Продолжаем цикл рассказов Ольги Рожневой о монастырях старца Ефрема Аризонского (Мораитиса), основанных им в Америке. Монастырь, который, по милости Божией, она посетила в этом году, расположен в удивительно красивом месте – в горах Сьерра-Невада – и освящен в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник».
Мы ехали к обители, и дорога наша проходила по самой живописной части Калифорнии, где сосредоточены сразу несколько национальных парков.
В национальном парке «Секвойя», расположенном недалеко от монастыря, дух путешественников захватывает от гигантских деревьев, которые даже имеют свои имена. Ну что ж, прожив на свете более 2000 лет, имея окружность ствола 31 метр и высоту 85 метров, вполне можно позволить себе имя – «Генерал Шерман» считается самым большим деревом на Земле.
С парком «Секвойя» граничит национальный парк «Королевский каньон». Сьерра-Невада – «Заснеженные горы» по-испански – протянулись почти на тысячу километров вдоль восточной части Калифорнии, представляя взору восхищенного путника снежные пики, глубокие каньоны, изумрудные альпийские озера. Мы не переставали восхищаться красотой апельсиновых рощ, вдыхать аромат цветущего миндаля и чистый горный воздух.
Приехали в монастырь поздно вечером, но сестры накрыли для нас в трапезной стол, и мы с удовольствием угостились борщом, оливками, сочными грейпфрутами, очень сладкими апельсинами и прочими дарами этих плодородных краев. В темноте плохо разглядели обитель, но были предупреждены, что службы здесь по афонскому уставу – ночные.
Мы поселились, как и все паломники в этом монастыре, на ранчо святителя Николая Чудотворца, расположенном рядом с обителью. Немного отдохнули и при свете фонариков отправились в храм. Во время Литургии чувствовали себя скорее на Небе, чем на Земле.
Посещение монастырей, основанных герондой Ефремом – духовным чадом святого афонского старца Иосифа Исихаста, – уникальная возможность для женщин ощутить дух Афона, прикоснуться к молитве святого старца через молитву его духовных чад.
Когда вышли из храма, уже светало, и мы были поражены красотой окружающей монастырь природы, собора, икон и росписей на евангельские темы. Сестры очень заботятся о монастырском саде, а просторы, что открывались перед нами, захватывали дух.
Нам рассказали, что в этих местах водится множество диких зверей: барибалов (черных медведей), горных львов (так называют местные жители пум), чернохвостых оленей. Барибалы, по сравнению с нашими русскими бурыми медведями, меньше размером и безобиднее, при встрече с человеком предпочитают убегать. Еще барибалы – большие проказники и запросто могут утащить с фермы курицу, козу или овцу. Любят также проверять оставленные без присмотра рюкзаки путешественников по национальным паркам, поэтому всем туристам выдают специальные контейнеры для еды и свистки для отпугивания проказливых, но робких черных мишек.
Пумы практически никогда не нападают на человека, но если ночью оказаться на тропе звериной охоты и пытаться бежать, провоцируя охотничий инстинкт этой дикой кошки, конечно, можно попасть в беду. Мы, по счастью, не встретили хищников, зато в душе на полу нашли скорпиона. Вовремя обнаружили, и он никого не укусил. Все-таки вокруг монастыря – дикая природа.
Игумения монастыря Маркелла любезно согласилась встретиться и побеседовать со мной. Узнав, что я приехала из России, из Оптиной Пустыни, герондисса сказала, что очень почитает Оптинских старцев и много о них читала. Она была очень рада Оптинским гостинцам: освященному маслу, иконочкам и прочим святыням из Оптиной.
***
Я услышала голос: «Человек, с которым ты познакомишься, – святой»
– Уважаемая герондисса, расскажите, пожалуйста, о том, как вы познакомились со старцем Ефремом и пришли в монастырь.
– Родилась я в 1949 году, а моего дорогого духовного отца старца Ефрема знаю с юности. Я тогда искала себе духовного наставника, окормлялась у одного священника, а он оказался духовным чадом геронды Ефрема. И вот как-то в тонком сне я услышала голос: «Человек, с которым ты познакомишься, – святой». И эти слова так сильно подействовали на меня, что я даже заплакала от чувства нахлынувшего умиления.
Вскоре после этого я и познакомилась с будущим духовным отцом. Геронда при первой встрече посмотрел на меня внимательно, а затем сказал мне слова о людях в монашеских облачениях, которые никогда не женятся и не выходят замуж, а прославляют Бога и живут молитвой. Он как будто прозревал мой жизненный путь. После этих его слов и, видимо, после его молитвы обо мне я решила стать монахиней.
– И вы сразу же поступили в монастырь?
– Нет, у меня не получилось сразу поступить в обитель: пошли сильные препятствия. Геронда пригласил меня приехать в Портарью, в женский монастырь Панагии Одигитрии близ города Волос. Мне тогда было 17 лет, и главным препятствием было нежелание мамы отпускать меня в монастырь.
У нас была бедная семья, папа умер в возрасте 35 лет, когда мне исполнилось всего 2,5 года. Мама больше замуж не выходила и одна воспитывала нас: меня, мою сестру и брата. Она мечтала выдать меня замуж за достойного человека и очень противилась моему желанию поступить в монастырь. Отпустила меня только спустя два года, когда мне исполнилось 19.
Потом, когда моя младшая сестра стала студенткой и начала поздно приходить домой, мама решила, что я поступила лучше, выбрав монашеский путь, потому что у молодежи в наше время много искушений.
– Многие из тех, кто ищет монашества, испытывают колебания, не будучи уверенными в правильном выборе жизненного пути. У вас не появлялось сомнений, ваш ли это путь?
– Я никогда даже не задумывалась о том, правильный мой выбор или нет. Ты чувствуешь такую любовь к Господу и Пресвятой Богородице, что хочешь служить Им беззаветно, хочешь жизнь Им отдать – и выбираешь монашество. У тебя нет колебаний, только решимость, только ревность. Если такая решимость есть, значит, это твой путь, поскольку только Господь может зажечь такой огонь в человеческой душе, только Он Сам призывает к монашеству.
Герондисса Макрина постоянно молилась – даже во время сна ее пальцы перебирали четки
– Матушка Маркелла, а каким было начало монашеского пути? И кто была вашей первой духовной наставницей?
– Я поступила в Портарью совсем юной и очень полюбила игумению монастыря герондиссу Макрину (Вассопулу; 1921–1995). Это была совершенно необыкновенная, блаженная старица, избранница Божия от чрева матери. Она пережила много скорбей, раннюю потерю родителей, болезни и ужасы войны, тяжело трудилась и горячей молитвой стяжала многочисленные духовные дары.
– Я читала о том, как отзывался старец Ефрем Аризонский о блаженной Макрине: «У нее была удивительная чистота ума. Таких чистых мыслей я никогда не встречал ни у одного человека».
– Это от молитвы. Герондисса Макрина много молилась, действительно постоянно молилась, даже во время сна ее пальцы продолжали перебирать четки. Хорошо помню, как от Иисусовой молитвы ее уста всегда благоухали. В наше время вряд ли есть кто-то такой, как она, – кто-то, достигший таких духовных высот и переживший такие духовные состояния, которые переживала блаженная Макрина. К ней за советом обращались не только монашествующие, но и мирские люди: адвокаты, доктора…
– Вы не поделитесь с нами наставлениями этой блаженной старицы?
– Герондисса Макрина советовала мне проявлять любовь к каждой сестре в монастыре, но делать это тайно. Например, если сестра приболела, оказать ей любовь: взять тайно ее белье и тайно постирать. А в те времена в Портарье было много старых и больных сестер. И герондисса учила меня: «Никому не говори о своем намерении, но когда будешь стирать свое белье, возьми тихонько белье больной и тоже его постирай».
Она учила делать добрые дела и не трубить о них. Герондисса и сама не говорила много слов любви, но проявляла любовь на деле.
Она была прозорлива, у нее был огромный духовный опыт, она даже видела рай и ад, видела, как грешники скрежещут зубами в аду – поэтому так много молилась. Когда человеку приоткрывается духовный мир, он уже не может жить небрежно.
– Матушка Маркелла, а у вас были случаи убедиться в прозорливости герондиссы Макрины?
– Если я делала что-то не так – она звала меня к себе. Даже когда она не могла знать о моих ошибках и о том, как я что-то делаю не так, – она все знала и звала меня сразу к себе. И я тут же ей все открывала и получала облегчение.
– Не могли бы вы рассказать нам о вашем духовном отце – старце Ефреме?
– Когда геронда нас исповедал – исповедальня была полна благоухания. Он исповедал сестер до четырех утра – и с уст его не сходила Иисусова молитва. Геронда Ефрем всего себя отдает людям. Каждый вечер он разговаривал с нами о послушании, о духовной жизни. Никогда у него не было времени читать об этом – он всегда говорил от сердца. Мог говорить проповедь час, два – как река течет. Блаженная старица Макрина могла делать так же: этим людям не нужны были книги – они получали вразумление от Святого Духа. Я недостойна даже знакомства с такими людьми, но Господь мне его даровал.
Сейчас мой духовный отец уже в преклонных годах и никого больше не исповедует, но мы с игуменией Ефремией из монастыря архангела Михаила с острова Тасос открываем друг другу помыслы. В монастыре мы не грешим делом, но должны отгонять помыслы и вести мысленную брань.
Меня ведь когда-то геронда Ефрем перевел из Портарьи в монастырь архангела Михаила на Тасосе. Игумения Макрина любила сестер как мать, и мне очень не хотелось покидать ее, но геронда уже все спланировал. Мне и в Америку не хотелось ехать, но вы ведь знаете: в монашестве отрекаются своей воли и живут в послушании.
Молитвенная связь со старцем очень сильная. Я мысленно прошу его о помощи – и все проблемы разрешаются
– Матушка Маркелла, а как вы сейчас окормляетесь у духовного отца?
– Я всегда с ним: у нас духовная связь. 51 год я под его духовным руководством. Геронда Ефрем все знает обо мне – даже то, о чем я не имею возможности ему сообщить. Я приезжала к нему в монастырь святого Антония Великого в прошлом июле, и он спросил меня: «Что ты здесь делаешь? Тебе нет необходимости пускаться в дальний путь, ты и так всегда со мной духовно».
И я знаю, что и до сего дня молитва старца за меня и сестер очень сильна. Каждый раз, когда я мысленно прошу его о помощи, – все проблемы разрешаются. Молитвенная связь очень сильная. Геронда Ефрем все знает и понимает о том, что происходит в нашей обители.
– Уважаемая герондисса, не могли бы вы подробнее рассказать, как был основан ваш монастырь?
– Геронда Ефрем открыл в Америке за последние 20 с лишним лет 18 православных греческих монастырей, и большинство из них – женские. Все они основаны в разных местах и штатах Америки. Место для нашего монастыря выбирал митрополит Сан-Францисский Антоний (Георгианнакис; 1935–2004). Он очень ценил геронду Ефрема и как-то сказал мне: «Однажды в истории Америки будет написано о старце Ефреме и его монастырях».
Понимаете, не просто в истории Православия в Америке, но в истории всей Америки!
У нас ничего не было, даже еды, но эти трудности были во благо: они учили нас молиться
Владыка просил геронду Ефрема прислать в эти края сестер, и старец благословил нас сюда приехать. В 1993 году здесь были только горы и ранчо. Мы жили десять лет внизу, в небольшом домике. Две из нас приехали из Греции, и еще несколько сестер были гречанками, родившимися в Америке. У нас ничего не было, даже еды – это были тяжелые времена для сестер.
Митрополит Антоний, тогда еще архиепископ, надеялся, что люди, владеющие ранчо, позаботятся о нас, но, тем не менее, первый год оказался очень трудным. Из имущества у нас были только восемь чемоданов, полных духовных книг, и больше ничего – не было даже одежды. Все посылал нам Господь.
Мы пережили эти трудности, и они были для нашего блага: они учили нас молиться. В 1994 году, по молитвам геронды Ефрема, начали приезжать первые паломники, и нам стало полегче. Постепенно я училась быть герондиссой.
– Сегодня после службы мы осмотрели монастырь – он прекрасен! Как проходило его строительство?
– Пока был жив митрополит Антоний, благодетели жертвовали на строительство: люди доверяли владыке. Он мечтал о благоустройстве и благоукрашении нашей обители, хотел, чтобы территория монастыря была закрыта монастырскими постройками вокруг.
Но в 2004 году наш владыка умер от рака – лимфомы Бёркитта – в возрасте 69 лет. Мы навещали его в больнице. Он сказал мне: «Я умираю, а ты должна закончить строительство монастыря. Ты воплотишь мои планы в жизнь».
У него произошел разрыв артерии при операции, и он умер от кровотечения.
После его смерти поток пожертвований иссяк, и у нас совершенно не было денег на строительство. Но поскольку владыка благословил, мы начали работу. Сестры сами делали проекты, рисовали. Мы подали планы властям в 2009 году, и пять лет потребовалось, чтобы получить разрешение на строительство. И, даже получив разрешение, мы не представляли, где взять средства на осуществление наших планов. Я молилась Панагии, чтобы появилась возможность начать.
И тогда произошло следующее. Брат Нектарий Янсон, хранитель чудотворной мироточивой Иверской иконы Божией Матери, привез нам святыню с Гавайев, и в праздник Успения, в семь часов утра, я помолилась перед этой иконой в часовне. В девять утра, во время Евхаристии, нам позвонили насчет наших проектов. После Причастия одна из сестер поехала в округ, и мы узнали, что наши планы и проекты наконец утвердили. Мы были очень счастливы!
Из иконостаса вышла Пресвятая Богородица в короне и говорит: «Все будет сделано завтра»
Брат Нектарий рассказал, что накануне он увидел, как из иконостаса выходит Пресвятая Богородица в короне и говорит: «Все будет сделано завтра».
Он ничего не знал о наших проектах и о том, как долго мы ждали их утверждения, но вот ему было такое явление.
Так что, как видите, Панагия Сама все управила и построила в нашем монастыре, Она здесь истинная Хозяйка. За некоторое время до случившегося к нам приезжал епископ из Греции – друг митрополита Антония. Он обходил территорию монастыря, а у нас кругом только цемент. И я вздыхаю: «Как же мы сможем все построить?!» А он отвечает: «Не беспокойся, Панагия построит!»
– Не могли бы вы немного рассказать, как сейчас живут сестры?
– Все монастыри, основанные старцем Ефремом, живут по строгому афонскому уставу, сестры подвизаются в Иисусовой молитве. Службы проходят только на греческом языке. Это благословение геронды Ефрема, чтобы американские греки не забывали свой язык, на котором было написано Евангелие.
Мы всегда радуемся: с нами каждый день Спаситель и Пресвятая Богородица. У нас все время идет духовная брань, но мы стараемся быть с Богом и двигаться вперед – стремимся спастись, стремимся в рай.
Днем трудимся, во время работы читаем Иисусову молитву. Вечером немного отдыхаем и в час ночи встаем на келейное правило: Иисусова молитва по четкам с поклонами, глава из Евангелия, канон и акафист Божией Матери. После келейного правила идем на службу в храм. Службы начинаются в три часа ночи и заканчиваются в шесть утра. После ночной службы ложимся спать на два часа, затем идем на послушания. Сестры вышивают облачения, пишут иконы, делают мыло, крем, свечи, ладан, несут послушания на клиросе, в храме, в монастырском саду, в трапезной.
Наш монастырь расположен в горах, далеко от города (ближайший к нам город – Данлап), и в воскресенье, для того чтобы наши прихожане и паломники могли помолиться вместе с нами и успели к нам приехать, мы начинаем службу позже – в половине девятого утра. После воскресной службы завтракаем вместе с прихожанами, проводим беседы с паломниками, а уже затем немного отдыхаем. Для всех, кто к нам приезжает, всегда накрыты столы.
– Мы вчера приехали к вам очень поздно, но сестры угостили нас вкусным ужином. Позвольте поблагодарить, дорогая герондисса, за гостеприимство!
– Во славу Божию! Мы любим русских и ценим их! У них трудная жизнь, но есть и любовь к Богу, почитание святых храмов, святых икон – и мы это ценим! Русские святые новомученики молятся за Россию. Хоть они и воспитывались в атеистическом государстве, но все равно молились и жили по Заповедям Божиим.
Я желаю всем тем, кто будет читать нашу беседу, заботиться о том, чтобы их семьи были крепкими, никогда не разводиться. И быть ближе к Богу!
– Сердечно благодарим вас, дорогая герондисса!
– Храни Господь!
Да, и на мой адрес тоже перестала приходить рассылка...