В мае 2018 года Священный Архиерейский Собор Сербской Церкви причислил к лику святых троих мучеников Христовых, пострадавших в период турецкого ига: монаха Григория Печского, Василия пекаря Печского и девицу Босильку из Пасьяне. Торжественное прославление новых святых состоялось в храме Святого Саввы 10 мая 2018 года за Божественной литургией в День сожжения мощей святого Саввы.
Таким образом, Сербская Церковь утвердила давно существующее молитвенное почитание новопрославленных святых мучеников у верующего сербского народа, в первую очередь Косово и Метохии, где они и пострадали.
Во дни, когда страдание сербского православного народа в Косово и Метохии продолжается, прославление этих мучеников стало большим утешением и поддержкой верующим, напоминанием сербам о том, что их предки были готовы положить свою жизнь за имя Христа.
Сегодня мы познакомим вас с подвигом одного из новопрославленных святых – святого новомученика Василия Пекаря из Печа.
***
В XVII веке христиане на Балканах страдали под турецкой тиранией. Этот нелегкий крест несли и сербы, проживавшие в древней области Метохии, известной своими святынями. Было достаточно обвинить человека в хуле на веру Магомета, и его без суда и следствия предавали жестокой казни. Похищения сербских женщин и девушек были обычным явлением.
В те суровые времена в местечке Печ, расположенном рядом со знаменитой Печской патриархией, жил благородный христианин по имени Василий. По занятию он был пекарем, а в душе истинным гражданином Царства Небесного. Василий был прилежным семьянином, чтил святость брака и к своим 35 годам, как и большинство людей той эпохи, имел уже почти взрослых детей.
Его дочь обладала особой красотой. Приблизившись к брачному возрасту, она стала привлекать пристальное внимание местных турок. Однажды, разжигаемые плотской страстью, они похитили ее из родительского дома.
Святой Василий, как человек глубоко укорененный в отеческой вере, не мог мириться с таким беззаконием, а тем более с тем, что его дочь могли обратить в ислам. Он погнался за турками и вступил в борьбу за свое дитя. Превосходившие числом турки одолели Василия, начали его жестоко избивать и заставлять принять магометанство, угрожая смертью.
Страдалец Христов не согласился на вероотступничество и готов был скорее потерять жизнь, чем истинную веру и бессмертную душу. Видя его непоколебимость и бесстрашие, разъяренные турки зарубили его ятаганом и бросили истекающего кровью умирать на улице. Эта расправа произошла на выезде из Печа в сторону села Дечани. Святой мученик, теряя последние силы, дополз до близлежащего села Чушка[1] и тут окончил свою временную жизнь, поменяв ее на Жизнь вечную в Царстве Небесном.
Сербы с благоговением погребли тело святого Василия на том месте, где нашли его, и затеплили лампаду на его могиле. Христиане испытывали чувство глубокого уважения к храбрости и отваге Василия при защите веры еще и потому, что он не согнул голову, как иные современники, и не отступил перед опасностью. Сербы сначала тайно, а затем все смелее стали почитать его могилу и просить в молитвах его заступничества пред Господом.
Господь принял жертву Василия в небесный свой жертвенник, и вскоре стали появляться особые свидетельства святости мученика. Христиане стали получать скорую помощь в бедах и исцеления от болезней.
Со временем сербы обустроили могилу и зажгли на ней негасимую лампаду. Позднее над местом погребения святого возникла церковь, около которой, по народному преданию, был устроен небольшой монастырь (вероятнее всего – метох[2] Печской патриархии). Позднее монастырь пострадал от варварства турок, а церковь была разрушена. Но и после разрушения народ не переставал приходить к могиле святого и молиться ему. Вплоть до войны 1999 года остатки церкви и могила сохранялись.
Почитание и память о святом Василии и его могиле напрямую связаны с судьбой сербского народа этого края Метохии и окрестностей Печа.
***
В конце XVII века, после Великого исхода Сербов на север за реку Дунай в 1690 г. под водительством патриарха Арсения III Чарноевича, состав населения этого края сильно изменился. Большинство сербов покинули свои вековые очаги, и в самом селе Чушка осталось всего несколько христианских домов. Однако в XVIII веке сюда переселились сербы из Черногории и Македонии. Несмотря на то, что старожилы передали своим новым соседям историю о мученичестве святого Василия и чудесах, происходивших на его могиле, в среде переселенцев из Черногории намного сильнее присутствовало почитание святителя и чудотворца Василия Острожского, и поэтому со временем имена этих двух святых начали путать. В народной среде появилось предание, что на месте могилы новомученика Василия «пролилась кровь святого Василия Острожского, когда он был ранен». Другие утверждали, что здесь захоронена рука святителя.
Но несмотря ни на что у старожилов и их потомков из Печского края сохранилась живая память именно о их земляке – святом новомученике Василии Пекаре[3].
Непосредственно рядом с могилой святого было турецкое захоронение, в котором, по преданию, был похоронен слуга Василия, оставшийся ему верным и заботившийся после смерти хозяина о его могиле. Со временем на место упокоения святого стали приходить и турки, и арнауты. В какой-то момент они даже пытались присвоить себе сербскую святыню из-за этой второй могилы, принадлежавшей мусульманину. Они безуспешно пытались провозгласить могилу турка святым местом.
По народному преданию и обычаям местных сербов, на могилу святого Василия чаще всего приходили по вторникам и пятницам. Но самым главным днем стал день святителя Василия Острожского, когда местно праздновался и святой мученик Василий Пекарь (по аналогии с тем, как святой новомученик Григорий Печский праздновался на день святителя Григория Богослова).
В 1959 году Леонтий Павлович записал свидетельство двух женщин-мусульманок Сабрии Салих и Эмины, заботившихся о могиле, которые рассказывали, что многочисленное собрание верующих бывало и на день святого пророка Илии (2 августа/20 июля).
Обычно народ собирался у могилы большими группами, совершалось каждение и возжение свечей, а также соборная молитва. Больных обводили троекратно с крестным ходом вокруг могилы святого. На могиле всегда горела лампада, устроенная в большом углублении, куда могло войти до половины литра елея. К святыне часто приходили школьники прямо с учебниками, чтобы святой Василий благословил и помог им в учебе.
Бранка Мренович (1949 г.р.) из Печа вспоминала, как с братьями и сестрами их рано будила покойная мать Цвета Яничиевич (1929 – 1998 +). Они нарядно одевались и шли на могилу святого Василия, удаленную на 5-6 км от дома. Там они совершали каждение, зажигали свечи и помазывались маслом из лампады. Молились каждый о своем, и, по словам Бранки, их молитвы всегда бывали услышаны. Затем вместе завтракали неподалеку от святыни и возвращались с первыми лучами восходящего солнца домой духовно и телесно окрепшими.
Драгица Попович с ранней юности и вплоть до бомбардировок НАТО 1999 года часто посещала могилу святого мученика Василия Печского и молилась ему во всякой житейской нужде. Помощь святого, как она говорит, не заставляла себя долго ждать, и, всякий раз возвращаясь на могилу, она чувствовала облегчение и покой.
Ее подруга Милка Джукич, с которой она часто посещала могилу святого Василия в середине 1960-х годов, убедилась на своем личном опыте, насколько святой Василий был скорым помощником. После нескольких лет брака ее семейная жизни расстроилась так, что муж развелся с ней. После этого бывший супруг уехал на работу за границу. Милка попросила помощи у святого Василия: она молилась, чтобы муж вернулся и не оставил ее одну с двумя сыновьями. Спустя три месяца муж действительно вернулся, а их восстановленный брак увенчался рождением еще одного ребенка – помимо двух сыновей у них появилась дочь. И сегодня Милка благодарит скорого помощника святого Василия.
Однажды Драгица Попович (в 1960–х гг.) застала у могилы святого Василия молодую супружескую пару из Боснии. Они приехали, чтобы пожертвовать небольшую золотую цепочку в знак благодарности. Они были в браке четыре года и, не имея детей, особо молились святому Василию и получили сына.
По свидетельству монахини Евфимии (Маркович), родом из села Накла (около Печа), женщины из этого и соседних сел имели обычай посещать святыню в воскресенье и пятницу при молодом месяце, когда, по местной традиции, совершалось водосвятие. Некоторые брали на себя и более строгие правила за своих родственников, служивших в армии, чтобы все живыми и здоровыми вернулись домой. Часто вместе с сербами и албанцы из Накла шли утром на могилу святого.
Добрила Попович из Накла в детстве страдала сильными головными болями. Мать отвела ее на могилу святого Василия и помазала маслом из лампады. Головная боль прошла и с тех пор никогда не повторялась. Сейчас Добрила живет в Крагуеваце, ей 60 лет.
Жители Накла также знали, что если какой-нибудь малыш никак не начинал ходить, то его надо было отнести к святому Василию. Трижды с ним обходили могилу, и ребенок сразу делал первые шаги. Известно несколько таких случаев.
Радмиле Маркович (род. в 1938 г. в селе Лугоджия под Печью) в 1970 году часто во сне являлась ее покойная соседка мусульманка Зика и просила ее о помощи. Радмила долго раздумывала, как ей помочь, и в итоге решила сходить к могиле святого Василия. Здесь она помолилась за свою соседку, и больше та ей не снилась
Сын Милоша Чукича из Главичицы (село неподалеку от Печа) страдал от детского паралича. Так как медицина оказалась беспомощной, Милош отвел сына к святому Васлию Печскому, и тот полностью выздоровел.
Митра Миятович (род. в 1934 г. в ближнем селе Витомирица – сейчас живет в Печской патриархии) вспоминает, что многие тогда говорили: «Если тебя посетит дремота у святого Василия, то ты исцелишься». Это и произошло с внуком Милунки Лазович, которая и сейчас живет в Пече. В начале 1990-х она повела внука на могилу святого Василия, потому что он часто плакал. Мальчика троекратно обнесли вокруг могилы, и после третьего раза он заснул. Оказавшийся рядом албанец сказал: «Хорошо, что ты уснул, будет хорошо…» И действительно, после этого малыш больше не плакал.
Мирьяна Тодорович из Печа с 1999 года живет в Белграде. Когда-то она регулярно посещала могилу святого и молилась ему во всякой нужде. Однажды и с ней самой произошло исцеление. У нее на ноге появилась небольшая язва, и сильные боли в этом месте мучили ее. Она не обращалась к врачам, но сразу пошла к святому Василию и трижды с молитвой обошла могилу. И всякий раз мазала больное место маслом из лампады. Боль прошла, а вскоре и сама язва закрылась. Она хорошо помнит обычай, когда на могилу приносили еду и там устраивали трапезу.
Виктория Таньевич, Блаженка Чукич и Радмила Шугович также помнят свои посещения могилы святого Василия, а Любица Милатович свидетельствует, что к могиле новомученика Василия шли и сербы, и албанцы и что люди часто приносили какие-нибудь личные вещи, чтобы освятить на могиле.
В середине 1980-х албанцы пытались ограничить для сербов доступ к святыне. Монахиня Евфимия вспоминает, что в 1985 году могила святого Василия была огорожена решетчатой оградой, так что к ней нельзя было приблизиться. По ее словам, сербы «только смотрели на нее загороженную из автобуса, когда возвращались из школы».
Этот запрет, однако, продлился только некоторое время. Многие жители Печа приходили на могилу вплоть до 1999 года, когда, по воспоминанию Бранки Мренович, албанцы ее снова оградили. Работавшая неподалеку Мирьяна Тодорович ежедневно проходила мимо этого места и вспоминает, что в 1999 году видела, как над обеими могилами началось строительство. Тогда она решила, что речь идет о церкви.
Сегодня на этом месте можно видеть новую мечеть. В то же время невозможно точно сказать, закрывает ли она могилы или просто расположена в непосредственной близи от них, а обследование места затруднено.
Что на самом деле происходило с могилой святого Василия в последние годы перед началом войны, возможно, лучше всего свидетельствует история двух подруг из Печа – сербки Драгицы Попович и албанки Шарибаны Плунци, которые часто приходили на могилу святого, чтобы помолиться каждая на свой лад. Шарибана даже часто ходила молиться в Печский монастырь.
Как-то раз в 1998 году они пришли к могиле святого и застали ее переделанной на албанский манер. На могилу был положен длинный камень, какой обычно стоит на албанских могилах, а сбоку было набросано много земли, чтобы она была похожа на холм – как будто здесь кто-то недавно похоронен. Была установлена обычная для балканских мусульман гробница-мавзолей – тюрбе. Шарибана спросила сторожа албанца, зачем он это сделал. На что тот ответил: «Наши приказали», – имея в виду членов боевой организации UÇK, так называемой «Армии освобождения Косово». По его словам, приходил какой-то человек и передал приказ так все устроить. Женщины помолились и ушли, а спустя несколько дней опять вместе пришли к могиле Василия и обнаружили, что все возвращено в первоначальное состояние. На вопрос Шарибаны, что произошло, сторож ответил: «Невозможно приказывать Богу. Снова приходил тот человек и приказал вернуть все как было, потому что он промучился ночью и не мог заснуть».
Молитвами святого мученика Василия Печского Чудотворца, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь
-----------------------------
[1] Сегодня находится вблизи железнодорожной станции в Пече.
[2] Метох (греч. μετόχιον или μετόχι) — в Византии и на Балканах небольшой монастырь (или церковь), подчинённый более крупному монастырю и представляющий хозяйство этого монастыря.
[3] Как и в случае со святым мучеником Григорием Печским, первым культ святого мученика Василия Печского описал сербский историк и академик Джордже С. Радойчич, а после него короткие записи об этом оставил богослов и историк Леонтий Павлович («Культы у сербов и македонцев»), иеромонах Димитрий Плечевич («Сербский отечник»), а также Голуб Йошанович («О именах жителей села Чушка у Печи в северной Метохии»).
Помози Господе нашој браћи Србима да поврате Светиње своје Косовске,заштити их од свакога зла и земљу њихову исконску.
Амин Господе.