Мы обедаем в трапезной греческого женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», расположенного в предгорьях Сьерры-Невады в Калифорнии. На столе, кроме обычных монастырских постных блюд, дары щедрой калифорнийской природы: оливки, апельсины, грейпфруты. Столы паломников расположены в некотором отдалении от столов сестер, в тишине раздается мерное чтение святых отцов, молитва и негромкий стук ложек – все, как обычно, в монастыре.
За окном сияет яркое солнце, погода в марте в этих краях – примерно как в июне в средней полосе России. Цветет миндаль, множество ярких цветов украшает монастырский сад, наполняя воздух благоуханием. Вокруг захватывающие дух горные пейзажи, чистейший воздух и дивные храмы обители с прекрасными художественными росписями на евангельские темы.
Этот чудесный монастырь, основанный старцем Ефремом Аризонским в числе других восемнадцати в Америке, находится довольно далеко от ближайшего города Данлапа, среди дикой природы. Паломники приезжают по выходным, поэтому все паломнические столы, кроме нашего, пусты, зато наш занят полностью: помимо нас, трех русских паломниц, за ним сидят, спиной к сестрам, четыре бородатых молодых человека. Греки? Американцы? Гадать долго не приходится: после трапезы они подходят к нам познакомиться, и мы с радостью узнаем соотечественников – русских иконописцев, работающих над росписью монастырского собора.
Это члены Союза художников России, преподаватели художественно-графического факультета Кубанского государственного университета: доцент кафедры живописи и композиции Максим Одаряев и доцент кафедры графики Иван Сторчак, а также иконописцы и художники Роман Мартыненко и Ираклий Карулашвили. Живут они, как и мы, рядом с монастырем, на Свято-Николаевском ранчо. Это греческий православный конференц-центр и место отдыха для православных, здесь располагаются молодежные лагеря, проходят различные мероприятия, живут паломники.
Новые знакомые рассказали о себе и своей работе читателям портала «Православие.ру».
«Были людьми сомневающимися, а стали верующими»
– Мы окончили Кубанский государственный университет, защищали кандидатские диссертации при МПГУ, были молодыми художниками, далекими от веры и Церкви, но, видимо, Господь уже промышлял о нас. В 2002 году нас пригласили на роспись Свято-Ильинского храма в Краснодаре.
Свято-Ильинский храм имеет интересную и трагическую историю. В 1892 году на Кубани в течение почти полугода свирепствовала страшная эпидемия холеры, убившая свыше 15 тысяч человек. Тогда народ обратился за молитвенной помощью к пророку Божиему Илии, в Екатеринодаре был отслужен водосвятный молебен, и жители города пообещали в случае избавления от эпидемии построить в честь великого святого храм.
Заступничеством святого пророка Кубань была избавлена от напасти, и народ начал собирать пожертвования на строительство.
Прекрасный храм, возведенный по обету, был закрыт в годы гонения на Церковь, снова открыт во время Великой Отечественной войны, но превращен в склад в 1963 году.
Четыре года мы расписывали этот старинный храм под руководством известного художника и иконописца Вячеслава Толмачева. Как мастер, он совершил поворот от авангарда к духовной живописи, продолжающей традиции византийской и русской школ. В 1980-е он расписывал кафедральный собор Краснодара, а тогда это было очень сложно делать: советская власть строила препоны. Иконописцам приходилось идти на самые разные ухищрения, потому что при словах «роспись храма» первый секретарь горкома хватался за сердце. Пришлось документально оформлять роспись собора как «реставрацию памятника культурного наследия». Слава тогда почти жил при храме в каком-то сарайчике.
Толмачев стал для нас наставником и во многом повлиял на наш выбор жизненного пути, наше становление как иконописцев. У него в жизни было множество серьезных трудностей, которые он смог преодолеть благодаря вере. Нам было очень интересно с ним общаться: художников вокруг много, но таких масштабных личностей, как он, таких талантливых в иконописи и в монументальной иконописи мы не встречали. Он был целостной личностью, аскетичным и требовательным к самому себе, по-хорошему строгим к ученикам.
Иконописец Вячеслав Толмачев стал для нас наставником и повлиял на выбор нами жизненного пути
Приступая к работе, мы сразу же поняли: того, чему учились в университете, недостаточно, в иконе совсем другое пространство, другая пластика. Много было тех, кто пытался принимать участие в росписи Свято-Ильинского храма, но со временем остался только костяк.
Большое влияние оказал на нас также протоиерей Сергий Овчинников, настоятель этого храма, войсковой священник Кубанского казачьего войска. Тогда мы впервые в жизни исповедались.
Спустя четыре года трудов над росписью храма не только многое узнали об иконописи, эта работа изменила нас полностью: мы были сомневающимися людьми, а стали верующими.
В горной обители
– После работы в Свято-Ильинском храме мы расписывали часовню святого великомученика Димитрия Солунского, другие храмы, а еще учились в аспирантуре, защищали диссертации, преподавали.
Приехали в Нью-Йорк давать мастер-класс в одной фирме, которая занимается дизайном интерьера. Провели мастер-класс и уже собирались уезжать, как вдруг у нас возникла идея: хорошо бы расписать здесь, в Америке, какой-нибудь православный храм. И уже на следующий день Господь послал нам человека, с помощью которого мы получили сразу два предложения по росписи храмов – один в Нью-Джерси, другой в этом монастыре «Живоносный Источник».
Игумения монастыря матушка Маркелла отбирала художников для росписи монастырского комплекса. Мы участвовали в конкурсе и не знали, подойдем ли, поскольку были и другие соискатели. В результате выиграли конкурс и вот уже год работаем здесь, выполняем настенные росписи в крупнейшем монастыре Калифорнии в византийско-русском стиле, в соответствии с канонами православной иконописи.
Это очень интересная работа и совершенно другая среда. В монастыре богатая библиотека, имеются очень редкие, просто редчайшие книги по фресковой живописи. Литература подобного рода почти недоступна: она выходила малым тиражом.
Также в обители есть своя собственная хорошая иконописная мастерская, сестры пишут иконы, и мы общаемся, влияем друг на друга. Восхищаемся монахинями, их жизненным укладом, аскетическим образом жизни: они спят всего несколько часов в сутки и при этом успевают делать качественную работу, участвовать в службах, много молиться.
Здесь обретаешь особое, умиротворенное состояние, входишь молитвенный ритм – и в нем остаешься
Мы тоже ходим на службы, много работаем – по восемь-десять часов в сутки. Здесь, в этой горной обители, вдали от людской суеты, обретаешь особое, умиротворенное состояние, входишь в какой-то духовный, молитвенный ритм и в нем остаешься. Прихожане монастыря – очень приветливые. Паломники и верующие – мы словно находимся здесь в духовном заповеднике.
Да и по окружению мы словно в настоящем заповеднике: природа вокруг нетронутая цивилизацией, здесь живет множество диких животных. Вчера, когда мы закончили работу и пошли отдыхать, нас догнала матушка служащего священника и предупредила: не ходить вечером пешком – стали нападать горные львы (так называют здесь пум).
Олени часто приходят к нам во двор. Как-то идем вечером с работы, уже стемнело, отвлеклись в разговоре, потом смотрим – а мы уже в окружении оленей.
В игумении монастыря матушке Маркелле чувствуются чистота и любовь, от нее исходит благодать. Сестры заботятся о нас, мы ощущаем их материнскую опеку. Кругом цветы – видно, что это монастырь Пресвятой Богородицы. Он точно соответствует своему названию – «Живоносный Источник», – начиная с герондиссы и сестер и заканчивая всем, что окружает обитель.
Когда ты живешь в миру – много искушений, а здесь мысли очищаются просто потому, что ты находишься среди молитвенниц, под их молитвенным покровом. Уходит лишнее – и ты понимаешь, что оно лишнее.
* * *
Мы пожелали русским художникам помощи Божией в их работе, а они просили передать поклон всем читателям портала «Православие.ру». А еще пожелали обязательно время от времени совершать паломнические поездки в монастыри – духовные лечебницы и духовные заповедники для верующих!
Красота и благодать. Очень понравилось выражение "духовный заповедник".