Когда я иду во двор выбрасывать мусор, иногда встречаю людей, роющихся в баках помойки. Я стараюсь им помогать как могу, но не всегда получается. Как-то раз один не очень трезвый человек с пакетом пустых жестяных банок попросил у меня «на хлебушек». Спрашиваю: «Точно на хлебушек?» Он отвечает: «Вот те крест!» Повел я его в магазин, купил пакет горячих чебуреков. Когда он увидел, что водки я ему не куплю и денег не дам, обругал меня последними словами и убежал.
Родился человек на свет. Ручки, ножки, улыбка ангельская. Здравствуй, мир, я пришел! Мечтал о чем-то хорошем, светлом, радовался солнышку и первому дождю. В школу ходил как на праздник, в футбол лучше всех играл, побеждал на всех городских олимпиадах по математике и подавал большие надежды. Семья, друзья. Девушка наверняка была – любимая, единственная на свете. Институт, любимая работа, дом, где всегда горел свет. А сейчас… Ничего этого у человека не осталось. Люди больше его не замечают. Смотрят в упор – и не видят. Сталкиваются на улице и переступают, как через грязную лужу. Разве бабушка какая сердобольная всплакнет и последнюю сторублевку своей нищенской пенсии отдаст.
Встретив холод безразличия, человек оставляет последнюю надежду и становится как мертвый. «Мне плохо, а будет еще хуже», – думает он и опускает руки. Вместо солнца теперь видит черную дыру, вместо людей – мрачные тени, а вокруг – одну безысходность. По себе знаю: стать плохим, несносным и обиженным на весь мир очень просто. Особенно когда с тобой несправедливо поступили, предали или беда вдруг случилась. В нашей непростой жизни, когда каждый сам за себя и, если случись что, люди в лучшем случае посудачат и порадуются, что это не с ними, – легче легкого.
Как-то раз я спросил у одного старого опытного священника, который за веру много от советской власти пострадал и столько видел несправедливости и горя, что должен бы озлобиться на весь мир и на Бога роптать, а он, наоборот, всем помогал и Христа благодарил за все… – так вот, спросил я у него, почему так с людьми происходит, и он просто сказал: «Гордые стали, самолюбивые! Чуть что не по ним – скандал! Любая неудача для них как светопреставление! Ведь они такие распрекрасные, разве может что-то не по ним быть? Их Господь смиряет, чтобы от ада спасти, а они еще больше упорствуют и злобятся».
Я слушал его и вспоминал грустные обстоятельства своей жизни, когда умудрялся потерять не только хорошую работу, но и добрые теплые отношения с дорогими и близкими людьми, и честно признавал, что тогда, и вправду, забывал о Боге и жил, нарушая Божии и человеческие законы.
Верующий человек, наоборот, во времена тяжелых испытаний рук не опускает, никого не винит, не злобится, а воспринимает все с ним происходящее как посланное Богом для своего спасения. Одна знакомая бабушка, когда у нее шаль любимую украли прямо в храме, потом радостная всем говорила, что ее Бог посетил – через нее, грешную, кому-то благоволил помощь оказать!
Окрестил его и сказал: «Теперь, когда Господь с тобой, если хочешь, можешь уйти». Но он не захотел – остался в храме
Однажды, когда у меня дела шли хуже некуда, я приехал к своему духовному отцу в Боровский монастырь мрачный и расстроенный. Батюшка утешал меня как мог, а в конце крепко обнял и твердым голосом тихо сказал на ухо: «Будешь со Христом – и в аду будет рай!» И сразу тьма в душе исчезла и в сердце затеплился огонек надежды.
Расскажу две истории из жизни своих хороших знакомых, которым пришлось несладко, но с помощью Божией они всё преодолели.
Студент четвертого курса семинарии Александр уже третий год трудится алтарником в большом кафедральном соборе в Каменск-Уральском. В церковь его привел священник – вытащил из подвала, где тот жил несколько месяцев. Убегать из дома будущий семинарист начал еще в пятом классе, месяцами пропадая с такими же, как он. Пьянки, гулянки, воровство, постоянные приводы в милицию и перспектива умереть под забором. У священника он тоже долго задерживаться не собирался: думал отоспаться – и поминай как звали. Но тот не отпустил. Деньги нужны? Бери! И отдал всё, что было в кошельке. Потом привел в храм, окрестил и сказал: «Теперь, когда Господь с тобой, ты, если хочешь, можешь идти на все четыре стороны». Но он почему-то не захотел…
С тех пор прошло много лет. Александр трудится в храме и хочет связать с Церковью свою дальнейшую жизнь. Карьера и деньги ему здесь не светят, но он любит свою работу и не променял бы ее ни на какую другую.
Перед Святой Чашей он дал слово отказаться от наркотиков – и теперь сам помогает страдающим от наркомании
Другой мой знакомый, Георгий, был наркоманом со стажем около десяти лет. Обманывал людей так виртуозно, что пользовался среди преступников большим авторитетом. Когда жене надоела его разгульная жизнь, тоже оказался на улице. После очередной реанимации друзья привезли его в Верхотурский монастырь. Там он в первый раз причастился, хотя не готовился к Таинству, ничего не зная ни о посте, ни о молитвах. Но пожилой иеромонах его к Причастию допустил. Посмотрел в глаза и сказал: «Если дашь слово перед Святой Чашей и перед святым праведным Симеоном исправиться – допущу!» И тот слово дал. Это было шесть лет назад.
Георгий прошел реабилитационные центры, год жил в монастыре, а потом много ездил по святым местам. Сейчас трудится в храме, поет на клиросе и звонит на колокольне. Неверующая жена перемен не приняла, и они расстались. Через интернет Георгий познакомился с верующей девушкой, они стали встречаться, а потом поженились. Она работает в большой фирме, он в храме. У них дома нет телевизора, а интернетом они пользуются только по служебной необходимости. На приходе по благословению настоятеля он создал центр помощи больным наркоманией и алкоголизмом, где его поставили руководителем. Люди ему доверяют. Знают, что здесь не отделываются красивыми разговорами, а оказывают реальную помощь.
Неверующий, прочитав эти истории, пожмет плечами и скажет: «Басни православные!» А верующий улыбнется, поднимет глаза к небу и перекрестится.
Не согласен.
"Будьте милостливы с рассмотрением" Иуда 1:21-22. " Пусть милостня запотеет в руке твоей" Иоанн Златоуст.