«Много я видел мужских и женских монастырей на Руси, но такого еще никогда не видел. Не монастырь, а институт какой-то. Что ни монахиня, то 17-18-летний ребенок. Самой старшей из них, исключая, конечно, игумению, около 30 лет. И что же? По словам священника и матери-игумении, все сестры замечательно ревниво исполняют свои обязанности. Каждая безропотно несет свое послушание, как бы тяжело оно ни было. Так силен дух, сообщаемый им в горячих проповедях их духовным отцом и покровителем отцом Иоанном», – записал летом 1903 года художник и журналист Сергей Животовский свои впечатления о Сурском Иоанно-Богословском женском монастыре, приехав на родину Иоанна Кронштадтского вместе с ним самим.
Эта обитель, которую удалось возвести под руководством отца Иоанна всего за один год (1899–1900 гг.), всегда стояла особняком. Батюшка задумал ее не только как душеспасительный пример благочестия и трудолюбия, куда бы приходили за отречением от всего мирского, но и как место служения не только Богу, но и миру. Монастырь виделся отцу Иоанну Кронштадтскому и как просветительский центр для мирян, где бы велась миссионерская и благотворительная деятельность, которая, по словам пастыря Христова, должна стать «призрением престарелых, приютом сирот, пристанищем бедных, безродных». Поэтому в 1900-м году по инициативе и благословению Батюшки (а именно так, что сто лет назад, что сегодня, в Суре называют все своего любимого святого и праведного отца) при монастыре была открыта церковно-приходская школа-интернат для крестьянских девочек, где ученицы могли получить начальное образование. Программа школы в первую очередь предусматривала воспитание в ученицах лучших качеств будущей хозяйки и матери: закон Божий, общие науки, пение, рукоделие и многое другое – все под пристальным руководством священника, диакона и сестер монастыря. Только за первый год работы школы ее прошли более 30 крестьянских девочек, а школа была признана лучшей в епархии. Безусловно, такой плодотворный труд монастыря быстро нашел отклик в сердцах окрестного народа, который, помимо бесконечной благодарности и уважения к жителям обители, значительно расширил ее сестричество: известны многочисленные примеры ухода местных жительниц в Сурский Иоанно-Богословский женский монастырь.
Насельниц посадили на баржу и утопили в Белом море
Вскоре после закрытия монастыря, во времена жестокого безбожия в 1920-е годы, часть монахинь была арестована. По свидетельствам местных жителей, насельниц посадили на баржу и утопили, отсоединив ее от судна в Белом море. Другие сестры, оставшись без крова, переехали в Архангельск (где Батюшка основал подворье Сурского монастыря в 1906-м году) и Мурманск, – чаще всего им приходилось жить там полулегально, на чужих квартирах. Жили монахини в миру бедно, работали на самых простых работах, но продолжали тайно молиться Богу и бережно хранили драгоценные реликвии из Суры.
Гонения на вернувшихся в родную обитель монахинь не прекращались даже с началом Великой Отечественной войны: утром 16 ноября 1941 года, во время общей молитвы, всех оставшихся в Сурском монастыре арестовали. Кого-то вскоре отпустили, но мать Александру (Ларюшеву), «предводительницу контрреволюционной группировки церковников», и нескольких других монахинь увели по этапу. По постановлению особого совещания НКВД СССР 27 мая 1941 года мать Александра была заключена на 10 лет в исправительно-трудовой лагерь, где и умерла на следующий год. В Суре осталась ее родная сестра Дарья, тоже монахиня, всю жизнь принимавшая земляков, которые к ней обращались за совершением церковных таинств, поскольку никого из священства и монашествующих больше в окрестностях не осталось. Как говорил отец Иоанн Кронштадтский: «цветы – это остатки рая на земле», – так и небольшая горстка оставшихся в живых монахинь Сурского монастыря стали те самыми незатоптанными благоухающими цветниками, свидетельствующими о том, что главное богатство народа никому не отнять.
В 1990-е годы началось постепенное возрождение обители: создание молельного дома, освящение домового храма, возведение поминального креста и часовни над могилами отца, Ильи Михайловича, и сестры Иоанна Кронштадтского. В Суре в 1998-м году по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона образована община возрождающейся Иоанно-Богословской женской обители. Затем, в ноябре 2012 года, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом было подписано распоряжение о создании Сурского Иоанновского женского монастыря в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского, ставшего восприемником Сурского Иоанно-Богословского женского монастыря, основанным самим Батюшкой.
В новой обители сейчас проживет всего пять монахинь во главе с игуменией Митрофанией (Миколко). Матушка, родившаяся накануне Великой Отечественной войны в Ленинграде, до Суры долгое время была экономом Иоанновского монастыря на реке Карповке в Санкт-Петербурге – его также основал отец Иоанн Кронштадтский в 1900-м году в качестве подворья Сурского монастыря, – однако вскоре столичная обитель, в силу своей значительности, получила уже статус самостоятельного монастыря. Матушке Митрофании во времена восстановления Иоанновского монастыря пришлось столкнуться с огромным объемом ремонтно-восстановительных работ, поскольку до возвращения монастыря в лоно Церкви на его территории размещалось несколько десятков организаций, что нанесло сильный урон структуре помещений обители. Поэтому назначение матушки Митрофании на родину отца Иоанна Кронштадтского, в Сурский монастырь, стало логическим продолжением прославления богоугодных дел Всероссийского Пастыря.
На территории монастыря строится Дом милосердия для пожилых вдовых священников
Каждое утро в Сурской обители начинается с молитвы игумении: «Господи, благослови нас на сей день, и не так, как мы хотим, а как Тебе угодно». Несмотря на малочисленность насельниц, количество обязанностей, упавших на плечи проживающих в обители, колоссально, особенно если учесть, что монастырь не городской, поэтому сельские работы являются неотъемлемой частью каждого дня: посадка, прополка, полив, уход за коровами и курами и многое другое. Все это характерно для большинства современных монастырей, когда объем работ превышает возможности и силы сестер. Матушка Митрофания видит в этом главное: «Думаю, это тоже не без Промысла Божьего. Находясь в таких условиях, мы всегда взываем к Богу – ‟Господи, помоги, без Тебя мне здесь не справиться”, ‟Господи, пошли мне хоть кого-нибудь в помощь”. Таким образом, мы перестаем надеяться только на свои силы и всегда пребываем в воззваниях к Богу». И, конечно же, Господь не оставляет – жители Суры, и не только прихожане, оказывают помощь всегда и везде, будь то работа в поле или занятия в воскресной школе. В настоящее время в обители проведено уже много работ по возрождению попранных святынь, и сейчас на территории монастыря строится единственный в России Дом милосердия для пожилых вдовых священников. Игумения Митрофания считает эту проблему чрезвычайно важной, поскольку, овдовев и к пожилому возрасту сильно ослабев физически, священник испытывает трудности с обустройством быта, ведь всю жизнь это делала его матушка.
Совсем недавно Сурский Иоанновский женский монастырь получил в Москве Патриаршее подворье при храме иконы Божией Матери «Троеручица» в Орехово-Борисово (Каширское шоссе, д. 63). Этот храм, расположенный в густонаселенной части российской столицы, станет для его прихожан мостиком на родину Всероссийского Пастыря: планируются показы фильмов о Батюшке, паломнические поездки в Суру, беседы и многое другое.
Сурская женская обитель активно ведет строительные работы как по восстановлению разрушенных святынь, так и по возведению новых монастырских зданий (дома милосердия, гостевого дома). Особенно остро стоит вопрос строительства моста через реку Пинега, без которого сейчас Сура отрезана от районно-областного центра, со всеми вытекающими из этого проблемами (посещение школ, больниц, магазинов, отсутствие туризма и т.д.). В зимнее время переправа по льду еще как-то функционирует регулярно (если не брать в расчет вопрос безопасности), но в летнее время переправа возможна лишь посредством услуг частной фирмы, расценки которой не по карману большинству жителей села.
Возрождение жизни обители требует немалых финансовых и материальных затрат. Мы с большой благодарностью примем любую посильную помощь! По молитвам дорогого Батюшки, покровителя и основателя нашей обители, да воздаст вам Господь сторицей.