В случае поверхностного чтения псалмов, да и других книг Писания, нежная совесть читателя, уверенного в собственной доброте, может смущаться поминутно. Например, холодно-отстраненным, речитативным описанием множества смертей и наказаний. Библия, оказывается, это не только сборник нравственных максим, но и история народа Божия, зачастую полная крови и жестокости. Это постоянное противостояние многочисленным врагам перекочевало и в молитвенную жизнь. С большим трудом можно найти те редкие псалмы (сами попробуйте), в которых вообще нет упоминания о врагах, не знающих устали, коварных, бессовестных, наблюдающих из засады, натягивающих тетиву лука, роящих яму и так далее.
Очень рано христианские аскеты переосмыслили эту борцовскую и воинскую тематику в сторону духовной брани. Ведя напряженную духовную войну с грехом, эти люди поняли, что не только двуногие носители зла, состоящие из плоти и крови, являются врагами веры и разрушителями святынь. Бесы и помыслы еще лучше подходят под эту категорию. Проиллюстрируем данную мысль несколькими примерами.
Вот псалом 57-й. В нем автор не скупится на пожелания зла противникам (по-гречески – дьяволам): «да исчезнут, как вода протекающая», «да исчезнут, как распускающаяся улитка; да не видят солнца, как выкидыш женщины». И так далее. Это сказано о тех, кто от самого чрева родительницы привык ко лжи, у кого яд под языком. И праведник, видя гибель подобных злодеев, сделает вот что: «Возрадуется праведник, когда увидит отмщение; омоет стопы свои в крови нечестивого. И скажет человек: "Подлинно есть плод праведнику! итак есть Бог, судящий на земле!"»
Это о чем? Это о том, что наказание отъявленных злодеев, наказание показательное и всем известное имеет целью исправить деятельность благочестивых людей. «Омыть стопы в крови нечестивого» означает вынести пользу из совершившегося и направлять стопы свои только туда, где нет греха и нечестия. Кстати, в славянском тексте перевод звучит так: «праведник омоет руки в крови грешника», что еще ярче. «Дела рук моих (и направление жизненных путей) я исправлю, когда увижу явное наказание явного грешника», – так мыслит верующий человек из псалма. Ни о каких плясках по лужам крови или реальном мытье рук в крови речи нет и в помине.
Второй пример широко известен. Однако… Это псалом 136-й. «На реках Вавилонских». Текст настолько известен, что его положила по-своему на музыку даже такая группа, как «Boney M» (будет интересно, послушайте). В конце псалма в уста угнанных в плен и крайне униженных еврейских переселенцев вкладываются такие слова: «Дочь Вавилона, опустошительница! Блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» Этот текст можно посчитать подлинным кошмаром и призывом к преступлению против человечности, если бы у этих слов не было вполне конкретного духовного смысла. Смысл следующий: вавилонские младенцы – это греховные помыслы. Их нужно вырывать пораньше, до превращения младенцев в юношей. Потом вырывание крайне затруднится или станет невозможным. Так и сорняк легче вырывать в виде травы, а не в виде кустов. Камень же – это одно из известнейших имен Христа. «Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла. Камень преткновения и камень соблазна» (1 Петр 2:6-7). Так говорит Верховный Петр. Павел говорит еще проще: «Все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» (1 Кор 10:4).
Таким образом, в псалме говорится о том, о чем пишет Иоанн Лествичник: «Бей врагов именем Иисуса. Сильнее оружия не найдешь ни на небе, ни на земле». И картина складывается целостная: грех прогневил Бога, лишил народ силы. С грехом теперь и воевать надо. Бить именем Господа начатки греховных движений, не позволяя им вырасти и усилиться. Ясно, что при буквальном прочтении, как и в случае с мытьем ног и рук в чужой крови, получается нечто кровожадное и бесчеловечное.
Еще пример. Это 100-й псалом. Он у нас читается в конце первого часа. Вот его окончание: «С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие». На это место Писания святой Василий Великий говорит, что совершенно невозможно царю Давиду ежедневно с раннего утра ходить по городу с обнаженным мечом и разить грешников. Нужно докопаться до иного, не буквального смысла. Если же будем считать «городом Господа» сердце человеческое, а «делателями беззакония» – злые помыслы, в сердце живущие, то получится призыв на ежедневную внутреннюю борьбу с грехом. Начинать ее как раз и надо сразу по пробуждении. Вот и Иеремия говорит: «с раннего утра производите суд и спасайте обижаемого от руки обидчика, чтобы ярость Моя не вышла, как огонь, и не разгорелась по причине злых дел ваших до того, что никто не погасит» (Иер 21:12).
Итак, будем искать в садах и виноградниках Святых Писаний духовных ягод, то есть подлинного смысла. Подлинный же смысл вещей и событий никогда не лежит на поверхности. Он требует поиска, труда и погружения, а открывается внимательным и терпеливым. В противном случае люди, вооруженные мертвой буквой, будут сильно похожи на пациентов сумасшедшего дома, которым дали в руки острое оружие. Они будут опасны и для самих себя, и для окружающих.
вера важна,это глаза души... о этом сокрушался Иисус,найдет ли Он веру на земле.
Я как раз первый раз в жизни читаю Псалтырь, и меня действительно смущала жесткость некоторых образов..но ощущение именно такое было, что здесь наверное говорится о борьбе с грехами.
8 Вавилон, ты страна грабежа!
Благословен,
кто поступит с тобой,
как ты — с нами!
9 Благословен, кто размозжит
твоих детей о камень!
Создан этот псалом был во времена суровые, когда жизнь ребёнка ничего не стоила ничего... Завоеватели, захватившие город, первым делом уничтожали младенцев мужского пола, чтобы не выросли новы мстители.
Святой Дух, Произнесший чрез Пророков и Апостолов Слово Божие, истолковал его чрез святых Отцов. И Слово Божие и толкование его – дар Святого Духа. Только это одно истолкование принимает Святая Православная Церковь! Только это одно истолкование принимают Ее истинные чада!,,