладывать исповедь, ведь всякий раз, когда человек, весь в грехах, идет к духовнику, то как бы он ни был далек от Бога, но, когда он выходит от духовника, ему так легко, словно он летит на крыльях.
Комментарии
Лия15 апреля 2018, 00:37
Пришла домой, плакала из-за того что я не понимала как правильно каяться. А потом вспомнила, что святые отцы всегда писали, что через священника Сам Господь наставляет человека, что не раз было доказано. И я начала просить Господа помочь мне в этом. И со временем пришло понимание того, что тот батюшка ничего обидного не сказал, а был абсолютно прав. Потому что пришло время по-другому познать что такое Исповедь.Вот и выходит, что человек начинает с формальности, потому что еще не знает, а скорее не понимает, что есть как то по-другому. Но потом Господь открывает всё в свое время. Так было у меня. Дай Бог нам всем любви и терпения друг ко другу.
Лия15 апреля 2018, 00:18
Не знаю, будет ли это понятным некоторым людям. Но когда мы пришли в храм и первое время исповедовались по книгам, потому что даже не понимали что творим в своей жизни множество грехов и даже не считаем это грехом. Мы именно так и исповедовались -перечисляя все написанное с книг, что замечали за собой в жизни. Постепенно мы все более глубоко понимали смысл заповедей, но наша исповедь не менялась. Все то же перечисление. Но осмысленное и сокрушенное. Пока один батюшка, не спросил сколько мы в церкви, потому что у нас формальная исповедь.Честно говоря я была в недоумении, потому что по-другому я даже не понимала как исповедоваться. Пришла домой плакала, а потом успокоилась и вспомнила, что на
Л.и. 6 апреля 2018, 15:11
Есть у нас замечательный учитель Феофан Затворник,есть преподобный Серафим Саровский ,который ко всем обращался со словами РАДОСТЬ МОЯ, а Андрей Ткачев это хирург, который своим СЛОВОМ пытается помочь нам избавиться от греховностей в наших помыслах, я так воспринимаю его статью.
Светлана15 марта 2018, 21:26
Спаси Господь, отец Андрей!
Ольга11 марта 2018, 22:00
Самая лучшая статья отца Андрея за последний год-два, наверное.
Галина11 марта 2018, 11:26
Как и во многих выступлениях Протоиерея Андрея Ткачева нахожу для себя ответ на свои вопросы. Почему живу в унынии? Как с ним бороться?
И вот случайно открываю эту статью и читаю:«У светлых ангелов вера огненная, молитва нерассеянная, уныния в помине нет, мирского страха и малодушия тоже. Нет усталости. А у меня все это есть. И еще кое-что есть. То есть я хочу быть как ангел, но у меня совсем не выходит. Даже ни капельки. ......»
И далее по тексту.....И вдруг осознаю, что всю жизнь хочу быть ангелом, а меня делают за ноги, чтоб не вознестись, но никто не скажет, что Богу, видимо, не это требуется от тебя. А Богу нужно в его лишь одного, чтоб любовь вселить в душу твою...
Ольга 8 марта 2018, 18:02
Я так и не поняла как все таки исповедоваться? Одни батюшки говорят одно, другие совсем противоположное. Разве исповедь это не таинство? Откуда священнику знать с каким чувством пришел к нему прихожанин? У нас в храме молодой батюшка всех нас называет фарисеями и говорит, что никто из нас не сначала с. А настоятель наоборот всех принимает с любовью и пониманием. Как Вы думаете, к кому из них люди на исповедь выстраиваются в очередь?
Игорь 8 марта 2018, 10:23
Спаси Господи отца Андрея. Господи спаси и помилуй его уже только за то, что он заставляет нас думать.
Человек на исповеди очищается как умеет. Есть то, от чего подавляющее большинство никогда не отмоется, но если никому не пытаться, то никто и не отмоется.Господь очищает от греха, в котором человек покается, а дальше уже от человека зависит. В этом свобода человека и это его личная война. Вступившему в войну Господь поможет, и не вступившему поможет: очистит после следующей исповеди и еще раз даст возможность выбора. Важно не столько какие мы, а то какими мы хотим стать и как стремимся к этому.
Василий 7 марта 2018, 02:40
Благодарю Вас,батюшка,за статью и желаю доброго здоровья.Участвующим в обсуждении - поклон за весьма полезные мысли на столь важную тему.
Анна 6 марта 2018, 21:27
В момент исповеди душа обнажается перед священником и человек очень уязвим. Аккуратней надо бы некоторым батюшкам... Если есть любовь и жалость к бедному грешнику, то никакого непонимания и обиды не возникнет.
Людмила 6 марта 2018, 17:27
Не понимаю, исповедь должна укладываться в какие то строгие рамки? Людям, желающим часто причащаться, невольно приходится часто исповедоваться, поэтому человек вынужден исповедоваться в том, что он не ангел. Такой проблемы нет у священников, они вообще причащаются без исповеди. Поставили бы хоть ненадолго себя на место прихожанина, исповедующегося два раза в неделю.
Игорь 6 марта 2018, 15:10
Дмитрию Русанову 5 марта 2018, 11:14 Вот, о. Андрей очень хорошо объясняет: https://www.youtube.com/watch?v=PZpNV3pydfY Протоиерей Андрей Ткачёв. О подготовке к исповеди.
Наталия 6 марта 2018, 13:42
Для Дмитрия Русанова 5 марта 2018, 11:14. Дмитрий, наверное, следует исходить из того, что мы исповедуем грехи не священнику, а Господу, и нашу исповедь принимает Господь и прощает грехи Господь, а священник в этом таинстве является только свидетелем, разрешая властью, данной от Господа. Поскольку священник принимает исповедь от большого количества людей, ему легче понять, каким категориям прихожан какие наставления бывают нужны. И это, конечно, совсем не означает, что указание на какую-то ошибку всегда относится ко всем, кто слушает или читает его проповедь. Не дерзну судить, но, по-моему, Ваш подход к исповеди достаточно взвешен и обоснован. С уважением, Наталия.
Людмила 6 марта 2018, 13:09
Любовь, не обижайтесь на батюшку. Посмотрите в храмах в лавках есть книги, например "О чем говорить священнику на исповеди" или похожие. Их обычно несколько бывает, посмотрите, полистайте, выберите, какая вам лично ближе. Еще есть у Иоанна Крестьянкина книга "Опыт построения исповеди". Разные моменты в жизни бывают, иногда это перечисление грехов, иногда это то, что мучает долго. Но батюшкам да, нелегко совсем, очередь немаленькая, они, конечно, не могут в рамках такой очереди долго говорить. И может, стоит походить к нескольким батюшкам и выбрать того, кто вам ближе. А на исповедь мы, конечно, идем к Богу, а не к священнику.
Иоанна_ 6 марта 2018, 11:04
Где вы видели, чтобы "искусный врач" "ставил точный диагноз" всем скопом, да ещё и заочно? У нас неспроста индивидуальная исповедь, вот здесь священник и должен, исходя из душевного устроения и конкретных обстоятельств каждого, указать ему, чем он грешит, чем он не грешит, а не обзывать невротиком. Бывает, что человек во всех грехах себя обвиняет, автоматом, так сказать, а главного, того, что лежит на дне его души и мешает ему быть с Богом - не видит. Вот здесь и нужна ПОМОЩЬ священника. Любови: надо причаститься, а потом спокойно, в рабочем порядке, без слёз продолжить поиски опытного, ЕДИНОМЫСЛЕННОГО с вами священника, с которым имеет смысл обсудить сложную ситуацию и испросить совета.
Михаил 6 марта 2018, 10:40
И всё же мне хотелось бы получить ответ на вопрос, который мучает меня. Почему в практике современной церковной жизни Таинство исповеди "привязано" к Таинству Причастия? Я задавал его приходскому священнику. Батюшка ответил "все в послушании"... Никто не дерзает исполнить прямую заповедь "Придите, ядите"? Отец Андрей! Ведь все "перечни" грехов, упоминаемых Вами в статье от этого? Да почему же нельзя исповедь - отдельно, Причастие - отдельно? Кто объяснит?
Катерина 6 марта 2018, 00:14
Любовь 5 марта 2018, 14:26 - Святое Причастие и Исповедь наше оружие против греховности нашей. И против сил зла. Чем чаще Вы будете применять это оружие, тем больше Вы будете узнавать технику его применения:)Вы же не подошли к Чаше, хотя получили от Бога через священика (епитрахиль и молитва) разрешение это сделать, поставив Вашу волю выше Его, говорит об определенных чертах Вашей персональной греховности, над которыми надо работать, постепенно изживая их. Подумайте над этими чертами. Священник говорите молодой... в нашем приходе тоже есть недавно рукоположенный священик. Я иду и к нему на исповедь. Пусть и он совершенствуется с моей помощью. А я - с его:) мы ж соработники!
Tatjana 6 марта 2018, 00:01
Спасибо, батюшка Андрей, за поднятую тему.В нашем храме есть группа людей, которые исповедываются и причащаются еженедельно, я удмвляюсь и отчасти завидую им...Я исповедываюсь от случая к случаю и "набор грехов" практически постоянен, утешаюсь тем, что осознаю свою глубочайшую греховность и духовным наставлением св. Феофана Затворника: "Нечего колебаться недостоинством причастия. Достойным вполне причастником никто почесть себя не может."Спаси Господи!
Сергей 5 марта 2018, 22:13
Дмитрий Русанов 5 марта 2018, 11:14 Читайте святит. Игнатия(Брянчанинова) и схарх.Софрония(Сахарова). Больше ничего не читайте. Здесь есть доля шутки. У вас сформируется образ настоящего христианина. То, что будет отличать вас от этого образа - грех(страсть). Когда и как вы поступаете, нарушая этот образ - очень легко заметить. То, что вам мешает - предмет внутренней работы. У священника можно уточнить "технологию борьбы", фиксируя свои "проколы". Это внутренняя самостоятельная работа. Переложить её ни на кого нельзя. Возможно вы "дозрели" до духовника или "не дозрели" до чёткого видения своих преткновений. По любому, это вопрос беседы с батюшкой, а не исповеди в общей очереди.
Сергей 5 марта 2018, 21:46
Любовь 5 марта 2018, 14:26 Я не священник, но наверное, немного представляю себе ситуацию, т.к . переживал подобное. Анализируя свою жизнь, приходишь в уныние. И самому вычленить "стартовый" грех или страсть бывает трудно. Всё переплетено. Хочется, чтобы в этом разобрался кто то другой. Вы хотели очищения от грехов, через "излияние души". В принципе, это возможно, но не в рамках очереди на исповедь. О такой аудиенции надо договариваться отдельно, оговаривая её продолжительность и не полную определённость цели. Священник накрыл вас епитрахилью, т.к. увидел попытку покаяться (пусть и неумелую). Радости, от распутывания клубка чужой жизни, никто не испытывает. Это "мученичество"- понимайте это.
C. 5 марта 2018, 20:55
Для Любовь 5 марта 2018, 14:26 --- Пусть священник молодой, НО! Он видел многих духовников, и личный опыт исповеди у него есть, и уверена, достаточно большой. Надо было идти к причастию, помня о СВЯЩЕННИКЕ, ЕДИНСТВЕННОМ СВЯЩЕННИКЕ НАШЕЙ ЦЕРКВИ, который и прощает грехи. В 7-й молитве: "Боже, ослаби, остави, прости..." Хотя бы -- ОСЛАБИ. В 10-й молитве: "Перед дверьми храма Твоего предстою, и лютых помышлений не отступаю..." Это говорится, к Святым Дарам приступая: о "лютых помышлениях". Ну, хоть бы немножко облегчить груз греховный! Мало этого разве?
Елена 5 марта 2018, 20:24
Мою исповедь возможно назвали бы формальной, но для меня это не так. Накануне я пишу грехи по "мытарствам блаженной Феодоры", не расписывая конкретности. Но после исповеди, иногда и во время, слезы раскаяния текут. И радостное чувство легкости, сброшенного груза тоже бывает. Мне кажется это чувство и есть критерий.
Александр Б 5 марта 2018, 18:29
...покаяние... это такое... это Чудо, это настоящее чудо на этой земле!
Сам 18 лет исповедуюсь, а каялся хорошо если разы ... но гоню от себя вот-это,,, порой недовольство своей исповедью. Рогатый тут вмешивается, несомненно.
Наверняка есть кто по это причине и бросил это дело спасения. Не дай Бог нам.
Отцам священникам не позавидую...
А о грехах что говорить, у каждого своя "Далила"... вот и будем противится ей.
И помните родные мои слова блаженного Павла НЕ ЗАБЫВАЙТЕ!!!
"Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать"
Радуйтесь!!!!!
Ксения 5 марта 2018, 15:17
Всё верно. В точку. Мне кажется, что исповедь фразами "во мне недостаток смирения" говорится, потому что стыдно сказать "я часто раздражаю своих близких, я кричу на них, а прошу прощения только в мелочах и вообще я эгоист по жизни". Если б мы осуждали себя на исповеди теми же словами, что используем при осуждении других, наша исповедь была бы более искренней, наверное. Мы же не говорим про кого то: "у него недостает смирения". Мы говорим словцом более крепким. А надо бы к себе покрепче...
Владимир 5 марта 2018, 15:15
Благодарю Вас, отец Андрей, за эту статью! Вы, как искусный врач, очень точно поставили диагноз современным
"подвижникам благочестия", в число которых вхожу и я! Многая и благая лета Вам!
Ольга 5 марта 2018, 14:48
Да, это всё хорошо, но резюме-то какое? Что тогда говорить на исповеди, если грешишь одними и теми же грехами и не исправляешься?
Ольга 5 марта 2018, 14:37
Спаси Господи, отец Андрей! Как вОвремя Ваша проповедь. Как нужны и необходимы такие разъяснения для нас маловерных.
Миша 5 марта 2018, 14:36
Спасибо, отец Андрей!

Каюсь в своих грехах и самый страшный мой грех - это гордыня, ибо она противник послушания, а всякий имеющий послушание, обретает благодать у Бога)))
Сергей 5 марта 2018, 14:28
Хорошая статья. Жаль, что по объёму, она тянет на реплику. Мой личный опыт у о. Василия (Ермакова).Начал я бубнить про осуждение, гнев и пр., а он в мой лоб своим упёрся и говорит:" Давай Серёга, чё нибудь по интереснее". И вся общепринятая "шелуха" отлетела. Высказал реальную червоточину, которая мучила. А в постоянном перечислении "неизбывных" грехов, скрывается непонимание глубины своей испорченности. Это ложный страх перед "богом - бухгалтером", который тебя прищучит за неправильно заполненную ведомость. Надо вырастать из этих "ведомственных отношений". А вот исповедь нельзя отменять ни в коем случае. Её надо совершенствовать раз от раза. Она необходимый индикатор духовного состояния.
Любовь 5 марта 2018, 14:26
У нас в храме новый молодой батюшка. Я впервые пошла на исповедь в четверг после канона Андрея Критского. Пыталась рассказать о своей жизни, в чем самая большая моя боль и в чем я чувствую себя виноватой и бессильной. Он мне сделал замечание, что это не исповедь, что я морочу его и главное Бога. Бумажку разорвал, епитрахилью накрывал. А я на причастие не пошла, проплакала дома, только через неделю в храм пошла. Муж говорит: не надо ничего рассказывать, просто спиши перечень грехов по книжке. Я до сих пор не знаю, как мне исповедоваться. Каждый раз по-генеральному вспоминать грехи молодости, уже исповеданные, или перечень нести дежурный. Как попасть на причастие?!
Михаил 5 марта 2018, 13:07
Как и всегда замечательная статья отца Андрея. Как и всегда от неё не легче... Таинство исповеди прочно "связано" с Таинством Причастия. В чём искушение? Я же Причащаюсь! Значит - "подробный отчёт о проделанных грехах"... Почему в нынешней практике церковной жизни исповедь стала "пропуском" к Причастию?!!
Елена 5 марта 2018, 12:39
От всей души благодарю Вас, отец Андрей. Как же Ваша статья в точку попала. Ведь стараешься со строгостью к себе отнестись, по полочкам все грехи разложишь, и страшно становится. И действительно, «непомерен становится духовный труд.» Спасибо за Вашу тёплую строгость и мудрое наставление.
Любовь 5 марта 2018, 12:06
Спасибо, отец Андрей! Всё так и есть, но что делать, если в этом песке греховном и барахтаемся всю жизнь, и пытаемся его с себя стряхнуть, и на исповедь это несём в надежде освободится с Божьей помощью.Ведь мешок такого песка бывает тяжелее одного камня. И если не очищаться регулярно от этих "песчинок", с головой зарасти можно.Спаси, Господи, и помоги нам грешным.
Елена 5 марта 2018, 11:49
Здравствуйте. А мне не понятно, простите, зачем тогда святому исповедоваться? Благодарю.
Марина 5 марта 2018, 11:32
Спасибо за статью. отец Андрей. все эти ошибки от малого знания. Ведь все руководства к исповеди учат замечать не только малейшие недочеты поведения. но и помыслы. понятно. что бывает "генеральная" исповедь. А если ты хочешь причащаться каждые две недели? Может быть все-таки как-то изменить соотношение исповеди и допуска к причастию? Понятно. что московские батюшки достаточно продвинутые люди. А ведь на местах, что называется, всякий раз спрашивают:"В чем грешна?" Как тут быть?
Елена 5 марта 2018, 11:23
Слава Богу, есть у нас ещё разумные священники ! Действительно, элементарных человеческих отношений не имеем, зато все правила, Псалтирь наизусть, службы . И всех растолкаем, чтобы земной поклон сделать или к иконе приложиться.
ИгорьПетрович 5 марта 2018, 11:22
На мой взгляд, неправильно, если, сказав "не имею терпения, смирения и пр." человек останавливается. Но, как правило, за этим следует глубокий вздох и просьба: "Помоги, Господи!" И тогда, по-моему, все становится на места - не невроз, а смиренная просьба о помощи...
Дмитрий Русанов 5 марта 2018, 11:14
Внимательно прочитал статью. Дважды. Но, если честно, мало что понял.
Полагаю, при подготовке к исповеди необходимо разобрать, копнуть глубже, понять, продумать и, в итоге, "формализовать" то, что на душе, дав пояснение. Ведь за мной стоит еще немало людей со своими бедами. И пожилые, и молодые. И всем тяжело.
Что же тогда говорить? "Мне как обычно"? Приносить одни грустные глаза? Как не каяться в сомнениях, когда они тебя мучают? А ведь много в себе ты просто не замечаешь.
Извините, если тон комментария показался резким, просто сбит с толку.
Пожалуйста, посоветуйте и, если возможно, помогите разобраться и начать правильно строить исповедь.
Ольга Николаевна 5 марта 2018, 09:54
Спасибо о. Андрей! Полностью согласна с Зинаидой! Дай Господь всем здоровья!
Ирина Тихомирова 5 марта 2018, 09:50
Очень здорово, что начали писать об исповеди. На мой взгляд, не хватает в статье того, в чем действительно человеку стоит каяться - и это действительно "не кусочек съеденной рыбы" или "недочитанное правило", а прежде всего самый главный наш всеобщий грех гордыни, который выражается, прежде всего, в отношениях с людьми: превозношении над ними, осуждении всех и вся, ропоте на них, укорении, раздражении их, невольным нанесением обид и проч.
"Видел я у сих преподобных отцов дела поистине полезные и удивительные. Они были связаны друг с другом неразрывным союзом любви. Прежде же всего обучались тому, чтобы не уязвить чем-нибудь своего брата." Иоанн Лествичник. Вот об этом мы как-то позабыли...
Людмила 5 марта 2018, 08:53
Спаси Господи за статью. Наверно невроз этот от того, чтобы себя таким добродетельным почувствовать, а не тем, кто ты есть на самом деле. Вот как бы еще научиться себя в правильном свете видеть
Володимир 5 марта 2018, 08:41
Как можно судить..Люди идут от всего сердца,по велению души,и это уже радует.Разве молодой человек только закончив среднюю школу,может сразу же читать цикл лекций по "Международным отношениям" в МГИМО....
Иоанна 5 марта 2018, 08:13
Про очевидности на исповеди: со стороны, может, это и выглядит порой формальностью, но если исповедуешься, как перед смертью, как последний раз, то хочется покаяться во всем, что есть тяжелого на душе. Сегодня ходим, завтра ляжем, откуда знаем, когда этот последний раз?
Лариса 5 марта 2018, 08:03
Благодарю, отец Андрей. Бывает такое, даже не замечала за собой раньше.
Зинаида 5 марта 2018, 03:04
Спасибо, немного легче. Есть надежда, что есть надежда.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×