Скачать
(MP3 файл. Продолжительность
Христос Воскресе!
В сегодняшний воскресный день мы вспоминаем о том, как Христос исцелил слепорожденного. Евангельское повествование сообщает нам о чуде: совершеннолетний мужчина, который был слепым от рождения, вдруг стал видеть. У него не только открылись глаза, чтобы видеть солнце и окружающую природу. Он увидел Солнце правды – Христа, Сына Божия.
Очень простой на первый взгляд текст повествования о слепом открывается внимательному читателю Евангелия по-новому, если прочесть его несколько раз от начала до конца и поставить себе вопрос: что стоит за этой наивной, казалось бы, историей?
Иисус проходил мимо слепого, который просил милостыню. Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому (Ин. 9: 6). Затем слепой умылся в купальне Силоам и стал зрячим. Фарисеи и некоторые из соседей не поверили, что он был слеп и прозрел (Ин. 9: 18). Они стали допрашивать как слепого, так и его родителей о том, как все произошло. Но вместо того, чтобы поздравить слепорожденного с исцелением, старейшины народа оскорбили его, сказав: «Во грехах ты весь родился» (Ин. 9: 34), – и выгнали вон.
Оставленный людьми, прозревший не остался покинутым Сыном Божиим. По мысли блаженного Августина, замечание евангелиста о том, что Силоам означает «посланный», дано неспроста: «Кто был послан, если не Христос? Кто часто свидетельствовал, говоря: Я творю волю Отца Моего, Пославшего Меня (Ин. 4: 34). Значит, Он Сам [Христос и] был Силоам»[1].
Иисус Сам нашел безымянного слепого, выбрал его из толпы обездоленных людей, чтобы показать нам Свою силу, славу и свет. Этот слепой не был рядовым просителем из тех, которые нахально попрошайничают у порога храма. Безымянный нищий покорно принял то, что Иисус помазал грязью его глаза; по повелению Иисуса он послушно пошел умыться в бассейне с водой. Он еще не видел своими глазами Христа, но уже называл Его пророком (см.: Ин. 9: 17); не боясь быть отлученным от синагоги, смело утверждал, что Иисус из тех, кто чтит Бога, творит Его волю и потому Бог Его слушает (см.: Ин. 9: 31). За это свидетельство его причислили к Иисусовым ученикам (см.: Ин. 9: 28). А когда прозревший встретил Христа, увидел Его своими глазами, тогда поклонился Ему (см.: Ин. 9: 38).
В данной истории прозревший слепой противостоит слепым фарисеям. Фарисеи гордятся своим познанием в законе, или, как говорит апостол Павел, считают себя учителями невежд (см.: Рим. 2: 20). Фарисеи не чувствуют никакой потребности в духовном исцелении и поэтому, несмотря на всю свою светскую образованность, остаются во тьме неведения (см.: Ин. 9: 39). Они сами были слепы, но при этом «всячески старались внушить народу мысль, что никакого чуда Христос и не совершал»[2].
«Видение гордых есть ужасная слепота; а невидение смиренных есть способность к видению Истины»
Причиной слепоты внешне здоровых людей, по мысли святителя Игнатия (Брянчанинова), могло быть чрезмерно высокое самомнение: «Видение гордых есть ужасная слепота; а невидение смиренных есть способность к видению Истины»[3]. Эти слова были определяющими и для самого владыки Игнатия, который прошел жизненный путь от военного инженера до епископа и духовного наставника верующих людей.
Будущий святитель Игнатий родился в дворянской семье. Как и мечтал его отец, он после школы был направлен в Главное инженерное училище в Петербург. Благодаря родственным связям с президентом Академии художеств и директором Публичной библиотеки, юноша вошел в круг столичной дворянской интеллигенции и литераторов. Он познакомился с И.А. Крыловым, А.С. Пушкиным, В.А. Жуковским, М.И. Глинкой и многими другими выдающимися представителями столичной интеллигенции. Он хорошо рисовал, пел, играл на скрипке, пробовал писать стихи, которые до наших дней не сохранились. Тем не менее, несмотря на близость к культурным слоям тогдашнего общества, он достаточно резко отзывался о светской учености.
Без Божественного света человек должен довольствоваться скудным светом – своим разумом. «Но этот естественный свет привел весьма немногих человеков к познанию истинного Бога, – впоследствии писал святитель, – он устремился наиболее к доставлению всевозможных удобств для земной жизни, изобрел различные науки и искусства, которые точно способствовали и способствуют к умножению и развитию этих вещественных удобств, но вместе способствуют и к сильнейшему развитию греховной жизни… Науки человеческие, будучи плодом падения, удовлетворяя человека, представляя ему Божию благодать и Самого Бога ненужными, хуля, отвергая, уничижая Святаго Духа, соделались сильнейшим орудием и средством греха и диавола для поддержания и укрепления падения»[4].
Охладело сердце молодого человека к светскому обществу. Вместо того чтобы делать карьеру инженера по строительству южных крепостей, будущий святитель устремился в монастырь, чтобы обучиться деланию умной молитвы. Его наставниками были преподобный Лев Оптинский и святые отцы из «Добротолюбия». Ведя монашескую жизнь, собирая по крупицам в свой «Отечник» высказывания аскетов древности, Игнатий в первую очередь обращал внимание не на телесное исполнение заповедей, а на внутренний строй монашеской жизни[5]. «Подвижник, имеющий пост, бдение и другие телесные подвиги, но небрегущий о рассматривании себя и управлении собою при свете Евангелия, только обманывает себя, надеясь тщетно и ошибочно на подвиги; он не получит никакого духовного плода, не накопит духовного богатства»[6].
Хотя святитель Игнатий достаточно много написал об Иисусовой молитве, в своих сочинениях он мало упоминает о видении нетварного света, о внешних признаках духовного преображения, о каких-либо мистических восторгах. Многие люди в его время, погнавшись за особыми благодатными видениями света, впали в прелесть. Причиной их прелести было отсутствие смирения, желание путем механического вычитывания молитв приобрести какие-то сверхъестественные дары. Поэтому святитель Игнатий (Брянчанинов) в своих духовных наставлениях сделал акцент на возделывании души без ожидания небесных озарений. Для просвещения души, по святителю, требуется откровение помыслов духовнику на исповеди, «плач сердца, за который Бог дарует утешение как знак того, что покаяние принято»[7].
Для книги «Приношение современному монашеству» он в частности сделал такие выписки из творений преподобного Исаии Отшельника: «Три добродетели сообщают непрестанно свет уму: невидение злобы ни в одном человеке, благотворение нанесшим обиды, перенесение постигающих скорбей без смущения»[8]. От этих трех добродетелей рождаются большие: умение не видеть злобу человеческую рождает любовь, от благотворения делающим зло приобретается мир, а терпением попускаемых скорбей доставляется кротость. Только тогда, «когда человек прийдет в мирное устроение, тогда может от себя и на прочих издавать свет просвещения разума»[9].
Когда человек «лукавым» оком смотрит на окружающий мир, его ум растлевается, уходит свет
Что же нам делать, чтобы иметь ясный ум и светлую память? Для этого Спаситель мира рекомендовал быть внимательными к тому, как и на что смотрят наши глаза: Светильник тела есть око. Если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно (Лк. 11: 34). Когда человек «лукавым» или «похотливым» оком смотрит на окружающий мир, его ум растлевается, уходит свет, совесть теряет верность в своих указаниях, ощущения сердца заражаются греховностью – писал святитель Игнатий[10]. Причина такого помутнения разума – высокое мнение о себе. Последствия – ошибочные поступки.
Творения святителя Игнатия и в наше время являются любимым чтением православного народа. Его книги полезны не только монахам, но и мирянам. Их цель одна – показать, что «невечерний свет», озарение ума, возможность видеть отблеск рая подаются только в Боге – во Христе. Потому что, как говорил пророк Давид, у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет (Пс. 35: 10).
Свет Христов наполняет миром и радостью всех, кто желает Его принять. Господь наполняет мир Своей трепетной тайной: тайной любви, тайной Вечности, тайной Божественного Промысла[11]. Свет Христов просвещает всех.
Пусть же Господь, Который открыл очи слепому от рождения, откроет и наши глаза к познанию Сына Божия. Пусть же Христос, поставивший на подсвечник светоносного Игнатия (Брянчанинова), память которого мы сегодня совершаем, поможет и нам усовершиться в добродетели, чтобы мы чистым сердцем и едиными устами в мире и радости прославляли в Троице поклоняемого Бога Отца, и Сына, и Духа Святого, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков.
Аминь.
[1] Августин, блаженный. Проповеди. 136. 2. Cl. 0284, 136 // PL. 38. 751. 29.
[2] Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов / Под ред. А.П. Лопухина. Т. 6. М.: Дар, 2009. С. 1108.
[3] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Поучение в Неделю о слепорожденном. О самомнении и смиренномудрии // См.: Игнатий (Брянчанинов), святитель. Аскетическая проповедь. М.: Правило веры, 1993.
[4] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Слово о человеке. СПб.: Изд-во Л.С. Яковлевой; Епарх. дух. училище (Центр правосл. просвещения), 1995. С. 90.
[5] Святитель Игнатий (Брянчанинов) // Православная энциклопедия. Т. 21. М., 2010. С. 74–89.
[6] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Собрание творений. Том 5: Приношение современному монашеству // https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/prinoshenie-sovremennomu-monashestvu/.
[7] Духанин Валерий. Святитель Игнатий (Брянчанинов) о ступенях молитвы Иисусовой // http://www.pravoslavie.ru/66179.html.
[8] Цит. по: Игнатий (Брянчанинов), святитель. Собрание творений. Том 5: Приношение современному монашеству // https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/prinoshenie-sovremennomu-monashestvu/.
[9] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Слово о молитве умной, сердечной и душевной // Игнатий (Брянчанинов), святитель. Творения. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 1998. Т. 2: Аскетические опыты. С. 202–232.
[10] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Собрание творений. Том 5: Приношение современному монашеству.
[11] Тихон (Борисов), игумен. Свет Христов просвещает всех // http://monasterium.ru/publikatsii/2013-06-03-11-32-43/svet-khristov-prosveshchaet-vsekh/.