На этом острове несколько месяцев прожил апостол Павел
Мальта мне не понравилась. Конечно, есть что-то приятное в том, чтобы после холодной и промозглой белорусской погоды прогуляться зимой по улице в одной рубашке, держа при этом куртку в руке наперевес. Но на этом позитивные эмоции от Мальты заканчиваются. Остров выглядит одним сплошным городом – все 40 минут, которые я ехал от Рабата до Валетты, из окон автобуса на меня «давил» урбанизированный пейзаж. Автобус шёл через разные мальтийские города, но они сменяли друг друга так непрерывно, как секунды сменяют минуты, а минуты – часы. К сожалению, на этом средиземноморском острове практически нет просторов и нетронутых цивилизацией уголков, к которым с детства привык русский человек.
Возможно, в летние месяцы Мальта более привлекательна и интересна, особенно для любителей пляжного отдыха и для тех, кому морская стихия формирует стиль и образ жизни. Христианам Мальта интересна ещё и тем, что именно на этом острове несколько месяцев прожил апостол Павел – после кораблекрушения, описанного в книге Деяний. Святой апостол обратил в христианство многих жителей острова, но сам, невзирая на приглашения островитян, жил скромно и аскетично – в тёмной и невзрачной пещере. Сейчас эта пещера, расположенная в городе Рабате (на западе острова Мальта), открыта для посещения паломникам и туристам. Почти две тысячи лет назад в ней молился «апостол язычников»; сейчас на том же месте к апостолу взывают многочисленные христиане, говоря о своих нуждах, нуждах своих близких или просто благодаря Бога за Его милости.
Мальта наших дней – это преимущественно католическая страна, в которой примерно 98% населения исповедует католицизм. Более того, Католическая церковь является на Мальте государственной, причём особая роль католицизма прописана в Конституции страны. Впрочем, ни религиозность мальтийцев, ни высокий статус Католической церкви не помешали Парламенту Мальты легализовать в стране однополые «браки». Наверное, местные законодатели, принимая свои решения, не забывают о «принципах» одного американского политика, который, выражая отношение к вопросам морали и нравственности, утверждал: «как католик я против абортов, но как политик я их поддерживаю». Впрочем, принятие нравственно значимых решений – это дело совести каждого государственного деятеля и, безусловно, вопрос его личной ответственности перед Богом.
Православие на Мальте, к сожалению, очень немногочисленно, и оно сейчас почти полностью «эмигрантское» – представлено жителями православных стран, которые переселились на это островное государство. Поэтому все мои встречи на Мальте проходили в эмигрантской среде, с людьми, которые волею Божией оказались на средиземноморских островах, между итальянской Сицилией и ливийским побережьем Африки.
Священник Иоанн Ифтимя: «Жизнь бросает нам вызов»
Отец Иоанн – румынский священник на Мальте – очень доброжелателен, приветлив и открыт. Откликнувшись на мою просьбу, он помог мне найти недорогой вариант размещения в стране, а также встретил меня на своей машине в аэропорту. Помощь батюшки оказалась как нельзя кстати: после однодневного паломничества в Бари, которому предшествовала бессонная ночь (из-за раннего рейса в город святителя Николая), я чувствовал себя уставшим и, конечно, желал как можно скорее отдохнуть. Отец Иоанн довёз меня прямо до места моего размещения в Рабате, ни взяв с меня ни цента за бензин, хотя дорога от аэропорта была довольно длинная, да и ехать за мной батюшке пришлось уже вечером.
Символично, что первым встреченным мною православным человеком на Мальте оказался именно румынский священник. Всё-таки с Румынией меня связывает много хороших воспоминаний: благодаря гранту одного из научных учреждений Бухареста я провёл в этой стране десять месяцев, открыв для себя удивительную религиозность её жителей. Конечно, румынское государство – далеко не самое богатое в Евросоюзе, но зачастую люди, которые жили нелегко, многого достигали своим трудом и усердием, порой страдали от бедности и безысходности, как-то по-особому расположены к нуждам других – в отличие от тех, кто родился в богатой или преуспевающей семье и достаточно ровно (и запланированно) проходил свою жизнь.
Жизненный путь отца Иоанна тоже был непрост – ему пришлось пережить и нужду, и несение тяжелого труда. Но Господь никогда не оставлял его без Своей милости.
Батюшка родился в 1982-м году в Констанце – одном из крупнейших городов Румынии, на побережье Чёрного моря. С детского возраста он начал приобщаться к богослужению: с пяти лет Иоанн пел в одной из церквей города Пьятра-Нямц, что в румынской провинции Молдова, на северо-востоке страны (там жила его прабабушка). Когда Иоанну исполнилось 14 лет, семью постигла большая утрата – умер отец будущего священника.
– Это был трагический период моей жизни, – вспоминает отец Иоанн. – Для моей мамы настали очень сложные времена, ведь она осталась одна с тремя детьми. Мне пришлось переехать в Пьятра-Нямц, к прабабушке. Я там учился и работал – собирал деньги для поступления в университет.
В 2003-м году Иоанн поступил на богословский факультет Университета Констанцы, но одновременно ему пришлось работать, чтобы оплачивать учёбу и содержать себя. Для этого будущий священник стал контрактным военнослужащим Румынской армии, отдав военному делу восемь лет.
– Я работал и учился, – говорит отец Иоанн. – Вначале получил бакалавра, затем – степень магистра богословия в области канонического права и византийского пения. В 2010-м году я женился и в тот же год уехал работать в Италию.
По словам батюшки, по меньшей мере трижды ему приходилось начинать жизнь с чистого листа. Первый раз – после смерти отца, второй – после переезда в Пьятра-Нямц и третий – после эмиграции в Италию.
– Было непросто решиться на переезд, всё-таки я патриот своей страны, – рассказывает отец Иоанн. – Уезжая из Румынии, я словно разрывал своё сердце… В Италии я устроился на работу. Вначале работал на стройке в городе Форли. Каждый день, с 6 утра до 8 вечера, мне приходилось таскать кирпичи, мешки с цементом – по 25–30 килограмм. Наверное, Бог дал мне через это осознать, как тяжела жизнь бедных людей. В Италии родился наш сын Александр. Я проработал на стройке пять месяцев, после чего устроился на фабрику, на которой отработал два года. Параллельно я сдавал экзамены в Риме, где находится центр румынской епархии в Италии, чтобы стать священником.
Как объяснил мне отец Иоанн, процедура рукоположения в священный сан в Румынской Православной Церкви достаточно сложная. Богословского образования недостаточно: необходимо ещё сдать специальные квалификационные экзамены. Только после их успешного прохождения кандидат во священники может надеяться на хиротонию.
– Я сдавал экзамены дважды, в Румынии и Италии, – рассказывает мой собеседник. – Всего мы сдаём около десяти экзаменов: догматику, патрологию, историю Церкви, литургику и так далее. Не все выдерживают испытания. Например, в 2011-м году в Риме из 35 кандидатов только треть смогла успешно всё пройти. Помимо экзаменов, я писал эссе о роли священника в диаспоре. Тема эссе, на которое отводится 3 часа 15 минут, была предложена епископом Силуаном, главой румынской православной епархии в Италии. После прохождения экзаменов мне пришлось ждать ещё год. В 2012-м году я стал диаконом, а в декабре 2013 года епископ Силуан рукоположил меня во священника.
– Почему же вы решили переехать из Италии на Мальту?
– После рукоположения епископ Силуан спросил: не хотел бы я служить на Мальте? К сожалению, никто сюда не желал ехать – это очень маленькое государство, здесь небольшая община. Но я подумал – ведь жизнь часто бросает нам вызов, и как священник я тоже сталкиваюсь с этими вызовами. Я молился и думал о том, что, возможно, сам Бог направляет меня сюда через моего епископа. Впервые я прибыл на остров в декабре 2013 года; первую литургию на Мальте я отслужил 25 декабря.
Сегодня отец Иоанн – единственный православный священник, который еженедельно служит на Мальте литургию. Параллельно батюшка трудится на светской работе – администратором склада в семинарии (это католическая школа для мальчиков) в Рабате. Своего жилья у него нет, приходится снимать квартиру. Для богослужений арендуется здание католического храма. Впрочем, даже этой стабильности удалось достичь далеко не сразу.
– Когда я приехал на Мальту, то первую неделю жил на квартире у одного румына, – вспоминает батюшка. – Затем месяц жил в католическом монастыре в Валетте. Устроился на работу в семинарию в Рабате – уборщиком. Нашёл помещение для богослужений. Правда, помещение нам пришлось менять три раза, до тех пор, пока в 2015-м году мы не нашли храм в Валетте, на улице святой Урсулы. Этот храм мы арендовали на 20 лет, причём платим только за электричество и коммунальные услуги.
Церковь открыта для всех, но русских на службах очень мало
– В мае 2014 года на Мальту переехала моя семья, – говорит отец Иоанн. – Я нашёл арендную квартиру, за которую сейчас плачу 500 евро в месяц. Моя зарплата в семинарии – 850 евро, поэтому без помощи епархии с оплатой аренды мне пришлось бы очень сложно. Тем более что моя жена сейчас не работает – она сидит с нашей маленькой дочерью Марией, которая родилась уже на Мальте.
– Сейчас я служу каждое воскресенье; иногда и по субботам, – продолжает отец Иоанн. – Использую румынский и английский языки, примерно в пропорции 85 и 15 процентов. Церковь открыта для всех, но, например, русских на службах очень мало – обычно 1–2 человека.
«Печальная цифра», – подумал я. Всё-таки на Мальте живёт не менее 3000 русских, но литургии в русском приходе, совершаемые отцом Димитрием Нецветаевым из Туниса, служатся, как правило, не более 5–6 раз в году. Грустно, когда русские люди игнорируют возможность быть на воскресной литургии каждую неделю. Тем более что такая возможность для них есть. Богослужения на румынском очень проникновенны и красивы, а выучить несколько десятков слов, чтобы минимально понимать службу, тоже не составляет труда. Но как же объясняет отсутствие русских людей в Церкви Рождества Св. Иоанна Крестителя сам настоятель?
– Возможно, они не являются воцерковлёнными христианами, – говорит батюшка. – Не исключено, что они не могут приходить, так как работают в туристической сфере и заняты на выходных. Может быть, им нужны службы на славянском… Но я всё равно их жду: ведь в церковь нужно идти, прежде всего, ради собственного духовного развития. Не зря было выработано правило: человек, пропустивший без уважительных причин три воскресные литургии подряд, отлучался от Церкви. Люди не ходят на службы, но ведь они лишают себя великих благ – Исповеди и Причастия. Хотя это важно для всех, это дар Божий.
По словам отца Иоанна, его община пока остаётся небольшой – на службы приходит 35-55 человек. Мальтийцы в Православие почти не обращаются, что, впрочем, не удивительно: Православие для большинства из них малоизвестно.
– В 2017-м году я принял в Православие двоих мальтийцев, – говорит отец Иоанн. – Я вижу, как мальтийцы иногда заходят ко мне на службы, смотрят, что у нас происходит. Есть у нас и смешанные семьи, хотя и немного. Но я никого не заставляю принимать Православие. Это должен быть осознанный выбор.
Действительно, какой смысл гнаться за массовостью? Ведь в Православии важно не количество, а качество, или, точнее, доверие человека Богу и Его Святой Церкви. Конечно, можно сетовать на то, что на землях, где несколько месяцев жил и проповедовал апостол Павел, сейчас, по сути, только одна полнокровно действующая православная община. Но ведь и это лучше, чем совсем ничего. Через Своих служителей – таких, как отец Иоанн – Господь взращивает семена православной веры даже там, где, казалось, для них совершенно нет благодатной почвы. Церковь Рождества св. Иоанна Крестителя в Валетте открыта абсолютно для всех. Значит, она будет служить не только иммигрантам, но и коренным мальтийцам, неравнодушным к вопросам веры и жаждущим духовного поиска.
А ведь на Мальте приход РПЦ был создан ещё в 2001 году, лет за 12 до приезда отца Иоанна из Румынии.