В VII веке население Британии состояло из примерно равных по численности этносов: кельтов и англосаксов. В свою очередь, кельтский этнос включал три основных компонента: валлийцев – прямых наследников древних бриттов, оттесненных англосаксами на запад острова, автохтонов Шотландии – пиктов и выходцев из Ирландии – фенниев, известных в Британии под именем скоттов, то есть «бродяг». От этой уничижительной клички происходит название Шотландии, поскольку в Средневековье строителями этого государства стали не столько коренные в этой стране пикты, сколько пришлые скотты.
Дал Риада
Территория Дал Риады в период расцвета, около 590 г.
В VII столетии феннии оставили свой исконный этноним и стали называть себя гойделами, или гэллами; поселившись к северу от вала Антонина, они создали королевство Дал Риада, территория которого распространялась также на северо-восток Ирландии – современный Ольстер – и на мелкие острова, расположенные между Британией и Ирландией. К началу VII столетия Дал Риада стала монолитно христианским государством с кельтским, или ирландским, обрядом, который заметно отличался от римского, в особенности в отношении пасхалии, составлявшей тогда основную тему разногласий и споров с приверженцами римской традиции, которую в Британии представляли последователи просветителя англосаксов – канонизованного Западной церковью епископа Августина. С экклезиологической и канонической точки зрения, более существенные отличия заключались в том, что в церковном управлении у кельтов ключевое положение занимали аббаты монастырей, в то время как епископы обычно не выполняли административных функций, их служение заключалось в основном в совершении хиротоний, а в остальном, проживая в монастырях, они состояли под властью аббатов.
Память основателей монастырей в Ирландии и британской Дал Риаде почиталась благоговейно, так что расхожим наименованием аббата было «комарба», что в переводе с гойдельского языка значит «наследник». Аббата монастыря на острове Иона называли комарбой (наследником) Колумбы, а аббата Армского монастыря – наследником Патрика. Во второй половине VII века самым авторитетным аббатом в Дал Риаде, Ирландии, но также и в английской Нортумбрии был 9-й наследник Колумбы Адамнан, составивший житие святого Патрика. В 688-м г. сторонники римской пасхалии из Нортумбрии убедили его ввести ее в Дал Риаде, но братия обители отвергла эту инициативу.
Пиктавия
Собор в Уитби Самым многочисленным кельтским народом Каледонии (современной Шотландии), занимавшим большую часть ее территории, были пикты, к началу VII столетия уже в большинстве своем христиане. Массовым обращением пикты обязаны апостольским подвигам святого Колумбы, которые он совершил во время своих миссионерских визитов в их страну во второй половине VI века. На рубеже VI и VII столетий в Пиктавии существовало уже несколько монастырей, основанных самим Колумбой или его учениками: это были обители в Архартдане, в Нере и в других поселениях, неизвестных по своим названиям; но нет сведений о епископах, которые бы были поставлены в страну пиктов, так что церковное управление там осуществлялось, вероятно, из Ионского монастыря, его аббатами, при которых состояли и епископы.
Чудо Святого Колумбы у ворот крепости короля Бридея Богослужебный устав в Пиктавии совпадал с тем, который укоренился в Ирландии и в британской Дал Риаде. Но в 663-м г. в нортумбрийском городе Уитби был созван собор, в котором участвовали епископы, представлявшие как римскую традицию с ее пасхалией, так и кельтскую – ее защитником на соборе выступил епископ Колман. В соборной дискуссии победа одержана была Вилфридом, отстаивавшим римскую пасхалию. После его посвящения в епископа Эборака (Йорка) в течение нескольких лет церкви южной Пиктавии, оккупированной Нортумбрией, состояли в его юрисдикции. В эту пору Воскресение Христово в них праздновали в соответствии с римской пасхалией.
В 681-м г. для духовного окормления южной Пиктавии была учреждена кафедра в городе Аберкорне, на южном берегу Форт-оф-Форта. На нее поставили Трумвина, который, по всей вероятности, стремился во всех подвластных ему приходах ввести римский обряд взамен кельтского, но после поражения Нортумбрии в битве при Дун-Нехтане в 685-м г. Трумвин вместе «со своими людьми бежал из монастыря Абберкурниг, который хоть и находился в стране англов, но стоял рядом с заливом, разделявшим англов и пиктов. Свою братию он расселил в знакомых монастырях, а сам поселился в столь часто упомянутой обители слуг и служительниц Божьих, называемой Стренескальк»[1]. Там он и скончался спустя много лет, очевидно, уже не имея возможности окормлять церковь Пиктавии, которая поэтому вернулась к своей старой кельтской традиции, продержавшейся там с тех пор еще в течение четверти века.
Уэльс
Самым многочисленным кельтским народом Британии в VII столетии оставались собственно бритты, или кимры, которые беспощадно истреблялись на землях, занятых англосаксами, но, сопротивляясь агрессии, удерживали за собой запад острова: Корнуолл, Уэльс, или Камбрию, и Страйтклайд (Кумбрию) на юго-западе современной Шотландии. Самой крупной из этих территорий была Камбрия, но и она не представляла собой политически монолитного образования, а была разделена на самостоятельные, хотя и союзные королевства. К их числу принадлежали Гвинедд, расположенный на северо-западе, Дивед на юго-западе и Повис на востоке Уэльса.
Стержень истории кимвров в VII веке, как и в предшествующем столетии, составляло упорное сопротивление натиску англосаксов. В этом противостоянии бывали победы и поражения. Роковые последствия для судьбы Камбрии имело сражение войска Повиса и союзных мелких королевств против англов из Нортумбрии, состоявшееся у Легакастира (современного Честера) около 616-м г. В «Англосаксонских хрониках», правда, эта война датируется 604-м г., под которым помещена следующая запись: «Этельферт отправил войско к Легакастиру и убил там бесчисленное множество валлийцев, и так сбылось пророчество Августина, сказавшего: ‟Если валлийцы не будут жить с нами в мире, они погибнут от рук саксов”»[2]. Но у Беды, «Историю» которого резюмируют анонимные «Хроники», ссылка на пророчество Августина Кентерберийского сопровождается замечанием, что «сам святой задолго до того отошел в царство Небесное»[3], а дата его кончины хорошо известна – 26 мая 604 г.
Беда Достопочтенный Беда Достопочтенный, рассказывая о сражении при Честере, акцентирует внимание на присутствии в армии кимвров, названных им, из-за отличия их пасхалии и богослужебных обрядов от римской практики, еретиками, священников, которые, находясь среди воинов, «сошлись молить Бога о победе в сражении... Большинство из них было из монастыря Бангор, где, как говорят, было столько монахов, что он делился на семь частей со своими настоятелями в каждой. Ни в одной из этих частей не числилось менее трехсот человек, и все они жили исключительно трудами рук своих. Большое их число накануне упомянутой битвы, выдержав предварительно трехдневный пост, собралось вместе с прочими молиться о победе. У них был охранник по имени Брокмайл, в обязанности которого входило защищать их от мечей язычников во время молитвы. Когда Эдильфрид (король Нортумбрии – В. Ц.) узнал, зачем они собрались, он сказал: ‒‟Раз они молятся своему Богу против нас, значит, они воюют против нас, хотя и без оружия”»[4]. Говоря языком современного права, король отказался признать за этими священниками статус нонкомбатантов и – продолжает Беда – «велел атаковать их, а после разгромил и все их нечестивое войско, понеся при этом тяжелые потери»[5].
Англосаксонский патриотизм Беды и его конфессиональная нетерпимость тут зашкаливают: нечестивым войском он называет не полчище язычников-англов, но войско христиан, которых от приверженцев римской традиции, к каковым принадлежал Беда, отделяли в основном разногласия относительно пасхалии и вида тонзуры. «Говорят, что в этой битве погибло почти двенадцать сотен тех, кто пришел молиться, и лишь пятьдесят человек спаслось бегством. Брокмайл и его люди при первой же атаке бросили тех, кого должны были охранять, оставив их безоружными и беспомощными перед мечами неприятелей»[6]. Свое повествование Беда заканчивает сентенцией, не чуждой злорадства: «Эти еретики приняли отмщение земной смерти за то, что отвергли предлагаемые им советы для вечного спасения»[7]. В иных местах своего замечательного труда он обнаруживает большую терпимость к ревнителям той же, что и у кимвров, кельтской традиции из числа скоттов или пиктов. Возможно, у него были неизвестные нам личные мотивы особой антипатии к кимврам, которых англосаксы презрительно называли валлийцами (германцы и славяне употребляли по отношению к кельтским и латиноязычным народам этноним кельтского племени вольсков в разных вариантах и транскрипциях: кроме «валлийцев» вместо «кимвры» или «бритты», немецкое «вельш» – о французах и итальянцах, «Италия» по-польски называется «Влохи», в этом ряду стоит также румынская «Валахия», названная так вначале славяноязычными и грекоязычными соседями). Победа англов в сражении при Честере открыла Нортумбрии выход к Ирландскому морю, в результате кельтский мир Британии был фрагментаризирован: Камбрия (Уэльс) и Кумбрия (королевство Хена Огледда, в переводе – Старый Север) были оторваны друг от друга.
Натиск англосаксов продолжался, но бриттам удалось закрепиться на западе
Натиск на кимвров со стороны англосаксов продолжался, но бриттам удалось закрепиться на западе острова. В иных случаях они при этом пользовались враждой между отдельными англосаксонскими королевствами. Король Гвинедда Кэдваллон Ллаухир выступил против Нортумбрии, которой тогда правил Эдвин, в ту пору уже христианин, в союзе с королем Мерсии – язычником Пендой, на сестре которого Элкфрите он был женат. В прошлом Кэдваллон и Эдвин были друзьями, но когда Эдвин вернулся на родину и снова стал править Нортумбрией, этой дружбе пришел конец, ее сменила вражда. Кимвры Гвинедда воспользовались враждой между англосаксами, чтобы отстоять свою независимость и взять реванш у своих давних врагов – нортумбрийских англов. Объединенные силы Гвинедда и Мерсии около 630 года разбили войска Нортумбрии в сражении при Кефн-Диголле (современный Уэлшпуль), но поворотным моментом в противостоянии двух народов, приостановившим агрессию англов, стало сражение на поле Хэтфильд, состоявшееся 14 октября 633 года.
Как рассказывает Беда Достопочтенный, «на поле, называемом Хэтфельт, произошла жестокая битва, и Эдвин был убит в четвертый день до октябрьских ид, в год от воплощения Господа 633-й, когда ему шел сорок восьмой год. Вся его армия также была перебита или рассеяна. Погиб там и один из его сыновей, храбрый юноша Осфрид»[8]. За этим, по словам Беды, который тут мог сгущать краски, ввиду своей очевидной предвзятости против кимвров, последовало «великое избиение церкви и народа Нортумбрии, причем один из гонителей был язычником, а другой – еще более жестоким варваром. Ведь Пенда и весь народ мерсийцев были идолопоклонниками и не знали Христа, но Кэдвалла, хоть и христианин по имени и исповеданию, был сущим варваром по природе и не щадил ни женщин, ни невинных детей. Со звериной жестокостью он предавал их смерти и мукам и долго разорял их землю, желая стереть с лица Британии весь народ англов»[9]. До тех пор, правда, именно англы и саксы истребляли кельтские народы Британии, причем с максимальным успехом – именно кимвров-валлийцев, в буквальном смысле слова пытаясь стереть их с лица земли. Совершая жестокие расправы над жителями Нортумбрии, кимвры мстили своим поработителям. Известную роль в этом ожесточении играло и то обстоятельство, что англы, принявшие христианство, из-за споров о времени празднования Пасхи видели в бриттах еретиков, а те в свою очередь, по горестному замечанию Беды, «отвергают веру и обычаи англов и относятся к ним, как к язычникам»[10].
Вскоре после этого Кэдваллон пал в битве с англами, которыми командовал Освальд. Вернувшись из Дал Риады, где находился в изгнании, с малочисленной дружиной, король Освальд напал на войско Кэдваллона и в битве при Кад-ис-Гуале (по-английски Хэвенфилде) нанес поражение королю Гвинедда, который пал на месте, сохранившем от эпохи римской оккупации Британии название «Ручей Дионисия». Отвоеванные у Нортумбрии территории были утрачены Гвинеддом. С этих пор главную угрозу королевству Гвинедд составляла уже не Нортумбрия, но недавно еще союзная ему Мерсия.
Сыну Кэдваллона и Элкфриты Мерсийской Кадваладру Фендигайду в 634-м г., когда в злополучной для Гвинедда битве пал его отец, был всего один год. Устранив его от наследия отца, на престол Гвинедда взошел Кадавайл Кадомед ап Кинведу – «ап» в переводе с валлийского значит «сын», то есть сын Кинведа. Около 655 г. Кадваладр занял престол Гвинедда и на троне стяжал репутацию благочестивого и миролюбивого короля. Преставился он в 664-м г., когда в Британии свирепствовала чума. Перед кончиной Кадваладр принял монашеский постриг и впоследствии был причислен на Западе к лику святых.
Архиепископ Меневийский Давид Эпоха от V до VIII столетия была названа в Уэльсе веком святых. Самым почитаемым в стране подвижником веры стал ее святой покровитель – архиепископ Меневийский Давид, день памяти которого 14 марта до наших дней является национальным праздником. Он был ревнителем православной веры, миссионером, основателем монастырей в разных странах Великобритании и в континентальной Бретани, помимо ставшей его резиденцией Меневийской обители. Устав монастыря, введенный Давидом, отличался сугубой строгостью. Монахи обязаны были много работать. Разговаривать между собой они могли лишь при крайней необходимости. Насельникам обители запрещалось употреблять в полевых работах лошадей или волов, так что при пахоте монахи сами тащили плуг, не прекращая при этом молитву. Их рацион составляли хлеб, овощи и вода. Запрещалось употреблять в пищу не только скоромные кушанья, но также рыбу, вино и масло. Сам святой Давид вкушал лишь хлеб и пил только воду, так что отсюда пошло его прозвище Aquaticus. Его кончина, по одним данным, приходится на 589, а по другим – на 601 г.
В Уэльсе Беуно создал около 10 монастырей, ставших очагами аскетического подвижничества
В VII веке по стопам святого Давида шел преподобный Беуно. Он родился в Повисе в королевской семье. Любовь ко Господу и стремление посвятить всего себя служению Ему побудила его уже в юные годы поступить в основанный преподобным Даниилом монастырь в Бангоре. Там он принял постриг и посвящение в пресвитера, после чего был послан для устроения новых обителей в королевство Гвиннед. Около 616 г. он основал монастырь в Клинног-Форе. Затем, верный традициям кельтских монахов, он совершал миссионерские путешествия по Уэльсу и англо-саксонским королевствам. В Уэльсе он создал около 10 монастырей, ставших очагами аскетического подвижничества. Им основаны были монастыри в Лланффеуно и в Лланимехе. «Сохранились предания о том, что святой, странствующим проповедником, посещал святые монашеские острова Бардси и Англси в Уэльсе. На острове Англси он основал церковь, или, скорее всего, обитель в месте под названием Аберффро... Св. Беуно некоторое время вел уединенную затворническую жизнь в Сомерсете в Англии, где крошечная церковь в местечке Калбон, сохранившаяся до наших дней, служила ему кельей... Это самая маленькая церковь во всей Англии! Она... освящена в его честь. Церковь в Калбоне расположена в глуши, у самого моря – типичное местоположение затвора древних кельтских святых»[11]. Преподобный Беуно отошел ко Господу около 640 г. в основанном им монастыре Клинног-Форе. В нем он и был погребен. У его мощей в течение веков совершались многочисленные исцеления, особенно часто помощь по молитвам святого получали больные дети. Его культ пережил реформацию, отменившую почитание святых, так что и в протестантском Уэльсе «больных детей ...приводили к... святому месту, купали в источнике св. Беуно и оставляли на ночь в часовне на могиле или рядом с могилой преподобного – и многие получали исцеление»[12].
Племянница святого Беуно Винефреда, носившая англосаксонское имя и поэтому, возможно, имевшая смешанное происхождение, в ранней юности захотела стать невестой Христовой и дала монашеские обеты. Вполне достоверных сведений о ее житии мало, но существует предание, согласно которому к ней воспылал страстью сын одного из британских королей: презрев ее обеты, принц решил сделать ее своей женой, хотя бы и принудив к браку. Столкнувшись с решительным отказом, он отрубил ей голову на месте, которое по-валлийски называется Треффинион, а по-английски Холифелл (оба слова значат «святой источник»), потому что, по преданию, там, где упала голова мученицы, сразу забил источник. По преданию, святая Винефреда воскресла по молитвам своего дяди преподобного Беуно, возвратилась в монастырь в Гуитерне, где ранее она приняла постриг, и со временем стала там игуменией, или аббатисой. Святая Винефреда преставилась около 660 г. Мощи преподобной после ее кончины были перенесены в монастырь Шрусбери, и там по молитвам к ней совершались чудесные исцеления, так что и эта обитель, и источник в Холифелле стали местами паломничества.
Король Брохвел на охоте увидел деву удивительной красоты, которая молилась, стоя на коленях
К числу прославленных подвижников Уэльса VII века принадлежит также преподобная Мелангелла, которая родом была из Ирландии, откуда она перебралась в валлийское королевство Повис, где 15 лет провела в совершенном уединении. Местный король Брохвел однажды на охоте в лесных дебрях увидел деву удивительной красоты, которая молилась, стоя на коленях. Согласно житию святой, заяц, «за которым гнались гончие, замер рядом с ней и смотрел на собак совершенно бесстрашно», а «собаки под действием невидимой силы покорно отбежали от святой девы и не двигались с места»[13]. Изумленный благочестием молитвенницы, король подарил ей участок земли для основания на нем женской обители, и преподобная Мелангелла устроила монашескую общину, которой затем управляла до конца своей земной жизни.
Преподобная Мелангелла Валлийская В лике святых на Западе был прославлен и сын короля Повиса Брохвела – преподобный Тисилио, вероятный автор «Хроники» родной страны. Свой монашеский путь он начал в монастыре Мейфоде, где его духовным наставником был аббат Гвидфарх. Затем в течение 7 лет он совершал отшельнический подвиг на безлюдном островке в проливе Менай, который отделяет остров Англси от северного Уэльса. В память о святом подвижнике этот островок был назван впоследствии Инис-Тисилио, что переводится как «остров Тисилио». Вернувшись в Мейфод, он стал аббатом монастыря, где принял постриг, а позже основал еще несколько монастырей в разных местах Уэльса: в Клуиде, Диведе, Кардиганшире. Преподобному пришлось пережить искушение, когда вдова его брата, унаследовавшего королевский престол Повиса, побуждала его взять ее в жены и править государством, но святой отверг это предложение, после чего стал подвергаться притеснениям со стороны королевского дома, вынудившим его перебраться вместе с несколькими монахами Мейфода на континент, в Бретань. Там в 617-м г. он основал монастырь Сан-Сульяк, став его настоятелем. В этой обители он и отошел ко Господу около 640 г.
Свидетелями церковной жизни и подвигов святых угодников Уэльса эпохи его независимого существования служат сохранившиеся по сей день руины древних храмов, церковных оград и монашеских келий, старинные кладбища с древними надгробными камнями, камни с огамическими или латинскими надписями, поставленные на перекрестках дорог и либо оставшиеся на своих исконных местах, либо перемещенные в музеи, а также издревле чтимые народом святые источники. Церковное устройство, богослужебные обряды, характер благочестия, христианские нравы и бытовые обычаи Уэльса носили черты, общие с религиозной жизнью в другой кельтской стране – Ирландии, и в некоторых своих особенностях сближавшие дальний Запад христианского мира с христианским Востоком.
Очень интересный получается цикл работ о древней Британии.
Спаси Господи!