О пыльных книгах и пропавших моржах

Заставшие Советский Союз наверняка помнят моду, актуальную еще в конце 1980-х: выставленные на видном месте в квартире (как правило – в зале, на «горке») многотомные собрания сочинений. Александр Дюма в 18 томах или Агата Кристи в 20, расставленные красивым веером, среди хрустальных безделушек, были предметом гордости их хозяев, роскошью, советским шиком. В самой читающей стране мира книги часто становились дефицитом, ну а ненавязчивая демонстрация того, чего нет у других, всегда «для сердца смертного таит неизъяснимы наслажденья».

Мне приходилось встречать затухающие явления этой моды еще в 1990-е и даже в «нулевые». Что всегда удивляло: чаще всего эти книги… не читались хозяевами. Берешь в руки томик и понимаешь, что ты его «первооткрыватель», эти страницы до тебя никто никогда не переворачивал (что легко определяется по чуть склеенным листам). Видно, недосуг за 10… 20… 30 лет. Времени не было. Дела.

Новая эпоха принесла с собой новую моду, и позиционировать себя как книголюба стало уже неактуально. В квартирах обновилась мебель, сделались ремонты – и некогда дефицитные, а теперь покрытые пылью собрания сочинений тихо перекочевали в гаражи, кладовки, подвалы. А то и на мусорку. Читатели незаметно переквалифицировались в телезрителей и пользователей интернета, и приключения сыщиков или мушкетеров мало кого стали интересовать. Книга ведь требует минимального уважения к себе в виде тишины, времени, внимания. То, что не нужно ни при щелканье пультом, ни при интернет-сёрфинге. И многие неосознанно выбирают более легкое.

Этот пример учит нас простой вещи: внешняя демонстрация чего-либо без внутренней сути, форма без содержания – абсолютно бесполезная трата времени и сил. Не ценящий книгу человек, для которого собрания сочинений лишь элемент декора (некоторые даже подбирали обложки «под цвет» стенки), книги едва ли полюбит. И со временем переместит их куда-нибудь с глаз долой. Это же правило часто проецируется и на духовную жизнь.

Однажды в храме я обратил внимание на бабушку, которая во время службы крестилась со скоростью примерно 10 раз в минуту. Всю Литургию, от начала до конца. Был воскресный день, народу хватало, и храмовая толпа как-то незаметно вынесла меня, поставив плечом к плечу с этой внешне усердной молитвенницей.

Выходит священник с Чашей и возглашает: «Великого господина и отца нашего Святейшего Патриарха Кирилла…» И тут слышу рядом яростный шепот: «Пимена! Пимена! Пимен был последним православным патриархом!» При этом скорость крещения (если можно так выразиться) еще возросла – до 15 раз в минуту. Понаблюдав впоследствии за этой «ревнительницей», стал свидетелем: замечаний священнику (не так читает Евангелие), хору (не так и не то поет), ну и нам, грешным прихожанам, окружающим эту всезнающую подвижницу, перепадало немало. Внешнее благочестие на деле оказалось достойной сожаления пустышкой.

И еще один пример из жизни, многим наверняка знакомый. На Крещение Господне речки, озера и родники нашей страны притягивают к себе огромное количество людей. В рабочий (чаще всего) день молодые, здоровые, широкоплечие мужчины массово находят и время, и возможность, чтобы окунуться в крещенскую воду. Часто даже ночью образуются длинные очереди. Потом сфотографироваться на память и ненавязчиво выложить фото в соцсети. Или в разговоре мимоходом упомянуть: «А я-то вчера окунулся – эх, хорошо!», чтобы поразить молодецкой удалью более теплолюбивых и робких.

Конечно, догматической или канонической основы купание в проруби не имеет. Это традиция, следовать (или не следовать) которой каждый решает сам. Но всё же и это некая форма, способ, попытка угождения Богу. Человек выделяет день Крещения из череды будней, отмечает его (хотя бы приездом на водоем) и совершает над собой духовное и физическое усилие, окунаясь в ледяную иордань. Некая жертва своим временем и комфортом.

Неужели прийти в храм раз в неделю – задача более трудная, чем нырнуть в прорубь?!

Простой вопрос: куда потом деваются эти мужественные «моржи»? Почему по воскресным дням в течение года 90% и более наших прихожан – это бабушки, тетушки и дети (приводимые перед самым Причастием)? Неужели прийти в ближайший храм на полтора часа раз в неделю, в выходной день – задача более трудная, чем нырнуть в прорубь при –20°C?

В романе французского писателя Мишеля Уэльбека «Покорность» описывается вполне вероятная – уже в ближайшем европейском будущем – ситуация: ислам становится главной политической силой во Франции. В стране с исторически сильными католическими традициями, для многих со временем превратившимися в ритуальную формальность. Главный герой сам толком не может разобраться, во что он верит, и в попытках неких богословских диспутов с мусульманами ожидаемо терпит поражение.

Так имитация внешнего благочестия, следование традиционному укладу по инерции, без осмысления, со временем неизбежно разваливается как карточный домик, причем даже без каких-либо серьезных испытаний. Простое следование мнению большинства или более высокая зарплата (в романе – на примере университетского преподавателя) заставляют человека пожать плечами: «А что тут такого?» – и сменить веру.

Книги, которые не читаются, рано или поздно выбрасываются.

Внешнюю имитацию благочестия не ждет ли та же участь?

Сергей Рязанцев

21 июня 2018 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
ТаняСем26 июля 2018, 12:27
Очень нравятся статьи Сергея Рязанцева!!!Спасибо автору за них!!! Емко и ярко отражена наша действительность,в которой мы забыли главное- Господа!!!А ведь Он был,а не казался...и действительно я сама "этакая захожанка" в Храме редко вижу молодых мужчин,а если и случается увидеть молодого отца семейства,ведущего всю семью в Храм-то это ОЧЕНЬ РАДУЕТ!!! И хотелось бы чтоб большинство тоже приобщались к светлому,глядишь и одиночества было меньше и семьи здоровее будут !!! Помоги нам всем ,Господи!!!!
Сергей Рязанцев25 июня 2018, 13:11
Ответ для Vladimir Barakhnin:

"Автор не знает менталитета русского народа?" (с)

Посещение воскресного богослужения входит в менталитет русского народа уже 1 000 лет.

Нормой являлось прийти в храм, выбрать в воскресенье (или другой церковный праздник) подушку - не нормально.

Просто подзабылось это за несколько поколений.
youri goncharov24 июня 2018, 07:42
Моя тётка работала продавцом в книжном магазине. Дома у неё было великое множество разных сборников, я все их перечитал. Повысило ли это мой духовный уровень? Нет.

Повышение моего духовного уровня началось лет на 10 позже с прочтения Библии и трудов А. Меня.
Vladimir Barakhnin23 июня 2018, 23:58
"Неужели прийти в ближайший храм на полтора часа раз в неделю, в выходной день – задача более трудная, чем нырнуть в прорубь при –20°C?"

Автор не знает менталитета русского народа?

Вести сельское хозяйство с французским качеством или делать автомобили с немецким качеством оказалось задачей более трудной, чем дойти до Парижа в 1814-м или до Берлина в 1945-м.
Наталия Ростова22 июня 2018, 13:44
Предельно честно скажу, как было в моей семье. Действительно, стояла такая книжная горка с красивыми обложками, почти в тон обоев. Полное собрание Пушкина, Чехова, Толстого, Достоевского. Родители это всё прочитали ещё в молодости, а мне на тот момент было неинтересно. Действительно, Чейз увлекал. И приключения, вроде " Наследника из Калькутты ", " Граф Монте-Кристо " и подобное. Классику я стала читать в более зрелом возрасте... В начале 90-х, у мамы появилась своя полка с духовной литературой. Мама говорит мне : " Читай это." Что читала Наташа? Конечно же о православных чудесах!!! О явных чудесах. Так и заинтересовалась православием. Может и эти "моржи" когда-нибудь дойдут до храма...
Анна22 июня 2018, 01:36
Дорогие православные братья и сёстры, конечно нужно «быть, а не казаться», но читая в статье об истово крестящейся пожилой женщине, первое, что пришло на ум, вероятно в силу моего рода занятий, это то, что возможно у неё какое-то психическое расстройство. Мы не знаем, что она пережила в своей жизни, зачем же её осуждать. Сострадательность к ближнему и поможет нам стать чуть более настоящими. А если мы знаем и понимаем, что празднуется на Торжество Православия, то можем и деликатно поделиться своми знаниями с другими.
Юлия22 июня 2018, 00:22
Наверное здесь уместно отметить- " каков поп- таков и приход" ...Очень многое в Церкви зависит от священника. Многие студенты духовных заведений видят себя по выпуску Великими богословами,крутыми учителями, а людям то нужна любовь, забота , да жизненный пример. Не все могут вместить в себя все Догматическое богословие. Книга "Несвятые святые" потому и полюбилась, что в ней просто о самом главном. А имитации внешнего благочестия много сейчас и среди священников, как это ни печально звучит, что говорить о людях
Евгения21 июня 2018, 23:04
3. Не читали и еще по одной причине. Как помнят старожилы, собрания сочинений обменивали с доплатой на сданную макулатуру. Меня, например, тогда возмущало, кто эти губители читательского вкуса, эти архитекторы глобального примитивного, которые принимают решение, что именно печатать? Почему Дрюон и Чейз?! При великой отечественной литературе! Не читали, но покупали. Другие книги действительно доставались по блату на день-другой. 4. Какое-то очень уж произвольное сравнение чтения/нечтения с благочестием. Теплое со сладким.
Евгения21 июня 2018, 22:40
1. На фото гарнитур "Ганка". Мебель была гарнитурная: нельзя было купить один сервант, два книжных и три платяных шкафа. Строго по одному. И отказаться, например, от книжного шкафа было нельзя. А шкафы использовали по назначению. В квартире была только одна большая комната, поэтому, как правило, книжный шкаф стоял в ней. Т.е. не с целью демонстрации гостям. 2. Многие действительно не читали, а бессистемно собирали библиотеку для детей. Хотите верьте, хотите - нет, а это было такое проявление родительской любви: мы жили тяжело, от усталости еле до постели доходили, к книжкам не больно приучены, так пусть хоть дети поживут иначе! 3. Не читали еще и
Ольга21 июня 2018, 21:47
Спасибо автору за статью. С добрым юмором были подчеркнуты важные недостатки современных христиан. Увидела и свои. Спасибо!
Сергей Рязанцев21 июня 2018, 15:10
Ответ Марии:

" ... а вы считаете что главный результат посещения храма - это знать когда какой праздник ..." (с)

Не будем смешивать "зацикленность" на доскональном знании устава - и банальное невежество, которое часто выдаёт себя за некую искреннюю и простую веру. Собираетесь в храм, уж будьте любезны знать, что сегодня празднуется, и главное - что этот праздник значит лично для вас, о чём Церковь хочет напомнить лично вам.

Не отличать Литургию от молебна, не знать, что такое Торжество Православия - это невежество, которое "лечится" знанием, а не самооправданием.
Сергей Рязанцев21 июня 2018, 15:02
Ответ Макарову:

Автор статьи и не думал смеяться над читателями советских времён. Важно отличать читателей настоящих (которых было большинство) от имитаторов (именно это уродливое явление в статье и обсуждается). Собрания сочинений, которые доставались "по блату" (или подбирались "под цвет" мебельной стенки) и потом пылились на полках - действительно имели место.
Виктор21 июня 2018, 14:40
"Патриций", Голсуорси.
Мария21 июня 2018, 14:38
Раисе - а вы считаете что главный результат посещения храма - это знать когда какой праздник и кому сегодня молебен?.. Не это ли признак внешнего благочестия?
Елена Л.21 июня 2018, 13:40
Увы. все к тому идет.
Сергей Пчелинцев21 июня 2018, 11:03
По, ходу, я такой-же.(((
Алексей21 июня 2018, 10:36
К сожалению, все именно так.
Макаров21 июня 2018, 08:30
Что всегда удивляло: чаще всего эти книги… не читались хозяевами.

Это -- ставшая в последнее время популярной ложь. Оправдание тем, кто ни тогда не читал, ни теперь не читает книг. Увы, но россияне почему-то всегда с готовностью отбрасывают свои традиции и перенимают чужие. Вот и теперь стало модно смеяться над жизненным укладом СОБСТВЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ и копировать чужое видение того, что хорошо, и что плохо.

А книги мы читали. И давали почитать друзьям. Потому что и нас, и их учили БЕРЕЧЬ книгу и не то что не рвать, а даже листы не загибать, пользоваться закладкой.

Вот такое не-продвинутое и серое было моё поколение.
раиса21 июня 2018, 07:58
И это не редкость, когда в православных храмах стоят люди, называющие себя православными, а на деле таковыми не являющиеся.Причем ,посещающие храмы много десятилетий действительно по инерции, согласно традиций. Они на самом деле убеждены,что достаточно просто посещать храм регулярно и этого достаточно. После Литургии ко мне обратилась прихожанка, которая уже очень много лет посещала храм с вопросом:"А что это за молебен?" Я ответила,что сегодня праздник Торжества Православия. Она ответила:"А что это такое?" Мне стало не по себе. Не сужу, но стало страшно, что человек столько лет в храме и все в пустую.
Людмила21 июня 2018, 05:56
КАКАЯ ХОРОШАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ СТАТЬЯ!!!! и сколько ПРЕКРАСНЫХ...просто душу врачующих проповедей и вразумлений на этом сайте....вот только НИЧЕГО не меняется в духовной жизни большинства считающих себя православными...да и читаются эти статьи не теми кто раз в год прыгает в прорубь...или той же бабкой--скоростницей в крещении...те кто ходит на этот сайт...старается хоть немного спасать свою душу с БОЖЬЕЙ ПОМОЩЬЮ..о подобных проблемах и так знают...а для описанных в статье захожан --- это просто неинтересно...они как те книги в шкафу не читали...а собирали для моды...так и подобные статьи и сайты не читают...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×